Взросление души
Взросление души – это процесс удивительный и неравномерный по длительности. Он, этот процесс, может продолжаться всю жизнь, как длительный подъём на вершину, а может быть резким стремительным рывком, как неожиданный взлёт на новую, неведомую доселе высоту.
Совесть, честь, благородство, великодушие, справедливость, доброта, открытость миру – вот та стая китов, на которой зиждется Человечность. И ещё стремление к правде.
Почему я вдруг зарассуждалась об этом?
Просто прочитала намедни в Дзене статейку одного, якобы, киноведа. И названьице у данного "опуса" весьма тенденциозное - «"Покаяние" давно сгинуло, а нас все заставляют покаяться». Гнусная, надо сказать, статейка. Пропитанная ненавистью и к Абуладзе, и ко всем, кто не приемлет для себя репрессий в государственных и прочих масштабах.
Ушаты помоев вылиты автором на фильм «Покаяние». По всем ракурсам прошёлся, даже не забыл упомянуть тот факт, что актёр, игравший первоначально роль Торнике-внука Варлама Аравидзе, во время съёмок вместе со своими дружками попытался угнать в Турцию самолёт. Захват самолёта бандитами сопровождался убийством нескольких пассажиров и членов экипажа, за что угонщик и получил высшую меру наказания. Но ведь автор статьи упрекнул в этом Абуладзе. Как будто режиссур виноват в преступлении данного субъекта. Но не только упрекнул, но и попенял на тот факт, что Тенгизу Евгеньевичу дали возможность переснять сцены, в которых раньше снимался угонщик, заменив его другим актёром.
И что самое неприятное, у автора нашлось столько последователей и единомышленников, как только не чехвостили фильм.
И создалось такое впечатление, что ни автор статьи, ни его приспешники фильм вообще не смотрели, а знают о нём понаслышке, да и цитируют тем же макаром. Например, они упорно цитируют короткий диалог главной героини со случайной старушкой. И цитировать-то цитируют, но перевирают слова персонажей. Вроде бы о том же говорят, но это перевирание кардинально меняет смысл.
Автор «цитирует» диалог. Но это не цитирование, а сплошная отсебятина по мотивам.
- А этой улицей можно пройти к Храму?
- Это улица Варлама. Она не ведет к Храму.
- А зачем такая улица, если она не ведет к Храму?
А в фильме вообще-то:
- Скажите, эта дорога приведёт к храму?
- Эта улица Варлама. Не эта улица ведёт к храму.
- Тогда зачем она нужна? К чему дорога, если она не приводит к храму?
Сравните: "....Она не ведет к Храму" и "Не эта улица ведёт к храму". Чувствуете как меняется смысл?
Вроде бы маленькая деталька, небольшое расхождение, но... суть уже другая. Главное у Абуладзе, не то что улица не ведёт к храму, а то что "НЕ ЭТА улица ведёт к храму". То есть ведёт, но другая, а эта не приведёт к Храму никогда, потому что в её конце нет ни только Храма, а вообще ничего нет. И дорога у автора статейки заменена на улицу, но эта деталька говорит о многом. Потому что дорога - это не только улица - дорога может быть в поле, в степи, в горах, в лесу, где угодно и дорога не заканчивается, она просто перетекает в другую дорогу, в отличие от улицы, а вот улица может заканчиваться и тупиком. А дорога - это стремление вперёд, это развитие души. Ведь недаром у Сухарева-Берковского в песне :
Для того дорога и дана,
Чтоб души вниманье не дремало.
Человеку важно знать немало,
Оттого дорога и длинна.
Человеку важно знать свой дом,
Весь свой дом, а не один свой угол,
Этот дом замусорен и кругл,
Чердаки в нём крыты белым льдом.
Человеку важно знать людей,
Чтоб от них хорошего набраться,
Чтоб средь всех идей
идею братства
Ненароком он не проглядел.
А ещё полезно знать, что он —
Не песчинка на бархане века,
Человек не меньше человека,
В этой теме важен верный тон.
Иногда в дороге нам темно,
Иногда она непроходима,
Но идти по ней
необходимо.
Ничего другого не дано.
Вот именно: "Для того дорога и дана, Чтоб души вниманье не дремало..."
Но, видимо, дремлет душа у некоторых, дремлет. Да что там дремлет! Дрыхнет непробудным сном! И просыпается лишь, чтобы пожрать да нагадить в души других людей. И, увы, никакие дороги данным дремотникам не помогут. Хотя, впрочем, есть надёжда, хотя и мизерная.
Вот так и с фильмом.
До этого фильма надо ещё нравственно дорасти, да и интеллектуально тоже. Обогатить свою душу общечеловеческой моралью, взять для себя в качестве ориентира высокие нравственные идеалы, опять же общечеловеческие принципы и ценности, и сделать их своим кредо. Хулители фильм – не доросли и уже не дорастут.
А также надо обладать хотя бы минимальным уровнем эмпатии и интернальности, чего, увы, у хулителей не наблюдается даже в микроскоп. Как высказалась одна из немногих защитниц фильма - данные субъекты живут по принципу «Своё дерьмо не трожь!». Видимо, действительно права народная мудрость, мол, «Своё г... не пахнет». А вот взрослением души у них точно не пахнет, прям даже ни граммульки не ароматит. Увы...
Первый раз я посмотрела фильм «Покаяние» в юности. Навела меня на него опять же моя незабвенная тётушка Гера – самый лучший историк нашего города. Сказала она тогда, что фильм сильнейший, пожалуй, самый сильнейший за последние годы и заставляет о многом задуматься. И я посмотрела, и задумалась. И поняла, что фильм меня перевернул. Хотя некоторые моменты, подумалось мне тогда, я бы отсняла по-другому.
А вот недавно я его пересмотрела. И поняла, что абсолютно прав был Абуладзе сняв фильм именно так и никак иначе. Видимо, всё ж таки повзрослела немножко душа моя.
Свидетельство о публикации №124060301723