Правда и истина в азбучном свете

Раз уж так повелось, что многие из нас ищут различия между правдой и истиной, и придают этому большое значение. и остальные,  хотя бы для понимания этих многих, имеют этот вопрос в виду. Широко распространён при этом и слово-составной анализ  и даже его  азбучные варианты. А интереснее когда эти анализы сочетаются.
Так возьмём для анализа сначала слово - ПРАВДА, в его составе есть четыре знакомых слова: ПРА, В,  ПРАВ, ДА, где ПРА  имеет смысл - исполненное от начал, то есть уже то что соответствует действительности, но что, видимо, сперва стало почётным артиклем для предков, а потом символом колена поколений, но это по азбуке уже и правда и истина в их общем смысле. Однако, в слове правда ПРА уточняется  или предлогом - В или корне-знаком (руной) со значением ведание, хотя, может быть и то и другое. Получается соответствие действительности в чём-то ещё или в ведании. Далее же слово - ДА - подтверждение, и значит слово - ПРАВ в подтверждении или подтверждается или и то и другое, если находится в составе слова - правда. Получается, - слово правда это многократно акцентированное слово ПРА. По слово-составному с азбучным  анализу, слово - правда - аналог слова - факт. Но есть и исторический анализ, употреблялось и  в значении - закон, значит есть и двойное значение - по факту и по закону, что и употребляется в значении идеи - идеологии - это наша правда, хотя в выражении жить по правде, имеется в виду закон.Но жить по правде - выражение не самое популярное так как по созвучию провоцирует спрос и за правдивость, а порой жить по закону и для этого не лгать, - не быть лжецом просто  невозможно. 
Слово -ИСТИНА же говорит о порядке получения соответствия действительности, начинается с И - с предлога присоединяемости, значит присоединяемое к присоединителю, которого обозначает предлог - С, - то есть это заход не с высока, а наоборот снизу и получающий от чего или от кого либо высшего подтверждение, таким образом ИС - это подтверждённое старшими положение, что обычно бывает главным аргументом у детей и у взрослых неуёмных  почитателей авторитетов.  А мы тут уже можем получить новое слово - ПРАИС -фактичность и основательность нижнего запроса но верхнего подтверждения. Можно употреблять даже вместо слова -спасибо или благодарю, и как похвалу не только успешному ученику но и образцово вежливому, и товарищу, что создаёт здоровый настрой в коллективе, или  сам  его придерживается. И сам такой настрой тоже - праис, кроме того, что истина  или правда. А слово истина далее продолжается словом ТИНА - или абсолютное или безучастное соответствие,( а в живом русском языке тина - ничего высшего- только низшее) потому что Т - твёрдое И -присоединение к Н - порядку А - начал. Разумеется, значение -абсолютное, почти противоположно значению - безучастное, тем не менее, странно, что в русском языке близкое к плохому пониманию слово - тина есть, а в значении абсолютного присоединения нет, не исключено то, что эти особенности языка сформировала культурная аппозиция религиозному брожению в мире, ещё до крещения Руси. Так и вообще славяне могли такое название заработать сначала не как поборники слова божьего, а как автономные в словообразовании племена и народы. Ну а слово истина у нас тут получилось в двух вариантах, - или подтверждённое сверху положение элемент порядка без вской отсебятины, или подтверждённое сверху положение принятое всем сердцем всем разумом, или в абстрактной безучастности. Может быть из-за возможности хотя бы двух таких пониманий слова -истина, даже если и не по буквам и на ином языке, и потребовало такое выражение как: "Истинно истинно говорю вам..." - хотя, есть и другие понимания, например, со всех сторон истинно, или неоднократно подтвержденное, или не просто всем сердцем и разумом, а всем существом и даже не только человеческим. Мол, говорю и как человек и как Бог, и  так в слове человеческая и божественная сущность в принципе и может объединяться в любом  человеке, что всем своим существом стремится к совершенству. И в случае Иисуса тоже самое, а то, что сказано не сотворен, а рождён от Бога, может означать и наиболее близкое воздействие образа божьего, примерно как через гены, а не как через чертежи на сегодняшнем уровне производства. Однако, не ввести ли и такие слова как ПРА-МНЕ-ДА  и ПРА-МОЛ-ДА, в первом случае - мне было подтверждение, а во втором, - кому угодно, хоть бы трижды великому пророку, но не мне. Так было бы корректнее и культурнее.      


Рецензии