2015-07-11 С Андреевым. О следах
https://disk.yandex.ru/i/ipnpNZOe3JXUlg
Листалка. Читать:
https://pubhtml5.com/ccwf/vnav/
--------------------------------
2015-07-11 С Андреевым. О следах
«Философский штурм»
Отрывок из обсуждения. «Определение души. Платон и наука»
На мой взгляд, имеет смысл различать:
- внутреннюю структурную информацию, исчерпывающе отражающую содержание объектов материального мира и/или объектов идеального (понятийного) мира;
- относительную информацию, определяющую процесс взаимодействия между объектами (материального и/или идеального мира), движения, действия, в результате которых остаются «следы» от взаимодействий, создаётся новая информация.
Теперь перейдем к мировым связям, взаимодействиям, происходящим вне поля зрения людей вообще. Если нет людей, что же, ничего не происходит нигде? Полагаю, вы так не думаете. Элементарное соударение двух камней в космосе - передает информацию и сохраняет её в следах от соударений! Которую потом (потом!) в любое время, может быть, через миллион лет может принять человек и осмыслить её. Получить «информацию»!
Есть реальные взаимодействия, например, столкновение тел. А есть их следы. Которые можно сфотографировать и передать фотографию на любые расстояния, сколько угодно раз. Это не то же, что передать само столкновение тел. Там, где будет рассмотрено фото, никакого столкновения не произойдет. Без целенаправленной воли субъекта. И, в любом случае, даже при повторении, копировании этого взаимодействия, оно уже будет другим, в другом месте и времени. И влиять на другое, других.
Если говорить с материалистической точки зрения, на мой взгляд, наиболее объективной, человеческое «я» возникло как развитие всё более усложняющихся «следов», а потом «отражений». Это у меня расписано в статье «Эволюция информационных систем»:
Более широко, безотносительно субъекта, под информацией (или ее передачей) можно понимать любые связи, установленные и устанавливаемые, между объектами материальными (все связи между любыми объектами - информационные связи) и любые следы этих связей (мир идеальный).
«В самой основе материи, простейшей субстанции, располагающей единичной исчерпывающей информацией – а именно свойством всеобщего движения и взаимодействия, действительно заложено стремление к творчеству.» (В.И.)
То, что располагает информацией есть носитель информации. А источник, творец информации - разум. Пусть не чей-то субъективный, желающий «своего», а объективный и сверхперсональный, наподобие закона гравитации, который задает планетам «информацию» двигаться только так, а не иначе. Этот закон может быть источником информации, движения и взаимодействия, который как вы справедливо заметили «заложен» в материю на самом базисном уровне. Но материя не может быть и исполнителем, и творцом этой «программы».
Нарисуйте мысленно примитивный контур управления:
А теперь соедините в одно целое управляющее и управляемое. Что получится? Бесформенная, неуправляемая мешанина.
Поэтому еще Анаксагор говорил, что ум, для того чтобы всем управлять должен быть примешан во все, но к нему ничто не может быть примешано. И Спиноза разделил Природу, на природу управляющую (natura naturans) и природу управляемую (natura naturata). И человек устроен так, что его нервная система отделена от прочих органов. И общество так же устроено, и управление тем эффективнее, чем четче управляющие органы власти отделены от бизнеса.
А вы думаете, что материя на простейшем уровне является исключением из этого правила? Напротив, там должно быть самое жесткое распределение ролей.»
Андреев
То, что вы называете «управляющим», на мой взгляд, является развитием простейших следов, результатов взаимодействий. Нагляднее всего «следы» видны на уровне тел неодушевленных – например, в виде царапин и вмятин. Свои следы есть и на уровне элементарных частиц, атомов. И, чем выше информационная система (ИС) стоит по уровню иерархии развития, тем сложнее «следы».
Под ИС я подразумеваю все сущие объекты, субъекты и сообщества субъектов – всё, что относительно обособлено на уровне своих (!) высших связей.
На уровне жизни, тем более Разума, например, человеческого, естественно, эти «следы» как вы совершенно правильно говорите, получают и набирают всё большее число обратных связей. Да, собственно, и при соударении простых тел действие равняется противодействию и «следы» остаются на обоих взаимодействующих объектах.
Фишка в том, что на уровне появления первых понятий, а затем, тем более, психики и сознания во всё большей степени развивается способность предвидения. А именно проигрывания ситуаций в идеальном (понятийном) мире психики и сознания.
На этом основано и всё руководство субъекта самим собой и иными объектами и субъектами в доступной среде и по мере собственных сил.
Это всё увеличивающиеся возможности информационных систем всё более высокого уровня.
Такой, казалось бы, простой механистический, можно сказать, подход, кстати, не отрицает ни Бога, ни возможность бессмертия. Потому как под Богом мы понимаем сферу нами непознанного, однако же, ощущаемого, осознаваемого интуитивно в минуты высших прозрений и состояний.
Да, с развитием Природы, человеческого Разума, безусловно, развивается нечто всеобщее идеальное, что можно считать ноосферой, Богом, Провидением, Высшим Разумом. Оно развивается вместе с нами, с нашей Вселенной. И является, по сути, Глобальной информационной системой, пределы которой условно совпадают или несколько шире пределов наших познаний в пространстве и времени. По качественным связям, это уровень, безусловно, высший к разуму человека.
И вот в этой ноосфере, Боге – да, мы бессмертны. Если из себя что-нибудь представляем, для неё важное.)
На мой взгляд, в простейших объектах есть только внутренняя структурная информация - с точки зрения условного Абсолютного субъекта содержащая всё для их всеобъемлющего описания, разложения до простейшей субстанции и воссоздания из неё.
Внутренняя структурная информация - необходима и достаточна для создания данного объекта или субъекта, любой ИС из ничто, или из субстанции, располагающей единичной информацией.
Никакого внешнего или внутреннего управления нет, в ИС есть данность замкнутых на себя связей, ограниченных условно обособленной от других ИС связью высшего уровня данной ИС.
Если это и «управление», то бессознательное - отвечающее сущим необходимостям, законам внутриядерным, сильным и слабым взаимодействиям, гравитационным, электромагнитным, химическим, а далее - биологическим.
И вот на уровне биологических связей, возникновения понятий, развития способностей проигрывания взаимодействий материального мира в идеальном мире понятий возникает возможность осознанного управления.
Неосознанное «управление» , повторюсь - законы взаимодействия тел неодушевлённых, сущие необходимости, связи, возникшие и закрепившиеся среди бесчисленных флюктуаций, взаимодействий на всех уровнях иерархии уже сущих структур.
«Энергия» и «активность», возможно, одно и то же.. в некоторых смыслах. Но, на мой взгляд, «активность» и носитель или держатель её «активная инстанция» - более общий термин, категория. Потому как «активность» есть в мире материальном и в мире идеальном (понятий). А какая в идеальном мире «энергия»?
Активность проявляет себя и во взаимодействии миров материального и идеального, сначала проявляясь, фиксируясь в простых отражениях. А на определённом этапе организуется таким образом, что идеальные понятийные представления (планы) целенаправленно начинают внедряться в мире материальном, осуществляя целеполагание и управление, внешним и внутренним ИС.
Безусловно, деление на «материальное», «идеальное» и «активное» (так же, как в Троице) - довольно условно и просто является удобным делением Единого на некоторые его составляющие для его познания (описания, выражения) и развития - самопознания миром себя Самого и саморазвития.
Можно создать бесчисленное множество философских и религиозных концепций, описывающих, по сути, одно и то же - мир един и единствен для всех, - но истинную ценность имеют те, которые в наибольшей мере помогают жить людям и служат развитию мира.
Идеальная сторона несуществующей субстанции) в том, что она, субстанция, имеет фундаментальное свойство движения и взаимодействия. И возможность в материи сохранения следов. Весь наш идеальный мир понятий вырос из этой способности сохранения следов.
Свидетельство о публикации №124060703788