Конкурс-Коломенский сонет
Здравствуйте, уважаемые члены Клуба Крылатых и дорогие гости ТМ "Гуси-Лебеди!"
Дорогие друзья!
Продолжаются конкурсы в рамках ПРОЕКТА «РОССИИ МИЛЫЙ УГОЛОК».
«У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;»
«Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах…»
«Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд;
Слуги белку стерегут,»
Кто не слышал в детстве эти строки из сказок?
Нам читали их наши мамы, папы, бабушки. И до сих пор они живут. Теперь мы их читаем нашим детям, внукам…
Я думаю, что они будут жить ещё очень долго!
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН!
6 июня мы отмечаем День рождения Великого Поэта.
С именем Александра Пушкина связано множество мест: Москва и Санкт Петербург, Нижегородская и Псковская области, Кавказ. Для путешественников, которые любят литературные маршруты, посещение пушкинских мест позволяет живо воссоздать ключевые вехи жизни поэта, узнать подробности из творческой жизни и прочувствовать дух пушкинской эпохи.
Но сегодня хочу остановиться на милом мне уголке России.
«Пушкинское кольцо Верхневолжья» — это туристический маршрут в Тверской области, охватывающий места, связанные с биографией великого русского поэта: усадьбы, церкви, парки, дворцы. Путь проложен через города и села, где бывал Александр Пушкин, и знакомит с теми уголками, которыми он вдохновлялся. Протяженность кругового маршрута составляет 250 км. Начинается и закольцовывается он в Твери, охватывая Иванищи, Старицу, Малинники, Берново, Павловское, Торжок, Митино и другие места.
Пушкин бывал в этих краях более двадцати раз. Он очень любил Тверь и ее окрестности, с удовольствием гостил у знакомых, живущих тут, и воспевал красоту этих мест в своих произведениях. Считается, что в здешних усадьбах была написана одна из глав «Евгения Онегина», вышли из-под пера поэта известнейшие стихотворения, среди которых «Зимнее утро».
Идея создания туристического маршрута, связанного с именем Александра Пушкина, зародилась во второй половине ХХ века. Тогда в один год было открыто сразу два пушкинских музея: в Торжке и деревне Берново. Они расположились в усадебных домах, где гостил поэт. Именно тогда историки и краеведы решили объединить все места, которые посещал Пушкин, в один тематический маршрут. На нем оказались усадьбы, парки, церкви, путевые дворцы, гостиницы, мосты и кузницы. В 1970 году туристам предложили совершать такое путешествие по пушкинским местам.
Сегодня «Пушкинское кольцо Верхневолжья» — один из самых известных и популярных туристических маршрутов в регионе.
•
Пушкин изображен на въездной стеле города Старицы, одного из пунктов «Пушкинского кольца Верхневолжья».
• Ежегодно по «Пушкинскому кольцу Верхневолжья» путешествует не менее 30 тысяч туристов.
• Путешествующих по «Пушкинскому кольцу» ждут экскурсии, а также дегустации блюд традиционной русской кухни, которые подавали к столу в первой половине XIX века. Также для гостей проводят мастер-классы по их приготовлению.
• В Тверской области Пушкин в общей сложности провел порядка 100 дней в период с 1811 по 1836 год.
• Маршрут «Пушкинское кольцо Верхневолжья» дополняется новыми объектами, экспозициями и интерактивными выставками.
Путешествовать по «Пушкинскому кольцу» можно круглый год, и сложно сказать, какой сезон для этого подходит больше.
Весна — время пробуждения природы, свежей зелени и ранних цветов. Летом, в пору отпусков, по маршруту путешествует наибольшее количество туристов.
Осенью стоит проехаться по «Пушкинскому кольцу Верхневолжья» хотя бы потому, что это было любимое время года поэта. Для путешествий лучше выбирать золотую осень, чтобы увидеть какова здесь «Унылая пора! Очень очарованье!». Особым шармом обладает в этих местах зима. Строки «Мороз и солнце, день чудесный…» из стихотворения «Зимнее утро» были написаны именно здесь.
***********************************************************
Поэзия, как и музыка, – это один из языков человечества, благодаря которому оно держит связь со Вселенной... Со Вселенной большой – мирозданием, и Вселенной маленькой – своей собственной душой. И благодаря той же поэтической форме сохраняется связь между ними самими – нашей душой и вселенским космосом.
Как музыка Моцарта – и ключ, и дверь в безграничный мир гармонии звуков, так для тех, кто родился и вырос на традициях русской культуры, творчество Пушкина – доступная и естественная возможность войти в удивительный мир гармонии слова. И вновь и вновь хочется читать эти известные, любимые пушкинские строки:
«Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты».
В нашем сознании после имени Пушкина неизменно следует приставка – Великий Русский Поэт. И за этим монументальным определением тут же теряется его живая личность – человека, как и все мы, со своими достоинствами и недостатками, со своим жизненным опытом – без которого не было бы, кстати, и всего его творческого наследия.
Одним из феноменов Пушкина можно считать то, что вот уже без малого две сотни лет мы вместе с ним восхищаемся совершенством, мучаемся страстью и – стремимся к идеалу. До сих пор объектом нашего внимания была вечная тема человечества – отношения мужчины и женщины, страсть и любовь, красота и вдохновение. Тема эта занимала Пушкина с самого начала его поэтического опыта, и ее понимание изменялось по мере того, как накапливался жизненный опыт поэта, – от безличного обожествления красавицы до попыток найти идеал в лице конкретной женщины:
Говоря о Пушкине как о создателе национального литературного языка, А.И. Куприн в своей статье «Солнце русской поэзии» пишет: «Пушкин взял этот великолепный язык у народа и отдал его народу очищенным от плевел, прекрасным и выразительным, светлым, чистым и прозрачным, как горный источник, упругим, как сталь, звонким, как золото, и бодрящим и ароматным, как старое доброе вино».
Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837) – поэт, главная фигура русской поэзии. Представитель обедневшего дворянского рода, включенного, однако, в литературные процессы. Первые стихотворные опыты начал в девять лет. Поступил в Царскосельский лицей, созданный Александром I для подготовки дворянских детей к государственной службе. На деле в период после победы в Отечественной войне 1812 года здесь царили духовный подъем и свободомыслие. В лицее начинали свое становление многие будущие издатели, поэты, декабристы, высшие чиновники.
Первое стихотворение юноши было опубликовано уже в 1814 году; через год Г. Державин, посетивший учебное заведение и услышавший стихотворение «Воспоминания в Царском селе» в исполнении автора, дал высокую оценку начинающему поэту. Биография Пушкина включила и период политической активности, ссылки, попытку организовать литературные заработки и, наконец, жить по законам современного ему общества.
Творчество Пушкина было новаторским, многие его произведения не были поняты современниками. Гоголь писал, что Пушкин – «явление чрезвычайное», в котором отразилось все русское: душа, язык, природа, а русский человек предстал в личности поэта, как «прообраз будущего». Впитавший культуру предшествующих поколений, он преобразил ее, создав новый литературный язык, дерзнув расширить границы книжной лексики разговорными и просторечными оборотами. Этот язык, лишенный высокопарности, стал понятен не только для образованной дворянской среды, но и народной. Пушкин открыл эпоху Возрождения русской литературы. Его творчество послужило источником вдохновения для последующих поколений. Он стал основоположником русского реализма, созданные им образы «лишнего» или «маленького» человека нашли продолжение в произведениях Лермонтова, Гоголя, Некрасова и многих других.
"Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный Спаситель –
Она с величием, Он с разумом в очах –
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец"
А.С Пушкин.
Этот сонет написан в 1830 году, до женитьбы поэта на Наталье Николаевне Гончаровой, и посвящен ей, будущей супруге. Так, попытки Пушкина в возвышенной любви увидеть не только мистический, но и реальный смысл, увенчались успехом: божественный идеал оказался достижим в лице конкретной, земной женщины. Причем, это не приукрашивание или возвышение достоинств, присущих реальному человеку, а наоборот, – момент озарения и понимание того, что божественные качества всегда присутствуют в обычной женщине, надо их только суметь открыть.
В декабре 1828 г. Пушкин познакомится на балу с будущей женой Натальей Николаевной Гончаровой, с которой обвенчается в феврале 1831 г. Но, когда первое его предложение в 1829 г. было отклонено, Пушкин уезжает на Кавказ и там пишет стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла», проникнутое печальными любовными воспоминаниями. Образ любимой живет в душе поэта, благодаря ему печаль становится светлей, грусть легкой, ночная мгла отступает. Пушкин, увидев однажды полотно итальянского живописца Пьетро Перуджино «Мадонна с младенцем», был поражен сходством с его невестой, о чем напишет ей в письме. Так появляется сонет «Мадонна» (1830 г.), в котором он создаст «чистейший образец» своего божественного идеала.
В русской поэзии сонет стал популярен с первой четверти XIX века. Творчество таких поэтов, как А.Дельвиг, А.Пушкин имело большое значение для дальнейшего развития сонета на русской почве.
Поэзия Пушкина, основоположника русской классической литературы, богата разнообразными строфическими формами. Здесь мы встречаем: двустишия, терцеты, секстины, октавы е и некоторые другие строфические формы. Другими словами, в его литературном наследии мы находим почти все поэтические формы, которыми располагает европейская литература. Не обошёл Пушкин и жанр сонета.
В русской поэзии стал доминировать французский вариант сонета. Как известно, отличие французского варианта сонета от итальянского заключается, главным образом, в структуре терцетов - они пишутся на три рифмы, две из которых являются смежными (в итальянском сонете все рифмы перекрестные). Таким образом, схема французского сонета следующая: abba abba ccd eed.
Французы ввели ещё ряд строгих формальных требований к сонету, ставших бщепринятыми в XVII-XVIII веках. Прежде всего, это необходимость использовать только точные рифмы, запрет на повторение слов (кроме союзов и личных местоимений), четкое синтаксическое отделение катренов и терцетов друг от друга, наконец - требование наличия в сонете «диалектической триады» (тезис-антитезис-синтез). Согласно канону, первый катрен дает экспозицию главной темы, второй - ее развитие. Первый терцет дает побочную тему, являющуюся антитезой к главной, второй терцет дает завершение в виде синтеза этих тем. Именно такой тип сонета больше характерен для русского сонета. итальянский ему несколько уступает, английский же был мало распространен в России до середины XX века, пока не появились знаменитые переводы Маршака из Шекспира.
Пушкин не часто обращался к жанру сонета. У него всего три произведения в этой форме: «Поэту», «Сонет», «Мадонна» - которые, однако, сыграли большую роль в развитии этой поэтической формы в русской литературе.
Здесь Пушкин провозглашает идею свободы и независимости поэта от толпы, черни, понимая под этими словами светскую чернь - людей, глубоко равнодушных к истинной поэзии.
Призыв к поэту идти дорогою свободной вовсе не означало, что Пушкин выступал проповедником искусства для искусства. По свидетельству Мицкевича, близкого к поэту именно в эту пору, Пушкин презирал авторов, пишущих бесцельно, он не любил философского аскетизма и аристократического равнодушия, которое видел в Гёте.
В своих сонетах Пушкин даёт и характеристику данного вида строфы как поэтической формы, рассуждает о возможностях, и заключенных в нем для сочинителей. В частности, в произведении «Сонет» Пушкин рассуждает о том, что сонет это форма стихотворения, при помощи которой многие знаменитые поэты очень легко высказывают свои мысли, чувства. Иначе говоря, Пушкин высоко оценивает возможности этой жанровой формы.
Итак, если следовать пушкинской мысли и схеме, имеющейся в данном его сонете, эту жанровую форму должна характеризовать следующая архитектоника: первые восемь строк объединяются в два катрена (четверостишия), а последующие шесть стихов распадаются на два терцета (трехстишия); все 14 строк соединены двумя системами (схемами) рифм: abab abab ccd ede.
Общая практика европейского сонетного творчества показывает, что четверостишия могут быть перекрестными, как здесь, или охватными, как в строгой форме сонета, но рифмы в обоих катренах непременно должны повторяться. Восьми первым стихам, несколько монотонным вследствие повторяемости рифм, противостоят вторые шесть, содержащие три пары рифм. Их порядок точно не определен. Строгая форма сонета требует деления по содержанию на две части: первая - два четверостишия, вторая - два трехстишия; тем самым две неравные части уравновешиваются. Ни одно слово (если не считать местоимений и служебных слов) не должно встречаться в сонете два раза. Рифмы должны быть звучными. Пушкин же не придерживается строгой традиционной формы.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, о том, что в сонетах Пушкина выдержаны не все канонические правила.
Создав свой сонет, Пушкин использовал его как строфу и написал "Евгения Онегина" (со свободным построением), поэтому сейчас этот вид сонета называется онегинской строфой.
Итак, она звалась Татьяной.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей;
Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела
И часто, целый день одна,
Сидела молча у окна.
Пушкинская «Мадонна» является классическим образцом формы сонета в русской поэзии.
Сонет А. С. Пушкина "Мадонна" впервые увидел свет в 1831 году. Его напечатали в альманахе "Сиротка" и в №15 "Литературной газеты".
Сонеты Пушкина написаны в 1830 году в Москве: первый — зимой или весной, второй и третий — в июле; от первого сонета до второго и третьего — несколько месяцев. Ни до этого периода, ни после него поэт больше к форме сонета не обращался (за одним исключением — сонетным фрагментом в «Борисе Годунове». Более того, в течение своей творческой жизни Пушкин из всех «твердых форм» обращался только к сонету.
Пушкинские сонеты — классические образцы этой формы в русской поэзии.
Пушкинскую пору называют золотым веком русской поэзии. В русской поэзии двадцатых — тридцатых годов прошлого столетия мы наблюдаем и расцвет русского сонета.
(Информация сети интернет).
*********************************************************
Сегодня предлагаю Вашему вниманию КОНКУРС:
« КОЛОМЕНСКИЙ СОНЕТ»
Автором – создателем Коломенского сонета является Роман Славацкий.
Роман СЛАВАЦКИЙ (15 сентября 1957 - 21 июля 2021) – поэт, прозаик, переводчик, церковный историк и краевед, теоретик сонета. В Союзе писателей РФ с 1999 года. Автор двух десятков поэтических книг, опубликованных отдельными изданиями или в антологиях, а также повестей, рассказов и множества исторических очерков. Зам. гл. редактора «Коломенского альманаха», зав отделом газеты «Благовестник». Участник международного научно-творческого семинара «Школа сонета». Лауреат нескольких поэтических конкурсов. Удостоен многих церковных, светских и литературных наград.
Авторская страница http://stihi.ru/avtor/gatskoslav
Подробнее о форме Коломенского сонета можно узнать здесь:
http://stihi.ru/2022/02/19/2550
Особенность Коломенского сонета или, как его ещё называют, «сонета Славацкого» заключается в необычной строфике. Отчасти он восходит к Свободному английскому или «сарреевскому» сонету, поскольку в нём, как правило, нет сквозной рифмовки. Кто-то почувствует здесь продолжение пушкинского эксперимента с «онегинской строфой», а специалисты могут увидеть намёки на «перевёрнутый» французский сонет.
Тем не менее, структура Коломенского сонета достаточно интересна. Отдельные сходные по структуре произведения у разных авторов носили случайный характер и не разрабатывалась как метод.
В строении Коломенского сонета принципиально важна одна главная особенность. Дистих тут расположен не в конце стихотворения, а сразу за первым катреном! При этом мощная финальная концентрация смысла, его «замковая часть», сохраняется, но она органично включена в завершение последнего катрена.
Это новшество как бы «взрывает» привычную структуру. Но в таком провокативном «взрыве», как раз и заключается основной смысл эксперимента! Благодаря ему появляется масса новых возможностей в развитии поэтического пространства Сонета.
Разумеется, существовали объективные предпосылки к появлению специфической «коломенской формы».
Включение дистиха между катренами представляет сразу несколько возможностей. Такое разделение создаёт неожиданную ритмическую паузу. При этом дистих может продолжать мысль предыдущего катрена, или знаменовать мысль последующего. Он может объединять логику первых катренов или, напротив, фиксировать их антагонизм. Двустишие может иметь и самостоятельное значение, задать философский вопрос или явить отдельный художественный образ. Как правило, рифмы двустишия не совпадают с другими частями сонета.
В настоящее время Коломенский сонет активно развивается и совершенствуется, запечатляясь в самой разнообразной метрике.
Подробнее о Коломенском сонете и вообще - о Сонете, Русском сонете - здесь: http://stihi.ru/2022/01/06/4044
От автора принимается ОДНО новое, не опубликованное ранее стихотворение, написанное на русском языке, НЕ содержащее нецензурную лексику, пропаганду насилия, пьянства и наркомании, расовую, межнациональную или религиозную неприязнь.
*** *** *** *** *** *** *** ***
На конкурс принимаются вновь написанные сонеты, в которых упоминается имя А.С Пушкина, места, где он бывал, произведения А.С Пушкина, прекрасные дамы, воспетые в стихах Пушкина.
Первое четверостишие - Зачин, Теза (Первая мысль, утверждение или вопрос, размышление).
Дистих (двустишие) - Антитеза (Противопоставленная мысль)
Второе и третье четверостишия - Синтез с элементами решения (вывода). Это может быть рассуждение о решении, путях совмещения двух первых мыслей или чувств.
Коломенский Сонет должен состоять из 14 строк. Ритм - пятистопный ямб.Сонет должен состоять из трёх четверостиший + дистих (двустишие в парной рифмовке), располагающийся после первого катрена.
Рифмовка катренов - чередование женской и мужской рифмы в перекрёстной или охватной рифмовке.
**********************************
Схема рифмовки:
AbAb CC DeDe FgFg
aBBa CC dEEd FggF
**********************************
Как образец:
Мемориал. Коломенский сонет.
Надежда Туманова
"Над Волгой слышен звон колоколов.
Опять весна врывается в наш город.
И, тишину внезапно расколов,
Поднялся лёд, весенним ветром вспорот.
В Покров здесь лёд был в алый цвет окрашен,
Налёт фашистов - и жесток, и страшен.
Всё у*же круг! Но тысячи солдат
Под пули встали, не жалея силы.
Любимый Ржев горел, огнём объят…
И без разбора смерть бойцов косила.
Большой курган. На нём солдат – герой.
Здесь вечного огня трепещет пламя.
Как символ нашей памяти людской,
Ввысь стая журавлей летит над нами".
***************************************************
Познакомиться с Коломенским сонетом можно здесь:
http://stihi.ru/avtor/anna08poems&book=14#14
Почти столь же представителен корпус коломенских сонетов, подписанных Алексеем Фоминым. Один из них он назвал «Коломной» и посвятил его их основоположнику:
………………………………………………………..Роману Славацкому
………………………….Коломна. Кремль. Восточная стена……..a
………………………….ещё в наростах домиков-ракушек……….B
………………………….и несколько, вздыхающих старушек,……B
………………………….проходят мимо тёмного окна…………….a
………………………….Со службы?.. Нет?.. Из Царствия теней….c
………………………….ноябрьских, но давно прошедших дней.....c
………………………….Покажется, - остановилось время………..D
………………………….И что оно такое? Небо, хлеб,……………...e
………………………….избитая во всех столетьях тема:…………..D
………………………….проклятий, ожидания, хвалеб... ……………e
………………………….Рябины куст, гроздь красных ягод, звон…..f
………………………….колоколов доносится, откуда?......................G
………………………….Когда я сплю, измученный простудой…….G
………………………….И вижу жизнь, сквозь неизбывный сон……f
ЗАЯВКА оформляется отдельной рецензией в этом посте и должна включать в себя:
- ИМЯ автора;
- НАЗВАНИЕ стихотворения, в кавычках, с большой буквы;
- ССЫЛКА на публикацию на авторской странице;
- АДРЕС электронной почты.
ПОДАВ ЗАЯВКУ НА КОНКУРС, ВЫ ПОДТВЕРЖДАЕТЕ, что ознакомились с "Правилами
проведения и участия в конкурсах площадки" - http://stihi.ru/2012/02/12/12233
ЗАЯВКИ принимаются с 05. 06. 2024 года до набора 15-20 стихотворений.
ГОЛОСОВАНИЕ "народное", БЕЗ ОЦЕНОК, для участников конкурса - ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ.
Победителей ждут призы:
за 1 место – 1200 с\б
за 2 место – 1000 с\б
за 3 место – 500 с\б
за 4 место – 300 с\б
Участие в конкурсе бесплатное, однако мы с благодарностью примем любую спонсорскую помощь на развитие площадки "Гуси-Лебеди"
(на логин - gusilebedi1).
*******************************
Уважаемые авторы! Не бойтесь экспериментировать!
Пишите сонеты с удовольствием!
Обещаю, что на голосовании конкурсантов ждёт сюрприз!
Ведущая конкурса – НАДЕЖДА ТУМАНОВА.
Всем - творческих удач и вдохновения!
Свидетельство о публикации №124060506324
Приём произведений на конкурс заканчивается 10.07 2024 в 20-00 мск.
Тм Гуси-Лебеди 08.07.2024 07:28 Заявить о нарушении
Приём произведений на конкурс завершён!
Надежда Туманова 10.07.2024 21:35 Заявить о нарушении