Четыре слона имажинизма. Есенин. Матрешка первая

Говорят, что я скоро стану
Знаменитый русский поэт.
С. Есенин

Несколько раз приступал я к сочинению миниатюры о Сергее Есенине, и каждый раз новые черточки биографии, воспоминаний современников, случайно обнаруженные книги или архивные документы заставляли меня, уважаемый Читатель, отступить на с грехом пополам взятые ранее тактические позиции, однако не обратиться в бегство. Образ Есенина, его удивительные стихи, факты биографии, многоплановость характера и таланта, казалось бы, изучены вдоль и поперек. К сказанному и ранее написанному можно добавить только личностное отношение к поэту и субъективные оценки его творчества современников и нас — потомков.
Используя систему образов имажинистов я, наконец, понял — Есенин, как русская расписная матрешка. Едва налюбуешься на внешнюю замысловато раскрашенную куколку, раскроешь ее, а внутри другая, поменьше, но тоже мастерски расписанная рязанским художником. Затем вас поразит красотой третья, не уступит ей в оригинальности четвертая… Доберешься, наконец, до самой крохотной, неразъемной, сутевой матрешечки, она то и явит истинный характер художника и человека.       
А посему, благословясь и с еле сдерживаемым душевным трепетом, приступаю я к изложению тех фактов и их описаний, на которые мой, надеюсь, в меру пытливый ум обратил особое внимание.               

Так хорошо тогда мне вспоминать
Заросший пруд и хриплый звон ольхи,
Что где-то у меня живут отец и мать
Которым наплевать на все мои стихи,
Которым дорог я как поле и как плоть,
Как дождик что весной взрыхляет зеленя.
Они бы вилами пришли вас заколоть
За каждый крик ваш брошенный в меня.   
   
Казалось бы, где человек и поэт сможет сообщить окружающий исчерпывающую информацию о себе и своей жизни?
В официальной анкете или собственноручно написанной автобиографии. Это справедливо, но только в том случае, если у него нет оснований лукавить или искажать факты в угоду политической конъюнктуре или внешним обстоятельствам. Или если человек прост и искренен, а не являет собой известную матрешку. К слову сказать, факты, изложенные в автобиографиях большинства советских писателей, написанных в разные годы, существенно разнятся.               
В анкете для приема в члены Всероссийского союза поэтов крестьянин Сергей Есенин напишет, что имеет среднее образование, стихи начал сочинять тринадцати лет отроду. Среди журналов, в которых он принимал участие (в периоды до 1914, с 1914 по 1918, после 1918 года) Есенин назовет только «Аргус», «Северные записки», «Голос жизни», «Красная Новь», «Красная Нива», «Огонек» и «Гостиницу».
А на вопрос анкеты «Где и когда напечатано Ваше первое литературное произведение» сам Есенин не ответит, указав уклончиво, что это было в 1914 году.
По воспоминаниям Есенина, его первым напечатанным стихотворением было «Сыплет черемуха снегом», размещенным в конце 1914 года редактором Виктором Сергеевичем Миролюбовым в его «Журнале для всех».

Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.
Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой, вы, луга и дубравы,
Я одурманен весной!

Однако во многих известных материалах, написанных в том числе собственноручно Есениным, имеются ссылки на то, что первые его стихи появлялись в следующих изданиях: «Жизнь», «Рязанская Жизнь», «Новь», «Мирок», «Проталинка», «Путеводный Огонек» и другие.
Пытливые исследователи творчества Есенина, детально проанализировав большинство указанных изданий за 1914 год, обнаружили следующее. В журнале «Проталинка» №10 за 1914 г. опубликовано лубочное подражательное (Некрасов, Клюев) стихотворение Есенина «Молитва матери»:

На краю деревни
Старая избушка.
Там перед иконой
Молится старушка.
Молится старушка
Сына поминает,
Сын в краю далеком
Родину спасает.
Видит она поле,
Это поле боя,
Сына видит в поле —
Павшего героя.   
И от счастья с горем
Вся она застыла,
Голову седую
На руках склонила.
И закрыли брови
Редкие сединки,
А из глаз, как бисер,
Сыплются слезинки. 
       
Найден автограф стихотворения Есенина «Удалец» («Ой мне дома не сидится...» с письмом в редакцию журнала «Красный смех». Однако стихотворение в журнале «Красный смех» опубликовано не было, так как в № 6 уже за 1915 (стр. 7) в разделе «Почтовый ящик-ответ редакции» размещен ответ С. А. Есенину в отказ от публикации его стихотворения. 
Первые стихи Есенина, которые относятся к периоду начала первой мировой войны, отмечены целым рядом недостатков, но период поэтического созревания Есенина был чрезвычайно коротким, его творчество крепло гигантскими шагами, а среди произведений, относящихся к 1914—1915 годам неудачных стихов, так свойственных начинающим поэтам, было очень немного, например, «Узоры»: 

Девица в светлице вышивает ткани,
На канве в узорах — копья и кресты.
Девушка рисует мертвых на поляне,
На груди у мертвых красные цветы!
Нежный шелк выводит храброго героя,
Тот герой отважный принц ее души.
Он лежит сраженный в жаркой схватке
И в узорах крови смяты камыши.
Кончены рисунки. Лампа догорает.
Девушка склонилась. Помутился взор.
Девушка тоскует. Девушка рыдает.
За окошком полночь чертит свой узор
Траурные косы тучи разметали,
В пряди тонких локон впуталась луна.
В трепетном мерцаньи, в белом покрывале,
Девушка, как призрак, плачет у окна.
(«Друг народа», №1, 1915).   

По словам Есенина он пробовал сочинять, когда ему было около 14 лет. К этим стихам относятся цикл «Маковые побаски» и «Микола», вошедшие потом в «Радуницу». В годы первой мировой войны в модных кружках самоучек и начинающих поэтов часто можно было встретить Сережу Есенина. Вслед за ранними стихами, в начале 1915 года, еще перед его отъездом в Петербург, Есенин в одном из таких кружков внезапно возник с новым стихотворением под названием «Русь». В тесной прокуренной комнате вероятнее всего звенел голос белокурого Сережи:

Понакаркали черные вороны
Грозным бедам широкий простор.
Крутит вихорь леса во все стороны
Машет саваном пена с озер...

Читал Сергей с душой, и с детски чистым и непосредственным проникновением в образы грозных событий, надвигавшихся на любимую им крестьянскую Русь в самодельных берестяных лапоточках:

Ах, поля мои, борозды милые,
Хороши вы в печали своей!
Я люблю эти хижины хилые
С поджиданьем седых матерей.

Стихотворением «Русь», напечатанном в журнале «Северо-Запад» и включенном впоследствии в «Радуницу», Есенин почти сразу ворвался в литературу, приобретя известность в поэтических кругах. В первом издании «Радуницы» Есенин использовал много местных рязанских слов, жаргонизмов, по поводу смыслов и значений которых читатели и слушатели часто недоумевали, чем вызвали живой интерес поэта:
«Что это значит? Улогий? — Спрашивали у Есенина:

Я странник улогий
В кубетке сырой?  Пою я о Боге
Касаткой степной.

Весь этот местный рязанский колорит Есенин, как и целый ряд стихотворений, из второго и последующих изданий своей «Радуницы» постепенно выбросил. Например, изменил строки о «страннике улогом» и о «кубетке», которые стали звучать так: 

Я странник убогий,
С вечерней звездой…

Есенин частенько упоминал, что еще до «Радуницы» выпустил сборничек стихов под заглавием «Русь», но показать этот сборничек никому так и не смог, отговариваясь тем, что у него самого книжки нет. Вероятнее всего это была просто вырезка из журнала. Но если бы и действительно был такой сборник, это было бы характерным началом для всей его последующей деятельности. Ведь назвал же он его символично — «Русью», а не «Рязанским Краем», позиционируя себя уже в 1916 году как общерусский поэт.


Рецензии