Обзор по весеннему туру от Алекса Рудова

Всем привет. Конечно, поэзия очень многогранна и сравнивать стихи поэтов, это как сравнивать балерину и танцовщицу у шеста, Репина и Дали. Нет никакого смысла в этом. Но тем не менее мы сравниваем, и спорим о вкусах, спорим о многом.
Нужны ли конкурсы? Нужны.
Любой конкурс - это литературный процесс в первую очередь. Для начинающих авторов возможность попробовать свои силы, понять - тварь я дрожащая или право имею. Для опытных авторов - азарт, игра, возможность познакомиться, узнать мнения о своих произведениях.  Это происходит еще на отборе. И не завидую редакторам - тяжелая и непростая работа. А денег или бонусов за это не дают увы. А эксперт уже свадебный генерал по сути.
На мой взгляд, поэзия невероятно многогранна, но можно выделить и некоторые подтипы:
Эмоция - любая, но задевающая душу, даже любовь и кровь и так далее, если она хорошо описана.
Картинка. Или полотно. Как художник, автор рисует нам картину или историю в своем стихотворении.
Пространство За. То есть некая философская или ностальгическая, историческая составляющая.  Метафизика. Ее тоже мало кто может точно объяснить. И не часто просто чувствуешь.
Диалог. Автор говорит с читателем, рассказывает что-то. И вы попадаете на его волны и слушаете. Если рассказчик интересный.  Пытаетесь разговаривать, спорить, может быть, но вы слушаете и думаете.
Мир автора. В нем может быть тепло и уютно или холодно и страшно. Но вы его чувствуете.
Все классики пытались описать поэзию и писали, что поэзия не проза, ее нужно по-другому понимать, скажите как? Никто и не знает.
Есть некая вещь, она называется семантическое поле. Есть слова-крючки, которые автор задает почти сразу и потом в этом поле что-то рассказывает. А когда он из него выбивается, то получается несоответствие.
Конечно, есть еще и сюрреализм, и сказочные и алогичные стихи, но я и сказал сразу. Репин и Дали. Понятно, что все очень приблизительно, но эксперт и должен задать какие-то критерии своего выбора или отбора.
Можно назвать еще много критериев, но буду исходить из этих.
У человека нет другой истины, кроме собственного автора, перефразируя Леонардо, мы все понимаем от своей начитанности.
Так как есть и уровни читателя, от Шарикова до профессора. И они тоже разные.
Ну и вообще я считаю, что поэзия есть и сегодня, и сейчас с развитием интернета. Много хороших авторов появилось. А лет через двадцать, думаю, все проглотит интернет-пространство или изменится язык, многие семантические значения слов. Так что если вам диктуют свыше, то со временем вы удивитесь, как вам начали все лучше и лучше и семантически точнее диктовать.
А может и все уже напишет ИИ. Лучше нас гораздо и точнее. Все может быть, но мы живем сегодня и сейчас, и пишем свои произведения.  Для кого пишем? Другой вопрос. Если для себя, это одно, если для читателя, это другое.
И не факт, что будущие поколения вообще поймут наш интернетный стихотворный след. Но ведь хочется верить? Что он останется.
Ладно, идем к стихам. Если есть другие мнения, напишите, любые мнения приветствуются.
01 Ульяна Валерьевна Ожидание меда http://stihi.ru/2024/02/01/3388
Ну начнем, пожалуй. Буду называть автора ЛГ, так как не всегда автор и есть этот самый прототип. По сути, житейская философия на заднем плане, от иронии судьбы до Монтеня. Кризис среднего возраста описан очень точно, да и в принципе у всех, по сути, похожая жизни, оргазм, а не астма. Но делим на двоих примиряет с автором и дает надежду на тридесятое царство. Семантическое и стилистическое поле выдержано. Все считывается и понимается. Неплохо. Немного грустно, но жизнь то именно такова. Хоть на троллейбусе, хоть на Порше, она течет и течет, и мы плывем по этой реке. Ассоциации и суть хорошо считываются. Есть и эмоция и пространство за стихотворением.
02 Марина Русова «Лиза» http://stihi.ru/2022/07/29/4252
Тут скорее всего Лиза из романа Толстого, хотя очень много литераторов ее описывало, и Карамзин, и Тургенев. Стилистически и семантически выдержанное стихотворение. Грустное и трогательное. Но чего-то не хватает. Автора что ли, или пространства за стихотворением. Бедная Лиза конечно же, и жалко ее. Но не чувствуется послевкусия. Много классиков любили это имя, но для меня стихотворение слишком литературное что ли. Не претендую на объективность.
03 Марина Изергиль «На берегу» http://stihi.ru/2023/10/27/2663
Конечно, города часто невыносимы, неуютны. Ну если вопрос с мостами и крыльями нас явно относит к Питеру и одновременно к имперскому прошлому, то концовка не состыковывается у меня с началом, и может я плохой читатель, но Череповец и Ярославль не в тему, хотя автору виднее. Немецкий - ассоциация с Романовыми, русскими они были на 1/64. А птенец обозначает в символике практически свободу, или тягу к свободе, так же и маленькая птица обозначает будущее, детей, следующее поколение. То есть тягу к свободе, а прочее насельникам. Тоже для меня противоречии - жителям или монахам. Двойственное ощущение. Начало и середина образные, интересные. А концовка непонятна. Европа, Череповец, Ярославль? И символ свободы или будущего? Птенец? Нууу не знаю. Для меня несколько загадочно и сложновато. Есть пространство для подумать. Но нет эмоции или автора. Наверное так.
Если я неправильно понял, то автор объяснит. Мне не стыдно признаться в незнании чего-либо.
04 Елена Евгеньевна «Лещинская Бездна, слышишь?..»  http://stihi.ru/2024/01/09/4795
Двойственное впечатление. Все в тему выдержано. Стилистика и семантика. Ницше, Волков.  Эмоция. Даже и Цветаева на заднем плане, о сколько их упало в эту бездну.  Но Элли хочет сердце, практически счастье? Не знаю. Немного перебор образов, литературы, но чувствую так и задумано. Наверное, больше понравилось, чем нет, но двойственное впечатление. Космос уже практически переход в пространство Экзюпери. Такие ассоциации. Пространство есть. Неплохо в принципе. Да вообще у автора много хорошего.  Но тоже слишком много литературы, и часто я не знаю, хорошо это или плохо? Буду считать, что хорошо.

05 Ольга Флярковская «Ленинградские балерины» http://stihi.ru/2024/02/04/8571
Здесь нет смысла много писать. Есть и пространство за стихотворением и эмоция. Балерины и Великая отечественная. Я много читал об этом, сам лично не знаю. Но и Питер пережил невероятные трудности. Был в Мариинке много раз. Автору веришь. И сразу.
06 Игорь Гонохов «Стопка» http://stihi.ru/2023/01/19/2659
Да все считывается, и Тарковский и пространство Брейгеля. И ясно что они в рюмке, «Ин вино веритас» как говорили. Но в водке нет истины, а есть память, да и то смотря сколько выпить. Тоже неплохо.  Есть пространство.
07 Александр Спарбер «А я хотел» http://stihi.ru/2021/01/02/3920
Ну такое тонкое стихотворение, сначала автор чуть не скатился в сюрреализм, но потом объяснил слова из света. Почти Рая, хотя Булгаков придумал для мастеров сад - чистилище, ни ад, ни рай. Но примиряет меня с автором понимание, что и слова, и стихи, ведь и правда, пустое. Я тоже это знаю. Есть и пространство за стихотворением, и некая метафизика, на грани, и все-таки хорошо что автор не уверен, а думает что может быть. Он попадает туда, где лето. Хорошее стихотворение. И по исполнению, и по стилистике и семантике, вполне точное. Четкое. Но думаю поэты не попадают в вечное лето, а вот верить то хочется.
08 Света Хохломская «голова в облаках» http://stihi.ru/2024/03/06/187
Я в принципе не особо люблю стихи про поэтов и стихи. Но тут глубже по сути. Да и в принципе, как говорила моя бабушка, поэт в доме - это беда. Лучше известный писатель. И поэтому Стиш сразу ложится, когда читаешь про бабью долю и лужи, в «безочковом» варианте. Философия жизни, как она есть. Объем неба, когда в него падаешь, начинаешь понимать, но лучше туда не падать. Шучу.
На самом деле автор затронул интересную философскую тему, хотя мне кажется, что стихи не лечат, как и время. Они просто дают тот самый полет в небо вниз головой. Теоретически и близко и понравилось. Даже не знаю. Двойственное впечатление. Но кто я такой? Чтобы судить? Так что неплохо.
09 Вера Дорди «Лихое время» http://stihi.ru/2024/01/20/4277
Времена не выбирают, в них живут и умирают, писал классик, но с автором примеряет концовка, конечно все наладится, я тоже верю. Ностальгичное, философское стихотворение, правда чувство вины, очень странная вещь. Реально мы сами себе его взращиваем, зачем? Тоже непонятно.  Образы есть, семантика в поле смыслов. Неплохо.
10 Владимир Штеле «Старый ёж» http://stihi.ru/2023/10/29/5702
Вроде мелочи, а есть объем и суть нашей жизни, ямка или норка.  Автор смог это передать. Особых ошибок не нашел, по стилистике или семантике. Все четко. Хорошо
11 Вася Курочкин «Sometimes later» http://stihi.ru/2024/03/21/4060
Есть и пространство с бумажными фразами. И метафизика, и ирония.  Все точно, немного алогично, в этом и привкус и послевкусие. И напомнило по стилю Сашу Черного. Все в стиль. Спасибо автору, по сути, мы все раненые шуты. Навылет.
12 Андрей Куприянов «Старатель Гроза» http://stihi.ru/2024/04/09/2280
Еще одно стихотворение на библейскую тему, все считывается. Но, наверное, мне здесь мало самого автора. В целом понравилось, хорошее.
13 Александра Ко-Маё «Астробионика» http://stihi.ru/2024/01/11/8038
Ну всем конечно нужна в жизни опора или человек-костыль . Не знаю. Немного как-то по-медицински что ли, а перед этим хромающий дух и так далее. Это про поиск второй половины или каждой твари по паре, как в библии. Нуу, скорее нравится, чем нет, что-то в стихотворении есть, за ним.
14 Надежда Новицкая «Так поёт бамбук» http://stihi.ru/2022/08/26/6824
Еще один объемный и длинный стиш, но по сути он хороший. Ну не зря император любил гулять по бамбуковой роще, и теперь она главная достопримечательности в Японии. Я там везде был, да везде в Азии вообще. Тут про эмигрантов вообще. На заднем плане. Тонко и интересно. Образность на высоте. Стиль и семантические поля соблюдены. Вторая мировая как бы просто фоном. Всегда тяжело покидать родину и менять привычки, да, согласен. Понравилось
15 Лора Катаева «Кабачки» http://stihi.ru/2024/04/14/723
Хороший стиш, есть и пространство за стихотворением и отсылка к пастернаку, про тишину и кормление с руки, хотя с руки немного по звучанию не очень хорошо, но это мелочи. Нравится. Единственное что мне кажется, а все-таки я спец по семантическим полям, есть ошибка в слове море. Ворочается моря синий кит? А дальше? Где там дальше есть море? Возможно, автор и живет у моря. Но нигде дальше оно не упоминается. Можно с легкостью сказать и неба синий кит. Но это скорее просто предложение автору, а не навязывание своего мнения. Суть в том, что если на стене висит ружье, то оно должно в конце спектакля выстрелить. А тут не стреляет. А все остальное очень даже неплохо. И укладывается в ожидание лета, кабачков, тепла, тишины и так далее. Неплохо.
16 Сергей Валентинович Чернов «Странные части дня» http://stihi.ru/2021/11/28/3025
Хороший стиш, и сравнение любви к женщине с материками и загадками истории вполне в тему. Ну а незабудки и Прада, ну куда уж нам мужикам то без них? А никуда товарищи, никуда. Короче поставим Магеллану любви зачет, есть и пространство за стихотворением и есть метафизика, объем. И любовь как море, тоже считывается с заливами. «Какой-то» надо бы заменить, не очень определенный термин вообще. А здесь вполне понятная любовь. Ну с чем или кем только женщин не сравнивали. Так что неплохое.
17 Лана Юрина «Не любовь» http://stihi.ru/2024/01/02/4751
Хмм подумал бы, что стихотворение о отношениях вне брака. Шучу. Конечно, тут глубже, прорастание друг в друга, и вечные качели? Любовь или не любовь.  И вновь забываем. Да, наверное, так и есть. Философия автора считывается. Есть и пространство. Скорее нравится, чем не нравится. Кот перевесил в «нравится».
18 Елена Шипина «Не только небо яркое...» http://stihi.ru/2023/06/03/2865
Правильно, взять и сжечь и никаких гвоздей. А вдруг это кому-нибудь нужно? А вдруг? Я не знаю тоже. Но бумага горит лучше листьев.
19 Эса Милл «Мой ангел с ПС» http://stihi.ru/2024/03/30/6096
В принципе в стихотворении все точно и ровно: стилистика, семантика, бытовая философия за стихотворением. На фоне Питера, мостов, скрипим себе. Хорошая алогичная концовка, так как любовь вообще каждый понимает по-своему и нет другой истины, кроме собственного опыта. Да нравится, что-то в нем есть
20 Исхаков Алексей «планетное» http://stihi.ru/2024/04/30/2868
Ну вот стихотворение, как бы мир автора, брутальный, объемный, и объясняющий, что мы муравьи. Планета все отрастила, а он не смог оторваться от гравитации. Ну на самом то деле это могут только пророки. Человек-то слаб.
Объем есть и пространство есть. Даже сказал бы, есть что то в стихах автора этакое тяжелое, пригвождающее, но тем не менее необычные стихи . Чувствуешь брутальный, тяжелый внутренний мир. Но да, мы обычные планетяне, чего уж тут. Все верно
И скорее понравилось, чем не понравилось. Что-то есть, не мое, не тем не менее объемное. Метафизика как говорят.
21 Иван Пеший «полевое» http://stihi.ru/2024/04/21/5184
Хмм тоже и ад. и рай, библейская тема. и сравнение города с деревней, урбанистический мир и деревянная пастораль с бездорожьем. Автор спрашивает и отвечает сам себе. Он выбрал бездорожье. А я? Я не знаю, я сомневаюсь. Но эта борьба в нас живет, автор прав. Неплохо.
22 Геннадий Руднев «Скорпена» http://stihi.ru/2021/12/12/6238
Вот неплохое стихотворение. На заднем плане, Грин, бегущая по волнам, и Франциско Гойя, сон разума рождает чудовищ. Все точно, просто и понятно, и одновременно объемно, и философски сдержанно. Море и чудовища. Автор прав, лучше их съесть. Согласен.
23 Эм Проклова «Эпистола номер девять. Стоическая» http://stihi.ru/2024/04/08/5309
Ну вот это стихотворение в жанре письмо, для меня, конечно субъективно, одно из лучших в этом Лонге. Концовка очень точная, практически, остановись мгновение, ты прекрасно. Да и смысл на высоте. А вот то, что длинное, помню спорил я с редактором толстого журнала. Она мне типа, краткость сестра таланта, а ей, краткость, часто не сестра таланта, а отсутствие знаний, начитанности, коммуникабельности и вообще словарного запаса. И кстати прошло лет 15, и теперь я в этом уверен. Практически Английский или французский романтизм по стилю, немого царапнула сурковость, автор ее явно применил,  как норковость - раз и в норку бегом. А мне сначала считалось как из фильма, день сурка, повторение событий, и не всегда двойственность хороша. А все остальное в порядке. Пространство за стихотворением, посыл, плавность. Да просто нравится.
24 Дэн Мартини «Грабли» http://stihi.ru/2024/04/05/3187
Согласен с автором, с иронией и картиной мира. Все так. Одни и те же грабли. И за окном, и внутри окна. Конечно крибле тут как отсыл  к сказке, старым мультфильмам, Андерсену, но жизнь не сказка про Одиссеев. Увы. Да крибле крабле бумс уже никто не скажет. Тонкая ностальгия на заднем плане и самоирония на переднем. Хорошее
25 Михаил Бильковский «Скупая осень» http://stihi.ru/2021/08/30/8153
Первый катрен на отлично. Музыкально, точно и даже грим в тему. Все мы шуты вечности. Отсылки к библейским сюжетам тоже хорошие и дают пространство за стихотворением. Но вот семантически и стилистически нейроны и Зи Зи топ с роком тут вообще не в тему стихотворения. А так-то вполне
Практически классический жанр, даже рифмы сентябрь и октябрь не смущают. А вот ядро или крючки с роком это уже смысловая какая-то недоработка, на мой взгляд.
26 Владимир Ворожба «Обгоняя ветер» http://stihi.ru/2024/02/22/7042
Тоже есть и объем, и картинка. Здесь уже стихотворение - полотно, с описаниями солнца, меняющейся действительности и напоминающее старые итальянские фильмы. Там таких сюжетов полно, урбанистический корвет и патриархальное стадо мулов. То есть имеется и пространство, и ирония. Стилистически выпадает - перегнуть палку, фразеологизм. По сути, это сленговое. Ну автору посоветовал бы подумать, может просто (немного перегнул) так как в целом стихотворение -противопоставление.  Понравилось. Думаю, мул заметил, но не обратил внимание. Раз уж он тут таким философом описан. Неплохо. Но кстати психологи считают, что мы люди сами приписываем животным свои мысли. Так что скорее всего мул просто услышат непривычный звук мотора. А ветер, а ветер дал водителю фору. Так как его обогнать очень трудно. Но алогичность и ирония, и картина понравились.
27 Ольга Вирязова «Солнце вышло а значит ещё не всё» http://stihi.ru/2023/12/22/6719
Опять пастернаковское - клювы и ноги с руками, второй катрен хороший.  Понятно и про рай, и про ад, тоже сноска к библейской теме. И опять двойственные чувство. Чего-то автор в концовке не докрутил на мой взгляд. Стилистика, семантика, нет вопросов. Но не хватает. Не знаю. Может этого самого объема? Или и рай, и ад давно стали уже обыденностью, особенно в стихах, да простит меня автор. Неплохо, но и не идеально что ли. Опять же повторюсь. Мое мнение тоже не истина, в последней инстанции.
28 Андрей Пшенко «Перед утром. Апрель» http://stihi.ru/2012/04/18/2100
Тут реально два стиша, а не один. Первое неплохое, про прыжок солнца в руки Бога, второе более простое, и не герой там, а дракон нужен. Как-то так.
29 Ольга Бесснежная «Aloha!» http://stihi.ru/2023/02/02/3206
Вот подумал мне написала стихотворение. Потом прочел, что по-гавайски это привет. Значит скорее всего бедному аллигатору. Тем не менее любофф и все такое, и Москва. Да. Точно мне
30 Татьяна Шадуя «Улетай» http://stihi.ru/2024/03/02/8554
Опять с библейским сюжетом, и ностальгией. Да и грустно и трогательно. Призраки тяжелая вещь, и понятно, что и оставить их трудно. Хммм, для меня немного двойственное, и смысл есть, а я как писатель люблю смысл, даже больше версификационной техники, и отсыл есть. Пространство тоже. Скорее нравится, чем не нравится. Тоже типа разговора с Богом. Не знаю, что бы я ему сказал, я не знаю.
31 Сандра Ово «Босанова» http://stihi.ru/2023/09/09/2813
Хорошее стихотворение, тоже картина, и все есть в стихотворении. Стайнвей это крутое чудище, музыку выдает очень хорошо, а Мексика и Бразилия похожи на описание. Просто понравилось объемом и эмоцией.
32 Елена Наильевна «Подарок» http://stihi.ru/2024/03/08/6673
Тоже нравится стихотворение. В нем много житейской философии и она противопоставлена , молодые и …. Есть пространство за стихотворением и посыл. Кому-то скорая, медсестры, кстати сам не так давно побывал в этом варианте, а кому то замки на мостик и поцелуи при луне. Но, думаю это в любом возрасте доступно. (До свидания, дорогие москвичи, доброй ночи, доброй вам ночи, вспоминайте нас…) напомнило песню из советского времени. Но времена меняются. И стихотворение написано в современной обертке уже. Наверное да, жизнь и есть подарок от Бога. Ведь она случайность, подарок. А случайность и подарок псевдонимы Бога. Перефразирую классиков и философов. Короче, понравилось, спасибо автору.
33 Андрей Мефро Перевалов «Пнёвые размышления» http://stihi.ru/2022/01/12/1351
Кстати понравилось, баобабистое стихотворное, тонкий юмор и самоирония, ну и Высоцкий, задним планом, тут уж фраза известная, и будешь баобабом, и так далее. И концовка тоже хорошая. Неплохо
34 Эмкей «Час пик» http://stihi.ru/2022/07/27/6138
И стиль Маяковского, и тема его. Только на современный лад и манер. Реально стихотворение о любви. Недочетов не нашел. Стилистика и семантика на уровне. Не знаю. Но и чего-то большего не нашел.
35 Лена Ступак «Хоронили любовь» http://stihi.ru/2023/09/29/7604
Еще стихотворение о любви. Но я бы сказал, что здесь проведена тонкая грань от обычный земной любви до любви к ближнему. Апостол Павел много об этом писал и говорил. И получилось возвышено и просто и одновременно тонко, на грани. Как у лезвия есть кромка, так и у любви от поцелуя Иуды до приговора толпы. Есть и пространство, и объем. Нравится.
Споткнулся на Олд скул. В целом стихотворение написано в классическом стиле, и такой тип крючка или семантического ядра для осмысления библейской составляющей любви, как бы не особо. Дело автора конечно. Стилистически выбивается.

Шорт:
01 Ульяна Валерьевна «Ожидание меда» http://stihi.ru/2024/02/01/3388
05 Ольга Флярковская «Ленинградские балерины» http://stihi.ru/2024/02/04/8571
07 Александр Спарбер «А я хотел» http://stihi.ru/2021/01/02/3920
11 Вася Курочкин «Sometimes later» http://stihi.ru/2024/03/21/4060
15 Лора Катаева «Кабачки» http://stihi.ru/2024/04/14/723
16 Сергей Валентинович Чернов «Странные части дня» http://stihi.ru/2021/11/28/3025
23 Эм Проклова Эпистола номер девять. «Стоическая» http://stihi.ru/2024/04/08/5309
26 Владимир Ворожба «Обгоняя ветер» http://stihi.ru/2024/02/22/7042
32 Елена Наильевна «Подарок» http://stihi.ru/2024/03/08/6673
35 Лена Ступак Хоронили любовь http://stihi.ru/2023/09/29/7604

Также понравились, но в шорт не вошли, лонг сильный, мало места в шорте:
06 Игорь Гонохов «Стопка» http://stihi.ru/2023/01/19/2659
08 Света Хохломская «голова в облаках» http://stihi.ru/2024/03/06/187
10 Владимир Штеле «Старый ёж» http://stihi.ru/2023/10/29/5702
14 Надежда Новицкая «Так поёт бамбук» http://stihi.ru/2022/08/26/6824
22 Геннадий Руднев «Скорпена» http://stihi.ru/2021/12/12/6238
29 Ольга Бесснежная «Aloha!» http://stihi.ru/2023/02/02/3206
31 Сандра Ово «Босанова» http://stihi.ru/2023/09/09/2813


Рецензии
Здравствуйте, Алексей!

Интересно было узнать не только то, какими критериями Вы меряете для себя поэтичность стихотворения — хорошо / нехорошо, но и увидеть в обзоре что и как прочитано или не прочитано Вами. Труд Ваш велик, Алексей!

С уважением к трудам Вашим!

Сергей Бибиков   06.06.2024 23:40     Заявить о нарушении
Привет Сергей, ну я бы не сказал что я перетрудился
Написал, как думаю
Основной критерий, чтобы было интересно
И послевкусие. Кстати это очень сложный по сути вопрос
Одному одно, другому другое.
Личное восприятие зависит наверное от начитанности )
Спасибо

Алексей Рудов 69   08.06.2024 08:05   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.