Как-то сын отца спросил

(маленькая педагогическая поэма)

эпиграф:
Крошка сын к отцу пришёл
И спросила кроха:
-Что такое хорошо
И что такое плохо? 
               (В. Маяковский)

1.
Как-то сын спросил отца,
Просто, без подвоха:
Что такое хорошо
И что такое плохо?

Да, вопросы хоть куда,
Голову сломаешь.
«Как ответить?»- думал он-
«Сам то понимаешь?»

Говорит ему: «садись.»
Станем разбираться,
Чтоб до истины сокрытой
Нам с тобой добраться.

Будем вместе рассуждать,
Потому иначе,
По-другому не понять,
Что, брат, это значит.

Поначалу мы давай
Упростим заданье.
И обсудим, для кого
В этом мирозданье,
Плохо или хорошо
То или иное.
С этого, я мыслю, надо
Нам начать с тобою.

Отвечает: «нет проблем,
С этим всё понятно,
Ну конечно, для меня!»
Чётко, бодро, внятно.

2.
«Коли так, ну что ж, изволь,
Слушай- ка задачку:
Ты, к примеру, колу пьёшь
И жуёшь жвачку.
А теперь эксперимент:
Есть горшок, а в нём росток
Поливай, но не водой,
Колой…вырастет цветок?
Раза два, аль три польёшь,
Как ему живётся?
А цветочек то погиб,
Никто не смеётся…
Итого, возник вопрос,
Как в любой задаче:
Хорошо ли колу пить
Или всё ж иначе?
Вместо колы взять любой,
Хоть в бутылке, в банке,
Газированный раствор-
Хуже лишь поганки.

Смотрим, фантиков букет,
Разных этикеток,
Под которыми мерзавцы
Травят малых деток.
Ведь сплошная химия-
Это всё, а не еда,
Организму твоему
Это просто, брат, беда.
Он бы криком изошёл
Если б мог бы, стал орать:
«Перестань отраву эту,
Я прошу, в меня пихать!
Очень плохо мне от всей
Этой дряни разной!
Коль тебя бы поливать
Жижой унитазной?»

Сам подумай и прими
Верное решенье,
Ну а мы продолжим дальше
Наше размышленье.

3.
Так, к примеру, у тебя
Поселился бардачок.
На столе всё кое- как,
Под столом грустит носок.
Шкаф открыл, а там кердык,
Что-то на пол с полки брык.
Книжка в угол завалилась,
Слоем пыли всё покрылось…
Как? знакомый натюрморт?
Одним словом- обормот.
Мыслю я, что «хорошо»
Слово тут не вяжется,
А скорее слово «плохо»
Ближе всех окажется.
Но и это пол - беды -
Ежели, пока маленький,
Свой бардак не победишь,
Так и будешь слабенький.
Потому, как у кого
Нет в вещах порядка,
У того и в голове
Всё не так уж гладко.
Ты растёшь, и он растёт,
Как дракон вреднючий,
Может он тебя сгубить-
Вот печальный случай.
Покумекай как -нибудь
Ты на тему эту.
И надеюсь, что придёшь
К верному ответу.

4.
Взять, опять же, гаджетфон-
Ненаглядный твой дружбан,
Голову к нему склонил,
Глазки в кучку, как баран.
Вдоль по улице идёшь,
Либо едешь в транспорте,
Иль дорогу переходишь-
Всё торчишь ты в гаджете.
Вкруг себя не наблюдаешь
Обстоятельств смену,
Плохо если «въедешь» лбом
В столб, а то и в стену.
А вот если ты вокруг
Всё, брат, замечаешь,
Это очень хорошо,
Враз не оплошаешь.
Телефон в текущий век-
Вещь весьма толковая,
Если пользоваться им
Для познанья нового.
Перебор тут ни к чему,
Чтоб не портить зрение,
Ты его откладывай
Почаще, без сомнения.

Как, ещё не заскучал?-
«Нет»,- ответил,- «тема».
«Что ж, беседу продолжаем,
Вот тебе проблема.

5.
Книгу ты держать в руках
Не сказать, чтоб любишь.
Ну а чтоб её прочесть,
Тут и вовсе кукиш.
Зря, однако, потому,
Ежели не читаешь,
То уму ты своему
Ножку подставляешь.
И плетётся он, твой ум,
Часто спотыкаясь,
Прямо скажем- черепаха,
А не прыткий заяц.
Без работы головой
Мозг скоро усыхает.
А безмозглый он по жизни
Быстро пропадает.

Надо всё тренировать,
В том числе и тело,
Чтобы крепким оно было
И не ослабело.

Дал пинка себе под зад,
Лень свою по морде - хлоп!
Закаляйся, тренируйся
Ты боец! или холоп?
В общем, если заряжаешь
Мозг, сноровку, мышцы,
То возможностям твоим
Не видны границы.
Как по мне-
Так хороша эта перспектива,
А в обратку – плохо, жесть,   
Дрищь, а не мужчина.

Хорошо, коль с малых лет
Себя будешь уважать,
Каждый день, хоть на пол шага,
Себя будешь побеждать.

6.
А давай ещё картинку
Нарисуем мы с тобой.
Холм не холм, гора пред нами,
Вот стоим под той горой.
Оглядели всё, что рядом,
Видим, скажем, круг вещей:
Куст, берёзку и скамейку,
В луже плещет воробей.
Начинаем полегоньку
Подниматься в гору мы.
Через время огляделись-
Стали сосны нам видны,
Что у дальнего у леса
Прижились и там, и тут.
Снизу было их не видно,
Надо же, а ведь растут!
Дальше в гору не торопко,
Но упорно мы идём.
И протопав, через время
Передышечку берём.
Вновь окидываем взором
Нам открывшийся пейзаж:
Сосны, лес, деревня, город-
Дух захватывает аж.
Отдохнув, скопив силёнок,
Мы к вершине той горы
Совершим бросок с тобою.
Что там скрыто до поры?
А с верхушки той горушки
Целый мир открылся вдруг,
Про который мы не знали
Будучи внизу, мой друг.

7.
А теперь раскинь умишком,
Если в гаджете сидишь,
То на мир ты из подвала
В грязное окно глядишь.
Плохо, хуже нет занятья,
Пальцетыкалкою быть,
Хорошо, когда стремишься
Клад познаний раздобыть.
Ведь чем больше ты читаешь,
Узнаёшь и познаёшь,
Навыков, умений разных
В свой рюкзак ты соберёшь,
Тем сподручней и надёжней
Будет в гору твой поход.
Тем свободнее и шире
Ты увидишь горизонт.
Но опять же, чтобы хламом
Не набить себе рюкзак
Брать лишь, что необходимо,
Мыслю, делать нужно так.
Надо цель себе побольше
В головёнке рисовать,
Ведь в большую то, однако,
Знамо, проще попадать.
Выбирай себе героя,
Чтоб во всём был молодец.
Не грусти, мол, нереально,
Ан сойдёт, как образец.
Главное, старайся пуще
И усвой простой секрет:
Путь осилит лишь идущий,
Тут загадки вовсе нет.
Ведь любой маршрут наметив-
Его можно одолеть,
Топая шажок за шагом,
Чтоб на месте не сидеть.

8.
Только вот ещё проблемка,
Как понять куда идти?
Как свои наметить цели
Чтоб не сбился ты с пути?

Можно слушать, но не слышать,
И глазёнками смотреть,
Но не видеть сути дела
И её не разуметь.

Это как в старинной притче
Про слона и мудрецов,
В темноте они пытались
Угадать- а слон каков?
Один ухо всё ощупал:
«На ковёр похож скорей…»
Другой хобот весь измерил,
Говорит, что слон как змей…
Третий за ногу потрогал,
Молвит: «слон, пожалуй, столб…»
Цельной нет у них картины,
А сплошной калейдоскоп.
И коль скоро не понятно,
Перед ними что за зверь,
Нет у них и пониманья,
Выходить в какую дверь.
И глядишь: скандал и ругань,
Чуть - до драки всё дойдёт.
Дело плохо, но из многих
Мудрецов один орёт:
«Стоп! давайте- ка всё сложим,
Каждый что из нас узнал,
Мы в единую мозаику
И посмотрим на финал.»
То-то было удивленье,
(Хоть промаялись чуток
В творческом порыве гения)
Когда каждый лоскуток
Всех отдельных ощущений
Лёг в мозаику, как влитой.
И сказал один из мудрых:
«Слон-то, братцы, - вон какой!
Ну теперь то нам понятна
Всей большой картины суть.
Целиком слона мы видим,
Нас уже не обмануть.»

Хорошо, когда стремишься
Пазлики в пейзаж сложить.
Плохо, если нет желанья
Интересной жизнью жить.

9.
Сын вопросик мне подкинул:
«Как понять, чего хочу,
Чтоб не тарахтеть впустую,
Взявши дело по плечу.»

«Да, задачка не из лёгких,
Есть один тут вариант.
Слышал помогает многим,
Хоть я в этом не гарант.

Но попробовать то можно,
Не убудет от тебя.
Да к тому ж весьма не сложно,
В общем, вроде как игра.

Мы берём листок простой
Чистый абсолютно,
Его делим пополам
И сиюминутно,
Пишем слева, скажем так:
Что мне очень нравиться.
Справа – нафиг,
Что меня, вовсе не касается.
Написал туда-сюда
Пунктов два, а может пять.
Отложил на пару дней,
Глядь, и дописал опять.
Слева, справа кой чего.
Ещё время подождал.
Мысль какая забрела…
Так свой план ты наваял.
Торопиться не к чему,
Пока некуда спешить.
Без излишней суеты,
Чтоб народ не насмешить.
Убери теперь на полку
Этот лист, вложи в тетрадь.»
А он мне: «что было толку
Канитель всю затевать?»
«Пусть немного попылится
Грандиозный этот план
В голове пускай осядет
Всей неясности туман.
Коли в этом направлении
Думать, стало быть, начнёшь,
Может цель свою большую
Среди прочего найдёшь.

А чтоб думки у тебя
Прочь не расползались,
Мысли верного пути
В голове держались,
Незатейливый пример-
Собери, внимание,
Изложу, уж как смогу,
Моё пониманье.

10.
Вот, допустим ты построил
Дом, в котором хочешь жить.
Есть и свет и отопленье,
Нет воды и как тут быть?
Без воды, сам понимаешь,
Дома, вроде, как и нет,
Не попить и не умыться,
Не сварить себе обед.
Давит это неудобство,
Отравляет жизнь твою
Ведь вода нужна всё время
И тебе, и на семью.
Цель поставил- нужно воду.
Остаётся распознать
Вариант, каким удобно
Это дело порешать.
Раз проблема стала ясной,
Начинаем думать, как
В дом доставить нам водицу.
Дело, право, не пустяк.

Толи надо рыть колодец,
Ведрами её носить,
Толи скважину пробурим,
Чтоб в насос её пустить.
Толи делать врезку в трубы,
Что проложены уже
Вобщем масса вариантов,
Надо выбрать по себе.

И когда определился,
Выбрал нужный путь воды
Далее- решай задачу:
Чьи задействовать труды?
Тех послушал предложенья,
Этих доводы узнал.
Изучил все варианты,
Самый нужный отобрал.
Подрядил ребят толковых,
Дело то не из простых,
И вопрос с водой решился.
Дальше действуешь без них.

И чего б ты не затеял,
В жизни здесь один подход,
Как с водой решай задачу,
Только не наоборот.

И не важно за картошкой
Топаешь ты в магазин,
Либо Марс решил освоить
Алгоритм всегда один.

11.
Вот тебе другой момент,
«Ключ», к примеру- слово.
Собрался честной народ,
Спорят бестолково.
Ключ, кричит один из них,
Нужен всем нам братцы,
Чтобы истину познать,
До неё добраться.
И пошла тут кутерьма,
Всяк своё талдычит,
Кладовщик - ключ от замка
В бок соседу тычет.
Музыкант - скрипичный ключ
В голове рисует,
А на ключ кладовщика
Громко негодует.
На природе кто живёт,
Тот про ключ с водою
Спор затеять норовит
С шумною толпою.
Слесарь - гаечным ключом
Путь открыть взывает,
Разводной иль газовый -
Сварщик предлагает.
Программист про цифровой
Ключ помыслил сразу,
А филолог - ключ к словам,
Чтоб окончить фразу.
Глядь и в драку лезут вновь,
Каждый прав, однако.
Громко прозвучал вопрос…:
«А зачем нам драка,
О каком ключе кричим?
Предлагаю, братцы,
Выбрать - про какой мы ключ,
Чтоб не передраться.»
Разобрались. Хорошо,
Решена задача.
Плохо, коль наоборот,
Было бы иначе…

В общем, чтобы бесполезно
Друг на друга не орать,
Стало быть, весьма недурно,
Суть понятий разобрать.

Долго мы с тобою, сын,
По словам бродили,
Никакой Америки,
В целом, не открыли.
Кой чего нам удалось.
Как, чуток разобрались?
И до некой истины
Даже вроде добрались.
Две дороги есть всего:
К жизни, вверх, к вершине;
Стоит чуть остановиться -
Вниз катись по глине.

И, чтоб дальше продолжать
Своё восхожденье,
Вновь себя надо поднять
К точке, где паденье
Началось, а это труд -
Трижды трата своих сил!
Коль не дал бы слабину,
Время бы не упустил. 

Есть ещё один момент -
Можно спать в болоте,
Тухлячком жизнь прокоптить,
 Булькнув на излёте.
Нету в том хорошего
Нету и плохого,
Это брат совсем, никак,
Тупо, бестолково.

Вспомни, сказки как у нас
Часто начинаются?
«Жили, были…» и потом
Дальше продолжаются.
Вот, задумайся чуток,
В чём премудрости секрет
Можно жить, при том- не быть,
Интересненький сюжет.

12.
Тут мне сын вопрос подкинул,
Как бы вовсе невзначай.
Ещё хлеще, чем в начале
Хочешь, нет, ли- отвечай…:
«А вершина- жизни этой
Это что и где, и как?»
«Молодца, отца подрезал!
А ты, друг мой, не дурак!
Что ж, спросил, однако, знатно.
Постараюсь объяснить.
(Сам ввязался в этот диспут,
Тут уж некого винить).
Ты по ходу изложенья,
Не смотри, что я отец,
Все вопросы задавай мне.
(Сообразительный шельмец).

В двух словах ответ не выйдет
Изложу я это так:
Сей вопрос - важнейший в жизни,
Не какой -нибудь пустяк!

13.
Вот родился человечек.
Поначалу у него
Кроме нескольких инстинктов,
Вовсе нету ничего.
У него одна задача:
Хочет жить любой ценой,
Как и у любой зверюшки
Маленькой или большой.
Вот бывает же такое,
Оставаясь в той поре,
Человек не вырастает
И живёт в своей норе.
Хоть он с виду, вроде, взрослый,
Но весь смысл житья его:
Брать от жизни всё что можно,
И не слышать никого.
По его то разуменью,
Все ему кругом должны.
Мол другие объясненья
Мне и вовсе не нужны!
Шкандыляет он по жизни,
А за ним потёмки, смрад.
Повстречаться с таким типом
Вряд ли кто- то будет рад.

14.
Ну, а если удаётся
Этот уровень пройти,
То по уровню другому
Ребятёнку в путь идти.
Постепенно подрастая
Начинает наблюдать:
Этак- можно, так- не гоже.
Как отец живёт, как мать.
Где какие есть запреты,
Где гулять, а где нельзя,
С кем не надо бы общаться,
А кого позвать в друзья.
Разных правил мало, много,
Познаёт и узнаёт.
Соблюдая, нарушая,
В целом он по ним живёт.
Сей этап конечно важен,
Дабы в социуме жить,
Правила узнать потребно,
С ними чтоб по жизни плыть.

Их, освоив понемногу,
Он в привычки перевёл,
Думать, в общем, не стараясь,
В жизнь свою пошёл…, пошёл….
И живёт на автомате,
Куда все, туда и он,
Для чего, зачем, откуда?
Так проходит жизни сон.
В целом, вроде бы удобно.
В стаде, как- то веселей.
Что сказали, то и правда,
Пастуху, ему видней.
И вообще, меня не трогай,
Моя хата с краешка…
Жизнь- трава на поле боя,
Или пыль на камешках.

15.
Как, сынок, не притомился?
(Шуткануть над ним решил.)»
«Ты бы, батя, не глумился,
Слушаю, я полон сил.»
«Ишь, какой ты, брат, настырный.
Неужель не заскучал?»
«Нет» - сказал, «совсем не скучно,
Ты бы, батя, продолжал.»

16.
«Что же дальше посерьёзней
Мы беседу поведём.
И, пожалуй, чуть поближе
К сути дела подойдём.


Коли на второй ступеньке
Человечек не завис,
Если шевелить мозгами
В нём потребность - не каприз.
Если все авторитеты
Что со всех сторон поют,
Для него к раздумьям повод,
А совсем не абсолют.
Правила, уклад, обычай-
К размышлению предлог,
Личный опыт- ключ к познанью 
Им не пройденных дорог.
То другая карта жизни
Пред ним теперь лежит.
Выбор, в общем то не лёгкий,
Ему сделать надлежит.

Ум- он, скажем, как машина.
Если ею управлять
Зная всё её устройство,
Правила все соблюдать,
То на ней объездить можно
Целый мир, всё посмотреть.
И в делах во всех подмога,
Главное - не перегреть.

Есть иная перспектива
Всё уменье, мозг, успех
По другой стезе направить,
Мол плевать хотел на всех.
Я свою способность мыслить
В газ «до полика» вгоню,
Я хозяин в этой жизни,
Как хочу, так и рулю.

Первый выстроил ракету,
Чтобы космос изучать.
А второй, чтобы зарядом
Несогласных убивать.

У второго - центр вселенной
Он и всё вокруг него.
И другого этот демон
Не приемлет ничего.

Первый- мир и созиданье.
Совестью своей ведом,
Верит Богу, понимая,
Мироздание нутром.
Он, прислушиваясь к жизни
Корректирует свой путь,
Не боится себе в душу,
Словно в зеркало взглянуть.

Бог он с каждым через совесть
Персонально речь ведёт.
Обстоятельствами жизни
Нам советы подаёт.

Вобщем, выбор между тёмной
Или светлой стороной,
Если это осознаешь,
Остаётся за тобой.

17.
Только тут такое дело,
Надо четко понимать,
За последствия решенья
Лишь тебе ответ держать.


18.
Что- то уж совсем серьёзный
Разговор пошёл у нас,
А давай ка мы попроще
Дела суть изложим враз.

Помнишь мультик про енота:
День рожденье у него
За осокой, что у пруда
Ночью мама шлёт его.

Принцип жизни всей в селенной
Этот мультик объяснил:
Что ты от себя отправил,
То в обратку получил.
Надо жить на позитиве
Понимая, что вокруг
Ровно так всё происходит,
Как живёшь ты, юный друг.

Плохо если всем всегда
Вечно недоволен,
Виноваты все кругом,
Сам - похоже, болен.

Ну, а коль идёшь по жизни
Ты с улыбкой и с добром,
Ты творишь благое дело,
Никаких сомнений в том.

Уж мы тут наговорили.
Вроде, было то, всего,
Два коротеньких вопроса,
А вон сколько намело.
Да и то сказать по правде,
Можно дале говорить,
Но пока, пожалуй, хватит.
Это бы переварить.

19.
Так что думай, размышляй,
Будут темы- задавай….
               
30.05.2024


Рецензии
Браво, Андрей! Отличный расклад на плохое и хорошее. С уважением Сергей Суворов.

Сергей Суворов 6   03.06.2024 15:32     Заявить о нарушении
Сергей, благодарю за отклик.
С уважением.
А.Разумов

Андрей Разумов 3   03.06.2024 17:18   Заявить о нарушении