Метафизическое золото Николая Ерёмина
Клад золотых монет Новая книга
Николай Ерёмин Источник https://proza.ru/2024/06/05/781
…а ещё поэт,
играя и экспериментируя,
изобрёл полусонет…
Что ж?
Классическая форма поистрепалась за века,
чем только ни начиняясь в бессчётных языках,
- и эхо эксперимента работает вполне выразительно:
БЕЛЫЙ ЦЕНТОННЫЙ ПОЛУСОНЕТ
Музыка НН Ерёмина Слова ВВ Монахова
Как Штирлиц в главном коридоре Ада,
О Муза, помнишь, на пути к успеху:
- Не лезь ко мне с романтикой в постель! –
Сказал я, изменив себе с тобою, -
Единственной, красивейшей из женщин…
Пообещав у входа в Рай жениться…
И ты меня простила – сгоряча…
Фе-враль 2024
Николай Ерёмин выпустил новую книгу,
наименовав оную: «Клад золотых монет» -
хотя в данном случае, думается, речь идёт о метафизическом золоте, подразумевающем словесное, душевное, интеллектуальное, гуманитарное богатство:
именно такой клад своеобразно противоречит материальному, низовому, косному, погружающему в болото житейских мелочей.
Вот Гамлет требует флейту,
Испытывая необходимую меру вины и вина:
иначе флейта прозвучит не слишком убедительно,
сбиваясь,
и необходимую слушательскую слезу не сможет вызвать:
Давненько я не игрывал на флейте…
Друзья мои, подайте инструмент!
Для вдохновенья вермута налейте…
Я чувствую – вот истины момент!
Рождённых вместе музыки и слов, -
Мотив и удивителен, и нов…
И тут же наплывает на глаза
Старинная, желанная слеза…
Стих Ерёмина лёгок, даже если содержанием тяжёл,
даже коли касается тем запредельности и смерти; стих исполняется внешне легко, скорее на выдохе, чем на вдохе, и великолепие этой лёгкости воздушно и облачно.
О! каким строительным материалом владеют облака! Из самих себя производя чудо-башни и фантастических слонов, переходящих в профили классиков!
Впрочем – у поэта материалом: вся жизнь,
и даже больше –
иные измерения, параметры пространства, которые не вычислить математически.
Чётки четверостиший перебирая, поэт касается социальности, улицы, толпы-народа,
делая это так,
что вспыхивают метафизические ноты
осмысления предложенной действительности:
- Ах, как надоело – ё, моё! –
Телевизионное враньё…
Неспроста на улице народ
Говорит, но всё - наоборот!
Зажигается хворост фантазий,
стих превращая в фантасмагорическое действо:
Ведьма, старая поэтесса,
Налегая на руль Мерседеса,
Приглашает: - Садись, прокачу! –
Я же ей говорю: - Не хочу…-
Зная точно, куда повезёт…
И даю от ворот поворот…
И взлетает она тяжело,
Мерседес превратив в помело…
Мелькнула ведьма, - на земле остался поэт,
добывать свой метафизический клад –
предназначенный для других.
Точные формулы формулировок превращают строки в вектор мысли:
С земли на небеса ведёт дорога,
Из века – в вечность, следом след поправ…
Вольтер был прав, решив придумать Бога,
И, передумав, был, увы, не прав.
Философы! Над пустотой и твердью,
Превозмогая жизни благодать,
Растерянность и ужас перед смертью
Вам не рассеять и не оправдать.
При всём раблезианском жизнелюбии Ерёмина
ужас,
вшифрованный в каждое человеческое сердце –
пред смертью и неизвестностью бездны – никуда не уберёшь,
и не рассеять его, нет,
но изящество строк…создаёт иллюзию примирения с чем-то,
что не назвать.
Тонко поворачиваясь (или – проворачиваясь вокруг своей оси) мысль живописует
многоэтажность поэтических действ-зависимостей,
отчасти – проясняя роль поэта в социуме:
привычно вполне равнодушном к нему:
Я полагаю, нет, предполагаю,
Что сам себе и людям помогаю
Жить так, как полагается поэтам:
Петь, что хочу, и подпевать при этом…
Всем тем, кто, независимость храня,
Зависим от себя и от меня.
…грозно грянет гроза,
напугав поэта, в сущности, в самом корне сердца остающегося ребёнком:
Гроза надвигается…
Грозный синдром…
Земля содрогается…
Молнии… Гром…
Град хлещет по коже…
Пробита броня…
О, Господи Боже,
Помилуй меня!
Перекликаются звуки…словно – надеясь на лучшее, пересекаются, сближаясь, высекая из читательского сознания искры воспоминаний-ассоциаций.
Слово играет со смертью –
ведь слово ведёт поэта, который, может быть, и сам порой не представляет, что сочинит через пять минут:
что сочинится –даже будет вернее:
слово играет, исполняя серьёзную партию:
О, жизнь! Когда-то был я рад,
Что между нами нет преград...
О, смерть! Я рад на склоне лет,
Что ничего меж нами нет...
Новая книга Николая Ерёмина велика по объёму, и, начинённая разным: картинками литературной жизни,
сонетами и полусонетами,
четверостишиями и посвящениями,
лирикой и метафизикой,
искрами иронии и юлой юмора,
снижением пафоса и осознанием земного финала,
как неизбежности последующего взлёта –
она животрепещет
столь полноценною поэтической жизнью,
что надежно захватывает
в благородный
свой
плен.
Александр Балтин
Свидетельство о публикации №124060601545
это ссылка на книгу
Николай Ерёмин 06.06.2024 14:28 Заявить о нарушении