В Интерес. Частка чацьвертая

(з Валадаром Валацугам, па мясьцiнам-сялiбам мiнулага княства Лiтоўскага)

А таксама (иже с ним) – «почивших в Бозе» Iмперыi Расейскай i створанага волей народаў адзiнага магутнага Зьвяза.
А по-нынешнему… Как бы тут поделикатнее?! – Заповедника им. АГЛ.
А что станет в будущем… С нами и, особенно-заодно, с дурковатым на всю голову (или – что там вместо неё) Восточным Соседом. Но это – уже после нас.
Однако – только по Лепельщине. Да и то – выборочно.
И начнём…
С этимолого-топонимического. Тёзка ведь, как и я, не прочь с именами позабавляться. А там…

Неблагозвучные топонимы
Валадар Шушкевич
ЛИЧНЫЕ МЕМУАРЫ О КРАСНОЙ ЭРЕ (158)
С фотоиллюстрациями смотреть здесь:
https://blukach.by/post/2184
Сколько в мире неблагозвучных названий населенных пунктов, в основном сельских! Уже придумав название очередного мемуара, набрал его в интернет. И с содержания второго сверху сайта посмеялся: Козюльки, Лобок, Попки, Зады, Мошонки, Заноги. Даже пожелал сделать скан с первого сайта.
Да что говорить про глухие веси, если и среди городов можно найти срам в названии. Вот разделите на два составных слова топоним Херсон. Ха-ха-ха! Не видать тебе, город, сна, значит, что на самом деле актуально сейчас.
Но это далеко, ненашенское, скажете. Хорошо. Действительно весь сыр-бор я начал вокруг топонимов не из-за неблагозвучности их звучания, а чтобы показать восприятие ребёнком названий окружающих его весей.
Лепельщина. Копчу сей свет восьмой десяток лет благодаря двум её деревням: Веребки и Гадивля. В Веребках родился мой папа в 1924 году и я в 1952-м. После выхода с декрета мама увезла меня в свою Гадивлю, где жила её мать и близко находилась Сталюгская начальная школа – там мама учительствовала. Очень я не любил название маминой веси. Корнем топонима считал слова «гад», «гадить», «гадюка» – хуже не придумаешь. Масла в огонь подлил мой друг и двойной тёзка Вовка Шушкевич. Прибыв из Москвы, где гостил у отца, рассказывал:
– Кому ни скажу, что я из Гадивли, переспрашивают: из какой такой гадюки?
А родился я-то в Веребках. Воробьи какие-то! А почему не Соколы, не Орлы, не Ласточки? Старший на три года мой друг Коля Тухто объяснял происхождение названия так, будто в Веребках жил и хозяйничал пан Веребок, оттого и пошло название деревни. Панские времена в то время воспринимались исключительно с отрицательной стороны, потому сознание подшиванца Вовки отвергало сий топоним. Ну почему не Черноручье, не Залесье, не Слобода, не Замошье? Кстати, историю происхождения названия деревни Веребки не знаю до сих пор.
Гадивлю, где я жил, и Веребки, где родился, разделяли примерно 12 километров. Когда в Гадивле запускалась (беременнела) корова Зорька и переставала доиться, мне приходилось на грузотакси, а в основном пешком добираться за молоком для младших братьев Васьки и Толика от веребской рогули Лысухи, у которой график беременности не совпадал с Зорькиным, и она продолжала доиться. Путь мой лежал через деревни Вилы и Юшки. Как возмущали меня названия этих топонимов. Это ж надо так опоганить небольшие веси! Ведь вилами выдирают из хлева, выбрасывают через оконный проём, потом грузят на телегу и разбрасывают по огороду навоз, а попросту коровье говно. Фу, как некрасиво, неприлично и противно звучит!
Не лучшее название и у Юшек. Юшка – это чугунный круг, которым перекрывают дымоход, чтобы тепло из протопленной печи не улетучивалось через трубу в холодное небо.
Намного позже узнал, что название Вилы происходит от вилообразного раздвоения слияния рек Свядицы и Эссы, а Юшки – от первопоселенцев деревни с фамилией Юшко.
В 1963 году в пятый класс пошёл в Эссенскую восьмилетку, которая из Юшек переехала в покинутую офицерскую казарму радиолокационной военной части, расположенной между деревнями Черноручье и Козлы. Блин, ведь козлы – самые нечистоплотные, вонючие, воинственные и дурные животные. Уж лучше бы были Коровы, Быки, Кони, Коты…
Свою ненависть к названию своей колыбели детства и окружающих её весей высказал маме. Она возмутилась и приступила к моему воспитанию:
– Гадивля – самое красивое название, поскольку единственное в мире. Вот смотри. Пионерская газета «Зорька» напечатала твою заметку, и под ней редколлегия поставила подпись: «Володя Шушкевич. Деревня Гадивля, Витебская область». И тебя завалили письмами болгарские пионеры. Столько новых друзей ты себе нашёл! А представь, что под твоей фамилией следовал бы адрес: деревня Слобода, Витебская область. Только в Лепельском районе две Слободы – наш центр сельсовета и деревня в Полянском сельсовете. А в Витебской области более 20 районов. Значит, Слобод не менее сорока. Разве почта будет искать в этой полсотне Слобод какого-то Володю Шушкевича? А Слободок вообще на Лепельщине не счесть, два Залесья, два Заболотья, два Замошья.
Я после такой материнской нотации призадумался. Однако название своей веси так и не полюбил. Из армии посылал письма родным не в деревню Гадивлю, а в посёлок Гадивлянск, чтобы почтальон-солдат не разнёс по части сенсационное известие, что заместитель командира взвода управления отдельного ракетного дивизиона младший сержант Шушкевич связан с какой-то захолустной Гадивлей. А ещё больше опечалился уже во взрослые годы, когда рассекретили историю, и я узнал, что центр панского имения Гадивля назывался Елиново. Ёлки-моталки, вот это красотище, вот этот звучание!
Прозрение в этом отношении стало приходить ко мне в старшем школьном возрасте, когда узнал, что деревня моего Слободского сельсовета Иван-Бор давным-давно переименована, и в документах проходит как Красный Октябрь. Масла в огонь подлила жительница этой веси Галя Ленковская на два года младше меня. Она подтвердила, что знала о переименовании её родной веси с малых лет, но значения этому не придавала, поскольку всё население мифического Красного Октября продолжало называть свою колыбель Иван-Бором, по имени слободского пана Иванова.
Только в зрелом возрасте я стал ценить неблагозвучное название веси, с которой связана вся моя жизнь. Так же стал разбираться и возмущаться, почему на Лепельщине за время советской власти превратились Свяда в Слободу, Плешки в Красное Село, вторые Плешки в Рассвет, Августово в Звезду, Карсащина в Счастливую Жизнь, Забылина в Свободную Жизнь, Реутполье в Калиновку…
Сейчас я счастлив, что родился не в Слободе, не в одной из многочисленных лепельских Слободок, не в Красном Октябре, а конкретно в несчастливых Веребках и жил в зачуханной Гадивле, а не в стёртой временем с лица земли Счастливой Жизни.
Люблю дорогие моему сердцу и самые красивые в мире топонимы Веребки и Гадивля.
25 октября 2022 года.
© Copyright: Валадар Шушкевич, 2022
Свидетельство о публикации №22210250047

С фотками – на блоге (Блукача Валацужнага). А в данном формате я слямзил с Проза.ру. У Валадара.
Что-то похожее и сам как-то залудил. Своего там – считай один стиш. Остальное (шмат!) – розные «вики-справки». А лудилось под краевиды из вагонного акенца в час перекида в Менск за визой в Скандинавию.

«Проездом»

Лепота!
В тумане млечном
проезжаем Молодечно.
Дальше: лес, хмызняк, узгорки.
На узгорках – Баяры.
Беларуская гаворка…
«Вверх», як быццам, «дагары».
Ды гары яно ўсё гарам!
Ўшчэнт, у попел, каб ня згi.
Каб лiлося Нiагарай –
вадаспадам на мазгi.
Баяры або Баяры.
Шляхта, увогале – паны.
Працiраю акуляры,
азiраю туманы.
(13(15).07.2016)
PS:
У Беларусі шмат паселішчаў з назовам баяры [оставим только по Витебской области]
в. Баярунішкі >Віцебская вобласць > Браслаў
в. Баяршчына >Віцебская вобласць > Міёры
в. Баяры > Віцебская вобласць > Глыбокае
в. Баяры >Віцебская вобласць > Паставы
в. Баяры > Віцебская вобласць > Докшыцы
д. Баяршчына >Віцебская вобласць > Ушачы
в. Баяры > Віцебская вобласць > Полацак
д. Баяршчына> Віцебская вобласць > Сенно
в. Баяры 1>Віцебская вобласць > Шаркоўшчына
в. Баяры > Віцебская вобласць > Ліёзна
Першая асацыяцыя з рускімі баярамі, толькі іх аказалася нешта вельмі шмат. Не можа быць столькі шмат баяраў на Беларусі. Цікавась да баяраў можа прывесцi вось да чаго.

[Ёсць так званы Geographus Bavarus, «Баварскі географ». Гэта дакумент на двух лістах, які быў выяўлены ў 1722 годзе ў Баварскай дзяржаўнай бібліятэцы ў Мюнхене.
Цікавячае нас месца ўяўляе сабою прыпіска ў канцы рукапісу. Яна ўтрымоўвае спіс плямёнаў і народаў, што жылі побач з Нямеччынай. Спіс складзены на лацінскай мове і завецца «Descriptio civitatum et regionum ad septentrionalem plagam Danubii», што азначае «Апісанне гарадоў і земляў да поўначы ад Дуная». Падкрэслім: да поўначы ад ДУНАЯ.
Назовы прыведзены на лацінскай мове і даволі моцна скажоны. І вось месца пра баяраў:
«…Бейры – не клічуцца баварамі, але баярамі, ад [назвы] рэкі Боя…».
Інфармацыя з Вікіпедыі: Бавары (Bayern) – буйнае прагерманскае племя, якое ўзнікла на тэрыторыі цяперашняй Чэхіі (Багеміі) у эпоху канчатка Вялікага перасялення народаў. (да ведама: Вялікае перасяленне народаў – умоўная назва сукупнасці этнічных перасоўванняў у Еўропе ў IV-VII стагоддзях н.э.)
Бавары былі меркавана нашчадкамі маркаманаў або нашчадкамі ругіяў, пабітых каралём Одаакрам у 487 годзе, і найстаражытнага кельцкага насельніцтва сучаснай Чэхіі.
Упершыню племя згадваецца ў VI веку, калі падпарадкоўваецца франкам. Пазней бавары сфармавалі ўласнае герцагства пад кіраваннем дынастыі Агілальфінгаў, а ў VII-VIII веках адпалі ад Меравінгаў. Бавары сталі адным з кампанентаў фармавання нямецкага і аўстрыйскага народа. Іх нашчадкі засяляюць тэрыторыю аўстрыйскага Ціроля і Баварыі, адной з федэральных земляў Нямеччыны.
Як бачна з матэрыялу невядома чыімі нашчадкамі былі бавары (баяры). І вось таямніцу паходжання баяраў раскрывае песня ў выкананні гурта «Стары Ольса» Грунвальдская бітва.
С песні бачна, што баяры сармацкія прынімалі удзел у Грунвальдскай бітве.
Аб сармацкіх баярах мы таксама нічога не чулі. Пачытаем з Вікіпедыі:
«Сарма;ты (грэч.: ;;;;;;;;, лац.: Sarmatae) – агульная назва плямён Паўночнага Прычарнамор'я ў ІІІ ст. да н.э. - IV ст. н.э.
Разам са скіфамі сарматы ўваходзілі ў заходнюю галіну роднасных іранамоўных плямён, былі блізкія скіфам па мове і звычаях. (Цікава: скіфы і сарматы родзічы, іранамоўныя плямёны). (Да ведама: Іранскія народы, Іранцы (перс. ;;;;;;;; ir;nih;, тадж. эрони;о, пашто ;;;;;;;; ir;niy;n, курд. ;;;;;;/;ran;, асец. ирайн;гт;, гістарычна аллон) – група народаў агульнага паходжання, якія размаўляюць на іранскіх мовах арыйскай галіны індаеўрапейскай сям'і моў).
Продкі сарматаў – саўраматы займалі стэпы Паволжа і Прыкаспія ў VII-III ст. да н.э. Паводле падання, пераказанага Герадотам, саўраматы пайшлі ад шлюбаў скіфаў з амазонкамі. (Ух ты – нечаканы паварот). Герадот падкрэсліваў значную ролю жанчын у іх грамадскім жыцці (разам з мужчынамі займаліся паляваннем, ваявалі). Паводле Скілака, у саўраматаў кіравалі жанчыны. У ІІІ-ІІ ст. да н.э. саўраматы перайшлі Дон і авалодалі Скіфіяй, якую сталі называць Сарматыяй. Першапачаткова, напэўна, іх узначальвала племя «царскіх» сарматаў (саяў), потым кіруючая роля належала языгам, раксаланам, асорсам, аланам. Вядомы таксама іншыя сармацкія плямёны – фісаматы, саўрадаты, ургі.
Грамадства сарматаў нагадвала грамадства стэпавых скіфаў. Напачатку ў іх існаваў патрыярхальны лад з перажыткамі матрыярхату, у ІІ ст. да н.э. пачалося ўтварэнне класаў з вылучэннем родаплемянной знаці і ваенных правадыроў. Паводле Страбона, сарматы пераважна былі вандроўнікамі. Аселыя сарматы займаліся земляробствам. Пашыраны былі апрацоўка жалеза, скураў, ткацгва, ганчарства, ювелірнае рамяство.
Ваяўнічыя сармацкія плямёны вялі войны з дзяржавамі Закаўказзя, Рымскай імперыятй, у ІІ ст. да н.э. падпарадкавалі грэчаскі горад-калонію Ольвію і прымусілі плаціць даніну. На поўначы падтрымлівалі сувязі з пагранічнымі плямёнамі зарубінецкай культуры».
Цікава з кім гэта яны падтрымлівалі сувязі. Інфармацыя з сайту «Спадчына»:
Зарубінецкая культура – археалагiчная культура жалезнага веку, плямёны якой жылі на тэрыторыі Прыпяцкага Палесся, на правабярэжным Сярэднім і Верхнім Падняпроўі і на Левабярэжжы Дняпра да басейну Сярэдняга Сейма. Назва паходзiць ад могільніка ля с. Зарубінцы (Перэяслаў-Хмяльніцкі р-н на Кіеўшчыне), адкрытага ў 1899 г. Верагодна, узнікла ў выніку змешвання мясцовых плямён з находнікамі з паўночнага-захаду, захаду і поўдня. На поўдні Беларусі і на поўначы Украіны цалкам перакрывала тэрыторыю сваіх папярэднікаў – плямён мілаградскай культуры. Для пахаванняў характэрны абрад трупаспалення са змяшчэннем парэшткаў ў безкурганных могільніках разам з разнастайным пахавальным інвентаром. Адзначаецца складаны рознакультурны характар паходжання і моцныя сувязі з антычнай і латэнскай культурай.
Латэнская культура – кельцкая археалагічная культура жалезнага стагоддзя (першая палова I тыс. да н.э.), распаўсюджаная па ўсёй цэнтральнай і заходняй Еўропе (Францыя, Швейцарыя, Іспанія), на Балканах, Малой Азіі, Брытаніі і Ірландыі. Названа па паселішчы Ла Тэн (La T;ne) у Швейцарыі, у некалькіх кіламетрах ад Неўшатэля.
Латэнская культура – першым чынам, культура шматлікіх кельцкіх плямёнаў: галаў, брытаў і шматлікіх іншых. Аднак у шэрагу яе стваральнікаў таксама іберы, лігурыйцы, ілірыйцы, фракійцы.
Распаўсюджанне зарубінецкай культуры на тэрыторыі Беларусі.
Да сёняшняга дня на Беларусі захавалася архаічная абрадавая гульня «Баяры»].

Восходит к др.-русск. форме бояринъ, которая заимствована из ст.-слав. бол;ринъ «вельможа», «боярин», слово дунайско-булгарского происхождения. В церковнославянском языке употребляются как старая форма бол;ринъ, так и более поздняя бо;ринъ. В памятниках древнерусской письменности чаще встречается написание с основой на бояр.
Этимология слова бояринъ является дискуссионной. Основными являются две версии его происхождения – славянская и тюркская. Согласно славянской версии, бояринъ выводится из славянского бои (битва) и имеет общеславянское происхождение. Точного соответствия в тюркских не имеется, появлялись многочисленные версии. Однако два варианта заслуживают внимание: 1) bojla + ;r (знатный + муж); 2) baj + ;r (богатый + муж). Термин бояринъ в бытовой речи приобрела форму баринъ, получившая общее значение хозяин.
Потомки боярских родов записывались в родословные книги, боярские книги и боярские списки, частично сохранившихся в государственных архивах. Многие происходили из княжеских родов, потерявших свои уделы и перешедших на службу к Великому князю, Царю или королю, от которых они получали за службу уже новые условные земельные держания, или поместья.

Аб баярах шмат напiсана у энцыклапедыi «Гiсторыя Беларусi»: артыкулы «Баяры», «Путныя cлугi», «Панцырныя баяры», «Служкi», «Слугi, сяляне-слугi». Дадам iнфармацыю з iншых крынiц:
Похилевич Д.Л. – «Крестьяне Белоруссии и Литвы во второй половине XVIII века», 1966:
«...Перейдем к рассмотрению положения бояр в староствах. Обратимся к Ретавскому староству. где они составляли основную массу населения. Устава этого староства о них говорит:
1. «Бояре или служебные… платят чинш, согласно добро¬вольному соглашению в зависимости от размера оседлости... золотом голландским…
2. Они и повинности должны выполнять «согласно давним уставам: два сторожа годовых во двор ретавский для услуг и отопления, а также тиуна, хозяйку и девку нанимать от себя, давать им деньги, ординарию (содержание натурой) и одежду всей волостью».
3. Эти бояре убирают дворовые сенокосы в размере около 250 возов сена и обрабатывают, засевают, убирают дворовые огороды в количестве 6. Поскольку на огородах сеялся и хлеб, то и его они должны обмолотить и зерно очистить.
А. Бояре обязаны давать подводы, сколько и куда потре¬буется двору, например, в Лнбаву, Клайпеду, Тильзит, Ригу,
Вильно и т. п. для доставки разных товаров, вина, железа, соли и т. п.
5. Бояре всей волостыо повинны ежегодно доставлять во двор «согласно давних устав» дерево н дрова, а для «фабрик» заготовить, напилить и доставить 600 досок. Если эти материалы двору не понадобятся, то крестьяне уплачивают двору за них червоными злотыми. Бояре обязаны давать двору в меру потребности пеньковую нитку для неводов. Как и все остальное население староства. бояре обязаны чинить дороги и мосты.
Повинности бояр описаны довольно конкретно, но без указания в ряде случаев количества денег или времени, которое потребуется для оплаты повинности или се выполнения. Это делает невозможным точное вычисление их отягощения в деньгах...
Вместе с другим населением бояре чинили дороги, мосты, плотины. В других староствах приближение бояр к тяглым крестьянам было еще большим. Так в Якунском ст. бояре отбывали с 0,5 вол. 2-дневиую барщину, а летом она увеличивалась до 3 дней в неделю. Двухдневную баршнну отбывали бояре и в староствах Кревском, Ошмянском и Трабском.
Таким образом, бояре – обычные крестьяне, зависимые от своих господ, иногда отличавшиеся лишь характером своих повинностей. Ничего общего у них с панцирными и путными боярами XVI в. нет. Эта категория населения теперь уже носит название «земяне». Инвентарь Дудского ст. так их и вели¬чает: «земяне или бояре листовные». К такой же оценке бояр Второй половины XVIII в. склонен и Турцевич, изучавший их положение на основании инвентарей этого времени.
Сравнение повинностей земян и бояр по соответствующим староствам показывает, что они были в основном одинаковы. Правда, у бояр они несколько более тяжелы н обременены тяглыми. Вместо развозки листов бояре ходили п подводу. В том же размере, что н земнне, они платили нодымщину. Вечорек исчисляет повинности бояр по Внлеискому воеводству в 100 зл. с волоки, в т. ч. чинш – 64 эл., работа –32 зл. и дани – 4 зл. Эта сумма занижена, ибо исчислена без государ¬ственных повинностей, а в гаком случае и денежная часть в отягощении тоже подымается.
Как видим, бояре, с точки зрения повинностей, занимали промежуточное положение между земянами и тяглыми крестьянами. Первые, как правило, не выполняли повинностей работой, бояре же, хотя и выполняли их, все же, за ред¬ким исключением, не были обязаны нести такую барщину, как тяглые крестьяне. В инвентаре имения Ракантишки по этому поводу прямо сказано: «Бояре, которые на барщину не ходят». В конкретных же случаях бояре по своему положе¬нию приближались то к земянам, то к тяглым крестьянам.

Доунар А. Б. «Сяляне-слугі Беларусі другой паловы XVI - сярэдзіны XVIII ст.»:
«...Ciнонмам назвы служак выступалi словы «баяры», «казакi». Апошнi тэрмiн часцей за усё прымяняуся да татар, а з др. паловы 17 ст. i зямян...З другой паловы 17 ст. фармiруецца адна павiнасная група насельнцтва зямяне-баяры. Недзе з др. трэцi 18 ст. пазiраецца працэс пераводу сялян на зямянскiя павiнасцi з перанясеннем на iх назвы «зямяне»...
...У баяр, як i у зямян, з канца 17 ст. войтау называлi харунжымi цi камендантамi баярскiмi (58)...
...Баяры путныя займалi асобнае месца у сiстэме феадальнага маёнтка. Iх кантынгент у большасцi складвауся гiстарычна па спадчыне...Спадчыннасць захавання свайго статусу сярод баяр путных iснавала i у прыватных маёнтках. Такая сiстэма дазваляла перадаваць i удасканальваць з пакалення у пакаленне навыкау верхавой язды iрыемы валодання зброяй...
Баяры не складалi сабой строга замкненнай групы. Адным з законных шляхоу пераходу на становiшча баяр была жанiцьба на дачцэ баярына з наступным агульным пражываннем разам з цесцем на правах зяця (НГАБ 1774-1-14 арк 800адв., Навагр. зем. суд)...
Рознасць у сацыяльна-эканамiчным становшчы баяр адлюстроувалася не толькi у павiнасным i сацыяльным плане, а знаходзiла сваё адлюстраванне i у адметнасцi бытавога жыцця баяр. Напрыклад, в. Сямёнавiчы Мiнскага павета у 16-18 в. з'яулялася баярскай. Пры археалагiчным даследваннi яе культурнага слоя былi знойдзены такiя нехарактэрныя для сялянскiх паселiшчау прадметы матэрыяльнай культуры як кафля i шкло...».
Трэба адзначыць тое, што былi нярэдкiя выпадкi таго, што да пач. 19 ст. як зямянамi, так i баярамi у iнвентарах магнацкiх уладанняу запiсвалася  шляхта.
Последнее редактирование: 08 Июнь 2012, 14:32:55 от Ўладзіслаў Вяроўкін-Шэлюта.

Моё, по сравнению с Валадаром, занудно-избыточно-справочное. Суетное. Хотя вершык – жвавы. Нормальный!
А вспомнилось не меньше под название этого «Интереса». В «бутерброд-канапку». Между Литвою и Москвой. А то – между Польшей и Россией.
Так у меня и идущее сразу за ним (из 2016-го) – туда же жгло-метило.

«Между нами…»

Меж Литвою и Москвой столько наворочено,
что историкам гурьбой ввек не разгрести.
Крови пролито людской, не считая прочего.
Окаянство да разбой, драки за престиж.
От варягов и Орды – с балтами, с татарами –
возрастало имя Русь не добром, а злом.
Достославные родЫ «ближнего» мытарили
и себя, натешась, вхруст брали на излом.
Рисовали на щитах Бога в оправдание.
Грозных ставили царей, ублажали «Ржечь».
А голота-нищета дыбилась в восстаниях
и усадьбы упырей продолжала жечь.
А потом…
Потом – Союз. Красная коммуния.
Где – ни шляхты, ни дворян. Вольная семья.
Как итог – опять конфуз! Обманула мумия.
Вместо рая – лагеря. Доля россиян.
А Литвы простыл и след. Так. Одно название.
Русь слиняла. С нею – Жмудь. Вильня – да не та.
В историческом котле – мифы и сказания.
Жменька Правды. Больше – муть. Прений маета.
(15-17.07.2016)
PS:
Девиз Речи Посполитой:
Si Deus Nobiscum quis contra nos (лат.) (Если с нами Бог, то кто против нас?)
В XVIII веке: Pro Fide, Lege et Rege (лат.) (За веру, закон и короля)

Голота – безземельная (непосисионатная) шляхта.
ГолоОта – «чернь, беднота» (Короленко), укр. голо;та, откуда польск. ho;ota (ср. h-) наряду с исконнопольск. ogo;;ocic; «обнажить, лишить». Слово нельзя отделять от цслав. глота ;;;;;, болг. гло;та «стадо, толпа»…
Шляхта (польск. Szlachta от древневерхненемецкого slahta – род, либо нем. Schlacht – сражение) – привилегированное сословие в Королевстве Польском, Великом княжестве Литовском и, после Люблинской унии 1569 года, в Речи Посполитой, а также некоторых других государствах.
Польская шляхта изначально была исключительно воинским сословием, сумевшим со временем утвердить право на выборную монархию. Сложные отношения между монархией и шляхтой, а также далеко идущие привилегии шляхты стали одной из основных причин упадка Речи Посполитой в XVIII веке.
В Чехии (;lechta) и в Словакии (;;achta), как и в странах, бывших когда-то частью Речи Посполитой (Польше, Украине, Белоруссии и Литве (;l;kta)), также шляхтой называется и дворянство вообще.

В ходе Русско-польской войны город взяли 28 июля 1655 года украинские казаки Ивана Золотаренко и русские войска царя Алексея Михайловича, разграбили и уничтожили значительную часть населения (резня продолжалась три дня, было убито более 25 тысяч человек в один день, по другим сведениям, двадцать тысяч или до двадцати тысяч человек, или до трети жителей); разрушения довершил длившийся 17 дней пожар. После чего в самом городе было заключено перемирие. Бегство жителей, разрушительные пожары и эпидемия вызвали голод:
Голод был такой страшный, что люди убивали друг друга за кусок хлеба, пожирали трупы и брат убивал брата, ради пищи. Современники пишут, что после этих бедствий в Вильне нельзя было узнать Вильна.
После возобновления боевых действий уже поляки брали город. С осени 1661 года он вновь стал находиться в составе Речи Посполитой.

У Валацуги на Прозе, на данный момент – 161 текст. Скорее всего, многое (а то и…) – выставлено и в блоге. А здесь… Избранное?! Что-то вроде. Точнее – «мемуары». Личные. «О Красной эре».
Последнее – от 6.04.2023 («Пляска вокруг картошки»). Первое – от 18.10.2018 («Правда о войне. Как врут мемуары»).
Его сейчас и гляну. Но – не факт, что как-то обыграю. Заходил-то я к Блукачу, больше за лепельскими краевидами. В Спадчыну.
Вижу (по темам), что «лепельского» – в ненасыть по блогу. Но начну-таки с «Прозы».
А зная правдолюбство и въедливость тёзки, чую, что в этом своём он кому-то вмажет по самое-то (по яйцам). Мабыть, и зацеплю. В «историческую память» наших идеолухов. Да и в Спадчыну там («о войне»), думаю, отыщется.

Так и не зря в эту «правду» окунулся. После прочита сам махонькое расследование провёл – под свои интересы-перезвоны. Пусть и не до конца.
Теперь думаю: все ли 4-5 страниц Блукача сюда переносить, или каким «оговором» отделаться.
Кину всё, а потом, мабуть, что и вырежу.

[Правда о войне. Как врут мемуары
Мне в руки попал партизанский бестселлер «Война в тылу врага» Григория Линькова, в котором легендарный партизанский командир Батя рассказывает о боевых действиях лесных воинов на территории Беларуси, в частности в Лепельском районе. Книгу эту мало кто читал, поскольку издана она в 1961 году Мордовским книжным издательством города Саранска, и в Лепель попала случайно.
Известное дело, бестселлер заинтересовал: один зачитанный вид чего стоит! Однако нашёл в книге и такие сведения, которые вызвали сомнения у меня и старожилов Гадивли. Имею в виду описание подрыва моста над рекой Эсой в этой деревне. Привожу очевидное враньё в тексте и предлагаю действительные факты тех событий, которые основываются на точных географических и исторических данных. Знаю это потому, что от рождения в 1952-м и до ухода в армию в 1970-м жил в Гадивле.
Начну с самого малого и незначительного. Григорий Линьков был заброшен Москвой на захваченную фашистами территорию Лепельщины специально для организации партизанского движения. Он должен был наизусть изучить военную карту местности, а во время написания мемуаров проштудировать её повторно, чтобы без ошибок писать названия населённых пунктов. Правда, и на единственной в то время карте военных топографов Рабоче-крестьянской Красной армии в названии населённых пунктов сделана уйма ошибок. Откуда мне это известно? А у меня есть та карта! Так вот, название моей деревни безграмотные военные топографы революционной Красной армии написали на полурусско-полубеларуском языке «Гадзивля», вставив букву «з» в средину слова. Но никак не «Годивля», как пишет Линьков через букву «о». Но эту ошибку можно по праву отнести к пустяковым по сравнению с ожидающими читателя книги впереди. Линьков описывает конец 1941 года.
Мемуарист пишет, что немецкие автоколонны двигались по шоссе Лепель – Борисов днём и ночью. Утверждает, что остановить движение по этой магистрали имело большое значение для его отряда. Было решено подорвать мост через реку Эсу в деревне Гадивля в 12 километрах от Лепеля. На самом деле по прямым теперешним дорогам, спрямившим прежние зигзагообразные, расстояние от начала Лепеля до Гадивлянского моста равняется 17 километрам. Сам собственным спидометром измерил сотни раз.
По описанию Линькова глубокая и быстрая Эса с торфянистыми, заболоченными берегами исключала возможность переправы вброд, а постройка нового моста представляла большие трудности.
Эта информация абсолютно ошибочна. Начну по порядку. Эса указанным местом действительно быстротечная потому, что мелкая – до пояса не дотянет, а не глубокая, как утверждает Линьков. Современный мост находится немного в стороне от старого Борисовского тракта. Уже не разобраться, какому мосту принадлежат срезанные сваи: сожжённому партизанами довоенному, немецкому или же его заменившему в 1956 году советскому. Когда в 60-х годах действовал мост 1956 года постройки, тогда по степени сохранности мы различали пни свай довоенного и немецкого моста. После того, как добавились останки моста третьего поколения, уже не разобраться. Но я остановился на утверждении Линькова, что под мостом глубоко, и это исключает возможность брода для немецкой техники. Это неправда. В детстве мы возле моста переходили, задрав трусы. Даже осенью в рыбацких сапогах можно преодолеть фарватер.
Так где же глубина Линькова? На дне песочек могильный, будто специально предназначенный для устройства немцами брода после уничтожения моста. А где нарисованные Линьковым торфянистые и заболоченные берега, если можно свободно зайти в воду в сапогах? Так вот, торфянистыми и заболоченными берега здесь никогда не были. Наоборот они песчаные и твёрдые, использовались крестьянами под выгон, пастбище и колхозную пашню.
Это перед новым мостом течение остров нанесло, который разделил русло на два рукава. А лет 30 назад острова не было. Люди издавна пользовались бродом вблизи моста, когда он перестраивался.
Я отстаиваю брод возле моста для того, чтобы показать истину: уничтожение его партизанами практически ничем не навредило немцам. Ну, если только материально немного пострадала казна рейха. Оккупантами тут же был налажен брод, а в считанные дни построен новый мост, который верой и правдой служил Советскому Союзу до 1956 года. Потом, правда, от старости стал аварийным, и его перестроили.
Ну и чёрт с ним, с мостом – делов-то! Ну уничтожили, галочку в партизанском отчёте поставили… Если бы только этим всё ограничилось. Гадивлянка Ефросинья Гордеева (Мазго) 1931 года рождения свидетельствует, что, поскольку Борисовский большак действительно имел стратегическое значение, после сожжения моста партизанами его быстро отстроили и поставили круглосуточную до зубов вооружённую охрану. Гадивлян заставили выкопать поблизости окопы, а на строительный материал для возведения укрытий разобрали хаты Михалки Кунчевского, Юлика Тарнавского, Макара Мазго и другие. Хату, в которой жила рассказчица с матерью и братом Шуркой, не полностью разобрали, а разрезали напополам – жилую часть увезли в укрепрайон, а тристен без одной стены оставили. А что поделаешь? Всё же лучше, чем совсем ничего. Так и жили, заменив увезённую стену частоколом из жердей да всякого рода досок.
Вот где собака зарыта. Вот кому навредили партизаны уничтожением моста. Простым людям, а не фрицам. Но вернёмся к военным событиям, ведь это только цветочки обмана, ягодки нас ожидают впереди.
Линьков пишет, что мост гитлеровские постовые охраняли спустя рукава, поскольку он находился в деревне, а деревня, в свою очередь, охранялась местным предателем по фамилии Мисник, завербованным гестапо и назначенным старостой Гадивли.
Такой фамилии, Мисник, в Гадивле отродясь не было. Ближе всего её имели жители Веребок, находящихся за 10 километров. Старостой Гадивли в 1941 году в принудительном порядке оккупационные власти назначили Петра Прусского, родного брата моего деда по материной линии Ильи Прусского.
Линьков сообщает, что староста Мисник добился назначения в деревню небольшой команды немецких солдат. Но беспокоился он при этом не столько об охране моста, сколько о защите собственной персоны. Предатель и убаюкал охрану моста заверениями о благонадёжности своей охраны, во что сам искренне верил. Более того, он выдавал советских активистов своей и окружающих деревень. Пробиравшиеся на восток бойцы-окруженцы обходили Гадивлю далеко стороной, ибо попасть этому негодяю на глаза было равнозначно сдаче в лапы гестапо - самолично убивал якобы при попытке к бегству. Но боялся и сам Мисник. Из оставшихся мужчин он против их воли организовал самооборону. Муштровал её. В хате Мисника находилась телефонная связь с лепельским гарнизоном. Прервать её можно было только захватом предателя.
На время отвлекусь от увлекательного рассказа Линькова. Может он описывает действия старосты Прусского и ошибочно называет его Мисником? Мог ли Пётр Прусский верно служить немцам, или они насильно назначили управлять деревней здорового сорокалетнего мужика, как то до смерти утверждали его дочь Лиза Кунчевская (Прусская) и племянница, а моя мать, Ольга Шушкевич (Прусская), обе 1928 года рождения, и до сего времени утверждают гадивлянские старожилы Эмилия (Козловская) и Алексей Якубовские, соответственно 1937 и 1936 года рождения? Все они заверяли и заверяют, что Пётр Прусский на должности старосты не успел сделать ничего плохого. А мог ли? С ответственностью заявляю, что мог!
Все мои предки по материной линии до смерти и я до армии жили в Гадивле. Свою родословную знаю хорошо. Мой прадед Захар Прусский и его сыновья Илья с Петром жили за три километра на хуторе Ляды отдельными хозяйствами (на карте Гадивли 1936 года он назван Ляда, а Ляды 2-е – это современная Гадивля). В 1937 году их раскулачили. Хаты и хозяйственные постройки забрали себе колхозные активисты из Велевщины. Пуня моего прадеда Захара Прусского оказалась у бедного лентяя и активиста Папончика. Захар из-за переживаний вскорости умер. Его жену Домну по той же причине парализовало, и она, неподвижная, доживала свой век у сына, Ильи, в Гадивле, где он, как и Пётр, вынужден был строиться с ноля. Потому целиком вероятно, что Пётр, обиженный на советскую власть, взялся честно внедрять новые порядки. Но не успел проявить свое рвение – появление Линькова и К0 помешало. Снова продолжу пересказ хвастливой выдумки великого партизана.
В состав 18 подрывников Линьков включил жителя Гадивли Степана Азаронка в качестве проводника. Снова враньё. Азаронки в Гадивле никогда не жили, ближайшие носители такой фамилии находились за четыре километра в Слободзе, за шесть километров в Волотовках, за 10 километров в Веребках.
Линьков увлекательно повествует, как подрывники сноровисто расправились с охраной моста. А вот три партизана, отправленные нейтрализовать Мисника, сообщили, что ему удалось бежать, благодаря предупредительному лаю злой собаки. Нужно торопиться. И тут вдруг обнаруживается, что толу на весь мост не хватит. Тогда партизаны за полчаса перетаскивают на мост из близкой смолокурни десяток бочек со смолой. Тем временем к мосту приближаются четыре человека. Один – чужой, называется Игнатом Гредюшкой. Но его опознаёт несуществующий гадивлянин Степан Азаронок – это же староста Мисник! Партизан с яростью начинает душить предателя, но товарищи оттаскивают боевого друга. Но всё равно командир группы разрешает Степану собственноручно убить предателя-односельчанина. Азаронок исполняет убийство прямо на середине заминированного моста.
Прошу читателя обратить внимание на место расстрела старосты.
Партизаны подожгли бочки со скипидаром и бикфордов шнур. Раздался взрыв. Труп предателя вместе с обломками свай метнулся в воздухе. Довольный убийством старосты Степан Азаронок на обратном пути сам себе бормотал, что предатель был бешеным псом, а не человеком, выдал гестапо младшего брата Степана, отца его избил и если бы остался жив, истребил бы весь род Азаронков за участие его отпрыска в подрыве моста. На несколько недель линьковцы прервали движение неприятельских войск между Лепелем и Борисовом, и это вызвало у людей чувство удовлетворения и гордости.
На этом пересказ интересных мемуаров Линькова останавливаю. Даже в последнем предложении повествования о подрыве моста он наврал, сказав, что движение немцев между Борисовом и Лепелем было прекращено на несколько недель. Я с детства помню показанный матерью брод, где немцы уже на следующий день после сожжения моста оборудовали переправу, и сам лично продавал мальцам из Слободы за рыболовные снасти мины от немецкого миномёта, выкопанные на месте укрепительных сооружений для защиты моста, построенных из разобранных хат гадивлян. Плюс ко всему издавна и до сего времени в двухстах метрах от моста существует брод, который гадивляне использовали для перегона скота и переезда на телегах.
Всё же имело место уничтожение моста, хоть и бессмысленное, даже трагическое для местного населения. Была и казнь старосты, если учесть, что под фамилией Мисник всё же был Прусский. Но происходила она совсем не так.
Про последние минуты жизни старосты Петра Прусского я с детства знал из рассказов Елизаветы Кунчевской и Ольги Шушкевич. Но всё же они были ему дочкой и племянницей. Может врали в свою сторону? Поэтому решил выслушать версию нейтральных Якубовских. Эмилия поведала, что партизаны завели Петра Прусского за деревню, в сторону Велевщины, и на обочине Борисовского большака закололи шомполами. То место находится рядом с домом, в котором Якубовские сейчас живут.
Муж Эмили, Алексей, добавил, что бедолага кричал на всю деревню. Малый Лёшка после прибегал смотреть на труп дядьки Петьки. Весь исколотый. А кровищи!..
Но может Петра Прусского закололи другие партизаны, а линьковцы на мосту подорвали другого старосту? Алексей категорически не соглашается с моим предположением. После убийства Петра немцы за всю войну иного старосту Гадивли не назначали. Да и никакого подрыва моста не было. Сам Лёшка наблюдал, как партизаны таскали смолу из смолокурни, чтобы поджечь деревянное сооружение. А взрыва не было и быть не могло, поскольку в конце 41-го года у партизан взрывчатка была на вес золота, и тратить её на то, что можно легко сжечь, мог только враг сам себе. И про самоотверженную службу старосты немцам – неправда. Петька не хотел им быть, отказывался. Но кто его слушал? Любому из нас приказали бы возглавить деревню, и мы против своей воли подчинились бы.
Может супруги Якубовские и уже умершие родственники Петра Прусского сговорились клеветать на партизан и приписать им средневековую казнь ни в чём не повинного старосты? Тогда давайте послушаем гадивлянку Ефросинью Гордееву, которая не является родней ни одному из названных мной персонажей.
Знакомая мне с детства тётка Фроська рассказала: при установлении оккупационной власти и зная, что у Петра Прусского раскулачили отца, немцы назначили его старостой Гадивли. Пётр не хотел, отказывался, понимая серьёзность ситуации, в которой может очутиться. Но его слушать не стали, поскольку понимали, что добровольно никто не возьмётся за опасное управление деревней. Пётр не успел совершить ни хорошего, ни плохого дела, связанного с его руководящей деятельностью. Через короткое время после назначения его старостой в Гадивлю заявились партизаны и схватили Петра. Понимая, что ему пришёл конец, несчастный ухватился за забор и начал слёзно проситься не убивать его. Однако обречённого силой оторвали от изгороди, завели в конец деревни и в лощине перед Зимником закололи штыками. Многие слышали, как Пётр кричал от предсмертной боли. Я сказал, что в своих мемуарах основатель партизанского движения на Лепельщине Линьков писал, будто очень рьяного старосту Гадивли партизаны изловили, расстреляли на мосту и взорвали вместе с ним. Тётка Фроська твёрдо заявила, что это самая настоящая ложь. Одна из дочерей Петра, то ли Зенка, то ли Тонька, украдкой огородами последовала за партизанами, уводящими отца. Видела, как его резали. Весь кровавый процесс смотрела молча, от ужаса даже боясь дышать. После обо всём увиденном рассказала матери Евдокии, которая не стала скрывать от односельчан правду о смерти мужа. Да многие и сами были свидетелями убийства. А партизаны в оправдание потом распустили слух, что Пётр будто бы заявил немцам на одного из них, который находился поблизости Гадивли. В эту ложь никто не поверил. Все были уверены, что закололи человека всего лишь за то, что его назначили старостой.
Место кровавой расправы над безвинным старостой Гадивли Петром Прусским находилось на противоположной от реки окраине деревни. Линьков же утверждает, что старосту расстреляли на мосту, и взрыв вознёс тело предателя в воздух. Кто-то врёт. Кому бы вы поверили: какому-то мемуаристу или же всей деревне? Зачем немецкого прислужника вели колоть с обратной стороны Эсы за целый километр через всю деревню и зачем тянули назад труп, чтобы запустить его в воздух вместе с мостом? Абсурднейший абсурд получается.
Петра Прусского никто не подрывал. Его труп жена Евдокия с детьми на телеге завезли в Рудню и похоронили на деревенском кладбище, поскольку у молодой Гадивли своего тогда не было. После того, как умерла Евдокия, на её могиле уже на Гадивлянском кладбище дочь Лиза поставила памятник и отцу, которого на самом деле под ним нет.
Говорят, что победителей не судят. Легендарный Линьков-Батя – победитель. За свои действия он заслуживает не суда, а многочисленных наград. Однако в описании некоторых действий, в частности подрыва моста вместе со старостой в Гадивле, он допустил, мягко говоря, неточности, а говоря прямо – враньё. Этого делать было нельзя, поскольку книга документальная, а не художественное произведение. Да, воспоминания он сочинял через два десятка лет после описанных действий, забыл подробности, немного перепутал «мелочи». Но это его не оправдывает. А может Линьков перепутал мосты и деревни, оттуда взялись и Мисник с Азаронком? Но Гадивлянский мост единственный над Эсой на Борисовском большаке. И факт его уничтожения имел место
Не рассчитывал Линьков, что его мемуары, изданные в далёком мордовском Саранске, попадут в руки досужему уроженцу захолустной белорусской Гадивли и будут развенчаны в пух и прах. Так это я уличил партизанского командира во вранье только относительно одной Гадивли, историю которой я досконально изучил, а в книге на 600-х страницах описываются сотни действий в десятках деревень, положение дел в которых я не знаю… Вот на какой «правде» о войне воспитывалось моё поколение.
Я осознаю, что этим многолетним журналистским расследованием вызову на себя гнев сторонников советской системы воспитания патриотизма, что соответствующие органы занесут очередную запись в моё досье, но я не имею права не пополнить историю правдивым штрихом боевых действий на оккупированной территории обеих враждующих сторон. Правда должна быть только правдой, какой бы горькой она ни казалась.
Написано в 2012 году].

Насколько «метод» Валадара придвинул его от крепкого (пропагандонского) вранья к меньшему (к той же – правде), не ведаю. Тема («правда-ложь») мною замусолена, потому оговорюсь, что оснований не доверять автору у меня нет. А насколько весомы его аргументы в соскабливании самых мутных слоёв, судите сами.
Ну, а я пристрою своё. По следам текста Блукача и некоторых официальных «справок». Но – уже не про тот мост. Вернее, не совсем про него.
Что касается баек-легенд о «партизанских подвигах» – наслышаны. С разных сторон. Так и сами партизаны – разными были. О чём, кстати, не спорит и Владимир Константинович. Мы с ним и по правде, чем-то таким повязаны. И спадчынами, и судьбами предков, и отношением к «красной эре».
Не трудно (прочитав «Правду» В. Ш.) догадаться, за что зацепился мой вредный глаз. За какое имечко.
Правильно подумали! – Азаронок. С его истовым вступлением

– Ложь не есть правда, а истина всегда одна. Меня зовут Григорий Азарёнок, это «Тайные пружины политики», здравствуйте.

Меня ить хлебом не корми: один-два переклика и начинаю кудой-ты копать-подкапывать. Копанку-конапку.
Азарёнок. Степан… По сказу Линькова – душегуб гаротнага (уже по Шушкевичу) старосты Петра Прусского. Родного брата деда Блукача.
Куда (к кому) кольнуло мне – понятно. А с чего?! Фамилия-то (Азарёнок) в наших местах не редкая…
Меня мотивировал уже текст тёзки. Парой мест-акцентов.

[Один – чужой, называется Игнатом Гредюшкой. Но его опознаёт несуществующий гадивлянин Степан Азаронок – это же староста Мисник! Партизан с яростью начинает душить предателя, но товарищи оттаскивают боевого друга. Но всё равно командир группы разрешает Степану собственноручно убить предателя-односельчанина. Азаронок исполняет убийство прямо на середине заминированного моста…
Довольный убийством старосты Степан Азаронок на обратном пути сам себе бормотал, что предатель был бешеным псом, а не человеком, выдал гестапо младшего брата Степана, отца его избил и если бы остался жив, истребил бы весь род Азаронков за участие его отпрыска в подрыве моста].

Это – по версии Линькова.
А по той, что у В. Ш. – то, с каким остервенением резали-кололи-кромсали бедолагу «народные мстители», выведя его за деревню.
Брызжущий слюной и пафосными лозунгами Григорий Юрьевич сразу же предстал перед моими глазами во всей своей красе. С выкатившимися из орбит, шалёно-гнойными, помутившимися глазёнками.
– Смерть оккупантам и их пособникам! Расстрелять иуд, как фашистских собак!

Под такую красноречивую «заставочку» [картинки из архивного Свёртка] Гришаня возбухал (9 мая 2021 г.), в частности, о подвигах своего прадеда-партизана. «Словленного вместе с другими товарищами».
Об этом – чуть позже. Ибо подъезжал я издалека, кругами.
Сначала намацал Азарёнков по тем лепельским весям местам. Кто, где, чем отметился в те достославные времена.
Сразу сделал засечку (в некоторое сомнение), что папа-Юра Владимирович (р. 1965) – родом с Городокского р-на. Из Рудни. До Лепельщины – как бы далековато. Но предков могло и раскидать (по городам-весям). А тут, у нас – интерес (по годам) не иначе, как к прадеду наклёвывается.

[Азаронки в Гадивле никогда не жили, ближайшие носители такой фамилии находились за четыре километра в Слободзе, за шесть километров в Волотовках, за 10 километров в Веребках].

Это – координаты, указанные Блукачом.
И кто там – «тогда, где и чем»?!
Что-то определённо нароем. С разных «сторон-углов»…
А пока… Три вершыка. Из 2021-го. «Озарённому Истиной».

«Уголовные поправки»

В Уголовный кодекс Главным Уголовником
вносятся поправки, чертятся углы.
В плотную решётку, жесточайше ровненько
под бетон закатаны впадины-бугры.
Главное внимание – к Реабилитации.
Жуткому нацизму впредь – Но пасаран!
По углам готовятся списки к депортации.
«Бэнээров» – в Польшу, «вагнеров» – в Иран.
В маршевые роты строится История.
Сталинские соколы знают, что по чём.
Светлый День Единства! Грозная Виктория!
Зелень воспаляется бойким кумачом.
Пожимает руку Риббентропу Молотов.
Азарёнок Геббельсу делает минет.
По колосьям солнце расплескалось золотом.
В остальном нацизму – жесточайше: Нет!
(8.06.2021)

«Нарадзiла баба ў ноч…»

Сапраўдны мужчынка, азораны розумам,
Рыгор Мазуронак – за Праўду гарой!
Зайздросны ўчынак – адказ на пагрозы.
Узор абароны. Народны Герой!
Раз-пораз трымае жанок аплявушаны.
Дык вораг iмкнецца падрэзаць язык.
Жыццём экстрэмальным наш волат раз’юшаны.
Уздрыгваюць немцы ад гэткай шызы.
(4.07.2021)

«Православие. Самодержавие. Народность… У России есть только два союзника – её армия и флот.  Граф С. С. Уваров… Император Александр III, Романов»

Гришку Геббельса несёт.
Рэжа праўду-матку.
Апантаны патрыёт
З шылам у азадку.
За грамадскi маналiт,
За царкву i войска
Прэзiдэнцкi зампалiт
Вызвярыў геройства.
Гуманiстаў-чарвякоў
Вылiчыў дакладна.
Доктор Фауст Леверкён
В шоу маскарадном.
(26.09.2021)

Степан Азарёнок (и около…).
Первым мне «выкидывают». «Федот» (?) – в заначку

[Степан Азарёнок. 1915 р. Д. Веребки, Лепельский район, Витебская область, Белоруссия. Смерть – 1979. Д. Козлы, Лепельский р-н…
 Отец (на всякий случай) – Григорий А. 1891 р. Д. Веребки… Смерть – 1967. Д. Козлы…]

А кого там «большевики» (в 37-…) постреляли, а то просто приласкали?! Чисто из любопытства.
Есть! Из «тутэйшых». Один – из тех же Веробок. Николай Степанович, 1889 р. В Веробках и проживал (на день ареста – 6.08.1937).

[Приговорен: «тройка» 16 сентября 1937 г., обв.: 72, 76 УК БССР – к/р деятельность.
Приговор: 10 лет ИЛ, отбыв.: Вожель Коми АССР, освоб. 08.1947]

Уууу… Иуда! Контра недобитая. – Так и в роду патриотов было не без уродов.
А второй – неподалёку обретался, в Старом Лядно. Михаил Викторович. 1904 р.

[Арестован 11 июля 1938 г.
Приговорен: ОСО 5 августа 1938 г., обв.: 68, 71, 76 УК БССР – агент латвийской разведки.
Приговор: 5 лет ИТЛ Реабилитирован 2 июля 1959 г. Военный трибунал БВО].

Им (Азарёнкам лепельским) ишчо и везло. Вот и шпион был, а…
Заодно (по Мемориалу) и своих перепроверил. В который уж раз.
Кроме родного брата моего деда (Петра Григорьевича, расстрелянного в 1938-м) по Слядневичам зацепили ещё и Ивана Даниловича. И тоже – 72 УК БССР, а/с агитация. Арестовали пораньше (в 1937-м). И присудили только 10 лет ИТЛ. Хотя и такое могло окончиться фатально.
Среди кучки однофамильцев (за 40), как-то «притягнутых», есть ещё пара в интерес, но…
Да. Отыскал в «списках» и гаротнага Тарэнта (деда по отцу В. Шушкевича). Только официально его стрельнули якобы в Орше, а не на гары Кабыляцкай.

[Шушкевич Терентий Яковлевич
Родился в 1894 г., д. Веробки Лепельского р-на Витебской обл.; белорус; образование н/начальное; колхозник, Колхоз «Красный бор». Проживал: Витебская обл., Лепельский р-н, д. Веробка.
Арестован 14 августа 1937 г.
Приговорен: «тройка» 16 сентября 1937 г., обв.: 68, 72, 76 УК БССР – шпионаж.
Приговор: ВМН Расстрелян 1 октября 1937 г. Место захоронения – Орша. Реабилитирован 13 июля 1959 г. Военный трибунал БВО].

Среди стрельнутых (годом позже) числится ещё один Шушкевич из Веробок. Павел Иванович. 1983 р.
Если – к Блукачу, то и по материнской линии (Прусские) кое-кому перепало. Не только от «азораных праўдай» партизан…
Это – так сказать, к общей картине.
Однако, к «истории» прадеда Гришани. Из первых уст. Нашего Геббельса.
Г.А.:

[Две истории, которые многое объясняют. На фото – прадед Степана Путило. Нацистский холуй. Заведующий канцелярией в городе Осиповичи.
Напомню, что в этом городе происходили массовые расстрелы населения. Его отпрыск достойно продолжает подлое бело-красно-белое дело.
И вторая история. Моего прадеда-партизана. Его словили вместе с другими товарищами, раздели и поставили на расстрел в городе Лепеле. Он умудрился упасть до выстрела и притвориться мертвым. Так пролежал до ночи. Под трупами, на смертельном морозе. Затем выбрался и добрался до ближайшего дома. В нем жил полицай. Он приютил моего прадеда, обогрел, дал выпить, дождался, пока тот заснет. А затем привел в дом немцев. В том же самом месте его вновь расстреляли, уже без промаха].

Вот те на… Я, со своими побасёнками, как бы в шуть подтягивал, а оно оказывается…
В общем, всё клеится-клонится к тому, что тот Степан Азарёнок – родной брат прадеда нашего Гришки Отрепьева, за которого он так яростно и праведно кромсал (по Линькову – лишь стрельнул) родного брата деда Владимира Шушкевича.
Вместе с тем, не факт, что «выкинутый» мне из инета первый С.Г.А. из Вербок (1915 р., в 1979 в Козлах померший) и наш фигурант – тоже совпали. На счёт того, обретались ли его родственники в этих самых Козлах, неплохо бы справиться у Гришатки или у папы-Юры. Но…
Кстати, я не уверен, что предъявленный пламенным спецкором нацистский холуй, на самом деле являлся прадедом «нехтианца» Степана Путило. По мне (без достаточной проверки), это ничуть не достовернее, чем нацистский папа папы Александра Григорьевича. Степан (что-то мне сегодня на Григориев и Степанов прёт…) Фенчук.
А да гэтых праўд (або не зусiм цi нават зусiм не) дададзiм яшчэ адну. Да тых, што вышэй, яна амаль i не датычыцца… Амаль.

[Братья Михаил, Александр и Михей Азаренки прошли по войне, словно передавая эстафету друг другу
Новгородская «мясорубка»
Это было под Ленинградом в июне 1942–го. Москва тогда выстояла, врага отбросили. Была надежда повторить успех и здесь: ударом с Волхова разорвать блокадное кольцо. Поначалу обстановка благоприятствовала: Красная Армия форсировала Волхов и овладела плацдармами на левом берегу. В прорыв шириной четыре километра устремились соединения и части 2–й ударной. Шли с надеждой, а получилось – рванулись навстречу гибели. Развить наступление не удалось: костью в горле засел Мясной Бор – деревушка в Новгородской области. Мясной Бор поглотил десятки тысяч человек, став настоящим месивом живых и мертвых. Положение 2–й ударной напоминало надутый мешок: со всех сторон укрепленные позиции врага – и узкая горловина, узкая настолько, что не давала свободно дышать (в какое–то время в некоторых местах составляла всего сотни метров в ширину и легко простреливалась). Ее окрестили Долиной Смерти. На помощь окруженным извне шла 59–я армия, в которой служил и наш земляк белорус Михаил Азаренок, лейтенант бронетанковых войск, командир роты 29–й танковой бригады. Отборные батальоны, усиленные десантной мотострелковой группой, должны были по расходящимся направлениям протаранить оборону противника, соединиться с окруженными и, закрепившись на флангах, удержать коридор, пока выйдут обескровленные части.
За волю
Миша родился в 1918 году. Его и двоих братьев, Александра и Михея, воспитывала мать, отец, Семен Азаренок, погиб во время гражданской войны. Семья жила в Лепельском районе в деревушке Веребки, которая надвое делилась древней рекой Эсса и проложенным в начале XIX века Березинским каналом. Дом Азаренков стоял на взгорке, меж двух шлюзов, и пространство между ними, называемое камерой, постоянно менялось. Закрытые шлюзы с наполненной камерой вызывали едва уловимое беспокойство – тогда над каналом повисала гнетущая тишина. Когда же шлюзы распахивались и поток воды с шумом устремлялся вдаль, это вызывало неописуемый восторг. Вообще, камера всегда несла ощущение ограниченного пространства. «Как в танке», – думал Миша. И было что–то символичное в том, что именно белорусскому парню с берегов Березинского канала предстояло прорвать доступ к зажатой в тисках красноармейской массе и соединить два разорванных потока.
Война не только разметала родных и близких людей, но и выжгла их следы огненным смерчем. Михей Азаренок, младший политрук, убит в 1941 году. Мать братьев Азаренков расстреляли каратели – за Сашку, среднего сына, который отправится воевать в партизанский отряд. Но Михаил уже не узнал этого...
Танкисты 29–й бригады держали фланги, пока в разорванную брешь втекала измученная 2–я армия, которой с 20 апреля командовал Андрей Власов. Коридор действовал несколько суток. Все это время группа прорыва отбивалась от наседавшего врага. Когда командиры подвели итоги, в наградном листе лейтенанта Михаила Семеновича Азаренка 29 июня записали: «За период боев с немецкими оккупантами с 18 по 21 июня показал мужество, героизм и отвагу. При выполнении боевой задачи, командуя 5 танками, провел их к окруженным. Только своим танком уничтожил две 75–мм пушки, четыре миномета и до 40 человек пехоты...». В той бойне Михаил Азаренок получил тяжелое ранение.
Все ответили за одного
Командующий фронтом встречал танкистов и спрашивал: «Где Власов?» Группа выводила из «мешка» в первую очередь раненых и больных. «Только за два дня... вышло из окружения 13.018 человек, из них 7.000 раненых». 2–я ударная сохранила знамя и костяк, участвовала потом в разблокировании Ленинграда. А закончила войну победно – в Померании, на Одере. Власов же попал к немцам в июле в другом районе, вдали от прорыва. Почему он не пошел навстречу танкистам, сегодня не скажет никто. А танкисты рисковали своими жизнями, чтобы спасти в том числе и его. Держали брешь, пока полностью не израсходовали боекомплект...
Поступок Власова сказался на оценке действий бригады. Когда на стол Военного совета фронта легли наградные документы, там начали безжалостно кроить списки. По мнению непосредственных начальников – комбата Нилова и военкома Гелунова, – М. Азаренок заслуживал высшего ордена страны – ордена Ленина. Был согласен с этим и заместитель командующего по автобронетанковому вооружению Павлов, и Военный совет 59–й армии (генерал–майор Коровников, бригадный комиссар Лебедев), в состав которой входила 29–я бригада. Они и подписали 19 июля 1942 года представление в московские инстанции. Но из штаба фронта на утверждение в Кремль ушли списки, в которых напротив фамилии Азаренка (да и не одного его) стояла более скромная награда – орден Красного Знамени. С такой же формулировкой 11 декабря проект указа Верховного Совета Союза ССР попал к М. Калинину. Почему? Что повлияло на решение сверху, кто и зачем понизил статус отличившихся бойцов? Можно только догадываться: к тому времени стала известна судьба Власова. Тема 2–й ударной на долгое время оказалась закрытой.
Эстафета подвига
Впервые о Михаиле Азаренке я услышал от бывшей учительницы Надежды Прусской: якобы кого–то из Азаренков – то ли Михея, то ли Михаила – представили к званию Героя Советского Союза. Но на этом и все. А теперь уже другой учитель – Валерий Тухто, организатор школьного музея, автор книг о земляках–воинах, заинтересовался Азаренками, уже стали доступны некоторые архивные материалы.
Братья прошли по войне, словно передавая эстафету друг другу. Михей пал смертью храбрых первым. Дивизия, в которой он служил, удерживала рубежи в районе финской границы. Особенно отличился 461–й стрелковый полк, командир которого получил звание Героя Советского Союза уже в июле 1941–го, а сам полк был награжден почетным орденом. Михей погиб, будучи политруком роты этого полка. С февраля 1942–го вступил в войну Михаил. После ранения в июле 43–го его определили в 58–й гвардейский полк командовать хозяйственным взводом. В августе полк встал у деревни Станы Смоленской области у белорусской границы. Но Мише не суждено было ступить на родную землю. На рассвете 8 августа фашисты напали на расположение тыловых служб. Бой длился четыре дня. Первыми погибли командир хозвзвода лейтенант Азаренок и повар Алексей Грачев из Подмосковья... Точку в ратной эстафете братьев поставил самый старший – Александр Азаренок. После участия в партизанском движении он в составе 926–го стрелкового полка 250–й Бобруйской Краснознаменной ордена Суворова II степени дивизии дошел до логова врага – Берлина.
Василий АЗОРОНОК, родом из деревни Веребки.
Юрмала, Латвия.
Советская Белоруссия № 85 (24715). Пятница, 8 мая 2015]

Не всяк Азарёнок (а тем более – Азоронок) – близкая родня Гришане Меченому (Апантанаму). Даже в случае привязки к Веребкам или их ближайшему окружью. Увоголе, Азаронкi былi i есьць розныя: i зорныя, i ганебныя (па-расейску – позорные). А з Грышку, якiя б адважныя медалi на яго нехта не вешаў, ганьбу ўжо нiчым не адмыеш.
Да. Я-таки оскользнулся, когда отнёс «родИны» папы-Юры (Ю. В. Азарёнка) куда-то в городоччину. По самой Лепельщине (нынешней) Рудни я не вижу, а вот по границе с ней (от Полоцка) такая имеется. А была где-то и поблизку – по свидетельствам корресондентов Валадара. Так и название – популярное, привязанное то ли к металлоразработкам-обработкам, то ли к «родности-плодородности», то ли к чему-то ещё (почве, воде) красно-коричневому. Вот и посеяно этих Рудней от городка на смоленщине (где по-первому жахнула «Катюша»), до Восточных Кресов и самой Польши… Хватает их и на витебщине.
А этот (подвернувшийся) текст я привёл больше к тому, что через него вышел на автора, активно перекликающегося с Владимиром Шушкевичем. По предмету Лепельщины. Василий А. (пока без отчества) осел-закрепился на страницах Стихиры и Прозы (ру). Верши у него, правда, так себе… По мне – никак. А вот проза (заметки по «былинным землям» малой родины) – достаточно интересна. На этом «интересе» он и с Блукачом пересёкся.
А по тексту (что таки привёл) – в связи с «историями» того же Валацуги – отмечу, разве, упоминание об учительнице Надежде Прусской. Прусские – материнский род В. Ш. Учительницей работала и его (Владимира) мать – Ольга Ильинична. Как-то – родня.
И чуть вдогонку к именам…
Азорёнок – мабыть, и не к зорям-озарениям, а всего лишь к «озеркам-озёрности». Впрочем, «озеро» да «зорька» сами дюже перекликаются.
Веребки-Верабки… Мелькает (к ним) не только Верабей ды Верба, но и… верёвки, выробки (выделки), вырубки, обрубки (рёбра, останки, отребье…). Про «вырубки» сам Блукач намекал.
А к самому Лепелю (Леплю), что на озере Лепль (когда-то – Белое), лепится и просто «лепое» (красивое, хорошее, уместное). Лепота! А то и – свет, бель.

18-19.05.2023


Рецензии