Из Былого. Про Кино. Память осени
Пишу. По мере…
Днями дёрнуло глянуть сериал Филиппа Янковского «Монастырь» (2022) – аккурат да «Сьвятой Русi». Не пошло… Хватило нас только на три серии.
Взамен Наташка заказала «Фрузу» (по Василю Быкову). Беларусьфильм. 1981-й.
Грустное. Послевоенное. Где-то – к середине 50-х.
Одинокая женщина, Фруза Семашко, работающая вахтёром в «учреждении» (каком-то Управлении), хочет любви и семейного тепла. Западает на женатого шофёра (Пархомов). Ну, и…
Исполнявшая главную роль питерская актёрка Татьяна Кулиш (р. 1952) ужо памерла… 7 августа 2010-го.
Давно нет и Владимира Кулешова (1941-1999), уроженца Сталинградской области, но актёра вполне тутэйшага. Народный Беларуси с 1979-го. «Коласавец».
Дядька он был колоритный. Крепкий. Надёжный. Отметился (в фильмографии) по семидесятым «партизанским». Больше – в эпизодах. А Народного получил, значит, за «театралку».
Мне-то он запомнился. Пусть я его, по внешности, было и «приткнул» к Алексею Глазырину (по «Белорусскому вокзалу» Смирнова). Но схомянулся. По то, что Глазырин и вовсе ушёл из жизни сразу после съёмок этого смирновского (в 1971-м).
Внешнее сходство [фото – в архивном Свёртке], конечно, наличествует (Кулешов – справа). С того я и «обманулся».
А свою последнюю роль в кино Кулешов сыграл в 1995-м. И опять – по мотивам Василя Быкова. «На чорных лядах». В. Пономарёва. По рассказам (Быкова) – «Перед концом» и одноимённому с фильмом.
По Быкову… Не выпадкова «Чорныя ляды» трапiлi ў нямiласьць з ласкi вялiкага лiтаратуразнаўцы, гiсторыка i аматара ненапiсаных вершаў таго ж Васiля Ўладзiмiравiча
[Конец Слуцкого восстания 1920 года. Несколько белорусских повстанцев идут лесами, пытаясь уйти от большевиков, но вскоре понимают, что полностью окружены. Они узнают, что красные убивают пленных, а их тела возят по деревням для опознания. Родственников затем также расстреливают или репрессируют. Чтобы этого не допустить, повстанцы принимают решение совершить в глухом месте групповое самоубийство. Самому младшему из них поручено похоронить тела, он остаётся в живых.
Премьера фильма должна была пройти вскоре после проведённого по инициативе Лукашенко референдума 1995 года, но так и не состоялась, якобы из-за того, что единственная копия фильма была украдена. Позднее она якобы нашлась, но в широкий прокат фильм уже не вышел. Состоялось лишь несколько ограниченных показов в Минске и Москве. По данным некоторых СМИ, негласное решение о запрете фильма было принято Владимиром Заметалиным, который в то время возглавлял Главное идеологическое управление в Администрации президента.
В конце 1990-х и начале 2000 фильм распространялся на кустарно записанных видеокассетах и дисках, одна из копий была оцифрована и выложена в интернет. Беларусьфильм, владеющий авторскими правами на фильм, не ответил на ряд приглашений показать фильм на различных кинофестивалях. В апреле 2020 года Беларусьфильм опубликовал фильм на своём официальном канале в Youtube].
Гэта – зноў-такi неяк да «Сьвятой Русi»...
А Лядоў па Беларусi – шмат! Бо, найперш, Ляда – пустка сярод лесу, месца высечкі і выпальвання лесу для патрэб земляробства. Акрамя таго, Ляда – бог вайны ў заходнiх славян (паводле Хронiкi Яна Длугаша).
Населённые пункты у нас кличут больше Лядами (Ляды) и Лядо. А по Расее – Ляда.
Мабуть, и мои Следневичи (Слядневiчы) как-то с Лядами перекрещиваются.
А вчера мы глянули «Память осени». Опять по Наташкиной заявке.
Фильм Андрея Соколова. 2015-й. С Инной Чуриковой.
Занятно. Пусть – и на любителя.
По оценкам, многим он не зашёл. В том числе – и по актёрской игре.
Ну, здесь оценивающие явно не учли, что фильм сработан под театральную постановку. В жанре этакого «спектакля». С неизбежной, в таком случае, «лубочностью» исполнения.
Без всякой доводки мы прикинули, что всё действо закошено под Чехова. И именно – под «Вишнёвый сад».
А мазанули, по началу, со Звягинцевым. Фамилия коего проскочила по первым титрам.
Наташка сразу и режиссуру под Андрея стала подтягивать. Мол, похоже. Железная дорога. Тягник… И – дальше.
Звягинцева-то мы поглядываем. А это… Точно раньше не смотрели и зашли совсем не через режиссёра.
После просмотра и я стал «подпевать». В то, что можно накидать кучу ассоциаций (под нашего А. З.) к «крушению державы». К обречённости на провал попытки склеить бывший Совок.
Но… Во-первых, режиссёром оказался вовсе не… А Андрей Соколов – выскочивший в концовке (аля Рязанов) в роли шофёра. А Звягинцев там – всего лишь сценарист. Так он ещё – и Александр. То бишь – Федот, да не тот.
В общем, слегка обмишурились.
Тем паче, Александр Григорьевич (р. 1948) мало, что не родня Андрею Петровичу, так ещё и явно иначе зачёсанный. В смысле идеологически-мировоззренческом.
Советский и российский юрист и правовед. Весьма заслуженный! Деятель органов прокуратуры вплоть до заместителя генерального прокурора России (2000-2016). С кучей регалий, в том числе и литературных.
[Выпустил сотни статей и десятки фильмов, документальных и художественных книг, автор пьес. В особенности известен своими трудами о Нюрнбергском трибунале].
Ага! Сталинские и прочие советские делишки заслуженного шибко не волнуют. О творчестве Захара Прилепина – исключительно положительно.
Всё со «Скифами» и «Сарматами» забавляется. В Русь неизбывную. Непреходящую.
Крайне озабочен (через увлечение Нюрнбергом) усилившимися поползновениями европейских «фашизмов». Своего (отечественного, доморощенного) А. Г., вестимо, не только не замечает, но и допустить не может.
Так у них же (в Расее) и право – не формальное европейское, а интегральное (али – коммуникативное). А то, что от этой «интегральности» до «корпоративности» (и пр.) и шагать не надо – в смысле: рукой подать – заслуженному невдомёк. Как и моему приятелю А. А. Бочкову…
Увы!
Под юриста-сценариста я кое-что (в Память Июльскую) «прокачал» по своему прошлому блуканию по просторам правоведения. Вспомнил и либертариста-цивилиста Нерсесянца, и питерца Андрея Васильевича Полякова (1954 р.). Обоих почитывал (по тем нулевым). Владик Сумбатович зашёл мне больше, чем его ученик-коммуникативщик и наш с Сан Санычем, считай, ровесник.
Как-то так. Под «Память осеннюю».
25.07.2023
Свидетельство о публикации №124060402507