Два ответа аналитику
Чтоб написать о Пушкине толково…
Леонид Мартынов
…А был ли Пушкин?
Может быть, Пушкина-то и не было…
Владич
Есть старая литературная шутка: «Все литераторы разделены по жанрам. Если ты умеешь складывать стихи – ты поэт, если не умеешь – прозаик. Если не умеешь ни того ни другого – критик». Видимо, потому-то и решил податься в критики некто Владич, человек без имени и фамилии, с одним только отчеством, похожим на кличку.
Ещё свежи в нашей памяти события трёхлетней давности когда, в канун
200-летнего юбилея Пушкина, в газете «Дело» были опубликованы, неизвестно откуда свалившиеся, дневники Александра Сергеевича, написанные топорным языком современного бульварного борзописца, напичканные скандальными и ,прямо-таки, пакостными подробностями интимной жизни поэта.
ЛИТОБЩАГА.
И вот я держу в руках альманах «Среда поэта», вышедший в конце прошлого года под редакцией Ефима Манделя. В этой «Литобщаге», кроме стихов, есть раздел «Аналитика поэзии», где меня сразу привлекла рубрика «Русский пантеон» со статьёй Владича «Культ Пушкина». Оказывается, у нас, кроме культа личности Сталина, разоблачённого Хрущёвым, существует и культ другой личности, который безжалостно развенчивает Владич.
Во введении автор рассказывает жалостные сказки о том, как во время написания сего эпохального труда «громада пушкинского наследия и наследников пыталась поставить нашего аналитика на место». Владич валит на пушкинских бесов поломку компьютера и потоп в квартире. Далее в этом «досье» идёт внушительный список писателей, критиков и философов, якобы не принимавших Пушкина, - от Карамзина, Белинского и Льва Толстого – до Слуцкого и Бродского. А бороться за честь семьи, по словам Владича и отставного вахмистра Коровкина, всё равно, что «отдать за женский пол душу дьяволу».
О ГЛУПОСТИ И МЕДЛЕННОМ ЧТЕНИИ
Автор эссе пытается «схитрить и ополчиться не на всего Пушкина, а лишь на то, что ему не нравится». А не нравится Владичу лёгкий стиль Пушкина. «Поэзия должна быть глуповата», - пошутил как-то Александр Сергеевич, но он не знал, что через сто семьдесят лет в эту шутку вцепится наш критик. Владич пишет: «Глуповатость – это дальнейшее следствие лёгкости, но мне больше по душе стихи медленного чтения». Эти рассуждения автор заключает примерно следующим резюме: если стихи написаны легко и хорошо срифмованы, значит это глупые стихи и автор – дурак. Подобные суждения мы не раз слышали из уст представителей так называемого авангарда. Что якобы их тяжеловесные нескладухи, или, по Владичу, «стихи медленного чтения», написаны для избранных, а кто не понимает и не принимает их стихи, тот слаб мозгами.
Как человек, старающийся писать легко и складно, я оскорбился и за себя, и за Пушкина, и за всю русскую поэзию, и мне захотелось, подобно Шуре Балаганову, крикнуть критику: «А ты кто такой?!» Взял я в руки книгу Владича «Великая сушь», начинаю вдумчивое чтение:
…Я мыслю.
Надеюсь, вы тоже.
Я мыслю:
Есть Высшая Математика…
Но я думаю: - если бы он не написал два раза, что он «мыслит», догадаться об этом было бы очень трудно. Продолжаю вникать медленно и печально:
…Клизма, клизма, снова клизма.
Не бывать алкоголизму!..
Понимаю, что это мемуары, написанные нашим поэтом в клинике или профилактории, во время лечения хронически-пагубных пристрастий. Дальше идут общественно - политические перлы типа:
…Голосуя – голосуйте!
Голосуя – голосуйте!
И чтоб счастье непременно
Через выборы нашли.
Голосуя, в щелку суйте,
Голосуя, в щелку суйте,
Голосуя, в щелку суйте
Бюллетени и рубли…
И так далее – до конца. Лёгкого стиля не видно, а глупость налицо.
Так что хочется перефразировать название книги Владича в «Великую Чушь». А впрочем, Владич написал к своему тридцати семилетию одно приличное стихотворение, правда, написано оно в китайском духе, узбекском стиле и посвящено хозяйке чайной церемонии. Поэтому назвать нашего критика-эссеиста «поэтом», а тем более «русским поэтом» - рука не поднимается.
Когда я сел писать этот ответ, у меня не сломался компьютер, которого у меня тогда ещё не было, в доме не прорвало трубы отопления, и я подумал: «За Пушкина хоть бесы вступились, а Владич никаким чертям не нужен». А ночью во сне я увидел, как ко мне в комнату вошёл Александр Сергеевич и положил на стол листок бумаги. Утром я нашёл это пушкинское послание рядом с моими рукописями:
«ОТВЕТ ВЛАДИЧУ
Ай да Владич! Ай, повеса!
Дописал своё эссе.
Хоть писать мешали бесы,
За меня вступились все.
Крепко бесы тебя мают,
За тобой везде снуют –
То компьютер поломают,
То тетрадки обольют.
Ты же продолжал бороться
С культом личности моей,
Словно Слуцкий или Бродский,
И не сдался, ей же ей.
Ты, видать, из той когорты,
Что во все концы трубит,
Что я продал душу чёрту,
Коль за женский пол убит.
У меня ведь нет и года,
Чтобы кто не покусал.
Маяковский с парохода
Современности бросал.
Но за это я, ребята,
Не в обиде на судьбу.
Много лет, как вентилятор,
Я верчусь в своём гробу.
Только это мне привычно.
Нет, наверное, и дня,
Чтобы баек неприличных
Не сложили про меня.
Как-то предан был огласке
Мной неписаный дневник…
Что ни день – то новый пасквиль,
Новый критик - клеветник.
Это лыко да мочало
Без начала и конца.
Не хотелось поначалу
Мне оспаривать глупца.
Но подумал, коли этим
Борзописцам волю дать,
Скоро можно будет детям
В меня камешки кидать.
Полно, Владич, милый, брось-ка,
Зря ты лезешь на рожон.
Ты, конечно же, не Моська,
Да и Пушкин-то не слон.
Зря ты это всё затеял,
Зря ты поднял лай и вой.
Моська – та была смелее:
Перед ней был слон живой.
Вижу – ты крутой, как куча,
Да и я ведь – сам с усам.
Не таких, как ты, покруче,
Узнавал я по ушам.
Ты ведь, Владич, не мессия,
Чтоб Дантеса оправдать.
Иль клеветникам России
Ты стремишься подыграть?
Ведь неглупый парень вроде,
А подмахиваешь им –
Геккеренам, Нессельроде,
Бенкендорфам и иным.
Греч, Булгарин и другие
Хором крикнут, как один:
- Ай, философ, ай, вития!
Ай да Владич, сукин сын!»
А сомнения Владича, по поводу того, существовал ли Пушкин на самом деле или его придумали пушкинисты, мне понятны. В одном из своих эпохальных творений наш аналитик выдал:
Иду тихонечко и мыслями молчу.
Не расплескавши головы, дойти хочу…
А тут и в нашей и в зарубежной печати разные сомнения. А правда ли, что «Тихий Дон» написал Шолохов, а не Крюков? А сам ли Блок писал свои стихи, не Белый ли писал за него? А существовал ли на самом деле Вильям Шекспир? Не написала ли «Гамлета» английская королева Елизавета I? Поневоле, начитавшись, крикнешь: «А был ли Пушкин?!» Нет уж, лучше «идти тихонечко и мыслями молчать».
Свидетельство о публикации №124060101433