Михаил Щербаков - комм к песням. 98г
Комментарий к песням Михаила Щербакова.
"А меня убьют на войне"
"Хоть немного еще постою на краю"? "Погоди, недолго терпеть стояние на краю"? Хрупки нервы чрезмерно эстетического /"левконойного" - черт ее знает, кто это/ человека - даже воловьи нервы Высоцкого были хрупки, даже мягкие нервы Щербакова...
Нельзя слишком грузить себя эстетикой, если твоя этика слаба - ты слишком торопишься в рай, он не только не завтра, но и вообще не скоро. И "Рим" /американская цивилизация/ еще века по инерции протянет /"третий Рим" /"третьеразрядный Рим"/ тоже/.
И пусть их, этих торговцев мылом и левконойями, чего биться головой об каменную стену до тех пор, пока у тебя не железная голова…
Как мне нравится, когда тексты изобилуют активными и ясными понятиями, типа "кричи", "труби", "радуйся", "закупай" - и т.д. и т.д. - когда нет "буддистской" резины во всех ее вялотекущих, зевоту вызывающих видах. Это как солнечный день для меня.
"Цезарь спит и стонет во сне" - тоже перегружен эстетикой!
"Ессе hомо"
"Человек мыслящий /и я, Щербаков в частности/ насотворял кучу всякой гуманистической мелочи, но это отнюдь не изменило природу государства и его положение в нем: он в бараке, в плену у вояк". С торговцами ругался, теперь с вояками, как Высоцкий. Как пророки! Но доказано уже, что обличениями делу не поможешь, изведешься только. Христианство видит выход в альтернативной жизни. "С волками жить, чтоб человечьей речи их учить"?! - ясно, что скоро взвоешь! Тем более, что негативная реклама - чуть ли не самая лучшая: ты будешь ругать, сразу кто-то бросится на защиту, кто-то третий начнет примирять... - оживление на помойке и весело время идет, с интересом.
"Аллилуйя"
"Жизнь на обычном кругу в кайф, пока ты невинно веришь во всё, в корабли и балы, в приятелей, а главное - в любовь. Но неизбежно начинаются разрывы, взрывы и ты теряешь свою невинность, т.е. способность быть счастливым".
"Фантастический зигзаг по неведомой спирали" - Достоевский! …Поэт-эстет так хочет обмануться, он рвет с одними бессмысленными как ноль кругами и находит другие /в "Лаосе" и "Майами"/ - лишь бы можно было, например, вместе с БГ, петь эти слащавые и эстетичные "аллилуйя" женщинам, а не Богу. / "Аллилуйя - я помогаю больным" - допустим/
«Апрель"
Ах, и у меня такая же история... Глупо полупреследуем каких-то полудур...
«Арго»
О равнодушии и поддельности хрустально-золотой античности. "Но любовь держит на аркане и ты как бы всё это любишь".
"Атлантический океан"
"Вот плыву на сопливом пароходе искусства, смят и сжат, хотя и туз в колоде. Сойти бы в каком-нибудь Шанхае, но не том, где пустяки, кабаки и прочее бездумье". ..."Сила океана, сердце мертвеца".
"Ах, ну почему"
Клянет своих командиров, которые пытаются ранить небо мечом. "Ни от кого из них не завись, иначе твои дела будут унылы". Свобода - дело чести. Бунт - дело чести. "Я никакой неудачи в поражениях не вижу" - за одного битого двух небитых дают /если не до смерти побьют/. "Торопиться отчаиваться не надо" - золотые слова. Однако про то, что "я - грешник" / "грязная свинья" - "Агата Кристи"/, что-то еще ничего не встретилось. Неужели такой небесный?! Парниковый, оранжерейный, курортный, комнатный?! "Дураком" себя мало называть, надо еще и "скотиной"! /Я тоже домосед, но какой-то странный – всё неуютные улицы перед глазами./
"Баб-эль-Мандебский пролив"
Извиняюсь, вот она, "скотина"' Хотя, конечно, мелкая, домашняя. Дома сидя, мы все "добрые, милые, честные человеки", все умные и культурные.
....Белибердовый, короче, пролив - вечно мы в нем плаваем.
..."Сколько в мире радужных мыльных пузырей и сколько в нем подвохов".
«Из ниоткуда в никуда" - "На фига?" /"Агата Кристи"/.
"Из не оттуда в не туда" - "Поход на небо задом наперед"...
"Балаган"
"Не знаю, что творю, я только знаю, что горю" - "ничего не знаю, кроме Христа и притом распятого". Распяты мы широтой жизни, в которой одновременно и апрели, и феврали, и неспешность и кромешность - трудно вместить и мучает нас трудность, распинает.
Отказаться от распятия - отказаться от творчества, ведь останется только обычное догматическое выеденное яйцо.
…Облако - это отстиранный чад!
"Билли"
Т.е. "американские бравые ребята - те же фашисты" /о которых пел Высоцкий/.
...Насчет "красоток" - завидно?! А ведь они такие же бравые. Мне тоже скотов мужского пола как бы не жаль, а вот женского... Тоже нежный слишком!
«Вечно открытый Божьему гневу"
Тоже высоты боюсь!
…Не успел Высоцкий умереть, как Щербаков запел.
Восемнадцатый февраль"
Жизнь у меня более суровая, что ли, но не близки мне эти бабочки, хрустали, Версали - никаких восторгов они у меня не вызывают; за гранью пребывают; презрение вызывают - типичная "раскатка губы".
«Восточная песня -1"
"Небо мне не скажет ничего и джунгли мне не скажут ничего" - комнатным теням и призракам, конечно, ничего не скажут - точнее, скажут целые джунгли слов, но мы сквозь них не продеремся.
…«12 лун» - полный "серебряный" набор.
"Восточный романс"
Все "сладостности" мне кажутся тошнотворно пошлыми. Не сойдут снега с вершин, пока эстетика будет важней этики; эстетика - это и есть снега, могучие снега. Ценись она пониже, была бы водою. ...И опять всё ради женского пола - так если и станешь могучим, то только могучим петухом.
"Возвращение"
…Слава, будет – и памятник будет /и гробовщик с меркой деревянной будет/.
"Всё потом"
Душевные люди - вода, они слабы /если даже воды хватит на могучий поток/. Сразу за могучей водой начинается дух, а самый последний дух сильнее самой могучей воды. Щербаков - это могучий стук в двери дома, где живет дух, Бог-Дух. /Что-то я уж слишком критикую его - ведь вдохновляюсь же? ведь с магнитофона не слазит?! ...Я полон слишком большого скепсиса по поводу искренности всего, что говорится в рифму. Мне кажется, что и искренность, самое святое для них только повод и материал для выделывания своих дерьмовых парчовых одеял - которыми они потом, так или иначе, торгуют - а параши /тюрьмы, казармы, психбольницы, детдома, наркодиспансеры и т.п./, между тем, переполнены. Парча как лейкопластырь. "Разбрелись все от бед" под одеяла, в памятники самим себе - по домам... Пока эстетика /умения/ будут впереди этики /смелости/ всё будет только холостым ходом, игрой. И мощный" холостой ход еще нелепее... Так шикарно словами вышивает - осталось передвинуть какой-то рычажок, подставить какую-то материю...
Вообще, это странная норма: в творчествах своих мы неизбежно патетичны, а в жизни - неизбежно циничны. И от патетики избавиться не легче, чем от цинизма! Мы, циники, видимо, ничего другого наверху увидеть не способны, обязательно как мыльные пузыри раздуваемся - а потом говорим с отвращением: "опять чертов гудок!"/
"Вишневое варенье"
Корабль культуры с "героями" /БГ, например, "матрос с берегов Ориона/ - каждый считает себя лучше других - столпотворение, суета с рассказами и регалиями за рассказы век за веком. А дома тоже одно вишневое варенье, но "затянула уютная семейная жизнь и уж не верю себе, что тоже герой, причем настоящий. И сочиняю, что это не вишневое варенье, а барбарис из дальних стран". ...Нам, сладострастникам "изгиба" вполне довольно, чтобы возбудиться!
"Горестный романс -1"
И Козловский жалуется на то, что много мог и мало сумел.
"Место среди тех, которые молчат" - имеется в виду конформизм.
...Надо воевать не с теми, кто молчит, а с теми, кто кнутами-кляпами и пряниками-пирогами /сладкими и жирными/ заткнул их глотки - кто не молчит отнюдь. Легко ругаться с бессловесными. "Паси овец Моих, не пиная их" /"Ну что же вы молчите, овцы?!" - овцы устыдились и заговорили!/
...Критикую, как будто сам герой - "нет, я не герой, мои дела тоже унылы - этот комментарий в том числе…"
"Горестный романс - 2"
"Нами движет беспокойство от нашей раздвоенности" - движет сразу во все стороны, трясет т.е., а не движет.
"Ни окопы, ни братанья не меняют ничего" - если игрушечные /"всё опять-таки в театре»/
...Вообще, он, чувствуется, довольно весело живет /по сравнению со мной просто шикарно/, жизнь-то удачно складывается. Умен, вокруг друзья, почитатели - чего еще надо? А вот душа очень чуткая и нежная - и всё нехорошо ей, и ум ей сомнителен, и друзей улыбки...
"Душа"
Оборотная сторона смелого настроения: монументы себе сами воздвигаются - буквально взлетают! "Осмелел и... прежде всего смело памятник себе воздвиг за смелость, поздравил, так сказать, себя". Памятник себе - не он ли тот вечный, загадочный "камень преткновения", о который спотыкаются все строящие и пишущие?!
...Гомерические, практически безобразные "горы златые" никому не нужны /и "вечные блага», им подобные/, а вот как насчет чего-нибудь посимпатичнее?! /И везде такие преувеличения-преуменьшения./
"Кариатиды"
В самую точку.
...Что нам стоит дом построить? - нарисуем, будем жить. И что нам стоит дом нарисованный сломать? - новый нарисуем. А потом как стражники будем свои рисунки охранять, как торговые агенты рекламировать... - подпирать, короче. Скоро весь мир будет очень даже прекрасным - но нарисованным. На бетоне нарисованным... /"Сверху мягкая трава, а снизу каменное, каменное дно"/
"Кибитка"
...Быстро же он жизнь прожил - я в эти годы еще и чесаться не начал!
Лирикой заведует богиня, а не Бог, вот и бегают к ней, заведующей, с подношениями и уверениями в преданности. Лирики, вы не мужчины, в вас Бог чуть слышен...
...Он мне напоминает Соломона - который мудр был, но только настолько, насколько сидя на царском троне и лежа на царском ложе можно помудреть. Тысяча, что ли, жен понадобилось этому мудрецу...
"Колыбельная безумца"
Опять в точку. Всю эту широкую, якобы "христианскую" дорогу надо начисто "подвергнуть сомнению" - ее делал античный бульдозер и религиозный трактор, не человек.
"Ковчег неутомимый"
Как все поэты, какой-то он неоседлый. Носит его; то смерть толкнет, то любовь.
Я, хоть убей, боюсь и вреда здоровью, и ущерба очагу, а уж тюрьму и суму боюсь очень…
«Крым"
"Киматорий"! "И снова ты над домом, над дымом, над Кимом поднимаешься вверх…" "Погляди ты на Кима - это ж волк. И попасть на его клыки очень просто. Подниматься не моги ты выше его роста".
"Менуэт" /"На берегу, что прян..."/
...Нет, я тоже эстет, ужасный любитель прекрасного, но чего мы, собственно, добиваемся? Что прекраснее зрелища природы, неба - разве эти зрелища избавили людей от проблем или хотя бы лишили их способности делать ужасное? А стерильные красоты почему-то /наверное, потому, что земля - это антистерильность/ превращают людей в призраков, декадентов.
...Зрелища как вера без дел. ..."Шепот высохших берез в душу мне занес туберкулез" - не занес, а выявил. А засыхают березы от того, что все мы - туберкулезные садовники. А заносит туберкулез шепот, скрип высохших людей. ...Зрелище рая /песенного ли, природного ли или другого/ будит в нас благие намерения, но вот что дальше с ними делать?! /Я уже ничего не комментирую - понял суть - просто общаюсь!/
...Нет, все-таки рифмы - это род болезни; это самогипноз, выживание путем самогипноза и самомумифицирования. Всюду наркотики - и, соответственно ломки. Вроде бы должны способствовать усвоению слов, а на самом деле мешают; запоминается, но не из-за смысла, а как звонкий лозунг - как Ленина протянутая рука. И неважно куда она протянута - заведомо в никуда. /И заведомо пробуждает благие намерения в тех, кто наивен. И "коммунизм" на это способен, и "капитализм", и "напиток благородный" и "символ высших правд" - в принципе, в любую сторону можно пойти и сделать что-то хорошеет Только далеко все-таки не уйдешь.../
"Рождество" /"Колебания"/
Про то, что всё едино, про антагонизм культурных и религиозных, про широту человека, про лицедейства, которыми заполнен мир... - замечательно, не близоруко. И это же всё фундаментальнейшие вещи - кто их понимает, тот заведомо "новый гений". /Старые гении - специализированные лицедеи./
"Разговор с полковником"
"Здравствуйте, Щербаков. Вы точны, как ангел. Но напрасно вы /на пару с БГ/ рассчитываете на полковников!.. Как, яд подействовал, зрачок широк?!" /Но у него хоть в бесах полковник ...Тем страннее его надежды /стратегические штабные причуды!/ - не отравишь беса; и даже ломом не убьешь./
...Честно говоря, мне хочется к нему подлизываться - мне ко всем хочется подлизываться! И я всю жизнь, так или иначе, подлизывался - но я заставляю себя закручивать гайки и прямо стоять! Я слишком его уважаю... /Опять подлизался?! ...Это, оказывается, такой кайф - не соврать /библейская заповедь, между прочим. Они, наверное, все в кайф, на самом-то деле/ - вот и пытаюсь этот кайф поймать!/
"Просьба"
"Что мы на этой финифти /в этих логарифмах и криптограммах/ искусства видим? - ничего". Лапшей на ушах почти всё было, старыми пальто на вешалках в многоуважаемом шкафу, узорами на покрывалах, тюлях, одеялах...
«Шарманщик»
"Боль - Бог". Гениально; когда боль проходит. Бога нет, но проходит боль либо от того, что душа в нас в данный момент умерла, спит, либо же от того, что достигла совершенства, гармонии, т.е. сама стала богом.
...Душа его вечно волнуется и вечно разряжается фейерверками с каким попало антуражем /летят, плывут, ползут, поют - в Италии, в Техасе - алмаз претворяя в графит, бубенцы пришивая к одежде.../ И всё это выходит волшебно и неясно, как мираж, потому что на самом-то деле только душа волнуется - о чем-то своем, знать, собственно, ничего не желая...
"Когда я был помоложе, я тоже имел коня"
Я тоже ненавижу коней в пальто и с цветами…
"Завещание безумца"
"Исследователь жизни закинулся бумагой" - а певец души нотами. И в принципе действительно, наверное, слегка "снижаем смертность", улучшаем нравы. Так и пророки делали. Но Христос сказал: "се ваш дом оставляется пуст". Пророкам - пророково, конечно, дело неплохое...
...Видя как туго приходится ему, конформисту, я /тоже, в общем, мусор до сих пор/ набираюсь бескомпромиссности! И ведь главное как снижаются творческие результаты - при всей уникальности таланта, еще много обычного нытья, судорог, обличений "плохишей", обычных лирики и пафоса, простого крика. Всё слишком в целом, т.е. по поверхности и пробегом. Чего нам терять, кроме своих новых штампов, в которые мы одеты и своей новой помойки, которой мы питаемся. "Стоп, это всё уже было, было... значит, не то, не то..." И зачем нам так вязнуть в словах... /"Мы - кроты" - Высоцкий: "волки не могут за флажки"./
"Воздвиг я памятник"
Так его! Все эти "жрецы дельфийские" действительно мальчуганы /обхаживающие нас как октябрят/.
«Вадемекум"
"Вместо кайзера в граните, вместо вечного огня - вы на карточку снимите исключительно меня" Согласен! /Вместе с Высоцким и другими./ Правда, к черту карточки...
"К сороконожке"
"Бегите от томов /как ученых, так и романических/ в леса вечной музыки и вечной радости". Хотя мой опыт говорит, что из 500 томов штук двадцать пять должны бы оказаться вполне приличными. К тому же, что такое "вечная музыка и вечная радость" - вечный вопрос. /Щербаковская музыка вечности вполне достойна! И радость его тоже. И многие слова.../
..."Простой чижик и простой талмуд тебя, резвая, изловят – посуесловят, плуты и изловят".
"Другое обращение к герою"
Я такой же гордый: "не уверуете как мы, люди постцивилизационные, чудаки-чудотворцы".
...Милый, милый Щербаков…
..."Жизнь моя, иль ты приснилась мне?" - лучше не "жизнь - сон", а: "и сны - жизнь"!
...""Бог" - вздор, такого слова нет" - т.е. Бога всегда всуе поминают. Да и предатели мы все не хуже апостолов.
..."Здесь не монахов нет - вояк подчинен уставу" - у всех свои догмы, все по своим квартирам-кельям сидят.
..."Как же трудно мне со мною - нет, нет и взвою", "Не говори, что изгнанник - еще беды наживешь... И ты не жмись там особо – третируй всех как котят", "Ворчу о модернизме и фашизме, не могу заняться делом, потому что знаю смысл жизни", "К дворцовым трюкам ты мог привыкнуть еще в инфантах", "Вели болтливой и мокрогубой фронде заткнуться или закрыться", "Искусство не требует жертв никогда, никаких" /"не сяду я в твою лохань"/ - музыка. Не умирай, человек, удивляйся – чудом, ошибкой...
1-3 февр. 98г.
Свидетельство о публикации №124060500849