Возвращение на Север

1.Отпуск закончился
Декабрь 1983 года

 Отпуск закончился,завтра мне вылетать из Шереметьево в Архангельск.где мне предстоит ввод в командиры моего любимого Ан-2.
 Первые тридцать семь отпускных дней пролетели незаметно-театры,выставки,ЦДЛ,Дом актёра,Дом кино были "взяты",как вершина айсберга по блату,либо "по прямой"-с официальными билетами,закупленными заранее моей любимой тётушкой у своих подруг
в театральных кассах.
 Дома идёт подготовка к снабжению "милого дитяти" на долгие полгода отсутствия.Мама
печёт пироги и очень питательное печенье из одного,только ей ведомого,твороженого состава,отец курит на лестничной площадке.Он то понимает,что сумки с харчами едва
хватит на два-три дня послеотпускного восстановления  и вживания в рабочий ритм сына.
Тем более что его сын,"душа нараспашку",не будет всё это есть один,а обязательно все
привезённое выложит на стол перед своими лётными гавриками,такими же молодыми и вечно
голодными "лётными щенками".
 Спать ложимся рано,в девять вечера,заводим два будильника,один механический,другой электронный "Слава",который называем в шутку-Зятёк.В своей комнате включаю магнитофон
Маяк-205,мой поводырь в мир Бардовской песни и слушаю Юрия Визбора.
 Мысли опять возвращаются к любимой лётной работе,без которой не могу жить и представить чтобы я делал без неё. Волнует,конечно,предстоящий ввод и сдача экзаменов
на право первый раз стать командиром самолета.
 Сквозь сон слышу,как отец подходит и выключает магнитофон,плёнка шлёпает по звукоснимателю и я снова проваливаюсь в сон...
 В пять утра подъём,зарядка и быстрый завтрак с обязательным пилотским бутербродом-
хлеб,масло,джем и сыр.Одеваемся с отцом быстро и идем вместе на электричку, захватив
с собой увесистую сумку. Прощаемся на перроне,следующий приезд домой будет только глубокой осенью,когда полетов будет мало из-за непогоды по Северам.
 Добираюсь до Шереметьево и как обычно захожу на второй этаж аэровокзала в кафе выпить горячего кофе с бутербродами с красной рыбой. Время проходит быстро и вот я уже
приветствую знакомый архангельский экипаж Ту-134. Прошусь к ним в кабину, всё веселее лететь,да и командир знакомый,летал в нашей лешуконской эскадрилье на Ан-2.
 Час пятнадцать полета и мы заходим в Талаги,аэропорт Архангельск.Теперь мне предстоит
лететь еще сорок пять минут до посёлка Лешуконское,основной базы нашего лётного отряда.
Времени до вылета предостаточно и еду в город Архангельск,в музей,посмотреть на макеты
поморских кочей(деревянных кораблей мореходов)Как говорил мне мой Старый,командир с  Ан-2,-Бог создал женщину,корабль и самолёт!Это надо любить всю жизнь!
 Погода стоит отличная,видимость "миллион на миллион",морозец спадает,появились перистокучевые облака,признак приближения циклона,а значит осадков в виде снега и всякой не очень хорошей метеочепухи,которая мешает по маршруту полета и на посадке.
 Сумерки приходят на Северах очень рано и в три часа пополудни уже наступает астрономическая ночь.Рейс до Лешуконское прошёл спокойно,успел даже подремать в полете.
 По прилету докладываю командиру эскадрильи о завершении отпуска и готовности снова летать,на что получаю информацию о том,что предстоящие экзамены на ввод в командиры
состоится через неделю в Управлении на МКК(местной квалификационной комиссии).
Объясняю командиру,что только после отпуска и еще надо полетать,заработать денег
на поездку,в общем отказываюсь,ссылаясь на время необходимое для подготовки.
 Нас двоих,вторых пилотов,готовили в командиры,Меня и Ваню Тихомирова,так он летал
всё это время и спокойно сдал экзамены в эскадрилье, а мне нужно время.
 Тут меня Ваня начинает "обрабатывать"-Да ты всё знаешь на отлично,за два дня всё сдашь!
Не полечу,Ваня!Надо денюжку заработать!Хотя бы дней десять полетать.
Спокойно иду в общагу,раскладываю съестные припасы для своих друзей на столе,жду когда придут после полетов.Опять приходит Ваня и снова "обработка"- Полетели,вдвоем веселее
и проще сдать экзамены!
Отказался,извинившись.
На следующий день уже стоял в наряде на полеты. Отлетал спокойно вместе с командиром
звена проверку и опять Ваня,-Может успеешь?Ещё два дня есть...
Отказался снова...
Через два дня проводили Ваню в Архангельск, через три дня он позвонил командиру эскадрильи и сообщил, что сдал.
Следующая очередь была моя на ввод...
Эх,если бы мы тогда знали,что случится...

2.Катастрофа самолета.
В тот день погода была отвратительная,шел мокрый снег,видимость была тысяча пятьсот метров, нижняя граница облаков на высоте сто,сто пятьдесят метров и прогноз по погоде
обещал обледенение в облаках.Так что только с командирами у которых был минимум
100х1000 метров можно было летать.
 В тот день я по плану должен был летать с командиром эскадрильи Ц*, вызывающим
у других командиров самолётов чувство отторжения за его командирскую фанаберию.
 Спокойно подготовился к полетам, прошел контроль готовности у дежурного штурмана, отдал Задание на полет Ц* и пошел принимать у авиатехников самолёт.
 Когда шёл по летному полю,всю демисезонную куртку облепил мокрый снег, принял машину,привели пассажиров,расписался в борт журнале о приёме самолета.
Над аэродромом послышался звук заходящего из Архангельска самолета,в котором должен был прилететь Ваня после успешных экзаменов.
 Пришёл Ц*, закрыл входную дверь,подготовились к запуску двигателя и запустились.
Смотрю справа в форточку на полосу посадки и вверх,вижу огни садящегося самолета,на левом крыле красный,на правом зеленый... И тут огни поменяли своё положение на сто восемьдесят градусов.А мы всё ещё прогреваем двигатель...
И вдруг...вверх над посадочной полосой поднялся столб вертикального белого снега, похожего на взрыв...
Через несколько секунд техники побежали туда,а я прибрал газ и крикнул выпускающему
технику,-Что случилось?
-Самолет упал... громко ответил он...
Доложил командиру о причине,но тот спокойно запросил руление на старт.
Возмущению моему не было предела!
Только руководитель полетов остановил Ц*,приказал выключить двигатель и передать пассажиров сопровождающей отдела перевозок.
В тот день запретили все полеты, ждали комиссию по расследованию...
Два экипажа оставили дежурными по АСР(аварийно спасательным работам),
остальным разрешили отдых...  и помянуть
Три пассажира и стюардесса остались живы

 


 


Рецензии
Какой ужас... а погибло-то сколько?
Вы хорошо, увлекательно пишете прозу!

Евтеева Наталья   07.06.2024 22:51     Заявить о нарушении
Написано исключительно ДОКУМЕНТАЛЬНО, как слепок у недумающего журналиста...
Даже правду в статье журналист каким-то образом преукрашает,
к некой осбенности незамечаемой ранее в жизни...
А это автор написанным создал обыкновенный снимок фотоаппаратам...
Да и снимок фотоаппранатам можно сделать живым по желанию и умению самого
фотографа...
Я очень удивлён прочитав это...

Буряк Алексей   08.06.2024 14:05   Заявить о нарушении