Имя на поэтической поверке. Михаил Синельников
Михаил Синельников – переводчик таджикской, персидской, грузинской, армянской поэзии, которая на русском языке звучит созвучно подлинникам.
Родился Михаил Синельников,19 ноября 1946 года, в Ленинграде, в семье пережившей блокаду.
Отец – военный журналист, литератор, впоследствии мемуарист, известный филологам воспоминаниями о литературной жизни Ленинграда двадцатых годов: «Молодой Заболоцкий», «Вечер Мандельштама» и других.
Отец, сам когда-то писавший стихи и входил в круг ленинградских поэтов, где были: Ахматова, Сологуб, Заболоцкий, Олейников, Введенский.
Отец, с детства привил юному сыну, любовь к поэзии, надеясь, за счёт сына реализовать свои, нереализованные мечты юности.
Мать учительница русского языка и литературы, в годы войны – директор детского дома для сирот блокады.
После войны, семья была вынуждена уехать из Ленинграда, так как в стране, с 1948 года, началась антисемитская кампания и стали происходить преследования и посадки, по надуманным предлогам.
Отец вынужден был покинуть северную столицу и уехать в Киргизию, с семьёй, где долгое время работал в газете.
Ранние, школьные годы, Михаил Синельников провёл в Киргизии, где жили и работали его родители, после войны. В городе Оша, Михаил Исаакович окончил исторический факультет педагогического института.
Два года проработал корреспондентом областной газеты, в городе Оша, что дало ему большой жизненный материал.
В 1969 году поступил в Московский Литературный институт имени М. Горького. Проучившись всего пару лет, бросил, начал работать в «Литературной газете», в журнале «Дружба народов».
Преподавал поэзию в Христианском лицее, был проректором Института развития регионального образования, обозревателем газеты «Московский комсомолец».
Поэтическая судьба Михаила Исааковича, с самого начала складывалась благополучно, его стихи публиковались в периодической печати:
«Лето»
Не уходи, постой немножко,
Пока над речкой разлита
Печаль и вьющаяся мошка,
И золотая теплота.
Недолог этот полдень года,
Уже темнеет неба край,
И что задумала природа,
Теперь, попробуй, угадай!
Ведь не нашепчет ветровею,
Не скажет шелестом, когда
Уже совсем сольёшься с нею,
И станут призрачны года.
В пустых полях, в угодьях голых
Ещё раздастся сиплый свист,
Но, может быть, в твоих глаголах
Последний встрепенётся лист.
Первым из знаменитых поэтов, на его подборку стихотворений, 9 августа 1968 года, в газете «Московский комсомолец», откликнулся поэт Леонид Мартынов, написав обнадёживающие слова:
«Трудно предположить грядущее, но, как мне кажется, на наших глазах растёт обещающий поэт».
В 1971 году, о стихотворениях Михаила Синельникова, появляющихся в периодической печати, высказались четыре известных литератора: Вениамин Каверин. Арсений Тарковский, Михаил Зенкевич, Борис Слуцкий.
Вениамин Каверин, в частности, выделил основные черты поэтического языка Михаила Синявского и его мировоззрения: «Стихи его отличаются богатой и подчас неожиданной образностью, заботой о мелодичности, широтой кругозора…».
Арсений Тарковский обратил внимание на манеру письма:
«В его стихах нет деталей, которые не служили бы теме стихотворения. Его эпитет точен и не допускает вариантов: это очень редкое драгоценное свойство!»
Поэт Михаил Зенкевич поддержал оценки своих коллег:
«Его стихи привлекли мой внимание яркой образностью, словесной выразительностью, «лица необщим выраженьем».
Борис Слуцкий был как всегда парадоксален и афористичен:
«Это не просто хорошие стихи, но и написанные хорошо. У нас сколько угодно хороших стихов, написанных плохо. Синельников – странный поэт. Его манера, его поэтические пристрастия не такие, как у большинства его сверстников…».
Первая поэтическая книга Михаила Синельникова «Облака и птицы», вышла из печати, в 1975 году, когда автору исполнилось 29 лет.
К настоящему времени, у Михаила Исааковича Синельникова вышло 33 поэтических сборника, в том числе, однотомник-2004 года и двухтомник02006 года, избранных стихотворений, книга «Ста стихотворений»-2011, избранное «Из семи книг»2013, «Поздняя лирика»-2020.
И такое же количество книг, переводов у Михаила Синельникова, крупнейших поэтов Грузии, Армении, Таджикистана, поэзии народов Северного Кавказа, многих тюркских народов.
Михаил Синельников вырос на юге Киргизии. Люди и природа этого своеобычного края воспитала Михаила Синельникова, как человека и поэта, дающего возможность проникнуть в суть мироустройства, республик Средней Азии, стоит прочесть, к примеру, его замечательное стихотворение:
«Юрта»
Видел я, как юрту ставят,
Как развьюченный верблюд
Степь родную воплем славит,
Как является уют.
В сиротливом и суровом
Бытии степного сна
Люди собраны под кровом,
Вот и утварь внесена.
И зимою здесь не зябко
И прохладно в летний зной,
Повертелась и прабабка
В этой зыбке подвесной.
И уже взывают струны
Старой дедовской домбры,
Как барханы и буруны,
Смена стужи и жары.
Человечий век недолог,
Долговечней войлок твой…
Я вдыхал, держась за полог,
Воздух воли кочевой.
Солнце падало далёко
В полыхавший окоём,
И, куда ни глянет око, -
Степи залиты огнём…
И возник в душе зальделой
На волнах разрыв-травы
Лёгкий образ юрты белой
Средь прощальной синевы.
Убедительно, наглядно, показывают величину вклада, в современную российскую литературу, премии и награды, отечественные и зарубежные, поэту Михаилу Исааковичу Синельникову:
- премия Ивана Бунина-2010.
- премия Арсения и Андрея Тарковского-2012.
- премия «Глобус» - за интернацинализм-1997.
- премия «Золотое перо»-1997.
-премия «Исламский прорыв»-2007.
-грузинская премия «Георгия Леонидзе»-2002.
-киргизская премия «Боргои Сухан»-2011.
- азербайджанская премия «Наджафа Наджафарова-2013.
- румынская премия Фонда «Пауль Полидор»-2006.
Среди наград:
-грузинский орден Святой Нины.
-серебряная медаль Ивана Бунина, от Российской академии естественных наук.
- медаль Валерия Брюсова.
- армянская золотая медаль «За литературные заслуги».
- таджикская медаль «Знак Слова».
- почётная грамота Президента Кыргыстана.
Михаил Исаакович Синельников – заслуженный работник культуры Ингушетии, член Исполкома «Общества культурного и делового сотрудничества с Индией, он является также действительным членом Российской академии естественных наук и Петровской академии, академиком турецкой Академии культуры и поэзии.
Ныне здравствующий, Михаил Синельников, в московском Институте стран Азии и Африки, ранее преподавал, разработанный им курс «Азия и Африка в русской поэзии».
Михаил Синельников, является членом редакционной коллегии, выходящего в Бухаресте интернационального журнала «Диалог морей».
Надо отметить, яркая самобытность Михаила Синельникова проявляется во всех его поэтических сборниках, где ощущается неразрывно гармония души поэта с внешним миром.
Стихотворения замечательного поэта, Михаила Синельникова, как видим, актуальны и значимы, в них, ощущается дух взаимопонимания и родство между поэтом и читателем, оказывая эстетическое наслаждение, на любителей российской словесности.
Пожелаем уважаемому, Михаилу Исааковичу, долгих лет жизни, и плодотворного творчества, удач и озарений, в его, самобытном, поэтическом таланте.
Из поэтического наследия Михаила Синельникова.
«Деревня»
Выплывают из памяти утлой
Эти запахи и голоса,
Деревенская скудная утварь,
Деревянная ложка, коса.
Дятла вдумчивый стук, лесосека,
Глухота захолустья, куда
Возвращаешься через полвека,
Оставляя свои города.
Всё с годами становится проще,
И, прощаясь, осталось тебе
Вновь пройти по берёзовой роще
К материнской осевшей избе.
«Галилей»
Пред кафедрою Галилея
В старинной Падуе стою
И вспоминаю, сожалея,
Цепь отречений – жизнь свою.
Но он-то в университете
Угадывал в худые дни,
Что современники – лишь дети
Не собеседники они.
В сказаньях об учёном муже
Есть жалость, что остался цел,
Но он по мне ничуть не хуже
Того, кто на костре горел.
Не сделал гибельного шага,
Теснимый страхом и стыдом…
Но всё же есть своя отвага
И в тайнознании седом.
Незримым пламенем объятый,
Студентов шуткой веселя,
Вещал он с кафедры дощатой
И знал, что вертится Земля.
«Лермонтов»
Майе Луговской.
Лермонтов в рыжей овчине,
В ментике и в сюртуке,
В вечном поручичьем чине,
С шашкой в короткой руке.
Резать чеченцев готовый,
С дамами плоско шутить,
Брезжущий в прозе почтовой
И не желающий жить.
Вот он – в скрипучей телеге,
На дребезжащей арбе,
В светской беседе, в набеге,
В льющемся небе, в судьбе.
В плавнях туманных Тамани,
В нимбах Крестовой горы,
В Библии или в Коране,
В ровном кипенье Куры.
В жёлтых своих эполетах,
С комьями крови в горсти,
В крупных пробелах, просветах,
В звёздах на Млечном пути.
«Еврейка»
Еврейка смеётся в ночном ресторане,
Бокал за высокое горло берёт.
Слова осужденья привычно чеканя,
Надменно кривится опасливый рот.
И молча – так осенью смотрит волчица –
Взирает с бесстрастной тоской, свысока…
Улыбчивый камень на пальце лучится,
И веет духами в чаду кабака.
Что мне этот взгляд, недреманно и сонно
Скользнувший по зыби вселенского зла,
Широкие бёдра шинка и Сиона,
Лоза винограда, Треблинки зола?
Лазутчицы чёткость и желчь секретарши…
Заносчиво курит, приветливо ест.
Зачем же мне грезится жезл патриарший,
Пылающий куст и чернеющий крест?
Немые молитвы о нищенской манне,
Века и кружение душное толп.
Ведь мы заблудились. И что там, в тумане, -
Телец золотой или огненный столп?!
Альманах «Апрель» №2, 1990 год.
«Воспоминание о Винокурове»
Знал я тайну: в его саквояже
Лишь варёная свёкла была…
Лютый голод, диета всё та же
И давленье, и вечности мгла.
Из окопов пришедший с чахоткой,
Ел он мёд по совету врача
И раздался, и валкой походкой
Шёл по залу, слова бормоча.
Шёл, подавленный собственным весом,
В ресторанную плыл полутьму
И питал интерес к поэтессам,
В «Новый мир» приходившим к нему.
Что ещё? Изреченья и вздохи,
И от злости внезапный испуг,
И усталость от новой эпохи,
И сансары мелькающий круг.
Вот что мне он оставил, Евгений
Винокуров, что мной не забыт.
Ну, и несколько стихотворений,
Пересиливших сгинувший быт.
«Роман»
Эта давность – первые свиданья,
И признанья сбивчивая речь,
И непостижимость обладанья,
И тоска, и невозможность встреч.
Эти изнурительные сцены
И пример благополучных пар,
Эти безнадёжные измены,
Возвращенья судорожный жар.
Эти письма, эти телеграммы,
В телефоне частые звонки,
И стихи уже к исходу драмы,
И одышка посреди строки.
«Старый учитель»
Старый учитель. Но старым, о Боже,
Был он и в блеске далёкого дня,
В годы, когда был намного моложе
Старого, нынешнего меня!
Но, пролетев через два океана,
Вновь телефонный голос его,
И укоризненно, и покаянно,
Дарит отчаянье и торжество.
Учит опять… Удручённо, не строго…
С болью сердечного колотья
Что-то кричит напоследок, с порога
Жалобный голос небытия.
***
«Движенье – всё…» Нет мысли дерзновенней.
«А цель – ничто» Всю эту жизнь в цвету
Я пробежал за несколько мгновений
И обнаружил правды простоту.
И всё, что было, в сущности, работа,
И ни к чему начала и концы…
Хотят, пыхтя, добраться до чего-то
Любовники и потные борцы.
«Степь»
Холмы и яруги
Пустынной страны,
Где юрты от вьюги
И зноя черны.
Терзают безбожно
Жара или джут,
И жить невозможно,
Где люди живут.
Саман и солома,
Одно деревцо,
Кольцо окоёма
И ветер в лицо.
Здесь будто проклятье
На землю легло…
Но алое платье,
Как пламя, светло.
Ты с юной казашкой
Как будто знаком.
С решимостью тяжкой
Помашет флажком.
Взовьются вагоны,
Помчатся столбы…
Стучат перегоны
Песчаной судьбы.
***
Италия свежа и виноградна,
Приветлива, не слишком велика
И всё-таки в художествах громадна,
И парного не сыщешь сапожка.
Связались в ней величье и веселье,
Вновь оживает временная связь,
И творчество почтенно, и безделье,
И крепнешь духом, над собой смеясь.
Не обойтись поэзии без прозы,
Исколешь руки, домогаясь роз,
И кажется улыбкою сквозь слёзы
Вся эта жизнь немного не всерьёз.
***
Им повезло, и вышли замуж
За кошельки и голоса.
Ну, вот, достанется не нам уж
Их среднерусская краса.
Что ж делать им в отчизне пиццы?
Затеять бизнес от нуля,
Иль просто граппу пить и спиться,
В пути не удержать руля.
Но, итальянясь постепенно
И погружаясь в эту сеть,
Всё ж рваться мысленно из плена,
Для мужа и детей русеть.
«Инерция»
Я наблюдал, как носятся шары,
Постукивая на сукне зелёном,
И как встречают поворот игры
Болельщики с восторгом или стоном.
Знавал я величайших игроков.
Уже их нет, пришла иная смена,
Сукно истёрлось…Что ж, таков закон:
Жизнь коротка, искусство неизменно.
Я постарел и знаю наперёд,
За что награда суждена и кара,
И ощущаю, что меня ведёт
Инерция для нового удара.
«Литературная газета» от 17.11.2021 года.
«Благовещенье»
Когда весной, как бы впервые,
На склоне яблоня цвела,
Благая весть была Марии
И в небе реяли крыла.
Увидишь в стае голубиной,
Узнаешь в образе любом…
И непостижимые глубины
Открылись в нежно-голубом.
Неужто правде внемлет ухо?
Дитя бесценное одно,
Зачавши от Святого Духа
Родить невинной суждено!
Носить, растить и знать, что слово,
Приговорённое толпой,
Когда-нибудь вернётся снова,
Придёт из бездны голубой.
Не зря в нагорном Назарете,
Где древен мир надгробных плит,
Бурлит и гулит на рассвете,
И верить горлица велит.
Свидетельство о публикации №124060501887
Синельникове. Поэтому я особенно рада была поближе узнать такого
уникального поэта и познакомиться с его творчеством в вашей подборке.
Его стихи - это настоящий костёр во тьме, освещающий дорогу путнику
своим светом и ароматом походного ужина. Я бесконечно благодарна вам,
многоуважаемый Лев!
Ольга Чернявская 1 07.06.2024 18:22 Заявить о нарушении
Признателен, за столь эмоциональный отзыв!
Заходите ещё на страницу, буду Вам -рад.
С уважением!
Лев.
Лев Баскин 08.06.2024 03:20 Заявить о нарушении