О спектакле Последняя любовь Дон Жуана
А Дон Жуан оказался противоречивым в моём понимании, во всяком случае…
Когда-то давно, ещё в Советском Союзе, будучи студенткой, вместе с курсом мы изучали произведение Мольера, оно было программным по зарубежной литературе. «Дон Жуан, или Каменный пир» — мы читали комедию в пяти актах Мольера, написанную им ещё в 1665 году. Сюжет известен. Но Э. Шмитт, к слову сказать, он был удостоен премии Мольера, пошёл дальше в характеристике своего персонажа.
Гром, молнии содрогают зал, (ужасные звуки) предвкушая зловещее предчувствие: все маски спадут, этой ночью все тайны раскроются, а прекрасные чувства любви разобьются о порочные низменные желания, а главный герой, который в тысячах своих любовных похождениях не ощутил высоких эмоций и чувств любви и привязанности на время вдруг осознает любовь и искренность, поверит в их существование… но только на время, время ничтожно в сравнении с вечностью…
Недаром я читала, что спектакли Романа Виктюка можно либо до умопомрачения любить, либо точно также ненавидеть. Моему спутнику, к примеру, не понравилось крайне, но я человек восторженный в большей степени, я в задумчивости… Конечно, я понимаю, что искусство отражает не только красоту и прекрасное, но равно в той же степени и уродливое, потому сложно и противоречиво многое. Игра актёров, без сомнения, прекрасна, костюмы, трюки, пластика, сценическая речь, да, но вот идея в целом, нет, я не соглашусь с такой трактовкой. Никогда это не приму и не соглашусь. Монахиня (Гортензия де Отклэр) (Екатерина Карпушина), её откровения в монологе против Бога повергли просто в дикий ужас … Я многому могу дать объяснение, и, видимо, я могу понять любого человека и объяснить его поведение, поступки, с точки зрения не только общечеловеческого, но и научного, но здесь за гранью… да, многое за гранью сознания… не могу это принять… Только не путать мысли монахини, игру действующего лица с личностью человека, играющего роль, но сыграно было сильно, проникновенно, убедительно, по-Станиславскому если, то ей можно поверить.
«Последняя любовь Дон Жуана» поставлена талантливым режиссёром Романом Виктюком по пьесе Эрика-Эммануэля Шмитта, премьера состоялась в Театре ещё в 2005 г. Режиссёр, к великому сожалению, уже на небесах, но перед каждым спектаклем его записанный голос говорит / напоминает зрителям об уважении к актёрам (чтобы всем убрать/выключить модные и дорогие игрушки в виде телефонов). Сама постановка красивая, наряды дам поражают изяществом и роскошью; местами есть пикантные сцены, но в целом без излишеств, что называется, на грани. Герцогиня де Вобрикурт (Людмила Погорелова, просто восхитительная) собирает бал, куда приглашает четырёх женщин, в разное время горячо влюбленных в главного героя и обманутых им же — Дон Жуаном (Дмитрий Бозин). Актёр вне всяческих похвал: бархатный голос, манера поведения, завораживающая харизма — всё работает на публику отлично. Почему-то мне он напомнил Джонни Деппа, возможно, по сходству внешнему или голосовому сходству озвученного кинофильма «Турист», где Депп и Джоли играли главные роли. Я помню, мы смотрели этот фильм в автобусе, когда возвращались из путешествия по Венеции в свой отель, замечу попутно, что фильм нам тогда очень понравился, потому рекомендую его к просмотру. Так вот почему-то мне Дон Жуан как актер ассоциативно напомнил Д.Деппа.
Они [дамы (запомнились все своей индивидуальностью и неповторимой игрой)] хотят устроить суд над коварным соблазнителем за их разбитые сердца, за коварство и любовь, и если он не согласится связать себя узами брака с племянницей герцогини Анжеликой, тоже без памяти влюблённой и страдающей одновременно от своей же любви (Валерия Энгельс, очень красивая, выразительная молодая актриса), то отправить его в Бастилию, ведь карт-бланш на его арест уже имеется. Дон Жуан является на бал и как любой здравомыслящий человек выбирает семейную жизнь взамен тюрьме. Но вопрос: захочет ли Анжелика выйти за него замуж, когда узнает о сущности и настоящих мотивах своего возлюбленного. Да… Иногда человек страдает, но в его страдании и заключается счастье, как ни странно, абсурд — скажете вы, но и такое тоже в жизни случается.
Первое действие наполнено романтическими и не очень воспоминаниями собравшихся вместе дам, рассказами об их семейном положении, отношении к религии, к любви. Смех пронизывает первое отделение ещё и в результате рассказанной истории с павлином, любимой птицей герцогини, последняя в конце пьесы признаётся, что она оттого и сокрушается по павлину, потому что всегда вела пристойный образ, была эталоном правильности, но надо же когда-то дать место в жизни и чудачествам, привнести в неё, так сказать, алогизм — смотрится это весело и мило.
Второе действие после антракта, где появляется брат Анжелики, как будто бы в виде воспоминания, закручивает буквально сюжет, он уже становится не так понятен зрителю, появляется витиеватость, двусмысленность, а под конец совсем уходит в философию... Да, у Р.Виктюка все спектакли философские. Все дамы в спектакле соблазнительно прекрасны, все разного возраста, все хороши по-своему, но иногда фразы упрощают их достойную суть, подобно тому, что влюблённую женщину всегда можно обмануть, т к любовь бывает слепа, она чаще всего слепа, вот Дон Жуан и пользовался этими ресурсами соблазнения, он бесподобен тем, что в его вранье ради соблазнения заложена генетическая предрасположенность. В эти моменты невозможно не поверить в его чувства. Но через секунду он становится прагматичным, даже жестоким и злым, потому что, соблазнив, он смеётся над глупышками, которые поверили его сладким речам. Он прекрасно изучил женщин и знает, что хотят женщины, а потому сочиняет прямо на ходу разные любовные истории и якобы воспоминания так, что каждая дама думает, что он любил её, что он был лучшим любовником в её жизни, хотя одновременно с этим и ненавидит его же. Любовь и коварство, любовь и ненависть едины, они порыв одной души! Это из моих строчек стихотворения… Порывы страсти и огня — небезразличны для меня… Поражают изящные наряды дам, большие и тяжелые цепи, громко падающие и тем самым разрывающие напряжённую тишину раздумий в зале, мужчины с обнаженными накачанными торсами атлетического сложения очень красивы, привлекательны особенно для женских глаз, они, как Аполлоны, и романтическая история в целом – всё это на первый взгляд должно сделать этот спектакль идеальным. Но... Я усмотрела некую пропаганду в нём… торжество сатанизма… Знаю точно, что теперь придётся прочитать пьесу Шмитта. Обязательно. Возможно, так было и задумано режиссером, чтобы зрители, не ознакомившиеся с первоисточником заранее, должны будут получить дополнительное послевкусие от спектакля позже. Наверное, всё-таки на этот спектакль нужно сходить… даже просто ради «портрета» Дон Жуана, висящего в замке герцогини.
Игра артистов просто на недосягаемой высоте, тут всегда есть чему удивиться — лицедейство удалось… Ханжам и лицемерам смотреть спектакль не рекомендую.
Что касается любви. Она может настигнуть любого человека вне зависимости от возраста и социального положения. Человек рождается в любви и живёт для счастья и любви. Кто такой Дон Жуан? Счастлив ли он был сам? По этому спектаклю — думаю, нет…
Талант художника всегда заключается в том, что ты продолжаешь думать о спектакле и наутро, когда, посмотрев действие, ты думаешь о сюжете, он цепляет тебя своей неоднозначностью, ты продолжаешь прокручивать его в своей голове и думать о нём.
Какова мораль из всего увиденного? Надо отметить, что эта мораль выходит не только из этого конкретного сюжета, она, получается, возникает в целом, погрузившись в произведения искусства, да и не только искусства, а саму жизнь: всегда должна быть мера. Вот, ключевое слово здесь — мера! Когда человек начинает что-либо потреблять сверх этой меры, это приводит его к пресыщенности. Пресыщенность опасна, она порочна, как спрут, затягивает в
опасные сети расставленных капканов, опускает в преисподнюю порока, развращённости, распущенности, вседозволенности, что приводит всегда к бесславной развязке, когда стираются грани добра и зла, прекрасного и уродливого, и открывается окно Овертона, где свершается чудовищное изменение, и добро превращается в зло, и зло всеми воспринимается как не нечто ложное и неприемлемое, а напротив, как нормальное и вполне естественное, а это недопустимо. Потому нужно всегда знать меру во всём, тогда будет меньше страданий и тьмы на земле.
Р.S.: Ещё не даёт покоя одна мысль, высказанная в спектакле в словах одной из героинь, то ли это мысль автора пьесы, то ли переводчика автора пьесы, то ли самого Романа Виктюка: суть заключается в том, не дословно, что иногда доходишь до состояния полубреда, когда смотришь на мир, когда формы его приобретают исковерканные линии, то можешь превратиться порой в писателя или даже поэта…
Резюмирую: режиссер оставил много загадок, намёков, символов, чтож, будем пытаться клубочек разматывать постепенно, тем и интересна история, история жизни талантливого Мастера.
В конце спектакля герцогиня произносит фразу, что все люди — это дети, и начинает кричать во весь голос, как младенец. Да, как педагог могу сказать, что всё идёт из детства, от воспитания. Потому взрослые в ответе за воспитание своих детей, что заложим, то и получим в итоге: райские сады или тёмные непроходимые дебри. Родители прежде всего в ответе за своих детей, а потом уже учителя, педагоги, воспитатели. В заключение хочу написать — уважайте педагогов и учителей, от их труда многое зависит в жизни общества!
(02.06.2024 г.)
#спектакль #взадумчивости
Свидетельство о публикации №124060301280