По конкурсу - Иносказание
http://stihi.ru/2024/06/04/1393 - Итоги конкурса
Несмотря на то, что конкурсное задание в этот раз было достаточно сложным, конкурс успешно состоялся - 50 заявок на участие собрались за какие-то две недели! Задание формулировалось так:
«Иногда сюжет поэтического произведения несет в себе подтекст, в котором и заключено его главное содержание, иносказательно. Иносказание отождествляется с аллегорией, символикой и другими приёмами, в которых одно явление или предмет изображается и характеризуется через другое, явственно отличное от него. Требуются стихи, где автором использован прием иносказания сюжета, где присутствует работа авторского воображения, создающего аналогии или соответствия и передающего их художественным образам, причем, так, чтобы замысел автора был более или менее понятен читателю».
Отбирать стихи, соответствующие заданному жанру, оказалось для меня непростым делом. Многие участники любое наличие тропов (поэтических образов, специальных выразительных средств языка) посчитали иносказанием сюжета. Дело в том, что поэтический образ каждый раз, когда он воспринимается вдумчивым читателем, говорит ему нечто иное и большее, чем то, что в нем непосредственно заключено. Все тропы в какой-то степени иносказательны, они - средства, помогающие автору более выразительно, объемно и ярко передать то, о чем он хочет сообщить стихами. Поэтический язык весь соткан из отдельных иносказаний. Но в большинстве случаев сюжет стихотворения однозначен - автор напрямую рассказывает нам то, что он чувствует, видит, о чем хочет поделиться с читателем, а все его приемы - метафоры, олицетворения, сравнения - только в помощь этому единственному сюжету.
Совсем другой способ раскрытия темы - иносказание самого сюжета. То, что автор отражает в тексте, и то, что он хочет нам поведать - это разные сюжеты: один - внешний, видимый, а другой (главный) - скрытый, тот, что читателю нужно разглядеть и над которым поразмышлять.
К жанрам с иносказанием всего сюжета относятся, например, басни и притчи. Басня - это короткий рассказ с прямо сформулированным моральным выводом, который придаёт рассказу аллегорический смысл. Повествовательная часть басни сближается со сказками (особенно о животных), новеллами и анекдотами. Притча – это поучительный рассказ в иносказательном виде, заключающий религиозное или моральное наставление. В притчах нет указаний ни на место действия, ни на время, нет исторических лиц. Герой притчи - обычный человек, человек вообще. Еще один иносказательный жанр - это аллегория. Аллегория - иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного явления действительности, признаки которого помогают ярче представить это понятие, его основные черты. Для прочтения и понимания аллегории нам часто нужно иметь дополнительные знания, например, погруженность в конкретные исторические события, в биографии известных личностей, в значимые общественные события сегодняшнего дня.
Прежде, чем голосовать - отбирать лучшие произведения правильного жанра и при этом не ошибиться в том, можно ли считать стихи иносказанием, я подобрала в интернете известные примеры поэтических аллегорий, с которыми хочу здесь поделиться с вами.
Самый яркий пример всем известной аллегории - «Песня о Буревестнике» М.Горького. Её внешний, видимый сюжет - это картина моря, как фона всего описания. Надвигается шторм, буря уже совсем близко. Образы неспокойной морской стихии и грозовых облаков символизируют народные волнения, возмущение, нарастающее в народной стихии. Тучи, облака – это символы реакционных сил. Каждое животное или птица символизируют определенное сословие, класс общества. Образ Буревестника поднимает тему одиночества личности, связанного с мотивом избранности. Горький пишет не о море, а о смелом, честном, светлом герое, который отчаянно и фатально борется с трусостью, обывательщиной и ограниченностью, воюет с серостью жизни. То есть, писатель описывает одну - очень конкретную пейзажную картину, а подразумевает совершенно иное. Все его произведение состоит из символов, оно иносказательно в каждой своей строке, а не просто использует выразительные метафоры для раскрытия сюжета - главного и единственного. В «Буревестнике» два сюжета - явный и скрытый, причем, скрытый - основной.
Еще один пример из классики - стихотворение «Бой» М.Лермонтова. Оно посвящено 25-летию Бородинской битвы – крупнейшему сражению Отечественной войны 1812 года, в котором русская армия под командованием генерала Кутузова сражалась против французского войска во главе с Наполеоном I Бонапартом. Но в тексте всего этого нет, сюжет подается автором так:
Сыны небес; однажды надо мною
Слетелися, воздушных два бойца;
Один — серебряной обвешан бахромою,
Другой — в одежде чернеца.
И, видя злость противника второго,
Я пожалел о воине младом;
Вдруг поднял он концы сребристого покрова,
И я под ним заметил — гром.
И кони их ударились крылами,
И ярко брызнул из ноздрей огонь;
Но вихорь отступил перед громами,
И пал на землю черный конь.
Третий пример аллегории - стихотворение «Песенка» Анны Ахматовой. Лирическая героиня предчувствует, что возлюбленный скоро покинет её, погибнув где-то или уйдя от неё по своей воле. Женщина понимает, что её труды, её чувства не принесут ей ничего, кроме боли, отсюда и упоминание камня в качестве награды. Этот камень можно трактовать и как нынешнее состояние героини, которая пока не в силах сдвинуться с места или изменить свою судьбу. А вот текст стихотворения:
Я на солнечном восходе
Про любовь пою,
На коленях в огороде
Лебеду полю.
Вырываю и бросаю —
Пусть простит меня.
Вижу, девочка босая
Плачет у плетня.
Страшно мне от звонких воплей
Голоса беды,
Все сильнее запах теплый
Мертвой лебеды.
Будет камень вместо хлеба
Мне наградой злой.
Надо мною только небо,
А со мною
голос твой.
Итак, аллегория в отличие от метафоры охватывает все произведение. Чтобы понять, аллегория ли это (иносказание всего сюжета) или это обычные стихи, насыщенные метафорами и олицетворениями, задайте себе два вопроса: 1) В чем состоит сюжет текста стихотворения? 2) А о чем(о ком) произведение повествует на самом деле? Если ответ на оба вопроса один и тот же, то значит это не аллегория, а естественная для любых хороших стихов работа автора с тропами.
Теперь покажу вам то, что я отобрала из пакета принятых стихов - качественное по базовой технике исполнения и (как мне показалось!), соответствующее нашему конкурсному заданию.
*************************************************
3. САДОВНИК. НЕБО ТРОИ
Садовник занят делом непростым,
он проверяет все цветы и листья:
привить, обрезать, старое почистить
и выкопать засохшие кусты.
А сад живёт, не зная ни о чём.
Цветы под солнцем разомкнут бутоны,
и загудит над ними монотонно
рой работящих быстрокрылых пчёл.
Но вот коснулся первой ветки нож -
упала на траву и стала прахом,
ни вздрогнуть не успев, ни даже ахнуть,
смертельная прошла по жилам дрожь.
Покорными цветами окружён,
садовник деловит, умел, спокоен.
...Не так ли нам назначено судьбою
пасть под всевышней мудрости ножом?
Стихи написаны в жанре притчи. Здесь садовник - не конкретная личность из истории, а просто человек, персонаж без имени, о котором идет рассказ только в качестве иллюстрации к главному наставлению стихотворения: «Не так ли нам назначено судьбою пасть под всевышней мудрости ножом?» Все персонажи символичны. Человечество - это сад, который «живёт, не зная ни о чём» пока «не коснется первой ветки нож» садовника, который «деловит, умел, спокоен». И мы понимаем, что здесь садовник - это еще и символ Творца, который правит судьбой.
5. ВОТ НЕБО. ДЭН МАРТИНИ
Вот небо – пленник тишины,
Уснёт у скал.
Слова волной отражены:
– Как я устал!
Паденье чаек с высоты
О жидкий лёд.
Бобры усевшись на плоты
Плывут вперёд.
Оставлен в каменном тылу
Надёжный грот,
Грызёт гранитную скалу
Упрямый крот,
Горбат и жизнью научён
Жуёт верблюд,
Гудит как будто "ни о чём"
Сутулый люд.
Он принял с жадностью птенца
Отцовский яд.
Тот яд с посудины творца
Хлебнул и я.
Седа осенняя трава,
Бледны уста.
Сгорают старые слова –
Глава пуста.
В том в общем нет ни чьей вины,
И горя нет,
Что небо – пленник тишины ,
Роняет снег.
Сложные стихи. С одной стороны, они напоминают пейзаж - осенний, у скал, возле моря, где на природе собраны вместе довольно разные животные - бобры, крот и верблюд: трудно себе представить эту картинку в природе, если воспринимать ее буквально! Это и есть подсказка к иносказанию - нам дан не конкретный пейзаж, а картина мира, где всякая тварь занята чем-то странным и бессмысленным, но все равно продолжает эту работу: крот «грызет скалу» (символ ученых и всех пытающихся познать мир). Верблюд «горбат и жизнью научён» просто жует - это символ человека, живущего бессознательно - только по животным потребностям. «Сутулый люд», что «принял с жадностью птенца отцовский яд» - это символ людей, сознающих, что их существование «яд», сделавший их «сутулыми», но вынужденно продолжающих повторять путь своих предков. Еще один символ - Небо. Оно здесь «пленник тишины»: Творец не вмешивается, Он наблюдает за тем, как в Его творении постоянно «сгорают старые слова». Автор интересно заканчивает стихи, возвращаясь к образу Неба, данному им в начале: «В том в общем нет ни чьей вины, и горя нет, что небо – пленник тишины, роняет снег». Творец мира - это пленник «тишины» в силу того обстоятельства, что Он сам дал миру свободу выбора пути, не вмешиваясь в него. Очень интересные стихи во всех отношениях, одни из лучших в пакете.
7. ДВА СПИСКА. ТАТЬЯНА КОМАРНИЦКАЯ
Директор требовал отчёта.
Сотрудник был ретив и смел:
На этой должности без счёта
Успел свершить он важных дел.
И, накропав солидный список,
Он к шефу в кабинет вошёл.
Начальник, улыбнувшись кисло,
Свой список положил на стол.
В нём было то, что делать должен
Работник в должности своей.
Ни пункта общего – и что же?
Уволен мигом, без затей!
Проходит жизнь. И финиш близок…
Там суд Христов всех верных ждёт.
И будет счастлив тот, чей список,
Хоть в чём-то, с Божьим совпадёт.
Если предыдущее стихотворение - философская аллегория, то это - притча, где сам автор делает в концовке ясный вывод о том, как нужно правильно жить («И будет счастлив тот, чей список хоть в чём-то, с Божьим совпадёт»), какие дела и цели следует включать в свой обязательный «список». Главная мысль дается здесь не явно, а в форме символической истории о начальнике и двух его одинаково трудоспособных подчиненных с разным представлением о своих главных обязанностях.
8. ГОРЕ-ГОРЬКОЕ ХОДИЛО. ОЛЬГА БУРЫГИНА
Самые глубокие истины постигаешь на краю бездны /Сергей Федин/
Горе-горькое ходило
По инстанциям. Увы…
Ноги в кровь в дороге сбило,
Уж ничто не удивит:
Ни насмешки, ни угрозы,
И ни взгляды свысока,
Словом жалили, что осы,
В кабинетах. Жизнь горька.
А законы, словно дышло,
Воз и ныне будет там.
Повернула ложь, чтоб вышло -
Ей угодно, а не вам.
Горе-горькое устало.
Чем с неправдой воевать,
Лучше будет, посчитало,
Руки просто развязать -
Быть свободным от решений
Тех, кто правит, и забыть
Про мучения хождений.
Поберечь себя, чтоб жить,
На другого не надеясь.
Легче стало вдруг дышать.
Ведь ценить важнее время,
Ничего не ожидать
От кричащих льгот с экрана
Из журналов и газет.
Ведь понятно, у обмана
Совести в помине нет.
Тоже иносказание, но подача другая: то, что хотел сказать автор, то он и написал, только ушел от конкретики. Здесь действуют не персонажи, а символы их: Горе-горькое - человек, добивающийся справедливости, а Ложь - все люди и события, которые препятствуют этому: «Жизнь горька. А законы, словно дышло, воз и ныне будет там. Повернула ложь, чтоб вышло - ей угодно, а не вам». Автор предлагает нам довольно странное, хотя, возможно, и практичное решение - просто не сопротивляться злу: «забыть про мучения хождений, поберечь себя, чтоб жить», «Ведь ценить важнее время, ничего не ожидать».
9. КАЖЕТСЯ. АЛЕКСАНДР САВОСТЬЯНОВ
Кажется, что настоящее
С прошлым схлестнулось в упор.
Пращуры в образе ящеров
Скорбный ведут разговор.
Кажется, быть следопытами
Можно и в мире ином.
Странно... раскрытие скрытого
Заполыхало огнём.
Неподготовленным зрителям
Кажется, что неспроста
За горизонтом события
Звёздные скрылись врата.
Кажется, что настоящее
С прошлым сложилось в рефрен.
Пращуры в образе ящеров
В будущем ждут перемен.
Непреходящие казусы,
Как на Парадах Планет.
Кажется, кажется... Кажется?
Мне показалось, что нет.
Интересная и достаточно понятная философская аллегория о связи опыта прошлого с настоящим: «Кажется, что настоящее с прошлым сложилось в рефрен. Пращуры в образе ящеров в будущем ждут перемен». Но только «неподготовленным зрителям» (мыслителям настоящего времени» кажется, что «неспроста за горизонтом события звёздные скрылись врата», то есть, что опыт прошлого чему-то учит и помогает пережить «казусы Парада Планет». Оказывается, считает автор, это нам не помогает, потому что опять и в который раз «странно... раскрытие скрытого заполыхало огнём». Сюжет здесь заключен в том, что хочет сказать нам автор - он один, но стиль письма полностью иносказателен, автор излагает свои суждения не напрямую, а прибегая к символике отвлеченных образов - ящуров (дикого начала в человеке), следопытов (мыслителей), пращуров (наших далеких предков). Интересные стихи с интересно подобранными рифмами.
10. В СТОЛОВОЙ У БАБЫ МАШИ ЛЕННА ЖУК
В столовой "У бабы Маши",
почти с четырёх утра,
как завтра и как вчера,
кипят колдовские каши.
И дует угрюмый повар,
на пенку от молока.
/Он будет промывать в ковшике круглый рис,
зёрнышко к зёрнышку, каждое, до прозрачности,
методично засыпать сахар, помешивать варево в котелке,
до клёклости и невзрачности.
Добавит скибочку масла сливочного, пригоршню святой воды,
посолит по вкусу, причмокнет от удовольствия-
неплохо, дескать, получается, - делает выводы,
хоть и из протухшего продовольствия/
В столовой "У бабы Маши",
на набережной Москвы,
все утро горят костры
под чаном с набухшей кашей,
и дует холодный ветер,
с разливов Москвы-реки,
во имя и вопреки
всему иль всего на свете.
В столовой "У бабы Маши",
премиленький антураж
и повар, входящий в раж,
пыхтя, кандалами машет,
толпе отворяя двери,
впускает в духмяный рай,
плеская калёный чай
в стаканы из суеверий.
В столовой "У бабы Маши"
толчётся рабочий люд,
из разнообразья блюд
опять выбирая кашу,
что рьяно варганит повар,
горшочку крича: «Вари,
без устали иль умри!»
Дают молоко коровы
на пищу для прихожан
столовой "У бабы Маши",
в ее колдовские каши…
Да только решает каждый -
отведать ли, только сам.
А здесь типичная аллегория, в которой два разных сюжета. Один - почти сказочный - про воображаемую кухню некой Бабы Маши, где варятся колдовские каши и «все утро горят костры». Автор даже делает вставочку, намеренно написанную в другом формате, где живописно и подробно описывает рецепт приготовления этого «протухшего продовольствия». Но мы прекрасно понимаем, что здесь не сказка и не фантазии, а есть второй сюжет с подтекстом - острая сатира на общество, где создается информация, влияющая на умы общества, где живет угрюмый «повар, входящий в раж», который «пыхтя, кандалами машет, толпе отворяя двери». И яркая концовка: отведать ли или нет этих каш, «решает каждый только сам». На мой взгляд, это прекрасная работа!
12. ДОРОГОЕ ПРИОБРЕТЕНИЕ. ЕЛЕНА АНДРЮХИНА
Ещё подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошёл и продал всё, что имел, и купил её./Матф. 13:45 /
Он скромно жил, звёзд с неба не хватал.
Трудился в меру сил и торговал.
Но в сердце у него была мечта:
Редчайшую жемчужину достать.
Ему купцы не раз пытались сбыть
Недорогих жемчужин белых нить.
Он кротко отвергал ненужный торг
И говорил, что это всё не то.
Но вот нашёл он ту, что так искал –
Цена была безмерно высока!
Но стоила жемчужина тех средств,
И приобрёл мечту он наконец.
Он раньше скромно жил – стал жить скромней.
Не раз упрёки слышал от друзей:
"Ах, как ты неразумно поступил,
Зачем ты всё именье расточил?!
Живёшь без развлечений, как аскет,
Тебе от той покупки пользы нет!"
Но он в ответ качал лишь головой...
Никто не разделял с ним чувств его.
----------
Есть ценности, которым нет цены,
А между тем не всем они нужны...
Кто Истину найти святую сможет,
Тот на земле познает Царство Божье!
Стихи, которые являются поэтическим переложением библейской притчи, поэтому не удивительно, что они - точно в жанре иносказания. Написано хорошим языком, без замечаний к технике. В концовке - мораль, главная мысль произведения, которая в авторском переложении звучит очень современно, с дополнительным по отношению к библейскому сюжету смыслом: «Есть ценности, которым нет цены, а между тем, не всем они нужны». Что касается двух самых последних строк, то я бы (будь это мои стихи) убрала их: все главное уже сказано до них, второй вывод излишен хотя бы потому, что все предыдущее содержание построено на современном, не религиозном сюжете, где не было других обращений к библейской тематике.
13. МОСТ. ВЕРА СЕРГЕЕВНА БУТКО
Мужчина знал, что будет путь непрост,
Но все-таки готов к такому не был:
Там, впереди, меж бездною и небом
Качался хрупкий деревянный мост.
Ладони на канаты улеглись,
Вот-вот он сделать первый шаг решится...
Но кинулись к нему, как две орлицы,
Две женщины, откуда ни возьмись.
Одна вцепилась в сгиб его руки
И крикнула, слезам давая волю:
"Хоть прокляни меня, я не позволю
Тебе играть со смертью в поддавки!"
Другая покачала головой,
Окинула мужчину гордым взглядом:
"Не бойся ничего. Я буду рядом.
Иди вперед - я следом за тобой."
Та, первая, Заботою звалась,
Второй же имя - Преданность. Так кто же
Из них мужчине этому дороже?
Кому бы сердце он отдал во власть?
Что делать мне, когда, мечтой гоним,
Мой милый верит в то, что он всесилен?
Оберегать любой ценою или
Всегда идти по краю вместе с ним?
Еще одна притча - вопрос. Возможно, это не переложение чужой услышанной, а авторская (я точно не знаю). Интересный сюжет, хороший литературный язык. В концовке вопрос, который сложно решить однозначно - стихи зовут к размышлению. Здесь, конечно же, тоже иносказание, потому что данный сюжет не предполагает реальности произошедшего или конкретики имен и места, а дается только как тема для размышления, где все элементы рассказа - символы ситуации и модели поведения.
16. DELETE. ДМИТРИЙ МАЛЬЯНЦ
Придёт пора и машинист сорвёт стоп- кран локомотива,
Наточит нож, наденет плащ и по грибы уйдёт в леса,
Ему вдруг крикнут из купе: "Когда поедем? Эй, чудила!"
Но растворятся в небесах и детский плач, и голоса.
А машинист рукой махнёт и понимай его как хочешь,
Среди берёзок и осин всё повторяется опять,
Тебе легко и хорошо, сидишь вот тут в тепле, пророчишь,
А за спиной стоят ряды, от мухоморов до опят.
У каждого есть в сердце яд, у каждого есть цель благая,
Вместимость ивовых корзин, подсчёт убогих на Руси,
Откроешь штору на окне, поганка бледная, нагая,
Шепнёт из хаоса и сна: "Водички, милый, принеси".
Идут по тамбуру ветра, дрожит железный подстаканник,
Там вязь немыслимых гербов, смешных имён и скорбных дат,
Качнётся маленький вагон и в неизбежное вдруг канет,
На мягкость илистого дна, без крика, всплеска и следа.
Кому ботинком по лицу, кому злым лезвием по горлу,
Грибы как люди, их легко на красных- белых поделить.
Всем был обещан Дэвид Линч, но тупо показали порно
И Бог грибной, в который раз, нажал с улыбкой на Delete.
Очень интересные стихи, не оставляющие сомнения в том, что они написаны в жанре иносказания, поскольку их сюжет полон аллегорий. Жизнь общества здесь обозначена символом поезда с пассажирами, локомотив которого ведет машинист (имеющий власть над обществом), но, говорит автор, в любой момент может наступить пора, когда «машинист сорвёт стоп - кран локомотива, наточит нож, наденет плащ и по грибы уйдёт в леса». Лес здесь, видимо, это символ анархии, разрушенного государства и дикости, где «за спиной стоят ряды, от мухоморов до опят. У каждого есть в сердце яд, у каждого есть цель благая». И эта первозданная дикость, где живут бессловесные «грибы», совсем не радостна: «Качнётся маленький вагон и в неизбежное вдруг канет, на мягкость илистого дна, без крика, всплеска и следа. Кому ботинком по лицу, кому злым лезвием по горлу, Грибы как люди, их легко на красных-белых поделить». И интересно, и современно выражена мысль.
18. ХИЩНИКУ-ПОЗОР! ВАЛЕНТИНА ВЕСЕЛОВА
Характер разный у зверей:
Кто любит мирно спать в берлоге,
И до весны его не трогай,
Кто поведением дурней,
Напоминает нам людей.
Речь о шакалах, скажем прямо,
Коварных, скверных и упрямых,
Не видел белый свет черней.
Того, кто чуть его слабей,
В покое с миром не оставит,
На бойню стрелки переправит,
Урвав кусок себе жирней,
А возражать ему не смей,-
Запуганы лесные братья
Нависшей злобной хищной ратью,
Неумолимостью смертей.
На фоне благостных речей
И лживых, пафосных посулов
Вернее тем шакал надует
И с потрохами съест скорей!
Медведь, шакала не жалей,
Путь прегради его террору,
Гони взашей его с позором-
Чужих, непрошенных гостей!
А у этого автора более прямолинейный подход к иносказанию, заметны приемы басни, где выступают знакомые животные, символика характеров которых всем знакома. Здесь это Медведь - символ России, и Шакал - символ Штатов. Если Медведь «любит мирно спать в берлоге, и до весны его не трогай», то Шакал «на фоне благостных речей и лживых, пафосных посулов вернее тем <других> надует и с потрохами съест скорей». Как и во всякой басне, в этом аллегорическом размышлении мораль (или наставление) находится в концовке: «Медведь, шакала не жалей, путь прегради его террору, гони взашей его с позором - чужих, непрошеных гостей».
23. ИГРУШКА. РУСАКОВ ГРИГОРИЙ
Подумаешь шрамы, подшита рука,
Надёжный, лохматый и ласковый,
А мягкий, как облако, нет - облака...
И цвета немного мышастого.
Смешная игрушка, наивный медведь,
Поверивший в чувства взаимные
Он всё мог наверно: и петь, и дудеть,
И прыгать с матраса пружинного.
Как так получилось не понял и сам?
За прятками бегали в салочки...
Вдруг все наигрались, а он, где-то там,
Остался на уличной лавочке.
Его не искал поисковый отряд
(Забыли подать заявление)
Такие на полках рядами стоят
Повсюду... и нет исключения,
Что скоро появиться новый герой,
Готовый топтаться у проруби,
Который сорвётся легко за тобой,
Как дикая кошка за голубем.
Никто не подумал, что в мире вещей
Есть вещи действительно нужные.
(Услышать не слушав, помимо ушей,
И дружбу не путать со службою.)
Он молча смотрел на спешащих людей
Копаясь беспомощно в памяти...
Песчаные замки и свет фонарей
Всё таяло в лунном орнаменте.
Вот ясное небо, опять звездопад,
Он вновь загадает желание -
Пускай безнадёжное, пусть невпопад,
Пусть сбитое напрочь дыхание...
А хрупкое счастье - осколки стекла,
Но в нём нет достаточно чуждого...
Вдруг кто-то воскликнет: “Кого я нашла!
Смешного и самого нужного...”
Полные доброты и любви стихи о любимой игрушке детства - медвежонке, которые постепенно перерастают из воспоминаний о детстве в размышления о том, что же в нашей жизни самое нужное: «Вдруг кто-то воскликнет: “Кого я нашла! Смешного и самого нужного...”» Эти стихи прекрасны по языку и содержанию, их отобрала половина судейской команды, а я думаю, что здесь все-таки другой жанр - это не иносказание. О чем эти стихи? Об игрушечном медвежонке и о том, что «в мире вещей есть вещи действительно нужные. (Услышать не слушав, помимо ушей, и дружбу не путать со службою).». Это то, что мы прочитываем в тексте. А что на самом деле? И на самом деле стихи именно об этом, никакого второго сюжета здесь нет, сюжет один, в котором просто использован прием одушевления игрушки. Или я все-таки не права?
24. БИТВА ЗА ЕВРОПУ. СЕНЯ ПРОТУБЕРАНЦЕВ
Чужое, неприкаянное племя, так нагло лезущее к нам в учителя..." ( приписывается А. В. Колчаку, написано, якобы, незадолго до его расстрела)
"Чужое неприкаянное племя
Нахально лезет к нам в учителя" (с)
Воюет, деликатности не внемля,
Европы глушь на стойбища деля.
Мы тоже жжём костры и наше право
В пещерах жить и мамонтов ловить!
Растить детей и в целом мыслить здраво -
Да здравствует неандертальский вид!
Зачем неандертальцев, кроманьонцы,
Вы жрёте, не считая за людей?
Неужто тесно нам под общим солнцем,
И ваш закон - увидел нас, убей?
Мы старше в эволюции и злее,
И хоть живём без кошек и собак,
Ходите строем по своей аллее,
Вы тоже плоть и наш священный враг!
Неандерталец кроманьонцу нелюдь?
А мы считаем - всё наоборот!
Потомки наши кости перемелют:
Единственный воюющий народ
С самим собой, в различные эпохи,
Безжалостный, во имя высших сил,
Под лживые воинственные брёхи,
Которых Вечный Разум не просил!
Стихи понравились, в какой-то степени этот жанр гражданской поэзии - современной публицистики - тоже можно отнести к аллегории. О чем идет речь в стихах? Сюжет построен в форме воззвания одного сообщества людей к противоборствующей стороне - не лезть не в свое дело и не воевать «деликатности не внемля, Европы глушь на стойбища деля». «Неужто тесно нам под общим солнцем, и ваш закон - увидел нас, убей?» Во внешнем сюжете мы всюду находим характерные для первобытного общества приметы - сражения кроманьонцев с неандертальцами: «Зачем неандертальцев, кроманьонцы, вы жрёте, не считая за людей?» Но разве читатель не видит за этим внешним сюжетом истинную мысль автора - войну человеческих общностей не доисторических времен, а сегодняшнего дня, где, как и в древности, сохраняется тот же самый конфликт интересов: «Неандерталец кроманьонцу нелюдь? А мы считаем - всё наоборот!».
28. НА ВЕРШИНЕ. ОЛЬГА ИВАНЫЧЕВА
Идти к вершине - бесспорно, сложно.
И труд, и твёрдость, и риск, и страх,
И ненароком сорваться можно
От цели, кажется, в двух шагах...
Порой, такого боясь фиаско,
А не небесного "аз воздам",
Иные пользуют тех, кто в связке,
Взбираясь прямо по головам.
Кто на такие идёт проделки
И попирает закон игры,
Не снизойдёт до людишек мелких,
Что у подножия той горы.
Тем, кто на пике в высоком чине,
Кто именуется словом "знать",
Общепонятно ли, что вершине
Без основания не бывать?
О включении в статью этого стихотворения я сомневалась, поскольку оно написано сразу в двух разных жанрах. Первая строфа - аллегория, точнее притча, где из рассказа о реальном восхождении на гору, автор делает великолепный вывод-концовку: «Иные пользуют тех, кто в связке, взбираясь прямо по головам». На этой строке можно было бы и завершить - лаконично и в цель! - но автор добавила еще строфу, практически о том же самом, но решенную уже в жанре публицистики, где нет никаких иносказаний - автор что думает, именно то и излагает. А это уже иной жанр. Во второй строфе мне понравилось только его заключение: «Общепонятно ли, что вершине без основания не бывать?»
30. ПОСЛЕ СПЕКТАКЛЯ. МАРИНА БЫСТРОВА-ДОКС
Балетные Туфельки после спектакля
Устало глотали сердечные капли,
И, лежа на коврике в комнате зябкой,
Хотели уснуть, как домашние тапки.
А Тапки бессонницей маялись часто,
Считали себя бесполезным балластом,
И, глядя на Туфелек смятые банты,
Мечтали на сцене порхать, как пуанты.
Краткие стихи - это всегда вершина мастерства, их в разы труднее писать, чем объемные. Здесь с помощью восьми строк полностью выполнено конкурсное задание - написано иносказание о двух женщинах, одна из которых живет в искусстве, но лишена женского счастья, а вторая - в домашних хлопотах, но лишена возможности проявить себя в творчестве, в работе. И обе одинаково завидуют друг другу. Но именно об этом автор ни слова не говорит - в стихах только мысли Тапок и Туфелек. Браво автору!
35. ЗАВОРОЖИЛА. ТАНЯ ВЕРШИНИНА
Ты говорил мне о любви – её не превозмочь.
Ты уводил меня с собой в таинственную ночь.
Цветущей яблонькой была в раскидистом саду,
Но в нашу жизнь пришла зима, накликала беду.
Заворожила, опьянив, красавица метель,
Ажурным кружевом застлав хрустальную постель.
Вокруг заманчиво кружил снежинок хоровод,
Твою любовь и доброту заковывая в лёд.
И закружила карусель обмана и измен,
А наши чувства забрала она в ледовый плен.
Холодный ветер с ног сбивал, задерживал в пути,
Дорогу чтобы нам с тобой друг к другу не найти.
Настанет день, и вновь придёт заступница весна -
За слёзы, пролитые мной, расплатится сполна.
Растопит панцирь ледяной, что у тебя в груди,
И все бесчинства вьюги злой оставит позади.
Стихи замечательные, все сотканные из продуманных и выразительных тропов - в основном из множества примеров олицетворения природы - весны, зимы, ветра, метели, вьюги , яблоньки... Можно ли эти стихи отнести к иносказанию? Сомневаюсь. Разве за тем, что описывает автор в своем лирическом стихотворении, прячется что-то иное - иной сюжет, иные события, иные смыслы, чем те, что мы безошибочно находим в строках? Нет, сюжет здесь один (история любви) и он однозначен, просто описан он языком поэзии с привлечением множества метафор, сравнений, олицетворения. Для темы конкурса стихотворение не подходит, а стихи прекрасные. На их тексте нам всем есть чему поучиться.
37. СПИЧКА. ОЛЬГА СВЕТОВА
Я маленькая, тоненькая спичка,
Весь век свой прожила в коробке тёмной, -
Во тьме, во мраке, в тишине привычной,
Не зная, что есть где-то мир огромный.
Но кто-то вдруг извлёк одним движеньем
Меня на свет из жизни той тоскливой,
Согрел, зажёг, - и вспыхнув с наслажденьем,
Я в свой последний миг была счастливой!
И здесь два сюжета: внешний, явный - о спичке. Казалось бы, спичка - главный герой стихов. Но автор умудрился написать это так, что все понимают - главный герой вовсе не спичка, а девушка, которая встретила любовь, что хоть и не смогла стать долгой, но она все равно «... в свой последний миг была счастливой». Это лирическое иносказание, причем, охватывающее весь сюжет.
38. КРАПИВА. РИТА КРИХЕЛИ
В ожогах каждый дюйм моей души.
От рук, от губ, от глаз её зелёных.
Узорчатыми листьями расшит
Мой мир, где жалят даже миражи
Вдоль тропок и дорожек запылённых.
Она - крапива. Жжёт любого, кто
Посмеет рядом быть неосторожно.
Одетая в неброское пальто,
Мечтая о Париже и Бордо,
Пьёт бледный чай в кафешке придорожной
И смотрит на мелькающих в окне
Чужих прохожих. От прикосновений
Щетинится. И во Вселенной нет
Такого сочетания планет,
Что мягкость даст колючему растению.
Никто не может просто подойти
И, улыбнувшись, приласкать ладонью.
Она - крапива на моём пути,
Я знаю, будут солнце и дожди,
Но только ничего её не тронет -
Всё то же одиночество вокруг
И неприступность. Я мальчишкой резвым
Пытаюсь, не щадя души и рук,
Крапиву превратить в цветущий луг,
Но, кажется, что это бесполезно -
Лишь сломленно однажды ты падёшь
На милость победителя. И всё же
Милее мне опять озноба дрожь,
Когда зеленоглазо душу жжёшь -
Единственная в мире. Непохоже
Благоухают яркие цветы,
Клоня головки, соблазняя льстиво,
Но все они безудержно пусты,
Осталась настоящей только ты,
Ожоги приносящая крапива.
Стихи эти мне не только понравились, но и подарили неожиданные мысли и открытия. О чем они на самом деле? Если о крапиве, которая столь великолепно здесь олицетворена и описана автором, что кажется одушевленным существом с личной историей, то это не иносказание, а талантливая пейзажная лирика. А если стихи написаны о конкретном человеке - девушке, женщине, а может быть о самом авторе (или, например, о персонаже прочитанной прозы), но по каким-то причинам были замаскированы автором внешним сюжетом о крапиве, то это - иносказание. Что это на самом деле, может ответить только автор произведения. Еще одна интересная мысль: если бы в этом скрытом персонаже мы угадывали черты всем известного исторического персонажа или известного современника, чье имя сейчас на слуху, то это был бы точно жанр исторической аллегории, понятной всем. Но я персонажа этих стихов не разгадала. В любом случае - стихи получились замечательными и с острой и интересной концовкой: «Благоухают яркие цветы, клоня головки, соблазняя льстиво, но все они безудержно пусты, осталась настоящей только ты - ожоги приносящая крапива».
40. СТРАТЕГИЯ ОРЛА. ЛЮБОВЬ ТИМОФЕЕВА 2
Похожи нападки коварных глупцов
На лай и угрозы привязанных псов.
Ворона, мечтая напасть на орла,
Момента для этого долго ждала.
Но честные методы ей не нужны –
Решила в атаку пойти со спины.
Свершилось! И в шею удобно клевать
Огромную птицу, что ей не под стать,
Что гордо парит над простором вдали,
И виден размах её крыльев с земли.
Напрасно завистница спорит с судьбой –
У схватки итог совершенно другой.
Врага не пытается сбросить орёл,
Иную стратегию он предпочёл –
Взмывает привычно почти к облакам.
Ворона, увы, задыхается там
И падает камнем стремительно вниз –
Несбыточен чёрной злодейки каприз.
Авторский сюжет басни, где мораль дана в самом начале стихотворения: «Похожи нападки коварных глупцов на лай и угрозы привязанных псов». Безусловно, эти стихи соответствуют конкурсному заданию. Насколько их сюжет злободневен, а цитаты этой басни (притчи) способны стать новыми фразеологизмами (как это часто случается в лучших баснях!), мне сказать сложно. Но стихи получились достойными.
47. А КЛЮВ ВЫДИРАЕТ ПЕРЬЯ. НАТАЛИЯ МЕДВЕДЕВА
Невесело птице в клетке.
Её навещают редко.
Приходят, уходят молча, -
От этого только горше...
Так зябко, что сводит лапы...
Из глаз начинает капать,
А клюв выдирает перья, -
Ведь хочется очень верить,
Что кто-то возьмёт на память...
Бывало такое с вами?..
Лаконично, мудро, запоминается - отличная работа. Запоминаются и очень нравятся цитаты из этого короткого иносказания: «Невесело птице в клетке. Её навещают редко» и «Ведь хочется очень верить, что кто-то возьмёт на память...». Последние две строки, к сожалению, выводят нас из загадочности жанра «иносказания», расшифровывая тайный замысел автора в образе птицы изобразить судьбу человека (прием, обратный олицетворению!).
50. ЩЕПКИ. ДМИТРИЙ ЗОТОВ 07
И когда лесорубы решают продолжить свою игру,
Оскудение леса становится неизбежным как смерть.
Щепки очень боятся даже подумать о ненависти к топору,
Понимая, что им в этой схватке явно не уцелеть.
С невеликою ношей – всего-то по капле смолы,
(подсушила беда, стали обликом щепки почти точь-в-точь),
Их несет обживать (доживать ли?) в такие углы,
Где над стылой землею склонилась немая полярная ночь.
Обретя в тех краях свой порядковый номер – клеймо-ярмо,
(днем сбивают их в общую волю, а ночью дробят в тоску),
Щепки горем горят, расставаясь с судьбой-сумой.
И сума та пуста, разве что нанесло по пути песку.
А когда не останется тех, кто поведает страшную быль,
И зеленая поросль качнет недоверчиво юным своим стволом,
Вдруг поднимется ветер, неся с собой пепел и пыль.
Поседевшие ветки возьмется под острым сгибать углом.
В том, что стихи полностью соответствуют жанру иносказания, нет ни малейших сомнений. Не проблемам же леса и его сбережению посвящены эти стихи! Они полны символов: лес (социальная общность), лесорубы (власть имеющие), щепки - люди, зависимые от воли властей, поросль - люди, пытающиеся начать жить по новому... Практически в каждой строке мы находим картину общества с его проблемами и незатихающими болями: «Оскудение леса становится неизбежным как смерть», «Подсушила беда, стали обликом щепки почти точь-в-точь», «Днем сбивают их в общую волю, а ночью дробят в тоску» и при этом: «Щепки очень боятся даже подумать о ненависти к топору». Это гражданская поэзия, написанная в жанре иносказания! С содержанием все понятно, а вот над формой я долго думала, разбирая звуковую схему строк. Ритмика очень напоминает то 5-и стопный, то 6-и стопный анапест, только грязный, со вставкой множества безударных слогов в неожиданных местах. На акцентную систему стихосложения это тоже не тянет: там хоть и меняется число безударных слогов, но хотя бы число Иктов в строках повторяется и уж точно не используются места с почти чистым анапестом... Словом, я не знаю, что это такое. Сказать, что это сильно мешает моему восприятию содержания, не могу: можно и такие стихи интересно прочитать, меняя их интонацию. Но будь это мои стихи, я бы их точно к чистому анапесту привела, и стало бы только лучше. И проголосовала бы тогда за них не половина членов жюри, а все восемь. В стихах, конечно же, важнее всего содержание, но поработать над чистотой формы тоже весьма полезно. Необходимо даже...
************************************
На этом все. Конкурс был трудным не только для участников, но и для нас, его судивших. По многим стихам у нас сложились разные понимания этого жанра - относить или не относить те или иные замечательные по исполнению и интересные по содержанию стихи к жанру иносказания сюжета. Свое понимание этого приема я вам изложила в этой статье, где в меру своего умения показала его суть на примерах наиболее интересных стихов наших участников. Надеюсь, что эта статья будет вам не только интересна, но и в какой-то степени полезна. Всем приславшим стихи на конкурс - огромное спасибо: без вашего участия это творческое прочтение стихов точно не состоялось бы!
С теплом, ваша Алкора, 04.06.24.
Свидетельство о публикации №124060405250
Конечно, всегда ждёшь разбор своего в первую очередь, такие уж мы... Спасибо за терпение и кропотливый труд.
Щедрого лета.
С уважением.
Ольга Иванычева 09.06.2024 11:19 Заявить о нарушении
Творческая Мастерская Алкоры 12.06.2024 07:34 Заявить о нарушении