Слуцкая легенда. Было не было

(Жаль, что без «картинок», коих в архивном Свёртке – достаточно)

Або: БылО – не былО. Калi па-беларуску.
К чему?!
А к зацепу, через сыгравшего в «пробыковской» «Фрузе» роль соблазнителя-шофёра Владимира Кулешова, ещё одного кинопродукта по мотивам произведений нашего Народного писателя.
«На чёрных лядах».
Фильм (Валерия Пономарёва) привлёк моё внимание не столько участием в нём названного В. К. (в роли «казака») и даже не тем, что – опять-таки по Быкову, но своей опальной судьбой, загнавшей его под сукно, на полку – или, куда ещё там. Не повезло ему (фильму) и с переводом названия на английский язык: «On Black Ice». Ничего лучшего, как превратить «ляды» во «льды», толкователи не нашли.
Но мы-то, в основном – о скорбях исторических. Наших. Давних и не очень.
На подробностях сюжета останавливаться не будем (ограничившись уже приведенной справкой). Но, прежде, чем погружаться в топи истории, отдадим должное и самому источнику. Причём, не по части его художественных достоинств и недостаков, а лишь касательно некоторых персоналий (актёров и пр.). 
В. Д. Пономарёв (1943-2017). Режиссёр (и сценарист, на пару с Быковым). Уроженец Юрги (Кемеровская обл.). Художественное образование получил у нас, в 60-е. Включая актёрский факультет БГХТИ (1969). В качестве актёра отметился только в музыкальном (с «Песнярами») фильме «Ясь и Янина» (1974). Режиссёрских работ – несколько (9). Да вот «злополучные» быковские «Ляды» (1995) оказались у него последними. После них В. П. отметился лишь продюсером. Однажды (в 2007-м). Отчего так «скоропостижно», не ведаю…
В отличие от Пономарёва оператора А. А. Абадовского «Ляды» не остановили. И то – хорошо.
Актёры… По фильму их задействовано немного. 8 – по главным (по семи самогубам, да оставленному Володьке). Да пяток – на подхвате.
А с «Володьки» и начнём.
Максим Гаврилов. Пацан (юноша). Всего 4 роли. Все – на Беларусьфильме. Да одна – в короткометражке («Солдатский блюз», 1998). В полный (метраж) – с 1991-го по 1996-й. Две – главных: в самом первом («Кукушкины дети», Иван) и – за ним («Цветы провинции», Адась). А короткометражка была собственно последней. Так что… И для него после «Лядов», по большому счёту, была только «Шельма». В общем – не заладилось…
Как и куда пропал он с «радаров», не знаю. В «Вике» на Максима ничего нет. По мелочам наскребается с киносайтов.
Александр Михайлович Аржиловский («Австрияк»). Родился в Тюмени (1948). Судя по фамилии, наши корни не исключены. Поработал в российских театрах, а потом подался в Синеокую. С 1981 по 1997 годы – актёр минского театра киноактёра. Дальше…
Вот, по каким я его помню?! «Был месяц май» (1970) Марлена Хуциева. Главная – лейтенант Николаев.
В «Горячем снеге» (1973)?! Но там (старшина Голованов) он – не в «передовиках».
Точно – в сериале «Плач перепёлки» (1990).
Где-то – ещё… С военной темой.
А дальше у Александра был «выход» в Европу. Париж. Два фильма.
Кончилось же всё дома. Вернее, в гостях у мамы, в Тюмени. «Банальное» самоубийство (11 ноября 1999 г.). С чего – не копал…
Будто «Ляды» аукнулись. И именно ему (если – в «концовку»). А то (в аук) и – «Перед концом» (В. Быков). Тем, что в пару к собственно «На чорных лядах».
Кстати, по фильму «Австрияк» кончает себя первым (из семи). Причём – поспешно (не по сигналу командира).
Двое (из актёров) ушли к Богу в год выпуска фильма (1995).
Виктор Сергеевич Гоголев (1929-25.01.1995). «Дед».
Так это он в «Лядах» – дед. Еле дыхающий. А по жизни – каких-то 65.
Болел?! Уже по съёмкам.
Ростислав Минаевич Шмырёв (1937-1.04.1995). Не из «главных» (по фильму), но запоминающихся. «Учитель». Вида – почти барского. Мабуть, из шляхты.
Что так?! В смысле – в 58. Так оно – бывает.
С Ростиславом – что ещё…
Так – Шмырёв. А к тому – Минаевич. Батька!? – Я не про…
Он самый. В смысле – его. Миная Филипповича. Но… Пасынок. Зато – «переименованный» (в отчество отчима «переобутый»). А так он (Ростислав), по естеству – Буравкин. Рождённый в селе Заполье Городокского района…
В благодарность знаменитому партизану в 1971-м «отсценировал» фильм «Батька» (реж. Б. Степанов). Минаем там – Юрий Горобец.  А сам Ростислав отыграл там просто партизана.
«Батька» – это как-то… Я уже не к уважаемому М. Ф., а… Ну, к тому, кто наши «Ляды» забанил. В 1995-м.
А покажи их сейчас по БТ (в широкую) – нашим идеолухам мало не покажется. Но это – уже в «исторические топи».
Что там у нас – с «Командиром»… По фильму.
Исполнил офицера дворянского происхождения Александр Сергеевич Лабуш.
Рождения 1957-го (11 августа). Там ему (актёру) – к 37.
Тутэйшы (як и болшасьць из…).  Зь вёскi Пухавiчы Мiнскай вобласьцi.
Да нядаўняга часу служыў у Нацыянальным акадэмiчным тэатры Янкi Купалы. Згуляў больш 40 ролей.

[12 августа 2020 года актёры и сотрудники Национального академического театра им. Янки Купалы записали коллективное видеообращение и потребовали прекратить применение силы против протестующих, несогласных с фальсифицированными итогами президентских выборов в Белоруссии 2020 года. 13 августа коллектив театра также выступил за пересчет голосов на президентских выборах в Белоруссии с участием независимых наблюдателей. 16 августа директор театра Павел Латушко и другие актеры Купаловского подписали открытое обращение к белорусам, и в частности к армии, призвав к немедленной отставке и возбуждению уголовных дел против тех, кто отдавал «преступные приказы» и «всех должностных лиц, виновных или причастных к этим преступлениям». 17 августа был уволен директор театра Павел Латушко. В этот же вечер бело-красно-белые флаги были вывешены над зданием театра. 18 августа актеры заявили министру культуры Юрию Бондарю, который приехал в театр, что увольняются. Утром 19 августа купаловцы не смогли попасть в свой театр, который оказался заблокирован под предлогом санитарного дня. 26 августа из театра были уволены 58 актеров и сотрудников, в том числе обладатели звания «Народный артист Беларуси» Зоя Белохвостик, Арнольд Помазан, заслуженные артисты Алена Сидорова, Юлия Шпилевская, Игорь Денисов, Наталья Кочеткова, Георгий Малявский, артисты Павел Харланчук, Роман Подоляко, Михаил Зуй, Дмитрий Есеневич, Валентина Гарцуева, Светлана Аникей, художественный руководитель Николай Пинигин и все режиссёры театра].

Какое участие принимал-не принимал в этом «Командир» (А. Л.), не ведаю. Как и чем он занимается сейчас.
Фильмы у него были, пожалуй, до 2000-го. С «Зоркай Венерай» и «Идиллией» (из последних). В короткометражной «Идылii» – главная (мужа). Можно после и глянуть…
А к нашим «параллелям-диагоналям»…
Па маладых гадах Лабуш за выкананне ролі Бацькі ў дыпломным спектаклі «Пункт гледжання» В. Шукшына быў узнагароджаны дыпломам і прэміяй Беларускага саюза тэатральных дзеячаў.
К слову: Куды нам без Бацькi!?
Владимир Алексеевич Кулешов (1941-1999). Через которого… «Казак».
Так уже оговаривался: «Ляды» у него – последние (в смысле – роль). Прожил 58. По фильму (в час) – 53…
Болезнь?! В фильме он – грузный. В силе, но…
А так… Поснимался, поиграл… В наших исторических да военных. Дважды – Прокопа (по Ивану Мележу).
Геннадий Михайлович Гарбук (1934-2018). Богомольный «Кожухарь». Ай, как ему неловко было шмаляться…
Народный! В театре и в кино наигрался вдосталь. В театре – начал у нас, в Витебске, а с 1962-го – в Купаловском. До 2020-го не дотянул.
А по Быкову, особенно – Петрок. «Знак беды» Михаила Пташука (1986).
Александр Михайлович Тимошкин (р. 1962). «Забела». Мабуть, студент. В очках. Тихий, но твёрдый.
Забела (Забело) – фамилия из наших. Коренных. Что в Литву, что…
По студенческим я пересекался с Серёжей Забело. Стройотряды… Умер тогда же. Сердце…
А сам Тимошкин – коренной минчанин. Заслуженный (1999). Фильмов немало, но с 2011-го приостановился. Преуспел в озвучках. Зато знатно отметился в 2020-м. Всеволод Игнатовский – в «Купале» Владимира Янковского. «Положен на полку». К «Лядам» – чтобы не скучали. А то!
Кто остался?
По главным – остался Александр Сергеевич Беспалый (1948-2016). Отчего только Заслуженный (1999) – не понятно. По нашим меркам тянул и вполне на Народного. Более 130 ролей. Не хватило главных да звонких?!

В «Лядах» – Метельский. Матёрый. Похоже (по прозвищу и манерам) из шляхты.
Чем бы его «в тему»?! Фактурный. Помер в мои сегодняшние. Мабуть, на что и намекаю…
Что у него в Быкова ещё было? При таком-то списке… А вот и…
Мабуть, глянуть к нему «На железной дороге» (1988)?! Среднеметражка. Гражданская война. Там в главной наш «Командир» – Лабуш. Там он – Евмен, а Беспалый – Евфимий.
Во всяком, засечку оставим…
Не мешало бы ещё по этому «спектру» пройти и что-то прикинуть-приперчить, но пора уже и в главное (то бишь в «топи») погружаться. А потом (или по ходу), даст Бог, чего и здесь восполню. По персонам.
Да. Чуть не забыл. По ним.
О Василии Владимировиче. О его – с «Батькой» (не с Минаем). Но и об этом, пожалуй, после собственно «было-не было».

Было ли то Восстание?! 27 ноября–28 декабря 1920 года. Месяц…
Есть даты. Есть данные о силах сторон (восставших и Красной армии). Называется и руководитель военного сопротивления. П. Я. Жаврид (1989-1939). Уроженец Тетерёвки, Слуцкого уезда.

[После поражения восстания бежал в Вильно, затем в 1926 году вернулся в БССР, где работал в различных учреждениях, в том числе Инбелкульте и редакции газеты «Звязда».
Арестован в 1930 году по делу «Союзе Освобождения Белоруссии», приговорён к трём годам исправительно-трудовых лагерей. В 1937 арестован повторно, скончался от болезней в 1939 году в Коми АССР].

А посему, сомнения по самому факту (з’яве, событию или «как ещё там») излишни. Было. Имело месть быть.
Иное дело: Что это было? Цели, мотиваторы, инициаторы (а где-то и провокаторы)… Масштабы, оценки…
На «костях истории» всегда совершались пляски и оргии. Не меньше прочих усердствуют в них т. н. «борцы за историческую правду» (или: «против фальсификации истории»). Со всех сторон! Оргиями (шабашами) отличаются главным образом идеологи. Профессиональные историки (остались ли таковые в Беларуси?!), отмежёвываясь от последних, также слегка приплясывают и притопывают. Художники, подключая своё воображение и мастерство, придают продукту особую выразительность.
Се человек! У каждого (и не божитесь!) – свои интересы, приоритеты, ценности, зачёсы, подскоки и заскоки.
Так и сама История – та ещё Химера-трясина! От «рассказа» до «сказа». От легенды до мифа. Притом, что всё человеческое как-то мифологично.
Однако…
Было.
А и написано-набаяно-высказано па Слуцкаму збройнаму чыну немало. Где рывками (под ту или иную вожжу), где более сдержанно и фрагментарно.
Тот фильм (по Быкову) пришёлся на самый захлёст. Потому и едва ли не канул в небытие. Что-то похожее случилось и с «Купалой» Владимира Янковского.
Однако.
Збройны чын… Што нi кажы, а наша мова, пры ўсёй сваёй сцiпласьцi, вельмi выразная!
Вось, украiнцы, с «вооружённым восстанием», вторят полякам: збройне повстання – zbrojne powstanie. А ў нас – Чын!
Нiii… Ужываецца (у мове) i паўстанне. А тут – чын.
А з чаго?! Чын у нас i да «образа», i да таго ж «чина» (з «чыноўнiкам»).
Чын… Чыннiк – «фактор». А фактор – причина, движущая сила какого-либо процесса, определяющая его характер или отдельные черты. Фактор-актор (значимый – не абы якi! – субъект).
Во-во!
Значимость. Важность. Чинность. Моц!
Не в шутку (вооружённое, збройнае). Решительное. С серьёзными намерениями. Ну, а атрымалася, як атрымалася… Мабуць, сур’ёзнасьцi i не хапiла…
Чын – да ўчынку. Цi дакладней – учынак ад чыну. А Учынак – Поступок. Не просто – действие! Считай – подвиг.

[личностная форма поведения, в которой осуществляется самостоятельный выбор целей и способов поведения, часто противоречащий общепринятым правилам].

Бахтина тут только не хватает (с его «философией поступка»)! С «событиями-факторами» вместо просто фактов.
А чинят не только великие дела, но – увы! – и расправы. Правда, их, скорее, «учиняют».
Забавно! В последнем верше (к Юбилеям) я сделал маленькую правку: поменял «срок» на «чин». В русском тексте.
А аукнулось с этим…
Пророссийский (провластный) интернет-ресурс «Чеснок» (Chesnok, 4esnok.by), замахивающийся на исключительную честность и порядочность, – вроде «я никогда не вру» известного персонажа – также уделил внимание нашему Событию (СУ(З)Ч). В рубрике «О Беларуси по чесноку».
«Слуцкое восстание: куда ведут белорусских националистов?». Слегка замшелое (2015-й год). Зато выкинуто в день моего рождения (21.12).
С таким же названием, пусть и несколько в ином ключе, мне попадалось где-то ещё… Но «Чеснок» уже в преамбуле удостоверяет нас в своей адекватности в понимании самого феномена Истории.

[История – удивительная наука – она изучает то, чего нет. Потому что прошлое, для непосредственного восприятия, недоступно. И задача исследователя – по оставленным следам и косвенным данным восстановить это прошлое, в максимально приближённом к правде-истине виде. Если исследователь порядочный и честный человек, то историческое знание обогащается некими новыми подробностями и фактами. Если нет, то появляется очередной исторический миф, который способен задурить многим людям голову. А эти обманутые люди затем обрушивают на себя и на других разнообразные социальные бедствия и катастрофы].

Оно так и ничего. В смысле «удивительности истории» (как науки и не только). Да и в предупреждение об ухабах и кознях.
Но… Пара-тройка запiнак-драпiнак.
В максимально приближенном к правде-истине виде…– Ну, амаль у адну дуду з апантана азораным вяшчальнiкам нашага дзяржаўнага БТ.

[Ложь не есть правда, а истина всегда одна. Меня зовут Григорий Азарёнок, это «Тайные пружины политики», здравствуйте].

Привет, Гришаня!
По мне, так и правда, и заблуждение, и фантазия, и бред, и враньё, и… – всего лишь разные формы «лжи-не истины». Разные! Существенно… Но!
Второе… «Исторические мифы» (уже интересно: значит, есть и «неисторические»?!) появляются не совсем так. История и вовсе соткана из мифов. Как в первом своём значении (собственно Процесса), так и во втором (повествования о таковом). Просто мифы бывают разными по мощности и форме (или «субъектности»).
А что они «дурят головы многим людям» (особенно – мощные, тоталитарные; особенно – обывателям, романтикам и вообще дундукам (в принципе – каждому из нас)), так на то мы и человеки. Одна у нас с Мифом природа. Ну, что тут поделаешь! Однако осторожность в отношении с ними (особенно – «историческими») не помешает. Так, чтобы без перебора.
Третье… Есть страны (державы, народы…), история коих не просто соткана из мифов (без них вовсе – никак!), но уже безо всякой осторожности и «приставок-предохранителей». В виде «формального права», «математического естествознания» и… А что там ещё – в загашнике?!
Ладно бы такими странами-народами были «верхние вольты» (или «буркины фасо»), что без ракет. А то ведь…
Раааасия!

Из мрачной глубины веков
Ты поднималась исполином
Твой Петербург мирил врагов
Высокой доблестью полков
В век золотой Екатерины.
Россия…
Священной музыкой времён
Над златоглавою Москвою
Струился колокольный звон,
Но, даже самый тихий, он
Кому-то не давал покоя.
А золотые купола
Кому-то чёрный глаз слепили:
Ты раздражала силы зла
И, видно, так их доняла,
Что ослепить тебя решили.

Ага!
Она. Матушка-Мачеха. Чудо-Чудище. Левиафан…
Со всеми её переодеваниями (в «кумачи» и прочее). В принципе, любая страна (любой народ), имеющая имя и хоть какую-то историю, сама есть Миф. Со всеми прелестями перетекания в нём чудесного, чудного и чудовищного. Любая!
То есть, не только история любой страны мифологична (соткана из мифов), но и собственно страна (сама, как такая) есть Миф. Дундуков, понимающих миф, как исключительно «выдумку», посылаю к Азарёнку, Гигину, Путину, «Чесноку» и т. п.
Страна, как Миф, есть живое существо, сочетающее в себе черты Личности (чуда) и Монстра (чудища-чудовища, анти-личности). То же присутствует и в каждом человеке, как индивидууме. С теми же опасностями, которые в случае со страной (народом) принимают гораздо большие масштабы.
Чтобы противостоять монструальности (а где-то, и чтобы слегка корректировать чудесность) создаются специальные рациональные модели. Прежде всего: Наука и Право.
Притом, что сами они (Н и П) также неизбежно мифологизируются. А значит, существуют в двух ипостасях: как рациональная (нормативная) модель-конструкция и как живое существо (со всеми вытекающими). И с этим также нужно считаться.
Однако.
Мы – о Странах. О Народах. О Государствах.
Касательно последних. Среди них необходимо различать, в первую очередь, такие типы, как State и Держава. Первое максимально демифологизировано (полная демифологизация невозможна, да и не нужна). Второе – наоборот.
Первое – либерально. Второе – тоталитарно. И то, и другое – в разных вариациях и степенях.
Россия (исходная точка исторического отсчёта может быть сдвинута на различную глубину) являет собой ярчайший пример Державы.
Три её основных «версии»: Империя Романовых, СССР, РФ «имени Путина». В том же Советском Союзе можно различить, по крайней мере, пять (5) форм (фаз) существования-превращения. Ключевая (главная, центральная) связана, конечно же, с таким именем-существом-мифом, как Сталин.
Раааасия…
Ага!
Типа Кроноса, пожирающего своих детей. Вместо Кроноса возможны другие варианты (имени).

[«Это не просто переселение народа на свою историческую родину, а прежде всего и главным образом – бегство из России. Значит, пришлось солоно. Значит – допекли. Кое-кто сходит с ума, вырвавшись на волю. Кто-то бедствует, ищет, к чему бы русскому прислониться в этом раздольном, безвоздушном, чужеземном море. Но всё бегут, бегут. Россия – Мать, Россия – Сука, ты ответишь и за это очередное, вскормленное тобою и выброшенное потом на помойку, с позором – дитя!..»]

Знаменитое высказывание Андрея Донатовича Синявского (Абрам Терц). Из статьи «Литературный процесс в России» (1973). О каком народе здесь идёт речь – понятно. Перцу в последовавшие возмущения патриотов добавило замечание о том, что русские не способны постичь, что в их бедах могут быть виноваты они сами, а не евреи (допустим).
Однако, мы – о России-Мифе. Державе, Левиафане и т. п.
Мы – о «чесночных причитаниях» по поводу создания непорядочными и нечестными человеками исторических мифов, способных задурить многие головы, кои затем обрушивают на всех округ социальные бедствия и катастрофы.
А посему (уже посему), в ответ на «чесночные» же разоблачения мифа о СУЧ (Слуцкiм узброеным чыне), сразу тянет резко ответить: Чьё бы мычало, а…
При этом наше предупреждение об осторожности обращения с мифами остаётся в силе.
Ну, а зараз зьлёгку павандруем вакол самога Слуцкага УЧ. У любым выпадку, памiж такiм гiстарычным мiфам (мiтам), як СУЧ, i Сукай-Расеяй (Россией), застаецца велiзарная розьнiца. У тым лiку ў плане пагрозы абвальвання ў сусьветную катастрофу. 
Нават такiм Мiфам, як Польшча цi Беларусь у цэлым, да Сук (цi Мах) сусьветнага маштабу не вымахаць. Нават, калi iм уручыць (всучить) пару ядравых бомбаў.

Збройны Чын быў. З’ява. Факт. Падзея. Мiт…
Адбыўся. Здарыўся…
Мiт – ужо пастолькi, паколькi атрымаў iмя. Паколькi ачалавечыўся (с непазьбежным цудоўным (захапляльным) i пачварным (жахливым, агiдным, брыдотным)).
Ужо самi з'ява i падзея – неяк мiт.
Кстати… Мит (вместо «миф») акцентирует момент встречи (meeting). Встречи – в разных измерениях. Самых разных!
И, прежде всего, если по-философски – смысла вещи (сущего, субстанции) и самой вещи. Мабуть: смысла и меона. Чтойности и нечто. Света и тьмы. Всего и Ничто… Ну, это мы уже в «метафизику» махнули.
Миф – собственно символ (слово). Субстанциализация энергии. Выражение.
Всё действительное уже есть миф в силу своей выразительности. А дальше… Дальше – лишь возбухание-раздувание (да и угасание) этой огневой энергийности. От горячего, жаркого до пламенного. К испепеляющему.
Да тэрмаядравага выбуху. Да сусьветнага пажару.
До светопреставления.
Мир, мит, миф…
Самовозбухание (при нашем спонтанном соучастии) и осознанное (провокационное) раздувание.
Не случайно так выгибается сам Мир. С вибрациями «и» и «i». С приставкой (подпоркой) в конце в качестве «ъ».
Наполненное пространство (и, далее – населённое, и – именно человеками), Люд, Состояние без войны…
Мир и Свет. И оба – от совпадения до «вариативности».
И оба – миф.
Даже без последующего (до чрезмерного) возбухания и, тем более, раздувания. А ежели с ними…
Так что – без мифа мы никак, но и с ним… Мало не покажется (себе и другим на голову).
Збройны Чын (Слуцкi)…
Кто-то его раздувает. Кто-то, наоборот, старается погасить. Но и без них (осознанно-идеолого-пропагандо, с их pro и contra) оно (он) теплится, мигает, митусится.
Збройны Чын, а с ним (с до и рядом) – БНР. Беларуская Народная Рэспублiка. Если хотите, наоборот: БНР и (к ней) ЗЧ.
Тем (скептикам и противникам), кто морщится и ярится, можно вставить (в пику) по поводу уже БССР. Не меньше!
А заодно (если «вставлять») – и нашим «ябатькам-лукашкам».
А и – «западно-русистам» и ретивым партийцам от «Белой Руси».
Можно (вставить, да по самое), а где-то и нужно.
Но… Не буду (здесь).
А и потому, что и с обратной стороны (хотя мне она и ближе) своего взбрыка-перепляса хватает.
А затрону я здесь (пока) лишь одну персону. Персону, мягко говоря, одиозную. Якая да нашага Збройнага Чыну датычыцца, зноў-такi, пастолькi-паколькi. Збоку-прыпёка.
И затрону – с умыслом. И не токмо в одёргивание (как «одних», так и «других-третьих»), а и в намерение дать очередной урок (пусть сам адресат и не услышит) нашему (тьфу!) «Батьке». Который – не Минай. Урок – ему и его поплечникам.
Станислав Никодимович Булак-Балахович (1883-1940).
Этакий Евгений Пригожин (не только, конечно…) той эпохи. При всей их разности. Про Пригожина я, здесь – не случайно. Это уже – чтобы недолго скрывать свои намерения в плане дать очередную заушину нашему Лучезарному. Последнего и самого вовсе нетрудно привести к одному знаменателю с тем, о ком Пилсудский высказался так:

«Да, бандит, но не только бандит, а человек, который сегодня русский, завтра поляк, послезавтра белорус, ещё через день – негр. Мы об этом знаем…Но у него нет чести золотопогонных генералов, мечтающих возродить в России монархию. Он воюет с большевиками, поэтому мы его поддерживаем. Пусть они будут хоть неграми, но если борются с Советами, значит они наши союзники»

З чаго толькi пачаць…
А зь вершу! Ад самаго Станiслава-Марьяна Бэй-Булака…

ПОКЛІЧ БАЦЬКІ

Праз цёмныя хмары на чуждай старонцэ
Зірнула на нас цёпла-радасна сонцэ,
І гоман пачуў я з роднай стараны:
«Свабода калоціцца ў нашэ ваконцэ,
За бацькаўшчыну ўсталі яе ўсе сыны!»
Сынкі! А мы штожа!
Нам будзе нягожа,
Каб мы не пайшлі на падмогу!
Сьмялей, не аглядайцесь,
Хутчэй сабірайцесь
І будзем гатовы ў дарогу!
25.ХІ.1919, Рэвель.

Ну, да. Больш паляк, чым беларус. Ды мову лепей ведаў нашу. Вось, нават i вершы складваў.
Знаходзiцца i такi… Аўтабiаграфiчны. Да партрэта. З пэўнай крыўдай…

ШАРАК ЦІ БРЫСЬ.

Дала мне назву тыгра злога,
Калісь сказала, што сьлізкі вуж,
Што воўчых, лісьіх ёсьць рысак многа,
Што я ня Бацька, што я ня муж.
Сябе самога цаню я ўмеру,
Кажу ад сэрца: ня тыгр, ня рысь,
Я больш падобны сабацы вернай,
Што называюць: Шарак ці Брысь.
Што верны стораж вартуе строга,
Якога лупіць слуга і пан,
Як на суседа забрэша злога
Ці вые з больлю ад даўніх ран.
Другім сабакам – другая доля:
Як пан абедаць – ім кіне штосьці,
Аб іх заслугах – пісалі ўволю,
На іх глядзелі з-за мора госьці.
Аб Брысю весткі так паўтаралі:
Лайдак-сабака, зусім ня ўдаўся,
Калі другія зьвяроў ганялі,
Авечак гнаў ён, да птушак краўся.
Замала мае ён дысцыпліны,
Яго цягнула адна здабыча:
Сьцягнуў ён дзесьці кумпяк вяндліны,
Натура воўча да шкоды кліча.
І лаюць Брыся, чым як змога.
Ня хоча мякка ніхто глядзець,
А хутка будзе ізноў трывога,
Ды ўстане шчэ’ раз стары мядзьведзь.
Як можна болей сабакаў трэба,
Падобных Брысю, пры боку мець,
Ня біць, ня лаяць, а даць ім хлеба,
Слабых бо зломіць стары мядзьведзь.
19.VII.1927

Сукин сын, конечно! И даже – не совсем наш. Но…
Наiцiкавейшая асоба (цi iстота)! Знакавая. Маркер!

26-29.07.2023


Рецензии