Семиотика одного стихотворения
Материал создан для учеников автора, а также для тех, кто изучает семиотику, психосемиотику, аналитическую психологию Юнга, культурологию и литературоведение.
Обычно семантический анализ проводят люди сторонние, поэтому любой самый удачный анализ имеет статус гипотезы к намерениям автора описываемого произведения. Поэтому сей опус весьма уникален тем, что сам автор для помощи учащимся проводит не только семантический анализ, но и онтологический, который позволяет понять вместе со смыслами и значениями ещё и онтологию мировосприятия автора. Кто-то скажет, что внутренняя семантика и есть личная онтология (и даже философия), но я бы не стал смешивать онтологию и философию с семантикой. Философия, даже собственная, шире собственной онтологии, поскольку допускает мышление не только о сущности, но и о спекуляциях, а семантика может быть не только личностно значимой, но и привлекательной для ума. Впрочем, как и всё в целостном человеке, границы этих толкований и подходов весьма условны и размыты, как и понимание объективности.
Пусть заинтересованный читатель не удивляется совсем очевидным (казалось бы) разъяснениям, поскольку наши внутренние семантики, на самом деле, могут существенно отличаться. И то, что будет очевидно для одного, для другого окажется неожиданностью.
Начнём со знакомства со стихотворением. Никогда не стоит анализировать законченный текст, не познакомившись с ним весьма обстоятельно. Вместе с тем полезно делать заметки о первых впечатлениях и всплывающих образах и коннотациях при первом знакомстве. Их можно потом учесть как подсказки интуиции, или души, что полезно для рефлексии.
Итак, предложенное к разбору стихотворение:
НЕВИДИМАЯ НИТЬ.
Устала осень краски разбавлять
И ворошить пастельное в миноре..
Устал ноябрь – ну сколько можно ждать? -
Когда всё белым сменится в декоре,
Неву покроет молодым стеклом,
Лизнёт холодным в незакрытый ворот...
И поздней чайки неизбывный стон
С небес нависших скатится на город.
Пора идти! Не стоит окроплять
Уныло-серым повеленья духа...
Накинут плащ, как было в 25 -
Пусть позади останется проруха
и суета. И тихою стопой
проникну дальше в мир, оставив юдоль..
Засеребрит космической пыльцой
Сиянный свет и заиграет удаль.
И под закат на северо-восток
я выйду..
На широкую дорогу.
Увижу Нить, ведущую к Чертогу,
В котором исторгается Исток...
А теперь авторская трактовка образов, смыслов и значений.
«Невидимая нить» - выражает собой Путь эволюции духа, важный этап которого проходит в земном воплощении, а понимание правильности этого Пути делает возможной положительную, богоцентрированную эволюцию. Семиотически «Невидимая нить» тождественна нити волшебного клубка, который давала Ивану-царевичу баба Яга при розыске Василисы Прекрасной, как раз и отождествляющей душу его самого. Кстати, свадьба с Василисой означала переход жизни Ивана-царевича под управление души (духа), что есть цель человека, претворяющего божественный замысел в своём воплощении.
1. «Устала осень краски разбавлять
И ворошить пастельное в миноре..»
Речь идёт одновременно об осени природы и осени человеческой жизни. Профанный план – об осени природы, сакральный план – о закате жизни, судьбы. Идут долго осенние дожди, «разбавляющие краски» и сами краски осени уже не яркие, а блеклые, пастельные. Так же и долгий жизненный путь снижает остроту восприятия мира и себя самого, много на что человек начинает смотреть спокойно, отчасти, даже, равнодушно. Поэтому настроение часто грустное, минорное и по причине погоды и по причине прожитых лет.
2. «Устал ноябрь – ну сколько можно ждать? -
Когда всё белым сменится в декоре»:
Осень затянулась, хочется, чтобы выпал снег и унылые серые краски осени разбавились свежей белизной. Так же и душа уже устаёт под бременем земной жизни, телесно-личностного существования и мечтает вернуться из этого яркого разнообразия земной жизни, мировидения, ограниченного временем и пространством в ясность всевидения духовной реальности.
3. «Неву покроет молодым стеклом»:
По утрам река покрывается прозрачным тонким льдом, напоминающим стекло. Почему Нева? Тому виной особое отношение автора к Петербургу, как месту, где произошли несколько значимых для него событий, как к месту особой истории и, соответственно, особого выражения сакральности. И в момент написания стиха самым близким по духу местом, вдруг, оказался образ Петербурга. Хотя написан стих не в Питере и автор не считает его «своим» городом.
4.«Лизнёт холодным в незакрытый ворот...»:
Холодный влажный воздух вызовет озяблость, особенно, если любитель шарфа забыл его надеть, профанное значение - для живописности. Сакральное значение – уязвимость человека перед жизненными невзгодами из-за надвигающейся слабости.
5. «И поздней чайки неизбывный стон»:
Поздняя чайка – последнее напоминание о летнем буйстве Природы, активности Жизни вообще. Неизбывный стон – знак вечной печали перехода природы в замирающее зимнее состояние и жизни человека в старость и угасание. Однако, в целом, это профанное самовыражение человека, больше воспринимающего Жизнь как Юдоль. Бывает иногда свойственно и весьма просвещённым людям.
6. «С небес нависших скатится на город»:
Низкие серые тучи, хмурое настроение. Завершение годового цикла приближающейся зимой в аналогии к человеческой судьбе напоминает о её завершении и вместе с ней завершение самой жизни. Скатывающийся с туч на город стон чайки, созвучный хмари самих туч, напомнит о профанном восприятии жизни. Для человека же, устремленного к своей божественной проектности, любая хмарь и серость не имеют значения. Всё воспринимается с благодарностью.
7. «Пора идти! Не стоит окроплять
Уныло-серым повеленья духа...»:
Уныло-серое – бытовые повседневности, рутина. Это выражение направлено против профанных приоритетов, обывательщины, и к утверждению приоритета духовных императивов. Надо двигаться к реализации и завершению своего высшего Пути и не цепляться за жизнь ценой ежедневного «правильного» исполнения рутинных обязанностей. К такому образу жизни атеисты склонны более верующих, поскольку боятся смерти, как полного Небытия.
8. «Накинут плащ, как было в 25»:
Готовность двигаться вперёд, несмотря на плохую погоду в сакральном исчислении означает силу духа и готовность проявить волю для достижения сакральной задачи, несмотря на любые невзгоды. Необходимо сделать последнее дело, которое наметил, с бодростью и самоотверженно.
9. «Пусть позади останется проруха и суета»:
Отказ от восприятия любых испытаний в жизни, как страданий, наказаний, взамен чего отношение к ним, как к трудностям, которые надо преодолеть, на которые надо минимально обращать внимание.
10. «И тихою стопой проникну дальше в мир, оставив юдоль»:
«Тихою стопой» - взаимодействие с духовной реальностью. Требует исключительного спокойствия и тонкой настройки сознания. Приготовиться к переходу так, чтобы тихо и спокойно оставить своё тело, настроиться тонко и точно.
11. «Засеребрит космической пыльцой Сиянный свет и заиграет удаль»:
Есть такое представление, что переход души из дольнего (земного) мира в горний сопровождается мерцанием горнего света. Потом, по мере свершения перехода оно переходит в более плотный свет и появляется ощущение радости и тепла.
12. «И под закат на северо-восток я выйду, на широкую дорогу»:
Восток – сакральное направление в эзотерике, ведущее к эволюции души. Для русской сакральной мысли эту роль часто приписывают Северу. Поэтому и северо-восток, что кстати, в системе древнекитайской философии рассматривается как отдельное направление (всего их, соответственно, восемь).
Широкая дорога – как символ правильно выбранного Пути. Если ты правильно жил и с почтением относился к жизни и всему живому, почитал высшие сакральные истины, то твой путь должен быть, как широкая ровная дорога, без помех, прямо ведущая к трансформации, которая в разных культурах и учения обозначена разными символами (рай, философский камень, Свадьба, инициаций, самоосуществлений и т.д.).
13. «Увижу Нить, ведущую к Чертогу, в котором исторгается Исток»:
Нить – божественный Путь, который приведёт, говоря языком Христианства, в Царствие Небесное («Чертог»), исторгающее Благодать (из «Истока»), то есть Божественное Начало. Близка сущностно нити клубка, который давали Ивану Царевичу разные персонажи сказок для отыскания дороги.
Свидетельство о публикации №124060504796
всегда располагали кладбища.
2. При правильном лавировании в океане эзотерических смыслов
иногда ловятся мощные стихо-рыбы!
Интересных дорог Вам, Александр!
Взаиморадостей!
Екатерина Войловская 17.06.2024 09:50 Заявить о нарушении
Александр Безверхов 18.06.2024 00:02 Заявить о нарушении