Приложение к комментариям к БГ
Из 3-ей книги:
…А у БГ ныне в женах буддистка с короткой стрижкой и железной хваткой…
Иногда весь расхристанный, проповедует чуть ли не «наслаждайся любой ценой и будешь хороший плейбой». Гуру-подкаблучник…
А Ван Гог, чтобы не метаться, хотел завербоваться в солдаты… Лечатся сначала уздой, а потом и удавкой…
Лучше я так запыхаюсь, что одно дело будет наползать на другое, с нахлестом. А у нашего боцмана – я про БГ – поверхность океана стала гладкой и мирной лишь потому, что всё уже утонуло. Он теперь как «Летучий голландец», что движется только во время бури и лишь с ужасно тоскливыми песнями…
Мне кажется, что нынешняя генерация русских певцов-бардов-рокеров – Высоцкий, БГ и другие – имеет не меньшее значение для «мировой культуры», чем его имели в прошлом веке знаменитые русские писатели…
БГ: «У всех самолетов по два крыла, а у меня одно» – это он на «стелзы» намекает; и, значит, речь о гордости, а не смирении. Мол, никаким радаром и никаким комментарием меня не собьешь. …Одно крыло может походить на черный плащ и на косу… (Хотя смирения всё-таки у БГ хватает. Уж одно-то крыло мы имеем право поднять…)
Кажется, я смог загнать себя в бескомпромиссность, смог поставить перед выбором так, что теперь от него не уйдешь? – ох, вода везде просочится…
А БГ додумался: лучше, мол, вообще не рваться – только больней будет висеть на кресте! (с виду не видно, но, может, у него здоровье кончается?)
Вовка: «Нелюбовь БГ к Достоевскому и Толстому – это нелюбовь аквариумных рыбок к китам». Мол, пора бы всем вольным мамонтам вымереть – зоопарков уже достаточно много. «Все по тюрьмам! А каждой тюрьме по зверю, рыбе и птичке»
(Ну, не тюрьма, так теплица. Причем, в теплице той может быть даже Индия – супер, но натурального свежего воздуха нет…)
«Нам очень трудно понять друг друга, ведь вы богатые полузвери, а я бедный полубог». Я человек на воле (воля – это Бог), а вы – в тюрьме (тюрьма – это зверь). Тюрьма богата, а воля бедна, потому что всю жизнь зачем-то «обустраивали» тюрьмы за счет ограбления воли. Звери грабили Бога!
(Настолько обустроили, что превратили в теплицу…)
Ван Гог хотел жить дружно и с нашими, и с вашими и с Богом, и с сатаной, с Гогеном. Слишком дружелюбный был (а БГ всех любил…)
Удивительный случай: машина – импрессионистский метод – поведала о жизни в полную силу и без фальши. (И ранний БГ удивителен тем же, только был он не машиной, а хиппи… БГ – хиппи-машина, а Ван Гог – машина-хиппи. Я сам такой: свобода и метод…)
У БГ, Бутусова и всех остальных тексты слишком условны – капитаны, навигаторы, бурлаки и т.д. – а музыка слишком услаждает слух…
Я сейчас всё время в духе, а БГ и компания только налетами – вот им и кажется всё таким романтичным. За романтикой и наезжают…
(«Бурчат затворники в пещерах, и у них давно испортился характер»)
«Как солнце вставало – а зимой оно невысоко вставало и сбоку прямо в комнату попадало – входил он в комнату светлую, комнату преображенную и начинал ужасаться и тосковать и картины рисовать. Так рисует, словно сплошные восклицательные знаки ставит. Намажет пятно, а потом над ним тоскует и знаки ставит; не только восклицательные, но и вопросительные тоже…»
Ван Гог: «птица бьется головой о прутья клетки и сходит с ума от боли» - история многих избранных, того же Высоцкого… А БГ хочет биться в меру – решение мудрое, безумное и смешное…
Зря я доверял Маринке Влади – это всё равно, что моей матери писать воспоминанья обо мне! В лучшем случае напишет, что часто ездил работать на дачу, в худшем, что мало ей помогал. Ведь сам-то он всю жизнь на женщин и жен в песнях бурчал. …А БГ в метафизике лучше разбирается, чем в реальной жизни – ей Богу, это ненатурально, это как у меня прежнего. …Их истории – всё-таки не столько истории непонимания, сколько истории плена: некие вещи им не хотелось понимать. За Толстым охотников следовать нет…
Видел репортаж о БГ – летом ездит по Тибету и Египту и другим желает того же; похож на Юрия Сенкевича: необыкновенно раздобревший, трезвый, более чем взрослый. Порывы позади, остались только воспоминания и умения.
…И БГ на чем-то вроде «Поленьки Сакс» в молодости сидел – т.е. отнюдь не чересчур и образован, лишь верхи, модное в обществе и компаниях. Уединенно, монахом-то не жил, а без этого, я думаю, не бывает большой самостоятельности…
Мечтал о свободе, но сам делал карьеру. Всё мечтал, а сам уж далеко залез. И теперь неуместно как-то мечтать… Нет, он не иезуит, а жертва иезуитов. Впрочем, сколько среди самих иезуитов таких вот жертв? Вообще, тайное становится явным по факту: кто сделал карьеру, тот ее хотел. «Но Достоевский тоже ее сделал?!» – «Да, но он вел себя с общественной смелостью».
Д., БГ и прочие «ещё живые» похоронщики ведут себя именно по Евангелию: «сами не входят и другим не дают». Этот Д. именно хотел помешать мне войти. Насмерть стоит, как на краю пропасти. …Пропасть-то глубока, но, тем не менее, через неё ведет совсем простенький мостик.
...Самолюбие их снедает, съедает, ослепляет, оно сильнее их порядочности, они слишком привыкли верить в ту «тайну», что они самые первые герои – и это действительно так, но если только смотреть назад, туда, где стоят здания официальных учреждений. А впереди поля, в которых среди цветов и солнц резвятся христиане, дети – и каждый из них больше этих горе пророков…
Надо бы спросить, любит ли она «Агату Кристи», Высоцкого и Цоя – мои тексты написаны же в этом, жестком, напряженном ключе. А то я слышал пока только про её любовь к БГ и «Битлз».
Вчера – вечер с БГ на «Корове»! Что называется «с ума сойти»! Весь вечер лыбился, на эту картину глядя. Главное, всё такие милые, приятные, демократичные люди. БГ в курилке на полу сидел!
...Совсем не богатырь, несколько женоподобный, залитые глаза… - т.е. копия Д., только БГ жизнелюб. И при этом я был просто поражен его доступностью. Даже я – со своей зажатостью - перебросился с ним несколькими фразами (насчет «Агаты Кристи» – всеяден, как и я – и насчет пития: «раз человек пьет, то он же хочет забыться, а вы говорите, что нет проблем?!» – «Нет, он хочет раскрыться, побороть свою застенчивость» - а что, может, и застенчивости грамм в нем еще остается...) А Вовка и вовсе обнаглел: спросил и про комментарии мои (говорит, что помнит, что было что-то такое интересное и хотел бы получить их снова!) и картину мою ему под нос для автографа сунул – так он их вроде бы не заметил, когда помещение обходил (но и тут он вроде бы не смотрел, а написал вроде бы со смыслом: «Л. да Винчи. БГ»)
...А вообще, они не так и избалованы, только на страницах газет да по ТВ всё выглядит солидно, а так-то никто никому не нужен в мире буддистов. И я поразился, что даже среди собравшихся – вроде бы ради него собравшихся – половина имела безразличный вид.
...Еще поразился тому, как много было разговоров о страхе перед смертью...
...Пока он сохраняет такую простоту, он сохранит и способность к творчеству.
...Он не только художниками и поэтами не интересуется – к Ван Гогу и Кандинскому вроде бы равнодушен – но и молодых певцов не привечает. Склоняет «звезд», причем, в основном, зарубежных…
...Вроде расположен был, а как в автобус уезжать сел, так сразу и забыл про всех, кто стоял и провожал его – даже и не посмотрел в нашу сторону, с кем-то снова разговаривая (стеснялся?!)
...Временами он в одиночестве шлялся у книжных полок – как будто никому до него и дела нет! И так же, как Д. тогда, в августе совался к книжкам (т.е. вообще-то их не очень читает, разве что по рекомендации)…
А вчера вечером – концерт БГ (еще минус 60 тысяч из нашего тощего бюджета). Старые хиты, игранные почти что машинально. Звук сначала ужасный, потом неплохой, но я сидел, углубившись в себя, в мысли об А2 и А., о жизни. А. была, А2 не было. И жизни тоже не было, не было веры…
...Да, забыл совсем(!): Вовка передал БГ папку с моими комментариями (по его просьбе; причем, он и телефон наш попросил!) Вовка сумел пробраться на его пресс-конференцию (пошел, говорит, с моей папочкой подмышкой!) Впрочем, всё равно 99% на то, что всё кончится ничем: зевнет и поморщится уже на первых же страницах.
Теперь все рассказывают друг другу как Р. намылилась было ехать с группой «Аквариум» мыться в русскую баню тем вечером!
На концерте БГ был трезв как стеклышко – и глядел богом.
БГ тогда в библиотеку чистым петушком (гребешком!) вскочил с этой своей косичкой сзади, в этой своей маленькой жилетке. Опередив свой отряд, вскочил и стал головку поворачивать, осматриваясь…
И еще: «проповеднический настрой абсолютно естественен в юном возрасте». …Но потом, конечно, проповедь кончается и начинается пустота – в месте нестыковки слова и дела, мечты и реальности – и начинаются опыты по выживанию в пустоте (БГ периода всяких абракадабр)
Вспомнил визит БГ и компании – от компании был запах кухни; да и сам БГ выглядел не человеком, а затасканным поваром… Когда-то «мы были люди», но теперь эти мушкетеры всё-таки работают в цирке.
Мне не обязательно стремиться ко всё новым и новым встречам с такими «консервами», как, например, тот же Д. или БГ – у «консерв» мало событий и оттого хорошая память. Я оставил в них свою метку, она, быть может, им запомнится и они всю жизнь будут этим «болеть», про это думать… А творчество - заочный разговор, почти что перестукивание!
Включил БГ (нехотя): это не песни, а литература и музыка. Но органичные певцы часто как-то фатально слепы... Не зажигает, конечно, но всё-таки немного греет…
Слушая БГ и Щербакова: «мои «песни» не будут озвучиванием готового текста и готовых эмоций. У них всюду заданность, что скучно; из-за этого напряг невысок и нет остроты момента…»
БГ, бог буддистов: «кто светел, тот и свят» - подвох в том, что и пустота может быть светлой...
Что Бог (Христос) есть свет БГ открылось, а что Бог (Отец) есть солнце, источник света – нет…
«Чувак что-то пишет и, говорят, даже знаком с БГ, ну, Гребнем, старым мудилой…»
Какая разница, раньше какой-нибудь Вознесенский голову морочил, потом – какой-нибудь БГ, сейчас – ещё кто-то. Пройдет время и появится другой, и тоже будет голову морочить. Попробуй, возникни, возрази, как псами на тебя накинется охрана, да и сам очередной оракул тебе чего-то крикнет злое. Служат, суки, какой-то фараонской красоте…
Рок – это же был просто Клондайк. На вес золота ценились побрякушки-мелодии…
...Попристальней почитал их слова – ужас (БГ, «Агата Кристи» – вроде бы первые люди)
БГ по ТВ вещал про дружбу всех религий под водительством самого дружелюбного буддизма. Кого ни послушай, всё время не знаешь, чего больше слышишь, бреда или общих мест. Бред стал общим местом…
Умники поют так: «разгар работ ремонтных, а завтра вовсе масса дел» (Щербаков); или: «Протопи ты мне баньку по черному» и «мысли свои вздорные копи» (Высоцкий). А лирики иначе: «я знаю всё, что есть, но разве я могу?» (БГ; ничего не знает и только киснет) …У Достоевского в каждой фразе виден умник, даже самой проходной – читаю и улыбаюсь. («Сейчас уже мало улыбаться - надо еще и кого-то любить» – «Агата Кристи»…)
...Умник с чертом чуть ли не запанибрата (Высоцкий вообще почти не расставался), а лирик БГ испуганно вопрошает: «Кто там? Кто там?»
БГ с Версиловым сравниваю: «ничего не делает, богом ходит и себя, бога обслуживает. Скучает». «Карету мне, карету до Тибета». «Боготворит женщин, а женщины боготворят его». «Великий проповедник». Католичество - буддизм. Аристократ, любит наряды, перстни и снисходит быть добрым, верует в свою доброту. Пение, похожее на декламацию...
(Мечтал об этом БГ как «подросток» о Версилове… Мечты о свободе использовать для карьеры «в поместье» искусства! Но это такая демократическая подлость, что ну никак нельзя не обмануться-соблазниться... Все вроде бы жертвы и катится снежный ком приносящих заблуждения и несчастья... Впрочем, я во многих надеялся настоящего человека и учителя встретить...)
«БГ старался служить Богу истинному, но вот только ни высоты, ни Ваалы, ни дубравы, ни служение воинству небесному не были окончательно отменены...» - Из Библии н.э., мол, да здравствует дружба народов и дружба богов - «аэроплан» («кто-то постарался и вывернул карман» - Высоцкий)
БГ для меня сейчас добродушный русский Ваня. Правда, больше в манерности просвещенность его. Увлечение пидарасами, будь он хоть какой Вертинский, знаете ли, даром не проходит всё равно…
(Когда крепка природа, человек не откалывается в личности, в тех, кто основывает новые народы)
БГ хотел взлететь и взял разбег... - так и бежит до сих пор - уже трусцой и в «Клубе путешественников в мире животных»...
Христос людей тысячами из ничего кормил, но и я не слабак: за пять минут из ничего такие чудесные картиночки рисую. А вот БГ чурбан: «я - дерево», поет, но на самом деле он не дерево, а чурбан; и мечтательный чурбан - с листвою в облаках - ничем не лучше чурбана обыкновенного. Еще он - рыба, он - река, он — трава. Тоска! Треска!..
(П.С.: БГ, конечно же, из лучших, но с лучших больший спрос. Мог бы быть дверями, а не обычной стеной (из «альбомов»). С Ману Чао брал бы пример…)
«Держи себя уверенней (на экзамене по истории). Хотя бы отчасти, внушаемы даже преподаватели. Точнее, они оценят твою способность внушать другим свое» – «Но откуда взяться уверенности, когда я дитя цивилизации, а она в себе не уверена?» – «Стоп! Ты на пятерку сдала экзамен!» (Это я его так сдал мысленно, а в ней преподаватели должны оценить готовность к археологическим походам. Да что с неё взять, когда даже БГ поет «как жаль, что я не конь, поэт, а не корова»…
Чтобы не утонуть, люди превращаются в рыб, им кажется, что важнее выжить, чем остаться человеком… А БГ скорлупой себя окружил как орех. Искусство и религия… - чем дышит там, внутри, несчастный, уже совершенно непонятно. Как и рыбы, чем? Сплошные допинги, с одной стороны и неподвижность для сохранения энергии, с другой. У баб в руках их жаберные щели…
БГ – это классик неверного решения этических проблем… (П.С.: да Бог с тобой! Вот ведь какой длинный зуб на человека вырастил. Как говорится, по надеждам и разочарование – а также злопамятность. Хотя, собственно, и нечего вспомнить, плюсы его ко мне отношения гораздо легче отыскать…)
«А мы-то люди простые, вот и не распознали Наших Заморочек врага. Думали, что это лишь шутка, когда он, как зверь, лютневую «научи нас дышать под водой» у БГ похулил. И даже у дочери нашей, что в возраст пришедши, сработал любовный инстинкт, когда она подсчитала возможную вражью зарплату. Теперь-то ей открыли глаза, и она успешно влюбилась в другого, в быка и успешно с ним производит крольчат, как ей охраной было приказано…»
Очень сильно увлекался я БГ, но потом он мне фальшивым и наивным показался. К другим артистам перешел, увлекся музыкой довольно умной, но, конечно, слишком мрачной, а теперь вот и вовсе чем-либо увлекаться перестал – по крайней мере, дольше, чем крутится кассета. И, наконец, вчера мне снится сон: в нем тот БГ был снова как отец родной. Беседовали с ним чисто по душам, и я заботливо касался его щеки небритой, а потом проснулся и спросил себя: а почему б и нет, но вспомнил, что в последний раз он телеинтервью давал в маразме. С такой оттопыренной губой был, ну, вылитый писатель Солоухин, что давно уже помре, но который раньше, чем давным-давно вроде тоже был в фаворе; точнее, им увлекалась мать моя, но по причине детства, хоть я его читать не стал, на меня все же что-то перешло…
Такие люди как БГ – певец, Любимов – журналист - или некоторые мои знакомые – причем очень важные для меня – причем девушки – это прирожденные общественники и общественницы. С большинством они и в небольшое христианство пойдут, и небольшую подлость оправдают. Где большинство, там и свобода слова для них – хотя бы потому, что там этого добра – слов – больше! Личностное одиночество им известно, но оно для них, как слабаков, непосильно и невыносимо. И к тому же они слишком эффектны для того, чтобы их всерьез соблазнил монастырь…
Люди придумали Бога, а деревья – человека. Лес – когда-то это были народы. Просто такова эволюция. От сплошных парадоксов немеешь, чувствуешь беспомощность, деревенеешь. Или набираешься мужества и деревенеешь. Или набираешься безмятежности и живешь как трава. БГ в этом смысле деревянная веха…
БГ устарел, потому что устарели женщины, устарело и их «неприступное» молчание и их виляние хвостиком, они теперь старенькие ходят и понятно, почему индустрия кремов развилась, хотя и им лишь как мифы любимы эти пифы…
А БГ стал столь консервативен, что, как шотландцу, ему давно пора юбку примерить…
Если БГ подмигнул, значит, обрадовался, если нет, значит, огорчился, но ничем не выдал себя. А чё, один его глаз больше всех нас, вместе взятых, потому как, помимо нас, в нем еще много чего умещается…
Сдохший, превратившийся в мудака БГ – если бы ему вовремя набили морду! Да не однажды. Потерроризировали бы с полгода… - «а так, я думаю, что всё это зря». Звезды из него надо было выколачивать – болезнь от звезд…
Убери у БГ ритмическую секцию, иногда мощную, но всё равно типовую, и что останется: песни под приятные флейту с гитарой – полубард…
А БГ всё еще читает Булгакова и смотрит Матрицу. Прямо детский сад для пареньков до 16-ти, а также баб всех возрастов, ибо не бывает баб умнее пареньков 16-тилетних. Мифолог наш сварился в собственном соку. И общаться с ним всё равно, что вести беседы с диваном: ответ всегда будет неточным, но мягким. Типа: нет злых, есть больные. На его концертах – наверное, а так: добро и зло борются, создавая болезнь в душе человека. Т.е. больные мы в себе, а добрые и злые по отношению к другим… Этого любителя Мандельштама и Пастернака, Акунина и Пелевина, Толкиена и Муркока я интеллектуалом считал?! Игрушечный мудрец. Бог зрительного зала… Закрывал глаза на то, например, что картины его всегда мне не нравились, поразили даже схематизмом своим…
По обычной, скучной логике бедность не располагает к художеству и философии, тогда как богатство – как еда ко сну после сытного обеда – совсем напротив, но у меня всё наоборот… Богатство или чрезмерно озабочивает, или притупляет остроту и покрывает ряской. Бедность мобилизует слабого человека, а с другой стороны ему без лишнего имущества и легче… Как только БГ потерял скорость, его творчество стало протухать (да и моё испортилось…)
Раньше у БГ на 100 хороших песен было одно интервью, а теперь 100 интервью на одну хорошую песню. Если хочешь петь, должен пожертвовать разговором. «Весь механизм забит разговора песком». Но маэстры жертвовать ничем не хотят и в итоге поют по инерции.
Буддисты превращаются в животных, а христиане – в богов. Вот и вся разница. Но за неимением последних нешуганные животные – вроде БГ - уже объявлены богами…
А в дизайне наверняка есть свои БГ и Шнуры, Бутусовы и Земфиры… – и вот они уже повсюду…
А в «Роллинг Стоунз» увидел знаменитую группу «Секс Пистолз» - четверо шибздиков, лет по 17 каждому… Но есть один интересный момент: один из четверых – Сид Вишез – и играть-то не умел и держали его, наркомана, для полноты говнища – всех он будоражил, наливал ненавистью и в музыке получался яростный коктейль. И я подумал: БГ бы такого Вишеза, да и всем – ведь жизнь ушла, когда остался только шоколад: «коричнев, как само говно, но ведь не то, лишь бабы кушают его…»
БГ теперь такой битюг с бритым мощным затылком – и только духовная сила начисто пропала. Война за мир не замедлила сказаться. Почему-то стал несуразен и жалок…
БГ – городской хиппи. В городе на порядок меньше, чем нужно, цветов, на порядок больше, чем нужно, песен. Году так в 93-ему (после «Русского альбома») он словно полинял…
Видел очередную девушку, в жены БГ подходящую на 100 процентов. Жуткая схожесть. Только ей лет 15 пока. Растут ли 15-летние Гребенщиковы? (Не сказал бы, что сам захотел познакомиться…)
«Викарии» - это - говорит один – церковные правители такие были в Поздней, в мистику, сон уходящей Римской Империи - солнечный свет на камнях, теплый, дремучий и сквозь камни уже травка растет - а «лапта», «жмурки», «чехарда» - говорит другой - это игры такие были в сталинское время, для всех забава, под вечер весь городок бегал, даже жена начальника НКВД, а ведь некоторые насилу живы были и на работу не могли устроиться, но задору много было - а Виктор Цой, Борис Гребенщиков и другие - это - говорят третьи - парни такие, уже модные парни, отчасти даже мудреные, хотя вряд ли слыхали про моих викариев, веселые, хотя и далеко им до разлюбезных тех вечеров и с претензией, но времена опять изменились...
То вялые, то злые - "принципиальные" и прочее…. Привыкли к себе и ничего, существуют. А мне то скучно, то зябко - нет же жизни без активного добра. Как сказал вялый Гребенщиков, «всё это сон». ...Замаялся? - полай. Залаялся? - ляг, отдохни, бедный... Это похоже на сон со злой собакой в ногах: прежде, чем будить спящего - на добрые дела его подвигать - надо что-то с собакой сделать: ты ей слово, а она тебе десять. Может, потому и спит так усиленно, что сам не решается со своей собакой связываться. "Зачем мне упоение в бою, когда есть упоение во сне?"...
«Наутилус Помпилиус» - у них те же сведения о жизни, что и у того же БГ, но проповедуют они пессимизм и поражение. «Нам доступны лишь подводные экстазы - наши таланты неизбежно зарыты». …А расстрелять этот рай не могут и оттого впадают в смертельную тоску. И палач, и жертва – оба беспрерывно истекают кровью. Искусство требует жертв…
«В жизни вы гораздо лучше, чем здесь, на фотографии»... «Как верному псу в цепи» мне не усидеть – все цепи под током, все псы слишком псиной воняют (и от БГ, и от Шевчука, и от Высоцкого – ото всех псиной, т.е. язычеством пованивает)
…Первый день рисования в новом году – получается недурно, но я уже как БГ, что «поистершись в постелях, с осторожностью смотрит на дам».
Я увлекался БГ, когда у меня была тоска и одиночество миссионера, когда я тоже был законсервирован. А они отшельники внутри системы! Меня-то сначала Достоевский вытолкнул из неё. Т.е. у них тип не христианский, а стоический, сенекианский. Устройство мира они не дерзают ставить под сомнение…
«Лирик - это пассивность, но то еще полбеды; тут же налицо и карьера, т.е. активный эгоизм - вторая половина беды тоже налицо. Поэтому на таких, как БГ, лучше издали смотреть, в ладоши сочувственно похлопывая...
Слушая бесчисленные песни про любовь: «богиня есть, а где же Бог? Всякая односторонность убога и скучна. Жизнь в пределах постели, а у постели те же самые размеры, что и у могилы». …Но вот кто-то поет про ту же любовь, но «задыхаясь от нежности» (БГ) - милый, оглянись, Бог уже рядом; твоя кровать уже велика как поле, а ножки у нее совсем малюсенькие…
Известный человек – мой сосед по даче. Хоккеист Ковалев – одни отношения, а теннисист Кафельников – несколько другие. Причем, наутро другие, чем вечером. Хотя всякий раз всё же хорошие. Но не знаем, что делать. Одолжили друг другу всякую мелочь…. Вот с БГ, кажется, вышло бы лучше всего – беседы об искусстве как жаркая банька. Плюс картинки и музыка, которые всюду, т.е. их даже больше кустов и деревьев. Вот что преобразит и Ковалева, и Кафельникова, и любого другого, если с вечера сесть и увидеть, как поднимается солнце наутро. Пока же соседи мои, хотя и носят фамилии кому-то, возможно, известные, имеют отношения со мной никакие и рожи у них после работы своей неизвестной и до вечно хмурые – кстати, может, тоже недовольны они своими соседями…
Плохие певцы Киркоров, Моисеев, Носков, Басков – и многие другие, наверное, тоже – как люди оказались вполне интересны. Почувствовал это благодаря многочисленным их интервью. И наоборот, хорошие певцы БГ, Меладзе, Самойловы – и многие другие, наверное, тоже – такие слабаки, что давно уже не вызывают у меня восхищенья как люди. Они вложились в это своё виртуальное творчество – возможно, восприняв его слишком всерьез - и для жизни не осталось, считай, ничего – а вы бы послушали как на досуге (то бишь в программе «Утро с Киркоровым») рассуждает (скорее, какие выдает интонации) всегда казавшийся мне только манекеном Филя…
БГ, похоже, до скончания дней своих будет баловать нас разговорами о том, как третьего дня в Париже он был в астрале…
Живот – да и душа – расстроен уже по полной, болит и по центру, и слева, и справа. Осталось почкам чуть сзади заболеть… - если откажут, кто мне их станет заменять… Т.е. пора бы заняться диетой и сменить горячий утренний чай – тоник на скорую руку – на чистую и прохладную воду. Только вода приятно течет по пищеводу и булькает внутри… Но водопроводная и кипяченная вода многим ли отличается от чая? А речная вода не чиста, в ней моют свои руки, ноги и прочие причиндалы серого и черного цвета заводы… Минералку бы пить, но на речном берегу страшат меня любые расходы. Я ж не БГ, который так сладко спел про чистую воду, что сейчас может пить ее тоннами, так что в части ее даже рыбок разводит – хотя тоже еще не людей…
У таких, как БГ, «поэтов» святость не ради Бога, а ради этого мира (увиденного, конечно, весьма идеалистически и поэтически). Их не так уж мало: безобидных, хороших, модных, говорящих непонятно о чем…
---
Слушал БГ - и по-прежнему ранний нравится, а поздний оставляет равнодушным. Хотя он очень мастерски продолжает свое "творчество", но сама мастеровитость расхолаживает. Это уже ремесло, его любимое занятие, а не органический кайф. Почему-то пошло засилье рифм, они искусны, но всё равно трещат и обессмысливают, лишают веры в смыслы. Причем, он всё понимает и хочет быть именно пронзительным и задушевным - и получается... задушевная игрушка, погремушка... Бессмыслицу стихов может оправдать только кайф, бессмысленно заниматься стихами, надо заниматься кайфом (без пьянок и наркотиков!)
Всё же, как заметно, что БГ себя буддизмом ограничил... Может быть, и специально - чтобы спокойно плавать в красивом аквариуме без всяких волн и треволнений. Многие "профессиональные" творцы поступают так, по сути, как ремесленники запирают себя в своих мастерских, маленьких ойкуменах. Постепенно истощают себя, становятся всё более вялыми, но сохраняют определенный стиль и в целом очень удобны в сфере культуры, где много пугливых комнатных дамочек... Скучно, но прилично, как говорится...
БГ, Сплин (а ещё и Нигатив открыл) - много достоинств, талантливы, прекрасно рифмуют - но ни веры в них, ни смысла у них!! Не верю в платных, традиционных, в рифмачей! Уже ясно, что по усам потечёт, но не далее. Ведь уже сто лет это длится... И всё "прекрасное искусство" так - "классные" вещи производятся, но ничего от любых вещей не меняется...
...Встреться они мне в молодости, я бы отнёсся к ним с восторгом - так же, как к БГ, Достоевскому, Толстому, Баху и т.д.?! Ведь реально мне теперь не помогает и моя "гвардия", "самые лучшие". Т.е. они помогли чем могли, но этого оказалось мало. Все - пленники религий и культур, т.е. условностей, иллюзий - а кто не совсем пленник, как Высоцкий, например, тот сразу циник и сам-то гибнет... Т.е. я вечно буду благодарен своей "гвардии" и всегда буду ценить таких как Синицкий и Алексеев (хотя первый на критику мне ответил лаем, а второй от моего вопроса отмахнулся, отделался), но, тем не менее, никакой надежды "на спасение" по-прежнему нет, это правда и ей надо смотреть прямо в глаза...
---
Стерлигов ратует за огнестрельное оружие – кстати, изобретение «проклятых ученых» - но если человек гневлив, нельзя ему в этом смысле доверять! Ни себе, ни ему бы не доверил! А другой тихоня, но имеет тараканов в голове. Короче, выходя на улицу, пришлось бы надевать бронежилет и перемещаться по-пластунски, а в домах заменить на железные и все внутренние двери… Тем не менее, такие как Стерлигов или Мамонов – соль земли… А такие, как БГ – ее сахар! …И живущим на хуторе оружие все же можно позволить…
Если бы БГ помогал молодым музыкантам, он был бы в итоговом плюсе. Вместо этого он зачитывает банальные панегирики «великим» в программе «Аэростат», мол, зря большинство из них уже кануло в лету…
30 лет назад рок у нас был тем же, чем стал панк сейчас? БГ до сих пор нарезает круги на блюде… Панки – это мустанги, на которых уже накинуты лассо, но они еще не объезжены; а взбрыкивать могут даже и до конца дней своих.
Неужели БГ не видит, что его пластинку заело еще 20 лет назад? Это же просто наказание и унижение для человека… Ни богатства, с одной стороны, ни собственной музыкально-философской школы, с другой. Из-за пиратов вынужден до одурения мотаться по гастролям. Простенький жид Макаревич всю дорогу на порядки больше торчит в телевизионных экранах…
Вечная депрессия – это неправильно (хотя вот Чичерина – с депрессивнейшей мордой; или вот интервью БГ – с признанием в вечной депрессии). Что-то надо менять – при всей продуктивности моих нынешних занятий. Пора подумать о радости… (может быть, даже о бабе?) Писательства – да и другие занятия – ввергают в некий летаргический сон (и по базе расхаживаю в летаргическом сне!) А с другой стороны, я всегда с излишне напряженным лицом… Занимался прошлым летом необычными рамками очень и очень много – но сейчас уже почти ничего не помню! Как сон вся жизнь! И книгу «Смерть» забуду?! И фотошопы уже забыл?!
Кискачи, авторская песня – забавный эпигон БГ. Регулярно такое встречаю… Не стесняются, потому что сами не совсем понимают, что «ноги» у них не свои? Все же честнее и умнее было бы считать себя апостолами, распространяющими «учение» БГ, Высоцкого и т.д. (или реинкарнациями, сыновьями…). Ведь, например, все христиане – эпигоны Христа…
Также сходу заделал медитации на тексты песен Кашина, Высоцкого и Ященко – и сходу же выложил их в инет… Правда, дальше дело не пошло – ни БГ, ни Щербакова, ни Агату Кристи и Бутусова не захотелось комментировать. Все они показались, с одной стороны, слишком просты, а с другой, безнадежно запутаны и жизнью, и избранным рифмованным жанром. У БГ много боли сейчас, говорит об уходе; лучшие тексты его чисто песенные, рассчитаны на ударность и звучность...
Из 2-ой книги:
Вчера были на концерте Гребенщикова. Заметил даже есенинские нотки; отгулял, мол, отлетал – и успокоился в родной почве, в родном мраке. Сбоку, весьма бесцеремонно, стоял парень лет уже 20-ти, очень похожий на БГ – не сынок ли? Эдакий горячий ресторанный молодец. Я, честно говоря, удивляюсь, как в такой атмосфере что-то удается сочинять. Как к батьке отнесся к нему зал, так что атмосфера была очень хорошая. Боря целовал руки девицам, делал отеческие замечания, члены группы относились к нему также с любовным почтением, как к главарю своей удалой шайки /на которого он был похож из-за своего наряда, увенчанного изумительно «древними», с зеленоватым отливом полусапожками/.
...Рокер, поющий о смирении, рокер, любящий Вертинского! И его юмор мне близок - это юмор абсурдиста; его вкус к слову, отношение к нему, как дальней прекрасной стране изумительно.
…Это шайка, отошедшая от буйных дел уже прожженной молодости, теперь зарабатывающая на жизнь - и подаяние на непутевого сына атамана - мирным пением, колеся по пространствам.
А ведь БГ – сильная личность. Он настоящий профессионал: никакими накладками, неуверенностью, фальшью и не пахнет, владеет английским, образован. Я уж не говорю про то, какого класса у него стихи и музыка. И при этом уверенно управлять целым коллективом, зарабатывать деньги. Но у БГ всё-таки есть дистанция между ним и его песнями: пахнут философией и декадентским искусством.
Но поэзия – это «перекрутка»: естественный человек – это проза. Жалею, что на концерте не задал БГ вопрос: «не надоело в рамках этого узкого жанра?» …Что-то все они, стремящиеся вроде бы «ввысь» перепутали и получаются не христы, а поэты.
…БГ сидит сейчас предположительно в Голубом заливе. …Пустынный, грязный, дурно пахнущий пляж, вечный ветер открытого пространства и сырые, необжитые до конца домики.
...Трудно что-то менять, когда ты заехал так далеко, когда вокруг тебя полно людей и обязательств перед ними, когда ты одинок не цельно, а размыто – неприкаян. И болеть в хорошую погоду – в этом есть что-то противоестественное и нереальное…
...Ездили в Крым /я всё о БГ и его рокерах/. И ведь это было нетрудно: сел на поезд и приехал. Но я на такое не способен. Да и просто жизнь не в этом беззаботном направлении пошла… Всё впереди или этот якорь мертв и никогда не отпустит? Я от пустынной скудости и стал видеть видения. А путешествовать, странствовать с духом – это уже нечто Божественное, подобное Христу.
А вообще, только так, как БГ творить и естественно: если пишешь стихи, то пиши и музыку. Стихи без музыки – это только полуфабрикат, основа. «Умозрительная поэзия» – это противоестественно как немое кино. Хотя для анализа голый текст – это то, что надо. …Но у этих голых поэтов слишком всё перекручено – от неудовлетворенности и зажатости. Вот чему надо учиться у Бори: как сочиняется простая, но выразительная музыка…
Размышляя о БГ: слово «любовь» может так же выродиться, как и слово «Бог».
…И где много слов – как у БГ и меня – там уже не будет много дел. Только способный быстро и компактно упаковать своё понимание главного сможет делать дела. Мы застрахованы от иллюзий, только пока мы распяты. А дела чем медленнее совершаются, тем дольше живут. Каждый должен сделать свой минимум, и каждому надо растить своё дерево познания – ведь не бывает двух одинаковых дерев.
БГ /и другим/ подпевать не хочется, а гимнам хочется – интонация у всех своя, а тут некая универсальность.
БГ поет в ответ на мое послание: «Зачем разрушил мой ништяк! Зачем воткнул ломы мне в спину! Зачем украл мой шуз из драпа, его мне дал месье Эржу!» – и мне очень стыдно и за себя, и за него.
…Как он восприимчив – способен подражать и скандалисту-интеллигенту и бурлакам, и грузинам, поющим «сестра!»
Метод БГ – это экстазы. Пение от избытка радости при оргазме!
БГ слишком рационален. С одной стороны, наработана философская и образная система, а с другой требуется конвейерное производство песен и многоразовое их исполнение. Экстаз он испытывает только в постели и на сцене. Т.е. он и конъюнктурен. Он выше, но с ними, поет не о них, но в итоге всё-таки воспевает их.
…БГ из ядреных мужиков. В Кронштадте такие на флоте служили.
БГ по ТВ со мной полемизирует: «когда сочиняешь стихи, думать противопоказано» – да уж, иначе потеряешь невинность. И Д. сразу испугался текстов /испугается и рассуждений вслух/. И папаня не хочет думать /«сердце болит» и т.д./, и мама.
Вспомнил БГ – не волнуется на публике, слегка отчужден, ибо за кадром и сценой пережил побольше тех волнений, которые может вызвать публика…
Супермастерство таких людей, как Д. и БГ кажется надуманным, когда речь идет просто о передаче своих эмоций и видений. Где авангард и парадоксы, там всегда не без шулерства /Вовка говорит, что Д. такой же хвастун, как и БГ/.
БГ – кажется, я изобрел новый жанр: «поклепы с любовью»!
Явно становлюсь «крутым» – перестаю мельчить и копаться. И это совершается под влиянием Америки. Теперь на меня сильно влияют некоторые явления масскультуры: вот мелодраматический боевик «С меня хватит!» - тут даже БГ выглядит провинциальным, традиционным и риторичным - зациклился на самом себе, как я раньше зацикливался.
Алена Свиридова – и поет хорошо, и говорит не хуже БГ - и посмотреть приятно. Строю, говорит, здание русской культуры…
Интервью Боба Дилана – проповедует отсутствие культуры; а с другой стороны, это отсутствие является ее «писком» – и слишком старательно культурный БГ может казаться отстало культурным. Вот такая мешанина в современном мире во всем. И народ в культуре – это тоже изыск последних времен. Вроде ряженых. Театр, игра, учить и учиться не надо, так почему бы и дубине стоеросовой себя не демонстрировать. Дилан-то, конечно, не дубина, а вполне среднестатистически нахватанный товарищ. Свой моральный кодекс есть и у самых циничных времен /при том, что все времена циничны, потому что общество – это улица/.
«Большой поэт» – нонсенс, это по определению существо камерное и комнатное. БГ – поэт, Чехов – поэт…
Презрительно: «попса, попса» и я внушению поддался, а ведь, это просто сказки и просто мелодии. Конечно, лучше бы соединить хрипоту рока с гладкостью и сладкостью такой музыки…. У БГ гладкие проблемы – странный жанр! Впрочем, сказочные «Никиты рязанские» тоже табунами ходят. …Гладко на бумаге и в мелодии все проблемы разрешает… Уж лучше помечтать.
БГ контракты подписывает, а вот Дмитрий Карамазов не знал, что день грядущий приготовит. Так и я: вдруг завтра эти мои мысли потерпят крушение и меня повлечет в какие-то леса и переулки? Это не то же, что пользоваться методой и получать денежки…. Вообще, на земле человек живет в полной темноте – что-то там, во вселенной случилось, своё КЗ и перегорание пробок.
«Мир мертв, а я еще жив» /перефразируя БГ – живой среди мертвых произвел фурор /кончится тем, что попадет в музей, мавзолей//. Что мне делать, когда я тоже умру, ничего, кроме этого мертвого мира не зная? …Попал в весенний сад и тоже попытался зацвести. У кого бы спросить, как это делается. Все кругом ослепли, оглохли от радости; музыка до небес…
Когда-то еще споет БГ для нас, отличников, а у троечников всегда под рукой концерт по заявкам на "Маяке"...
Наблюдая на улице «шикарных» «мальчика» и «девочку»: «Аристократы демократии. Уже давно демократия – это данность, а помыслы, устремления – к аристократизму. И что-то это мне напоминает… Рыцарей! Их, родимых. Гребенщиков – это тоже рыцарь. У рыцарей своя психология, свой кодекс чести… Нельзя быть глупым и нельзя умным, а нужно – остроумным. Нельзя быть слабым и нельзя – сильным, а нужно – ловким. И т.д., в этом же роде. Это некая тотальная оппозиция обществу со всем его мещанством и скукой регламентированности - им противопоставляется «общество» друзей и занятия «по интересам». Это эдакий веселый романтизм и романтичный цинизм.
Гребенщиков в том интервью: «истина – сухое слово…» – что называется засвидетельствовал о себе…
У Давида варьируется всего несколько мотивов…. Так и у всех – и у БГ, и у меня, и у папы. Можно составить каталог! «Структурологический анализ»!
…О комментариях к БГ, которыми я ещё весной гордился, теперь думаю чуть ли не с ужасом: «породил трясину!» Всё время промахиваюсь в стрельбе по миражам в пустыне. А что сейчас я написал про Цоя? – ведь когда читал его тексты, мои ощущения были иными! Может, выдолбил русло и, какую воду ни лей, всё равно она потечет одинаково.
…«Не уезжай, Варенька – сюжет иссякнет, о чем же я писать буду?!» Как БГ, женщина побуждает и жить, и чувствовать, и подвиги на бумаге совершать.
Поняв, что глуп /и насколько это безысходно/, начинаешь дурачиться – и БГ, и я в живописи. Не кукарекаю, конечно…
А БГ, как стал православным, так перестал быть рокером. Это уже «просто песни».
По сравнению с БГ, не говоря уж о прочей масскультуре, все писатели пишут в стол! Чего стоит одно напряжение зрения. …А если записывать на магнитную ленту, то когда слушать: ведь эмоции труда, даже самого монотонного, сплошь и рядом оказываются сильнее и забивают эту «вторую реальность». Содержание книг так слабо, что голос его проникает в сознание только в тишине и неподвижности. Потенциал человека несравненно выше его реализаций.
Плохо сплю второй раз подряд, потому что ощущения, будто погружаешься в трясину – нужна твердая земля /а рядом, желательно, пахучий букет цветов!/. Полистал свою книгу памяти – и там одна трясина /тенью сторожил, тараканом подметал, призраком в институт ходил и т.д./; вспомнил и БГ: «какие-то монотонные медитации, тоже навязчивый кошмар и сон: хочешь что-то выразить, а не можешь, мысль срывается и опять плывут образы и восклицательные фразы…. Плевать мне и на вселенские радости БГ, и на всемирную скорбь Губайдуллиной».
…Высоцкий, концертами салютующий паласам для своей дачи. И БГ, конечно, тоже «свой мильон меняет по рублю».
Что-то я всё о себе! Видно что-то во мне происходит, а происходящее я осмысляю и прочувствую везде и всюду. …Общаясь с другими люблю учить и учиться; презираю не учебу, а людей, у которых нечему научиться и которых ничему не научишь. Вы для меня интересный персонаж /для меня авторы как персонажи, в интересных я подолгу вникаю – на того же БГ, кажется, уже 5 комментариев написал /и все сомнительны, значит, и это не конец/, помимо текущих замечаний/, в одном ряду с Достоевским, Кафкой…
Отними у цивилизации Баха, БГ, Достоевского, Толстого и еще пару человек и уже настала б в ней смертная тоска.
Православное или баптистское пение иногда красивее даже чем БГ. Но это пение ангельское, а не человеческое. Кстати, практически не существует мужского ангельского пения – видимо, не дано нам жить без проблем.
При своем напряженном рисовании включаю только банальное радио – чтобы смягчить его этим словесным и музыкальным мурлыканьем и барабанной дробью сыплющихся фактов. Если только нет настроя, включаю Баха или БГ.
…Надоел ты мне, БГ. Ты еще сам себе не надоел?…
В джинсовой куртке ощутил себя похожим на БГ. А тут ещё очередная девушка. Как бы роман: всю дорогу рядом, через сиденье.
…В жизни, в действительности я могу немногое – обычные реакции, только немного сдержаннее на зло и податливее на добро - но предположить я могу много больше. Обессилев от стараний воплотить эти предположения, я лежу – и мне приходит в голову мысль хотя бы записать их. Собственно, так у всех романтиков, но я «задыхаюсь от нежности» больше, чем они и интимнее, чем БГ.
---
Послесловие 24 года:
Сейчас БГ для меня уже лишь ремесленник... Впрочем, проповедь добра на интеллигентный манер, может быть, ему и зачтется... Хотя он глупо вляпался сейчас: на Россию напало 50 шакалов, а он ее осуждает! А ведь мог бы спеть своё же: "мы воюем сами с собой", и это было бы правдой! (Пусть и не всей...)
Свидетельство о публикации №124060401105