Современный Человек

Капитализм ужасен тем, что рассматривает человека как рабочую силу.  То есть его ценность, как личности, лишь в том, что он может работать и приносить кому-то прибыль. Больше ничего от него не нужно. И больше ничего он для себя ждать не может, кроме предоставления ему возможности работать.

А Государство опасно тем, что, взяв на себя благородную миссию организацию человеческой жизни, зачастую ставит себя уже выше человека. Заставляет его самого себе служить. Наплевав уже на его желания и свободную волю.

Короче, ценность человека заключается лишь в том, что он выполняет определённую функцию в системе общественного производства и может потенциально быть использованным государством в его целях.

Любопытно, что в Средние века, которые сейчас справедливо называют тёмными, такое бытие человека показалось бы очень странным. Бытие человека тогда рассматривалось как подготовка к жизни небесной. А его жизненной задачей было не получение как можно большего количества удовольствий, а спасение души.

Помню, в своё время я с удивлением узнал, что и английский короли, и русские монархи полагали себя ответчиками перед Господом за своих подданных. За их благосостояние и душевное здоровье. А английский король имел неофициальный титул защитника бедных и сирых. Он вменял в обязанность каждой английской общине заботиться о больных, бедных, и престарелых своих членах.

И даже если на практике эти принципы постоянно нарушались, сама их декларация говорит о многом. Ситуация кардинально меняется только в Новое Время. Когда возобладал подход, который существует и поныне.

В общем тут в уме всплывает старый анекдот. Прихожанин приходит в священнику и спрашивает:
-  "Батюшка, а я правильно живу?"
-  "Правильно, сын мой". И подумав,  добавляет. "Но зря".

То же самое и здесь.

- "А я правильно живу?"
- " Правильно. Ты же работаешь и выполняешь все установления государства. Но тоже возможно, что, по большому счёту, зря".

Надеюсь, то, что я написал, не прозвучало слишком пафосно упрощённо.


Рецензии