35 лет трагедии вблизи села Улу-Теляк...

В ночь на 4 июня,
35 лет назад,
вблизи  села Улу-Теляк,
произошла беда -
два встречных поезда
Адлер - Новосибирск
сгорели практически дотла...
Причиной трагедии была
газовая труба,
которая с недоделками
была в работу сдана,
из-за прорыва газа,
вспыхнул внезапно
ночью столб огня,
и в низине охватил оба поезда...
Земля стонала от горя,
плавился металл,
стоны и крики,
и пепел разносил
по округе ветер...
Это был - огненный ад!
Трагедия сотни
жизней унесла...
Из-за разгильдяйства
и недосмотра -
столько горя в семьи принесла...
За минуты люди седели,
когда на этот ад смотрели...
На 1710 километре стоит мемориал -
Скорби и Печали,
и проходящие поезда,
дают протяжный гудок по погибшим
в ту роковую ночь,всегда...

35 лет назад, в ночь на 4 июня 1989 года, произошла крупнейшая в отечественной истории железнодорожная катастрофа. В результате мощного объемного взрыва газа сгорели два встречных пассажирских поезда. Трагедия произошла на 1710-м километре Транссибирской магистрали, неподалеку от города Аша,вблизи села Улу-Теляк. По разным данным, взрыв унес от 575 до 841 жизни, а выжившие получили ожоги, увечья, физические и психологические травмы.
В трубе нефтепровода «Западная Сибирь — Урал — Поволжье» («Южный Балык — Миннибаево»), по которому транспортировали широкую фракцию лёгких углеводородов (сжиженную газобензиновую смесь), образовалась узкая щель длиной 1,7 метра. Из-за протечки трубопровода и особых погодных условий газ скопился в низине, по которой в 900 метрах от трубопровода проходила Транссибирская магистраль, на участке Улу-Теляк — Аша Куйбышевской железной дороги, 1710-й километр магистрали, в 11 км от станции Аша, на территории Иглинского района Башкирской АССР.
Примерно за 3 часа до катастрофы приборы показали падение давления в трубопроводе (точные моменты первичного повреждения и критической разгерметизации трубы не определены). Однако вместо того чтобы искать причину нештатной ситуации, дежурный персонал лишь увеличил подачу газа для восстановления давления. В результате этих действий через трещину в трубе под давлением вытекло значительное количество пропана, бутана и других легковоспламенимых углеводородов, которые скопились в низине в виде «газового озера», потому что плотность их паров выше, чем у воздуха.
Машинисты проходивших до катастрофы поездов предупреждали поездного диспетчера участка, что на перегоне сильная загазованность (запах одоранта, добавляемого в газо-бензиновую смесь), но этому не придали значения.
Два пассажирских поезда, которые в итоге были практически уничтожены, двигались с небольшим опозданием. При отсутствии отклонений от графика они бы рядом с местом аварии продуктопровода не встретились. В поездах № 211 Новосибирск — Адлер (20 вагонов, локомотив ВЛ10-901) и № 212 Адлер — Новосибирск (18 вагонов, локомотив ЧС2-689) находились 1284 пассажира (в том числе 383 ребёнка) и 86 членов поездных и локомотивных бригад.4 июня 1989 года в 01:14 по местному времени (3 июня в 23:14 по московскому времени) в момент встречи двух поездов на перегоне между остановочными пунктами Железнодорожная будка 1708-й километр (деревня Лемеза) и Железнодорожная будка 1712-й километр (деревня Рассвет) произошел объёмный взрыв вытекшего газа.
Мощность взрыва была оценена в 250—300 тонн ТНТ. По другим оценкам, мощность объёмного взрыва могла доходить до 12 килотонн ТНТ, что сравнимо с мощностью ядерного взрыва в Хиросиме (16 килотонн).
Ударной волной с путей было сброшено 11 вагонов. Сила взрыва была такова, что выбило стёкла в городе Аше, расположенном более чем в 10 километрах от места катастрофы. Столб пламени был виден более чем за 100 км. Возникший при взрыве гигантский пожар охватил территорию около 250 га. Длина фронта пламени составила 1,5—2 км. Кратковременный подъём температуры в районе взрыва превысил 1000 °C.
Взрывом было серьёзно повреждено 37 вагонов и два электровоза, в том числе семь вагонов и оба электровоза — до степени списания.

На откосе земляного полотна образовалась открытая продольная трещина шириной от 4 до 40 см, длиной 300 м, повлёкшая сползание откосной части насыпи до 70 см. Были разрушены и выведены из строя: рельсо-шпальная решётка на протяжении ~ 300 м, контактная сеть на протяжении 3 км, продольная линия электроснабжения 1,5 км, сигнальная линия автоблокировки 1,7 км, 30 опор контактной сети, 17 км воздушных линий связи.
Место катастрофы было расположено в труднодоступном малонаселённом районе с горно-таёжной местностью. Оказание помощи было весьма затруднено этим обстоятельством. На месте было обнаружено 258 тел погибших, 806 человек получили ожоги и травмы различной степени тяжести, 317 из них умерли в больницах. Всего погибли 575 человек (по неофициальным данным — 645), 623 стали инвалидами, получив тяжёлые ожоги и телесные повреждения. Детей среди погибших: 181 человек. Среди погибших — девять хоккеистов юниорской команды «Трактор-73».
"Ученые говорят, что человек не может поседеть на глазах — пигмент из волос выходит постепенно. Но при мне в вагоны на площадке опознания погибших зашел мужчина — высокий, статный, с черными как смола волосами. Он искал жену и двоих детей, которых отправил в отпуск. Когда десять минут спустя этот мужчина вышел из вагонов, я не узнал его — он был практически белым" - со слов следователя А.Егорова.
 


Рецензии
Помню эту трагедию в Челябинской области. У товарища сестра погибла - сотню километров до дома не доехала...
Царствия небесного! - всем погибшим.

С теплом, Сергей.

Сергей Молчанов Серёга   26.06.2024 20:05     Заявить о нарушении
Светлая память всем погибшим в этой катастрофе!

Элина Григ   27.06.2024 18:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.