Семиотика одного стихотворения

Семантический разбор стихотворных метафор.
Материал создан для учеников автора, а также для тех, кто  изучает семиотику, психосемиотику, аналитическую психологию Юнга, культурологию и литературоведение.
Обычно семантический анализ проводят люди сторонние, поэтому любой самый удачный анализ имеет статус гипотезы к намерениям автора описываемого произведения. Поэтому сей опус весьма уникален тем, что сам автор для помощи  учащимся проводит не только семантический анализ, но и онтологический, который позволяет понять вместе со смыслами и значениями ещё и онтологию мировосприятия автора. Кто-то скажет, что внутренняя семантика и есть личная онтология (и даже философия), но я бы не стал смешивать онтологию и философию с семантикой. Философия, даже собственная, шире  собственной онтологии, поскольку допускает мышление не только о сущности, но и о спекуляциях, а семантика может быть не только личностно значимой, но и привлекательной для ума. Впрочем, как и всё в целостном человеке, границы этих толкований и подходов весьма условны и размыты, как и понимание объективности.
          Пусть заинтересованный читатель не удивляется совсем очевидным (казалось бы) разъяснениям, поскольку наши внутренние семантики, на самом деле, могут существенно отличаться. И то, что будет очевидно для одного, для другого окажется неожиданностью.
         Начнём со знакомства со стихотворением. Никогда не стоит анализировать законченный текст, не познакомившись с ним весьма обстоятельно. Вместе с тем полезно делать заметки о первых впечатлениях и всплывающих образах и коннотациях при первом знакомстве. Их можно потом учесть как подсказки интуиции, или души, что полезно для рефлексии.
Итак, предложенное к разбору стихотворение:
Невидимая нить
Устала осень краски разбавлять
И ворошить пастельное в миноре..
Устал ноябрь – ну сколько можно ждать? -
Когда всё белым сменится в декоре,
Неву покроет молодым стеклом,
Лизнёт холодным в незакрытый ворот...
И поздней чайки неизбывный стон
С небес нависших скатится на город.
 
Пора идти! Не стоит окроплять
Уныло-серым повеленья духа...
Накинут плащ, как было в 25 -
Пусть позади останется проруха
и суета. И тихою стопой
проникну дальше в мир, оставив юдоль..
Засеребрит космической пыльцой
Сиянный свет и заиграет удаль.


И  под закат на северо-восток
              я выйду..
                На широкую дорогу.
Увижу Нить, ведущую к Чертогу,
В котором исторгается Исток...
   А теперь авторская трактовка образов, смыслов и значений.
«Невидимая нить» - выражает собой Путь эволюции духа, важный этап которого проходит в земном воплощении, а понимание правильности этого Пути делает возможной положительную, богоцентрированную эволюцию. Семиотически «Невидимая нить» тождественна нити волшебного клубка, который давала Ивану-царевичу баба Яга при розыске Василисы Прекрасной, как раз и отождествляющей душу его самого. Кстати, свадьба с Василисой означала переход жизни Ивана-царевича под управление души (духа), что есть цель человека, претворяющего божественный замысел в своём воплощении.

1. «Устала осень краски разбавлять
И ворошить пастельное в миноре..»
Речь идёт одновременно об осени природы и осени человеческой жизни. Профанный план – об осени природы, сакральный план – о закате жизни, судьбы. Идут долго осенние дожди, «разбавляющие краски» и сами краски осени уже не яркие, а блеклые, пастельные. Так же и долгий жизненный путь снижает остроту восприятия мира и себя самого, много на что человек начинает смотреть спокойно, отчасти, даже, равнодушно.  Поэтому настроение часто грустное, минорное и по причине погоды и по причине прожитых лет.

2. «Устал ноябрь – ну сколько можно ждать? -
Когда всё белым сменится в декоре»:
Осень затянулась, хочется, чтобы выпал снег и унылые серые краски осени разбавились свежей белизной.  Так же и душа уже устаёт под бременем земной жизни, телесно-личностного существования и мечтает вернуться из этого яркого разнообразия земной жизни, мировидения, ограниченного временем и пространством в ясность  всевидения духовной реальности.

3. «Неву покроет молодым стеклом»:
По утрам река покрывается прозрачным тонким льдом, напоминающим стекло. Почему Нева? Тому виной особое отношение автора к Петербургу, как месту, где произошли не-сколько значимых для него событий, как к месту особой истории и, соответственно, особого выражения сакральности. И в момент написания стиха самым близким по духу местом, вдруг, оказался образ Петербурга. Хотя написан стих не в Питере и автор не считает его «своим» городом.
4.«Лизнёт холодным в незакрытый ворот...»:
Холодный влажный воздух вызовет озяблость, особенно, если любитель шарфа забыл его надеть, для живописности.  Сакральное значение – уязвимость человека перед жизненными  невзгодами из-за надвигающейся слабости.
5. «И поздней чайки неизбывный стон»:
Поздняя чайка – последнее напоминание  о летнем буйстве Природы, активности Жизни вообще. Неизбывный стон – знак вечной печали перехода природы в замирающее зим-нее состояние и жизни человека в старость и угасание. Однако, в целом, это профанное самовыражение человека, больше воспринимающего Жизнь как Юдоль. Бывает иногда свойственно и весьма просвещённым людям.

6. «С небес нависших скатится на город»:
Низкие серые тучи, хмурое настроение. Завершение годового цикла приближающейся зимой в аналогии к человеческой судьбе напоминает о её завершении и вместе с ней завершение самой жизни. Скатывающийся с туч на город стон чайки, созвучный хмари самих туч, напомнит о профанном восприятии жизни. Человеку же, устремленного к своей божественной проектности любая хмарь  и серость не имеют значения. Всё воспринимается с благодарностью.
7. «Пора идти! Не стоит окроплять
Уныло-серым повеленья духа...»:
Уныло-серое – бытовые повседневности, рутина. Это выражение направлено против профанных приоритетов, обывательщины, и к утверждению приоритета духовных императивов. Надо двигаться к реализации и завершению своего высшего Пути и не цепляться за жизнь ценой ежедневного «правильного» исполнения рутинных обязанностей. К такому образу жизни атеисты склонны более верующих, поскольку боятся смерти, как полного Небытия.
8. «Накинут плащ, как было в 25»:
Готовность двигаться вперёд, несмотря на плохую погоду в сакральном исчислении означает силу духа и готовность проявить волю для достижения сакральной задачи, несмотря на любые невзгоды. Необходимо сделать последнее дело, которое наметил, с бодростью и самоотверженно.
9. «Пусть позади останется проруха и суета»:
Отказ от восприятия любых испытаний в жизни, как страданий, наказаний, взамен чего отношение к ним, как к трудностям, которые надо преодолеть,  на которые надо минимально обращать внимание.
10. «И тихою стопой проникну дальше в мир, оставив юдоль»:
  «Тихою стопой» - взаимодействие с духовной реальностью. Требует исключительного спокойствия и тонкой настройки сознания. Приготовиться к переходу так, чтобы тихо и спокойно оставить своё тело, настроиться тонко и точно.
11. «Засеребрит космической пыльцой Сиянный свет и заиграет удаль»:
Есть такое представление, что переход  души из дольнего (земного) мира в горний сопровождается  мерцанием горнего света. Потом, по мере свершения перехода  оно переходит в более плотный свет  и появляется ощущение радости и тепла.
12. «И  под закат на северо-восток я выйду, на широкую дорогу»:
Восток – сакральное направление в эзотерике,  ведущее к эволюции души. Для русской сакральной мысли эту роль часто приписывают Северу. Поэтому и северо-восток, что кстати, в системе древнекитайской философии рассматривается как отдельное направление (всего их, соответственно, восемь).
    Широкая дорога – как символ правильно выбранного Пути. Если ты правильно жил и с почтением относился к жизни и всему живому, почитал высшие сакральные истины, то твой путь должен быть, как широкая ровная дорога, без помех, прямо ведущая к трансформации, которая в разных культурах и учения обозначена разными символами (рай, философский камень, Свадьба, инициаций, самоосуществлений и т.д.).
13. «Увижу Нить, ведущую к Чертогу, в котором исторгается Исток»:
Нить – божественный Путь, который приведёт, говоря языком Христианства, в Царствие Небесное («Чертог»), исторгающее Благодать (из «Истока»), то есть Божественное Начало.


Рецензии
1. А на северо-востоке от селения в старину
всегда располагали кладбища.
2. При правильном лавировании в океане эзотерических смыслов
иногда ловятся мощные стихо-рыбы!

Интересных дорог Вам, Александр!
Взаиморадостей!

Екатерина Войловская   17.06.2024 09:50     Заявить о нарушении
Благодарю за пожелание, Екатерина! Именно о втором смысле этого направления и речь. Вам творческих успехов!

Александр Безверхов   18.06.2024 00:02   Заявить о нарушении