История неожиданной находки
Ближайшие несколько дней мне, по-видимому, придётся «перекантовываться» у друзей: у нас эвакуация!
Недалеко от места моего проживания, при реконструкции автобана А60, нашли «что-то». Пишу «что-то», потому что подозрение падает на боеприпасы времён Второй мировой. Если это так, то это могут быть авиабомбы (прежде находили чаще всего пол тонные американские). В годы войны союзники бомбили корпуса завода Опель и железнодорожную станцию, но и промахивались часто, иногда довольно прилично – до пяти километров в радиусе бомбардировки. На этот раз приборы что-то зафиксировали в земле (может быть, это всего лишь металлолом), но меры предосторожности будут приняты серьёзные. Определён участок от Ruesselsheimer Dreieck до Mainspitz-Dreieck (примерно пять километров длинны). Его будут исследовать две ночи - с 3-го на 4-е июня «туда», и с 4-го на 5-е июня – «обратно». По результатам обследования будет принято решение о срочной эвакуации населения трёх городских районов: Dicker Busch, Hasengrund и Blauer See. Оповещение населения будет произведено «ранним утром четвертого числа через средства массовой информации, Интернет и при помощи голосовых оповещений полиции». С этого момента в этих городских районах перестаёт ходить по своим маршрутам общественный транспорт и население должно самостоятельно эвакуироваться. Куда? К друзьям, знакомым и т.д. за пределы опасной зоны. В нашем случае она составляет примерно половину городской территории. Для тех, кому деваться некуда, будет развёрнут временный лагерь в спортзале Werner-Heisenberg-Schule. Что должен содержать «тревожный чемоданчик»: одежда, лекарства, документы, ценные вещи (последние я дописал лично, исходя из горького опыта прежде перенесенных катастроф). Покидая дом, все должны отключить газ, свет и воду, выключить телевизор и все другие приборы. Инвалиды с проблемами опорно-двигательного аппарата должны оповестить о своих проблемах горячую линию города – за ними приедет и эвакуирует Служба спасения. Движение по автобанам, находящимся в радиусе поражения, в это время будет перекрыто и весь поток будет перенаправлен транзитом через город. В общем, картина вырисовывается апокалиптическая: толпы людей, направляющихся к местам эвакуационных сборов, вереницы ждущих их автобусов, пробки на улицах, сплошной поток большегрузных фур, пересекающих город. Сколько дней будет длиться это безумие, не известно: всё зависит от того, как скоро начнутся работы по разминированию (в одной из интернет-статей я нашёл версию, что «там» может находиться пять авиабомб). А начнутся эти работы только после того, как ВСЁ население будет эвакуировано. Любопытные начали задавать вопросы. Один из самых популярных звучал так: «А если я не захочу эвакуироваться и останусь дома?». Цитирую ответ: «Полиция имеет средства для определения пуст дом или квартира, или наоборот – полон. В числе прочих будут определять путём наблюдения за работой домашних электроприборов – крутится счётчик, значит кто-то лежит на тахте и смотрит телевизор. После этого к таким могут прийти и постучать в двери. Если жильцы не откроют, полиция имеет право двери сломать и забрать жильцов «в порядке временного задержания», а потом оштрафовать на крупную сумму денег». Кстати, о «крупной сумме денег»: советую тем, у кого есть что терять, взять «нажитое непосильным трудом» с собой - не исключено мародёрство. Думаю, что у полиции не хватит средств и сотрудников для охраны оставленного людьми жилья.
Совсем плохо, если состояние боеприпасов будет плачевным. В таком случае уничтожать их будут на месте. Пять бомб такого калибра – это серьёзно.
И напоследок: хочется верить, что вместо пяти бомб минёры найдут пять куч ржавого металлолома, и эвакуации не произойдёт.
Берегите себя!
История находки пятисоткилограммовых американских бомб в пригороде Рюссельсхайма, размещённая мной сегодня (см. ниже), вдруг получила неожиданное продолжение. Точнее – начало этой истории, случившееся 80!! лет назад. Это очень печальная история. Первый случай в истории Второй мировой войны, когда гражданские немцы в Рюссельсхайме линчевали экипаж сбитого американского бомбардировщика. Эта статья написана по материалам расследования, проведенного американской оккупационной армией в 1945-м году. Я делал перевод с немецкого в течение всего сегодняшнего дня, прерываясь на приём валидола – читать ТАКОЕ очень трудно.
Линчевание в Рюссельсхайме
(по материалам расследования военных преступлений)
Перевод Юрия Берга
26 августа 1944 года шесть американских военнопленных были линчёваны в Рюссельсхайме. Двое избежали резни.
Предыстория
Четверг, 24 августа 1944 г. В этот день более 2000 самолетов (485 B-24, 834 B-17 и 739 истребителей) вылетели из Англии, чтобы бомбить район к северу от Ганновера. Среди них был четырехмоторный бомбардировщик ВВС армии Соединенных Штатов (USAAF) с надписью «Wham! Bam! Спасибо, Мам», который взлетел с базы в Северном Пикенхэме (Англия).
Экипаж:
-лейтенант Норман Дж. Роджерс, первый пилот;
-младший лейтенант Джон Н. Секул, второй пилот;
-сержант. Томас Д. Уильямс, радист;
-сержант Уильям A. Дюмонт, стрелок нижней сферы;
-сержант Элмор Л. Остин, стрелок левого борта;
-сержант Уильям М. Адамс, передний стрелок;
-сержант Сидней Браун, хвостовой стрелок;
-сержант Форест В. Брининстул, стрелок правой сферы;
-офицер Хейгус Туфенкджия, лётный штурман.
После того, как бомбы были сброшены, самолёт попал в зону зенитного огня вермахта. Самолёт получил попадания зенитных снарядов в гидравлическую систему и двигатели, после чего потерял управление. Экипаж успел покинуть падающий самолёт и на парашютах приземлился возле фермы.
Сержант Брининстул был ранен шрапнелью. Он получил первичную помощь от двух жителей фермы. Затем его перевезли в больницу недалеко от Мюнстера, оперировали и позднее отправили в транзитный лагерь для военнопленных возле Франкфурта (вероятно, в Оберурселе).
Оставшийся экипаж, в том числе Дюмон и Роджерс, получившие ранения в лодыжки, были взяты в плен и должны были быть доставлены поездом в Оберурзель под охраной двух солдат Вермахта. Поезд прибыл в Рюссельсхайм 26 августа. Поскольку пути в Рюссельсхайме были разрушены бомбами, военнопленные покинули поезд около 8 часов утра и, преодолев разрушенные системы и пройдя через сильно поврежденный бомбами Рюссельсхайм, должны были снова сесть в поезд на другом конце города.
Суббота, 26 августа 1944 г.
В 00:52 утра британские Королевские ВВС (RAF) начали бомбардировку завода Opel в Рюссельсхайме. Помимо «Опеля Блица», там выпускали грузовика для вермахта, детали для торпед, ракет и самолетов. Атака длилась 59 минут. 21 из 674 бомб попала в завод, остальные разрушили значительные территории города и части окрестностей. Погибло 198 человек, 177 были подневольными работниками, чьи жилые помещения (бараки) также пострадали. Подневольным работникам, работавшим на заводе «Опель», не разрешили укрыться в двух бомбоубежищах, расположенные на заводе. Это была самая продолжительная атака с величайшими разрушениями, которые на тот момент пережило население Рюссельсхайма. Большую часть той ночи оно провело в бункерах или занималось тушением пожаров.
Резня
В этой накаленной атмосфере между 9 и 10 часами утра 26 августа 1944 года восемь безоружных американских летчиков провели через Рюссельсхайм в качестве военнопленных под охраной двух немецких солдат.
Когда группа проходила по Франкфуртерштрассе, им повстречались Кете Райнхардт, её сестра Маргарет Витцлер и ее дочь Лило. Они кричали: «Разорвите их на куски. Забейте до смерти. Это те, кто здесь были вчера вечером. Это террористы из прошлой ночи. Убейте собак. Мы не можем их жалеть».
Они шли за группой пленных по Франкфуртерштрассе и кричали. Г-жа Рейнхардт подобрала кирпич и ударила одного из заключенных по голове. Кроме того, она также ударила его кулаком. Г-жа Витцлер также бросила в заключенных кирпич.
Йозеф Хартген, руководитель местной НСДАП (партийный чиновник и руководитель пропаганды Рюссельсхайма), также присутствовал при этом. Группа, которая позже выросла от 20 до 200 человек, последовала за заключенными.
Филипп Гутлих, также находившийся в толпе, несколько раз ударил заключенных дубинкой, которую держал обеими руками. Многие заключенные истекали кровью и хромали. Одного из них, у которого была травма ноги, другой нёс на спине. Толпа была в ярости, и заключенные быстро пошли по Франкфуртер-штрассе и свернули направо, на Таунусштрассе – в сторону Грабенштрассе.
Филипп Гутлих кричал: «Разорвите их на куски». Джордж Даум, расчищавший завалы позади своего дома на Таунусштрассе, выбежал на улицу и стал бить заключенных лопатой, Йоханнес Оппер несколько раз ударил метлой, а Джозеф Хартген бешено бил лётчиков дубинкой. Йоханнес Зайпель, ногой бил упавшего, травмированного пленного по шее и подбородку.
Пленные лётчики продолжили движение по Грабенштрассе в сторону Банхофштрассе. Они пересекли Грабенштрассе и пошли вдоль стены, отделявшей Грабенштрассе от путей.
Толпа последовала за ними, а потом их окружила. Август Вольф и Карл Фугманн бросали камни. Вольф атаковал молотом, но не попал. Фридрих Вюст перегнулся через стену, ударил одного из заключенных, затем перелез через стену, вышел на Грабенштрассе и с силой стал бить куском дерева.
Двое заключенных потеряли сознание и остались лежать на улице возле стены. Двое других пошли дальше и тоже упали. Они цеплялись друг за друга, пытаясь защититься.
Вуст стал бить ех молотком. Оппер подстрекал толпу и сам продолжал избивать заключенных.
Хартген также наносил удары пленным, стрелял в беззащитных и раненых людей, лежавших у стены. В результате некоторые пленные были убиты или серьезно ранены. При этом конвоиры даже не пытались вмешаться, чтобы остановить толпу и, следовательно, резню.
Между 11:00 и 12:00 члены Гитлерюгенда сложили тела одно на другое в фермерскую повозку и повезли их на кладбище. Некоторые пленные были еще живы. Один из мужчин запрыгнул на повозку с дубинкой в руке и стал бить по голове тех, кто еще подавал признаки жизни. Его действия были прерваны сигналом воздушной тревоги, после чего мужчина убежал, скрывшись в одном из бункеров на территории «Опеля». Пока тележка стояла без присмотра на кладбище, двое выживших, Сидни Браун и Билл Адамс, вылезли из-под тел и скрылись. Через четыре дня они снова попали в плен и выжили.
В понедельник, 28 августа 1944 года, шестеро убитых американцев были похоронены русскими военнопленными в общей могиле в восточной части кладбища.
«Узаконенные» линчевания
В циркуляре главы партийного офиса НСДАП Мартина Бормана от 30 мая 1944 года официальные власти Германии косвенно дали разрешение на нападения на экипажи сбитых самолетов союзников. (...Несколько раз случалось, что членов экипажа, выпрыгнувших или совершивших вынужденную посадку... линчевали на месте. Никакого полицейского или уголовного преследования причастных к этому людей не было).
Март 1945 г.
25 марта американские войска из 3-й армии заняли Рюссельсхайм. Подневольные работники или бывшие военнопленные сообщили американским офицерам о резне восьми британских солдат, похороненных на Лесном кладбище.
Эксгумация
28 июня 1945 года шестеро солдат были эксгумированы. Четверо из них были опознаны по жетонам. Это были Джон Н. Секул, Томас Д. Уильямс, Уильям А. Дюмон и Элмор Л. Остин. У всех тел, кроме одного, были переломы черепа. У мужчины, у которого не было перелома черепа, в голове было два пулевых отверстия. Еще у двоих были огнестрельные ранения черепа. Другие кости не были сломаны.
Захоронение
Остин, Дюмон и Секул были похоронены в своих родных городах в США, а тела Роджерса, Уильямса и Туфенкджия были похоронены во Франции.
Обвинение и суд
В июне 1945 года в американской армии было создано подразделение по расследованию военных преступлений. Линчевание в Рюссельсхайме стало первым случаем, когда немецкие гражданские лица были привлечены к ответственности.
25 июля 1945 года против виновных было зачитано следующее обвинение: «Эти немецкие гражданские лица совершили убийство, действуя совместно с другими, неназванными лицами, примерно 26 августа 1944 года или около того в Рюссельсхайме, Германия, намеренно, умышленно и незаконно участвовал в убийстве военнослужащих армии Соединенных Штатов, удерживаемых тогдашним Германским рейхом в качестве военнопленных, каждый из которых в то время был безоружным, провоцировали, помогали и подстрекали».
Ссылка на документы:
Нацистские преступления на суде
«Испытания в Дахау» Судебные процессы в армейских судах США в Европе, 1945–1948 гг.
Номер файла: US110 Дата отзыва: 450823
Номер дела: 12-1497 (США против Йозефа Хартгена и др.) Категория преступления: Военные преступления
Приговор суда:
Бартель, Генрих – 15 лет;
Даум, Георг – 25 лет;
Фугманн, Карл – оправдан;
Гутлих, Филипп – смертный приговор;
Хартген, Йозеф – смертный приговор;
Оппер, Иоганн – смертный приговор;
Рейнхардт, Кете – смертный приговор (пересмотр: 30 лет);
Зайпель, Йоханнес – смертный приговор;
Витцель, Маргарита – смертный приговор (пересмотр: 30 лет);
Вольф, Август –15 лет;
Вуст, Фридрих – смертный приговор.
Суд: Военная комиссия в Дармштадте, Германия 450725 Страна, где было совершено преступление: Германия.
Место преступления: Рассельсхайм.
Дата преступления: 440826
Жертва: военнопленные
Национальность: американец
Агентство: Гражданские лица
Предмет разбирательства: В ответ на сильный воздушный налет на Рюссельсхайм, в результате которого было разрушено множество домов гражданского населения, сформировалась разъяренная толпа, которая преследовала и убила шестерых пленных американских летчиков, которых вели через город, избивая до смерти кирпичами, молотками, палки и другими предметами.
Апелляция от 23 августа 1945 г. отклонила просьбы семей осужденных о помиловании и рекомендовала привести в исполнение все приговоры. В новой редакции от 29 сентября 1945 года приговоры двум женщинам, приговоренным к смертной казни через повешение, были сокращены до тридцати лет тюремного заключения.
После суда выяснилось, что двое летчиков пережили линчевание и вылезли из тележки из-под тел своих товарищей. Им удалось оставаться незамеченными в течение четырех дней, прежде чем их схватили и отправили в лагерь для военнопленных.
Кроме того, были идентифицированы и привлечены к ответственности за те же преступления еще двое немцев. Одним из них был мужчина, который забрался на тележку и бил еще живых летчиков. Его признали виновным и повесили. Другой был солдатом вермахта, участвовавшим в жестоких избиениях на Грабенштрассе. Его также признали виновным и приговорили к смертной казни через повешение. Во второй апелляции суда обвинительный приговор был отменен из-за формальной ошибки, поскольку суд исключил из обвинительного заключения слова «в Рюссельсхайме, Германия».
Приговоренные к различным срокам принудительных работ были освобождены из тюрьмы в 1950-х годах и вернулись в Рюссельсхайм.
Забвение
После приговоров вопрос исчез из общественного сознания. Началось «забвение». В 1988 году американский профессор Аугусто Нигро искал материал для романа. Во время своей исследовательской поездки он наткнулся на следы событий августа 1944 года. Некоторые люди из Рюссельсхайма снова начали заниматься этой историей.
Художник Ганс Дибшлаг, проведший детство и юность в Рюссельсхайме, в 1992 году в своем «Рюссельсхаймском цикле» создал картину «Мы любим маршировать», картину маслом большого формата, которая напоминала марш смерти и волновала умы людей в Рюссельсхайм. Заказная работа, висевшая в зале совета (старой) ратуши, создала дискурс как о свободе искусства, так и о способах примирения с прошлым в трауре. FAZ (Франкфуртер Альгемайне Цайтунг – прим. Ю.Б.) тогда описало картину так:
«На ней изображены марширующие по одной из улиц Рюссельсхайма, где жестоко обращались с американскими солдатами, участники карнавала в форме. Под асфальтом улиц можно увидеть лежащие призрачные тела, а также солдат Вермахта и человека с табличкой, напоминающей Звезду Давида».
В 1995 году бургомистр Отти Гешка картину убрал. После этого начались широкие общественные дебаты на тему того, как гражданам следует относиться к событиям национал-социализма. Программа «26. Август 1944 года», в число действующих лиц которого входит, в частности, Дагмар Эйххорн, документировала конфликт и способствовала диалогу и примирению, что привело к общественным диалогам, мемориальным мероприятиям и, наконец, к созданию мемориала убитым.
В августе 2001 года, через 57 лет после резни, Сидни Э. Браун, один из выживших, вернулся в Рюссельсхайм по приглашению города на мероприятие «Воспоминания о тенях прошлого – Рюссельсхаймский диалог для примирения».
Он посетил церковную службу и официальный прием с братом одного из погибших летчиков. Тогдашний мэр Стефан Гельтовски сказал: «Желание Сидни Брауна помнить о трагических событиях на месте происшествия является выдающимся и щедрым жестом понимания, прощения и примирения».
Свидетельство о публикации №124060204037