А. С. Пушкин и русская речь
Как много смысла в этом слове.
Она влияет на сознание людей,
на поведение их в своей основе.
Сейчас в ней много иностранных слов
и вульгарного жаргона:
Кодла, лабуда, башлять,
Ходка, бабло, кирять –
грубые, без смысла слова.
Жестокость, хамство, пошлость поведения
жанру такому близки.
Планки нравственности у людей таких низки.
А русская речь богата, велика,
могуча и гениальная она.
Чтоб это ощущать,
творчество Александра Сергеевича Пушкина
надо почитать.
«Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса» Осень (отрывок) А. С. Пушкин
Речь проста, красноречива , доступна и ясна.
«На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой… Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.» На холмах Грузии лежит ночная мгла… А. С. Пушкин
В ней всё и точность стиля,
и тонкость душевного переживания, тепла:
«Я пережил свои желанья,
Я разлюбил свои мечты;
Остались мне одни страданья,
Плоды сердечной пустоты.
Под бурями судьбы жестокой
Увял цветущий мой венец;
Живу печальный, одинокий,
И жду: придет ли мой конец?
Так, поздним хладом пораженный,
Как бури слышен зимний свист,
Один на ветке обнаженной
Трепещет запоздалый лист» Я пережил свои желанья… А. С. Пушкин
Три реформы система русского языка пережила.
От теории «трёх штилей »
Михаила Васильевича Ломоносова,
«нового слога»
Николая Михайловича Карамзина
до литературно- поэтического языка
в творчестве
Александра Сергеевича Пушкина.
На принципах сближения книжного и разговорного стиля,
он единую систему создал, приблизил
к народным разговорным конструкциям.
«Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.» Зимний вечер А. С. Пушкин ( отрывок)
Такая речь каждому понятна, близка.
В недрах её устного
народного творчества простота.
Песни. Сказки. Былины. Сказания.
Частушки. Байки. Предсказания.
Чутьём пророка он осознал-
разговорная речь жива.
Как живой организм развивается она.
Формируется народом – носителем языка.
Это культура народная.
Во все времена важна.
Сильно влияет на мышление, воображение,
психологическое народа поведение.
Единство народа, вековые традиции,
историю способна сохранять.
Славой Побед вдохновлять.
У народных масс патриотизм вызывать.
Даже иностранными филологами главная роль
Александру Сергеевичу Пушкину отдана
в реформе стиля русского языка.
Его творчество во всём Мире знают, чтут.
Восхищаются,
гениальным в мировой литературе признают.
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа…
Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.» Памятник А.С. Пушкин (отрывок)
01.06.2024
А.С. Пушкин - ( 26 мая (6 июня) 1799 года в Москве, умер 29 января (10 февраля) 1837
года в Санкт-Петербурге), поэт, драматург, рассматривается как основоположник
современного русского литературного языка.
Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765) — первый крупный русский учёный,
естествоиспытатель, «универсальный» человек, совершивший открытия в самых
разных областях науки.
Открыл новые знания в области химии, физики, астрономии. В сферу его
деятельности также входили металлургия, география, история, геология. Учёный
стал основоположником науки о стекле, научного мореплавания и физической
химии.
Был талантливым поэтом и художником, занимался филологией, генеалогией,
историографией. Он стал автором проекта первого в России университета, где
могли учиться представители всех сословий.
Николай Михайлович Карамзин - (1766–1826) — русский писатель и историк, главный
представитель сентименталистской литературы конца XVIII — начала XIX века,
один из реформаторов русского литературного языка.
Единственный официальный историограф русского императорского двора
Почётный член Петербургской академии наук (с 1818).
http://stihi.ru/2024/06/03/341
Свидетельство о публикации №124060300341