Русская соборная идея

РУССКАЯ СОБОРНАЯ ИДЕЯ
(Книга)
https://cloud.mail.ru/public/C5sU/G8aHqjcEA


Традиция русской экономической мысли:
идеи, преемственность, духовное содержание
Русская соборная идея

Том 1

Аннотация

  Коллективная работа семинара в Московском обществе испытателей природы посвящена отечественной хозяйственной традиции и русской соборной идее – целостному осмыслению российского наследия в свете святого подвига и духовного опыта нашего народа в Великой Отечественной войне. Историческое становление и преемственность целостной духовной традиции с чувством всепримирения и задачей всеобщего синтеза, вниманием к человеку и социальному взаимодействию людей в полноте культуры (включая хозяйство) и связанное с этим представление о деньгах как экономической энергии цивилизации (хозяйственный образ идеи), отображены в первом томе издания на обширном материале литературных, научных, пословичных и других источников, включая древнегреческие и евангельские (новозаветные). В смысловом фокусе повествования находится Христианство вселенское, всечеловеческое, соединяющее Восток и Запад, запечатленное в трудах и надеждах русских мыслителей 19-20 веков и усиленное со стороны хозяйства, а также историческая задача православия, связанная с геоэкологической соборностью человечества и становлением церкви соборной – миротворческой. Историческая идея русского народа с видением беззаветного соборного миротворчества ради жизни на земле получает выражение на станицах книги изнутри самой традиции – с чувством всечеловеческого и в соборной общности людей – со всеми живущими и для всех живущих во Всечеловечестве.


Введение

Давая название нашей работе «Традиция русской экономической мысли: идеи, преемственность, духовное содержание», мы испытываем не только чувство ответственности, но и некоторое затруднение и даже неловкость, связанную  с предметом нашего пристального внимания, посильного изучения и просто стараний за прошедшие годы. Все дело в том, что сами эти требования ответственного отношения к делу и произвели на свет множественные вариации к тому, что было сделано в самом начале и что составляло идейную основу и общую направленность исканий участников семинара. Что изначально получило такое широкое по охвату и обязывающее название, этому мы старались непосредственно следовать в тематике наших семинаров и публикациях в различных изданиях за прошедшие годы. Тема необъятная; книга же создана так, что в ней есть повторы – и в этих темах с вариациями читать ее можно даже в любой последовательности составляющих книг (больших глав).

По ходу дела у нас, конечно, не обходилось без трудностей в передаче целостного идейного содержания: так чтобы и становилось всецелым, без искажения или произвольной интерпретации. Времена не выбирают, но время и впрямь уж больно такое определяющее,  судьбоносное, полное предначертаний в первой трети 21 века, когда и должна прийти в нашу жизнь соборная идея на будущее и ее хозяйственный образ. Хозяйственный образ с тем ощущением опоры, той спокойной уверенности, родственной даже и веселию духовному. Так вот и начальная статья «Русская экономическая мысль: идеи, преемственность, духовное содержание», при публикации в декабре 2018 года, получила в редакции журнала «Стратегия России» совсем иное название, в котором, как такое вот веселое дело, возникло ошибочное слово “капитал”. Но как знаем, ошибка в фальшь не ставится, а потому всего лучше будет с улыбкой не поддаться ни беспечности, ни забывчивости и не дать тому самому капиталу сесть на голову. В том-то и состоит новизна в русской экономической мысли, что доносит до нас: если прибыль духовна, то, стало быть, и не капитал; что духовное капиталу не служит. Так младенец есть божья прибыль по интуиции русского языка. Произвольное же название той статьи в журнале пусть не сбивает с толку и не претендует на содержание. Как раз из глубины традиции русской экономической мысли приходит к нам то душезрение, которое узнает и различает, доносит до нас, что деньги – это не капитал, который накапливается, а энергия, которую сохраняют. Разве это не бодрит и не вселяет надежду, разве не весело! После Бога ведь деньги первые. И с этим видением денег мы начинаем различать прибыль и что только лишь называется прибылью. В честь чего все еще называть активы и записи на банковских счетах деньгами и богатством? Ведь вся та отвлеченная цифровая пирамида, при том даже ее виде, не может быть деньгами по существу, не мнимыми, а настоящими деньгами по духовной слаженности экономического и экологического, так чтоб непременно с душой – отдавая друг другу должное без порождения долгов. Так и сказано у Сергея Есенина: Дани мне не надо! Все мы – яблони и вишни Голубого сада… Так ведь сад нашей планеты возделываем и словно еще самих себя на Земле в деятельности братской, человеческой; и что; в каждый момент времени (при использовании тех или других ресурсов) по сути становится экономической энергией цивилизации, то и представляют собой деньги в делании добрых дел, тот наш неразменный возвращающийся рубль, как напишет об этом Николай Лесков. И образ этот в его вариациях мы находим также в работах Федора Достоевского и Льва Толстого, Николая Федорова и Петра Кропоткина, а затем уже у Николая Вознесенского и других советских авторов.

 Многообразные источники русской мысли, в этой нашей собирательной по своему характеру работе, соединялись постепенно, как в полноводную, широко текущую реку, с ее истоками и живым течением. И вместе с тем со временем мы стали отчетливо понимать, что не следует исповедовать ту системность в нашей работе; не может и не должна некая система (какой бы на вкус ни была) становиться некой доминантной чертой при работе и в изложении такого обширного материала, так чтоб не впадать в некую всего лишь его интерпретацию. Как раз нужно было действовать, чтоб без сведения к системе, равно как без производных целеполагания. Скорее, для дела здесь нужна поэзия, художественность, с которой возникает понимание сердцем, с ее корнями в русской и российской культуре. (При том мы все старались, так сказать, не выезжать на феноменах, как не выезжать на цифре, интересах или компетенциях). Да, зная, что нельзя объять необъятное, мы также увидели, что по-хорошему и не может быть сведения к системе или заявленной цели такого чрезвычайного и целостного явления в мировой культуре как русская экономическая мысль, непосредственно связана которая с русской духовной идеей. Более того, мы увидели, что духовное не только не сводимо к некому академическому построению, пусть даже системе взглядов, но как раз предрасполагает одухотворить, прикоснуться к развернутым тут и там взглядам, чтобы они не оказались вдруг слепком в руках сухой и по сроку устаревающей системы; то есть чтобы все доносимое нами в итоге не только не оказалось бы безжизненным, а именно в творчестве жизни становилось сердечным, родным и устремленным в будущее. Так народная пословица подсказывает: не пророк, а угадчик.

И потому второе название книги «Русская соборная идея» позволяет нам надеяться, в этом обращении к читателю, что он почувствует, увидит наше, проникнется мыслью, идеей и чувством отечественной традиции в ее преемственности с помощью собранных в книге материалов. Она стала продолжением другой семинарской темы: Соборность – это Верность Нашей Победе, с изданием первой нашей книги c трудами семинара в 2019 году.

Уже во время подготовки книги мы стали лучше осознавать и саму задачу, подходы к которой так или иначе старались наметить за прошедшие годы. Поскольку мы говорим об экономике не просто разумной, а прежде всего не отданной на откуп ничему бездуховному, то и к языку обращаемся не отвлеченному какому-нибудь, а именно духовному; даем себе труд в пластах языка искать тот язык духа на соединении с душевным, психологическим, а также увиденным в этом экологическим. Как это выразить «при существенном единстве целого»? – все эти попытки отражены в книге. Идея прийти от языка психологического описания к языку духовному и привела нас к новой задаче в этом соединении психологического и духовного по линии этической не-нейтральности; и все это – изнутри самой традиции, с нравственными смыслами ее и с чувством хозяйственной природы жизни. И получается, что повествование, которое укладывается в два тома, начинается с нашего рассказа о русской идее и материалах тех заключительных семинаров, что состоялись в начале 2020 года, а затем в 2022 и 2023 годах, уже во время новой трагедии на наших исторических землях, трагедии в судьбах русского мира, той уже истории, которая расходится с русской соборной идеей и действием соборным: так о заветном мире трудиться без ставки на силу – в нашем творчестве жизни.    

Россия – вся в будущем, как пророчески сказано поэтом. И искания наши в таком отчасти поэтическом исследовании были обращены к тому синтезу, что предполагает совместное творчество и реализуется непрерывно и творчески в настоящем и будущем. Россия, как было когда-то замечено, стала одной преемницей Древней Греции, тогда как у Рима было много приемников; и мы старались проникнуться греческой мыслью изнутри русской и российской культуры. Словно соединяя фрагменты мозаичной росписи в полноте времен и творений, мы стремились восстановить и увидеть «сердцевину целого». В каком-то смысле мы находились в «поисках утраченного времени» и времени нашей жизни, ибо этот синтез и совершается во времени: к этому духовному синтезу синтеза – с отданием друг другу должного и с восполнением недостающего – и подступиться-то можно, думая о нем не как о деле хозяйском, а о заветном, требующем старания души и способности заглянуть в полноту времен. И это стало ощущаться нами общим делом, которое совершается со всеми и для всех. Вместе со всеми в этой искомой полноте времен. И конечно, мы продолжаем находиться до сих пор в поиске – и поиск этот не приемлет суеты, так что о себе и своем отношении к делу мы бы могли сказать, как было сказано еще в древности: не суетись душа моя. Все, что мы стараемся донести, отнюдь не есть что-то заранее предустановленное, вовсе не какое-то известное решение, которое бы кому-то хотелось обосновать. Потому и поиск прежде всего духовный. И в этом мы ощущаем себя прочно стоящими на родной русской земле, которую любим. Любим да не оцениваем. То есть и начинаем понимать, что не можем оценивать любовь. Ведь получится “оценка” психологическая, но не духовная – ведь настоящую любовь никак не измерить, не оценить. И не то чтобы принцип тут такой. Мы стали понимать: чтобы вообще оценивать осмысленно, то есть с сознанием того, что творим, мы должны хорошо знать, к чему применима оценка (и в каком смысле), а к чему не применима. Полюбить жизнь прежде логики – тогда только и можем понять смысл ее… И пожалуй, еще и жить вопреки той логике, которая отгораживается от жизни. И в то же время уметь обратить к жизни логику по красоте души человеческой, осмысленную духовно.  Тогда в нашей жизни уже без суеты, как нет суеты там, где есть наша соборность, чувство всечеловеческого. Уже без упоминания интересов, без стремления к вознаграждению и гарантиям безопасного положения. Возможно, тут и находится главное… Любим Россию беззаветно!

Нет ценности супротив любви – это наше христианское пословичное. Такой духовной метафорой выражена в нашей традиции эта связующая идея о любви, которую не продают и за которую не продаются. – Так и смотрим на родное и вселенское – стараемся смотреть тем неподкупным оком. Не продажное, а заветное. С чувством традиции не оцениваем саму традицию: благодарим, а не сводим к оценке, не переводим на ценности; мы любим наше все в выражении русского духа со словами Александра Пушкина, лежащими в основаниях нашей литературной традиции: И неподкупный голос мой был эхо русского народа.

В нашей работе представлены мысли и чувства поколений наших соотечественников, устремленная в будущее Россия. А первый том готовится увидеть свет в год семьдесят девятой годовщины нашей Победы в Великой Отечественной войне – и это ко многому обязывает. Ведь именно в те сороковые роковые и проявил себя русский народ в соборном миротворчестве, объединяя народы мира в деле защиты жизни и мира, а спасительный подвиг народа в единстве с народами мира стал основанием нашей российской государственности в преемственности поколений. Такое историческое становление проходила русская соборная идея с нашим сознанием уже сегодня, что в вечности есть одна на всех непобедимая Победа – наша Победа всечеловеческая… А на одну на всех Победу, как на Правду, и цены нет. Так в духе традиции мы учимся и не создавать тот предел экономики (когда хочешь не хочешь, а все выстреливают войной капиталы, которым только и надо, чтоб давалось присваивать – на  все и вся им бы давалась цена). Так по этической не-нейтральности нами сообща открывается экономика и разумная и духовная в соборном творчестве жизни, с освобождением от борьбы и конкуренции за энергию и ресурсы – тем мы сберегаем общий для всех планетарный ресурс.

И здесь ощущается тот критерий, то чувство родства, которое рождается с человеком на соединении земного и небесного. Такова наша Троица родная, отеческая и всечеловеческая в соединении Востока и Запада – именно в миротворческом соединении Востока и Запада ведь Россия облекается во Христа. Так в творчестве соборном – со всеми живущими и для всех живущих – наше спасение становится соборным. Это наше заветное и беззаветное: защищали ненасильственно в общем деле ради жизни на Земле – и все это без стремления к гарантиям безопасности. Защищая не интересы, а Жизнь. Беззаветное миротворчество, которое соборно!

Теперь уже сама жизнь возвращает нас к тому, ради чего воевали наши отцы и деды в 1941-1945 годах. Ради жизни на Земле. И завещали нам спасительную Победу беречь свято.
Их идеалом был мир без войн. Без противостояния государств и народов, без насилия, как без господства над миром. Без сословно-имперского, капитализированного сознания. Ведь мир русский есть мир соборный. Не сословный, а соборный, всечеловеческий. Так пословица наша говорит: где советно, там и любовно. И продолжаем по традиции: где соборно, там и любовно. Это – наша отечественная, миротворческая традиция. Ради жизни на земле, на которую и цены нет… Беззаветное, неоценимое наше, выстраданное в отечественной истории…

И с благодарностью нами произносится изнутри самой традиции: быть русским – это быть добрым не за чужой счет в общности соборной, всечеловеческой!


Рецензии