32. Дежурные шутки учителя Макулатурного
Кто сказал: «Чтобы рассекать воздух»?
Должен вас разочаровать, ответ неверный. Это некоторые наши учащиеся любят рассекать воздух в толпе прохожих, а у птиц киль – это место прикрепления грудных мышц, осуществляющих взмах крыльев.
Макулатурный был добр к своим ученикам. Главная причина такого отношения заключалась в том, что его учителя были добры к нему. Его в своё время учили, что школьные оценки – это неиссякаемое богатство учителя.
Некоторые учителя скупятся на оценки, что нелогично, ведь они могут поставить их столько угодно. Конечно, не нужно их ставить тем, кто по отношению к предмету и учителю настроен негативно. Но ученикам, которые стараются - почему не ставить? Хорошая оценка любому ученику приятна, даже если они получают её как аванс. Хуже, если ребёнка постоянно недооценивают, не «доплачивают» полновесной оценкой, формируют у детей комплекс неполноценности.
Шли заключительные уроки учебного года. Настроение в преддверии школьных каникул было приподнятое. Одно подвело - погода. Май в этом году выдался на удивление холодным с ночными заморозками.
Ольга Васильевна – учитель на пенсии, с которой Макулатурный много лет назад работал в приемной комиссии в Вузе, при встрече перед уроком сказала: «Вы добренький – пятёрки щедро ставите».
Матвей Сергеевич формально согласился, но по существу отчитал прижимистую коллегу: «Да, я добрый к честным и порядочным людям. А к проходимцам, жуликам и коррупционерам я беспощаден! Я работаю с детьми, а не с преступниками! Доброта не мешает мне быть строгим и требовательным к моим ученикам!»
Макулатурный свято верил, что глубокое осознание изучаемого предмета и постоянное развитие своих положительных личностных качеств превосходят самую лучшую вышколенность и дрессировку.
- Так Вы всем пятёрки поставите, - не унималась Ольга Васильевна.
- Поставлю, если они этого заслуживают! Учеников надо побуждать к учёбе, а не отбивать желание. Почему так много родителей обращается к репетиторам? Разве школа не может выполнить возложенную на неё задачу – дать ученикам глубокие и прочные базовые знания и подготовить наиболее талантливых и целеустремлённых детей к поступлению в высшие учебные заведения?
- Да какие сейчас ученики!? Никто учиться не хочет! – пенсионерку было невозможно переубедить, но Матвей Сергеевич еще раз попытался.
- Я считаю, что это посильная задача, но чтобы разобраться в сути вопроса нам необходимо дать честный ответ на риторический вопрос: «Чем школьный учитель отличается от репетитора в своём отношении к ученику?»
Мой ответ, если быть предельно бескомпромиссным и честным, заключается в следующем. Школьный учитель является скрытым противником ученика, так как на него возложена неявная обязанность проведения социальной селекции. Учитель ставит оценки, определяя социальную перспективу ученика. Низкие оценки закрывают перед вчерашним школьником многие двери. Учитель поставлен в такое положение, что он заинтересован в неуспехе каждого ученика. Педагоги вынуждены быть крайне строгими или скрывать под маской строгости равнодушие или хуже того - негативное отношение к ученикам. Разве это правильно? Так не должно быть!
Учитель ставит плохую оценку (даже заслуженную) или снижает оценку с чувством выполненного долга, ведь обществу нужны рабочие и крестьяне, а умных, якобы, и так слишком много.
Репетитор, напротив, на сто процентов союзник и помощник ученика. Он старается добиться максимально возможного результата – как можно более высокой оценки. От этого зависит репутация репетитора и его финансовое благополучие.
Урок по теме «Класс Птицы» пролетел как одно мгновение. До звонка оставалось несколько минут.
- Недавно я прочитала книгу одного орнитолога, - поделилась своими впечатлениями Настя, - который в любую погоду неделями безвылазно сидел в маскировочной палатке и смотрел в щелку, не высовывая даже носа, чтобы не спугнуть пернатых. Ученый пытался с абсолютной точностью посчитать количество вылетов свиристели во время выкармливания птенцов и записать на магнитофон стук по дереву большого пёстрого дятла. Самое удивительное, что орнитолог сумел извлечь из своей деятельности выгоду, издав книгу и заработав на ней, в то время как тысячи его коллег за время своих не менее продолжительных полевых исследований не смогли заработать ничего, кроме ревматизма.
Всё, включая Макулатурного, засмеялись.
Затем Матвей Сергеевич сказал:
- Настя, нельзя же быть таким суровым критиком по отношению к орнитологам, ведь деятельность автора прочитанной Вами книги выполнялась из самых лучших побуждений! Давайте учиться понимать причины поступков людей, уважать и ценить их добрые намерения!
- На Ваших занятиях всегда отличная психологическая атмосфера, – сказал Иван. - Раньше у нас какие были уроки по биологии? Тридцать минут нас спрашивают, десять минут записываем домашнее задание, остальное время урока боимся.
- Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться! – закончил свой урок Макулатурный словами из детской песенки.
Свидетельство о публикации №124060303841