Родина и гений

В чужой стране,
Далеко от родных пределов, исстрадавшиеся и утомленные,
Но не забывшие
И не разлюбившие,
Собираемся мы здесь,
Отторгнутые сыны, живые обломки нашей чудесной и несчастной России.
Собираемся для того, чтобы сказать
Друг другу, что мы — по-прежнему ее верные сыны;
Что по-прежнему мы ею живем и дышим; и что алтари
Ее будут святы в наших сердцах до последнего нашего земного вздоха…
*********************************************************
Этот день
Русской Культуры есть как бы день
Нашей свободно и добровольно из глубины обновляемой присяги,
Не формальной, а таинственно-духовной. — присяги
На духовную верность нашей Родине. Что бы ни случилось с нами,
Какие бы еще испытания и страдания ни ожидали нас впереди, —
Ей принадлежат
И будут принадлежать
Наши помыслы, наши мечты, наши усилия и труды,
Ей и ее грядущему, невиданному еще расцвету. Это верно так,
Как Священны ее святыни, как велики ее пророки и зиждители, как
Крылат ее дух и могуч ее язык. Это верно так как
Есть Бог
И благодатны пути Его…
* * *
Легка и радостна нам эта духовная присяга;
Ибо в ней выговаривается
То, что для нас единственно возможно. Ведь эту присягу
Выговаривают
Не уста наши, и не рассудок, и не душевное настроение;
Нет. — ее безмолвно произносит некое последнее недро
Нашего человеческого естества, над которым
Не властен человеческий произвол, но в глубине которого
Уже решен навеки вопрос, имеем ли мы Родину
И где она. Воистину не от человеческого произволения
Зависит иметь Родину
Или не иметь ее. оторваться от нее
Или переменить ее.
Одни хотели бы уйти
И не могут; другие хотели бы приобрести
Ее и знают, что для этого сделать…Здесь могут
Не помочь ни усилия сознания, ни решения воли;
Здесь может обмануть и мечта, и всякая бескрылая теория; и быт
Здесь не свяжет, ибо к быту
Можно привыкнуть;
И даже начало расы
И крови не сможет сказать
Здесь последнего, решающего слова.
Здесь — тайна,
Живая тайна неразрывной связи;
И большинство людей стоит перед этой тайной
Как бы в беспомощности и бессилии:
Одни, счаст-ливые,
Нашедшие свою Родину, сами не зная как, богатые и сильные,
С  осмысленной и освященной жизнью;
Другие, несчастные,
Не нашедшие своей Родины и сами не знающие
Ни того, как это случилось, что они ее не нашли,
И ни того, что им надо сделать, чтобы ее обрести, —
Бедные, слабые и безродные, с неосмысленной и неосвященной жизнью…
И вот, нам счастливым и богатым,
Подобает
Здесь и сегодня, в День Русской Культуры, сказать
Друг другу об этой тайне;
И о том, как Родина обретается,
И о том,
Чем надлежит поддерживать в сердцах ее огонь.
Ибо легко и незаметно, так, как распускается цветок,
Как плывут облака и как текут наши великолепные, пышные реки,
Так родится и слагается чувство Родины, и любовь к ней,
И власть ее над человеком —
Тогда, когда люди живут в своей стране
И  среди своего народа , в потоке и в цветении его единой
И общей жизни; и мы. прожившие
Так большую часть нашей жизни, получившие,
Напитавшиеся и обогатившиеся, —
Стали русскими легко и незаметно; и утратить нам Нашу русскость невозможно.
Но не так
Обстоит с нашими детьми, или безвременно оторванными
От единой
И общей русской стихии,
От русского быта, царственно насыщенного
Русским бытием ; или же — рождающимися на чужбине .
И у них таинство России
Не может свершиться в душе с тою незаметною легкостью
Рас-расцветания, как это было у нас.
Живя
В чужой стране, в иной природе,
Окруженные чуждым бытом и нерусскими народами,
Они не могут напитаться духом своей Родины,
Пребывая
В состоянии
Бездеятельной восприимчивости. Нет, Родина
Может быть дана им и может быть взята ими
Только в процессе
Творчества, делания , в процессе
Пробуждения, укрепления и насыщения тех задатков,
Которые скрыты  в глубине их душ… Не так, как вздыхают
Лесные ароматы; но так, как находят, расчищают и окапывают
Подземные ключи.
И если мы, живя в своей стране, среди родного народа, могли быть
Уверены, что Родина сама пропитает
Души наших детей и удержит их в своем щедром и властном
Лоне; и если мы поэтому, как неразумные богачи, не заботились
О главном сокровище наших душ и нашей жизни, — то ныне
Это стало невозможным. Ныне
Мы призваны к тому, чтобы найти
Ключи от тайны русского духа . Мы должны найти
Пути , которые ведут к русскости души;
Мы должны соблюсти эти тропинки и дороги. Мы должны
Передать нашим детям
Живую уверенность
В том, что эти тропинки и эти дороги действительно
Ведут к великим свершениям и чудесным,
Еще невиданным возможностям; что быть русским —
Это дар и  счастье,
Призвание и обетования;
Что в этом есть Божия благодать, зовущая
К служению и подвигам. И затем мы должны
Указать нашему молодому поколению пути,
Ведущие к этому дару, и трудные задания, ожидающие
Его на этом пути, —
Вот так, как мудрая
Старушка снаряжала в путь Ивана-Царевича…
Но, чтобы передать эту мудрость нашим царевичам,
Нам надо самим сначала умудриться.
Надо самим иметь и уметь. Надо знать,
В чем состоит русскость русского и как приобретается она…—
Та особенная своеобразность нашей Родины и ее народа,
Ее  души и ее культуры, которую из других народов
Не любит и не чтит только тот, кто ее не изведал,
Не испытал и не уведал.
И если мы доселе не знаем этого
И не умеем этого,
То вот наше очередное и величайшее задание: познать,
Чтобы передать, и уметь, чтобы научить; — чтобы показать
Это и рассказать об этом
И нашим детям,
И другим народам, среди которых мы влачим неволю
Нашего рассеяния.
* * *************************************************
Не пытайтесь свести Родину к телесному, к земле и природе…
Посмотрите: силою судеб мы оторваны ото всего этого;
А она незримо присутствует в нас.
Она не покинула нас
И мы не оторвались от нее; а внешняя разлука
Состоялась уже давно. Ищите лучше русскость
Русского духа прежде всего в душевном укладе
Человека , и еще в тех содержаниях ,
Которые были созданы этим душевным укладом,
А потом уже — в той природе, которая взлелеяла
Этот душевный уклад, и во всем том телесном
И вещественном, что укрыло его в себе
И явило его через себя. Но не останавливайтесь на этом:
Ищите русскость русского в тех
Душевных состояниях,
Которые обращают
Человека к Богу в небесах и ко всему божественному на земле ,
Т.е. в духовности человека. Вот подлинное
Жилище Родины, вот подлинное
Ее обнаружение, когда душа , «томимая духовной жаждою»,
Отвертывается от «случайных
И напрасных даров» земной жизни
И , испытывая жизнь
Без Бога, как «мрачную пустыню», обращается из глубины
Своей к благодатным предметам. Пусть скудны и слабы
Ее силы; пусть не дается ей более,
Чем осязание краешка ризы Божией…
Но именно в эти минуты свои,
В этих состояниях своих —
Она вся жизнь.
Все трепещет сверху донизу: в ней оживают
Ее главные дары ; в ней напрягаются
Ее  главные силы и она переживает
Час своего духовного плодоношения.
В эти минуты, — знает человек это или не знает, хочет
Он этого или не хочет
 (И иногда может быть лучше, если не знает,
Если не старается
И не умничает) — в эти миг и часы
В бессознательной глубине его души,
Томившейся и рвавшейся, и вот, подобно ангелу,
Воспевшему песнь своего полета, пробуждаются
Исконные, родовые, народные силы души и содержание
Духа. И тогда человек любит именно так, как любит его народ
В своеобразии своем; тогда он молится его молитвою; тоскует и поет
Так, как тоскует и поет его народ;
«Народно» творит, национально веселится и пляшет; —
Чудесно вдохновленный, являет и осуществляет
Свою Родину.
* * ************************************************
Душа не священна сама по себе; она священна духом
И  своею одухотворенностью.
И быт не свят сам по себе; он
Освящается бытием —
Личным и народным. Но то, что освящено духом и бытием,
То становится его сосудом или его ризою. И то,
Во что излился дух, — и человек, и картина, и напев; и храм,
И крепостная стена, —
Становится священным и дорогим, как открывшийся мне и нам,
Нашему народу и нашей стране лик самого Божества .
И вот, Родина есть выстраданные нами и открывшиеся нам
Лики Божии : в молитвах, иконах и храмах;
В  песнях, поэмах и трагедиях; в созданиях
Искусства и в подвигах наших святых и героев. И еще.
Родина — это тот национальный строй
И  уклад души, который
Выстрадался и выносился нашим народом
В его бытии и в его быту, и который
Незаметно, но неизменно владеет и моею душою, ее дыханием,
И вздохом, и стоном, и жестом, и языком, и пляскою.
И еще,  Родина — это те люди, те вдохновленные
Боговидцы и осененные пророки , которые
Пребывая в этом духе, осуществляя
И закрепляя
Его, увидели и создали для нас узренные ими
Лики Божии.
Родина есть нечто от духа
И для духа.
И тот, кто не живет духом, тот
Не будет иметь Родины; и она останется для него
Темною загадкою
И странною
Ненужностью. На безродность обречен тот,
У кого душа закрыта для Божественного, глуха и слепа для него.
И если религия, прежде всего,
Призвана раскрыть души для божественного,
То интернационализм безродных душ коренится, прежде всего,
В  религиозном кризисе нашего времени.
Но именно поэтому творцы духа суть живые очаги
Родины .
Назови мне, кто те пророки, гении , перед которыми ты в любви
Преклоняешься, и я скажу тебе,  какого ты духа и где твоя Родина…
Ибо ты любишь их и преклоняешься перед ними
Потому, что они облегчили тебе
Бремя твоей жизни, показали тебе
Путь к устроению твоей души, дали тебе утешение, дали тебе
Радость быть сильным; через них ты
Утвердил
Себя, свою личность, свой дух и свой характер;
И поэтому. знаешь ты о том или не знаешь, — они твои пастыри,
Учители и вожди, создавшие твою Родину и указавшие
Ее тебе. Свершив свое жизненное дело и покидая
Землю, гений оставляет нам в назидание
И облегчение — ризу своего душевного уклада
И своего духовного акта.
И народы искони понимали это, связывая
Свое бытие
И свое
Национальное и государственное самоутверждение —
С культом своих
Великих предков, героев и святых.
Дело пророка и гения состоит в том,
Что он,
Пребывая во внешней и внутренней стихии своего народа, приемля
Все его бремена и слабости. его страдания и беды,
Ставит себя, и в своем лице свой народ, перед лицо
Божие и выговаривает от всего своего
Народа символ национального Боговосприятия . Этим он
Указует своему народу верный путь к духу и духовности;
И сам остается тем духовным очагом,
Около которого размножается среди целых поколений огонь духовного
Горения, размножается, не умаляясь, не убывая;
И сам остается тем духовным алтарем, вокруг которого собираются
И из века в век будут собираться
Сыны его Родины.
Утверждая в нем и через него, через его
Творчество и через его
Создания — свое единство с ним и свое единение с Родиной .
Вот почему правы мудрецы, утверждавшие, что народ
И его герои — суть одно.
Да, пророки и гении зиждут Родину…
И тот, кто ищет путей к России, тот пусть идет к ее гениям
И пророкам. Ибо они подняли на свои плечи
Наши бремена и наши слабости, наши страдания и беды,
И приняли дары нашей природы и нашего духа; и, поставив
Нас во всей этой данности
Перед лицо Божие, — открыли наши очи,
И отверзли наш слух, и дали нам мощный
Язык, и закалили наши сердца,
И выговорили за нас и от нас
Символ нашего национального
Боговосприятия.
Они показали нам и то, чем мы призваны быть;
И то, к чему мы способны ; и то, как нам восходить
На эту высокую и трудную гору. Это наши живые алтари,
Наши очаги, наши ангелы-хранители. Не к ним ли,
Не к ним ли
Идти в минуту горя, в час крушения, в тот час, когда нам покажется,
Что наша жизнь «осуждена на казнь
Тайною судьбою »? Не к ним ли
Вести наших детей, чтобы они дали им
В порядке чистой духовности то,
От чего
Тайная судьба отторгла их
По пространству и по быту?
* * **********************************************************
Да, конечно, к ним. Тот,
Кто нашел свою Родину, тот
Знает ее гениев и пророков и испытывает их, как своих учителей,
Вождей и ангелов-хранителей. И тот, кто ищет путей к своей
Родине для того, чтобы открыть их детям, — пусть ведет
К гениям, пророкам и вождям своей Родины.
И не естественно ли,  не верно ли поступили мы, что связали
День Русской Культуры, справляемый
Нами на чужбине, с именем нашего
Великого и чудесного
Пушкина?
* * *******************************************************
Единственный по глубине,
И ширине,
И силе, по царственной свободе духа и по завершенной
Необходимости формы,
Пушкин, этот «таинственный певец, дан
Нам был для того, чтобы создать
Солнечный центр нашей истории , чтобы сосредоточить в себе все
Необъятное богатство русского духа и всю его
Вселенскую ширину, и вернуть все
В глаголах бессмертной красоты…
Он дан был нам, как залог,
Как обетование, как благодатное удостоверение того,
Что и на нашу ширь и на нашу страсть,
И на наш беспредельный размах —
Есть, и может быть, и будет найдена и создана такая
Совершенная, такая завершенная форма, о которой мечтали
И всегда будут мечтать для себя все народы…
Его дух, как некий грандиозный водоем,
Собрал в себе все живые струи, все подпочвенные воды
Русской истории и русского духа. И пока стоит Россия, до тех пор
К целебным водам
Этой вдохновенно возмущенной купели
Будут собираться все ее народы —
И гордый внук славян, и финн,
И ныне дикий тунгус, и друг степей калмык…—
Все с одной
Жаждою, все с одной
Надеждою: упиться божественной гармонией, в которой восславлен
Господь из глуби и шири нашего
Безмерного простора, наших непокорных страстей…
Здесь все наше бремя, и все страдания и трудности
Нашего прошлого,  и все страсти
Наши — все принято, все умудрено, все очищено, все
Просветлено
И прощено
В глаголах законченной солнечной мудрости. Все
Смутное стало очевидным; все страдания
Преобразились в радость
Бытия. Оформились, не умаляясь,
Наши просторы; и дивными цветами
Зацвели горизонты
Нашего духа.
Все нашло себе легкие законы неощутимо-легкой меры, и самое
Безумие явилось нам в образе вдохновенного прозрения
И вещания. Взоры
Русской души обратились не к больным и бесплодным
Запутанностям, чреватым
Соблазнами и гибелью, а в кристальные
Глубины солнечных пространств. И дивное глубокомыслие
И  глубокочувствие сочеталось
С радостью поющей и играющей формы…
Впервые раздался и был пропет Богу
И миру
От лица России
Гимн приятия и утверждения; гимн радости сквозь все
Страдания; гимн очевидности сквозь все
Пугающие мороки земли. Впервые от лица России
И к России
Была сказана
Эта чистая и могучая осанна —
Осанна глубокого, русским Православием
Вскормленного мироприятия и Бого-благословения; осанна
Пророка и поэта, мудреца и ребенка, о которой мечтали
Гераклит, Шиллер и Достоевский…
И если какой-нибудь народ, одаренный
И великий, измученный в непомерных  страданиях своей истории,
Имел нужду и право
На этот пророческий гимн, на эту радостную осанну, —
То это был наш народ, это были мы, русские И могло ли это не состояться,
Что этот  радостный и чудный утешитель, этот
Совершитель нашего духовного акта,
Этот основоположник русского национального характера,
Этот завершитель нашего национального естества, —
Стал
Солнечным центром нашей истории? Пушкин, наш
Шестикрылый Серафим, отверзший наши зеницы и давший нам внять
Горнее и подводное естество мира, вложивший нам в уста
«Жало мудрое змеи» и завещавший нам превратить наше трепетное
И неуравновешенное сердце
В огненный угль,
Он дал нам залог
И явь
Нашего национального величия, он раскрыл нам
Блаженство и власть,
И спасительность завершенной формы… И он же дал нам
Еще один великий и последний дар:
Он дал нам возможность, и основание, и право благословлять
Нашу Родину всегда
И во всем, любить ее, гордиться ею и прозревать
Ее великое будущее, — нерушимо верить в нее и в ее
Грядущий расцвет, что бы ни принесла нам ее
История, какие бы еще лишения и страдания
Ни выпали на долю русских поколений…
И в годы разложения и стыда, унижения
И смуты, воочию созерцая
«Бессмысленный и беспощадный русский бунт», — сколько раз,
Там,  в глубине России, в опасностях и тюрьмах, сколько раз
Спрашивали мы себя: «неужто конец? неужто мы погибли?
Неужто кончено с нашей замученной, с нашей изумительной Россией?..».
И каждый раз два луча утешали и укрепляли душу в ее утомлении
И сомнении:
Религиозная чистота и мудрость русского Православия и пророческая
Богоозаренность нашего дивного Пушкина...
* * ***************************************************
Скажем же всем народам, у очага
Которых мы сидим, как временные странники:
«Хотите
Видеть и испытать Россию, — тогда идите
К ее пророкам и гениям; и научитесь
Внимать им на их языке. Не думайте судить
О России, не озарив свою душу подлинным звуком реченных
Пушкиным глаголов.
Научитесь петь и молиться с ним.
Научитесь радоваться и принимать мир
Из цельности и глубины его осанны.
Научитесь отводить ему его
Место в мировом пантеоне гениев; и поймите, что он был тем,
Чем хотели быть многие и многие из ваших гениев…». А  детей
Наших
Поведем и приведем к нашим алтарям, к нашим пророкам и нашим
Гениям.
А из гениев —
Прежде всего и навсегда — к Пушкину…
Ибо здесь они найдут солнечное средоточие нашей истории.
Здесь они найдут свою Родину.

ЧТО СУЛИТ МИРУ РАСЧЛЕНЕНИЕ РОССИИ

Беседуя с иностранцами о России,
Каждый верный русский патриот
Должен разъяснять им, что Россия
Есть не случайное нагромождение территорий и племен
И не искусственно слаженный «механизм» «областей», но живой,
Исторически выросший и культурно оправдавшийся
Организм, не подлежащий
Произвольному расчленению. Этот организм
Есть географическое единство, части которого связаны
Хозяйственным взаимопитанием :
Этот Организм
Есть духовное, языковое и культурное единство, исторически связавшее
Русский народ с его национально младшими братьями —
Духовным взаимопитанием :
Он есть государственное и стратегическое единство, доказавшее
Миру свою волю
И свою способность к самообороне;
Он есть сущий оплот
Европейски-азиатского, а потому и вселенского мира
И равновесия . Расчленение его
Явилось бы невиданной еще в истории политической авантюрой ,
Гибельные последствия которой
Человечество понесло бы на долгие времена.
Расчленение
Организма на составные части нигде не давало и никогда не даст
Ни оздоровления,
Ни творческого равновесия, ни мира.
Напротив, оно всегда было
И будет болезненным распадом, процессом разложения,
Брожения, гниения и всеобщего заражения.
И в нашу эпоху в этот процесс будет втянута
Вся Вселенная.
Территория России закипит бесконечными распрями,
Столкновениями
И гражданскими войнами , которые будут постоянно перерастать
В мировые столкновения.
Это перерастание
Будет совершенно неотвратимым в  силу одного того,
Что державы всего
Мира (европейские, азиатские и американские)
Будут вкладывать
Свои деньги,
Свои торговые интересы
И свои стратегические расчеты в нововозникшие малые Государства;
Они будут соперничать друг с другом, добиваться преобладания
И «опорных пунктов»; мало того, выступят империалистические
Соседи, которые будут покушаться
На прямое или скрытое «Аннексирование» неустроенных
И незащищенных новообразований
(Германия двинется на Украину и Прибалтику,
Англия покусится на Кавказ и на Среднюю Азию,
Япония на дальневосточные берега и так далее.).
Россия превратится в гигантские «Балканы»,
В вечный источник войн, в великий рассадник смут. Она станет
Мировым бродилом, в которое будут вливаться социальные
И моральные отбросы всех стран («инфильтранты», «оккупанты»,
«Агитаторы», «разведчики», революционные спекулянты
И «миссионеры») — все уголовные, политические
И конфессиональные авантюристы
Вселенной. Расчлененная Россия станет неизлечимою язвою мира.
***********************************************
Установим сразу же,
Что подготовляемое
Международною закулисою расчленение России не имеет
Ни малейших оснований , никаких духовных
Или реально-политических соображений, кроме
Революционной демагогии,
Нелепого страха перед единой Россией
И застарелой вражды к русской монархии
И к Восточному Православию. Мы знаем, что западные
Народы не разумеют и не терпят русского своеобразия.
Они испытывают единое русское государство как плотину для их
Торгового, языкового и завоевательного распространения.
Они собираются разделить всеединый
Российский «веник»
На прутики,
Переломать эти прутики
По одиночке и разжечь ими меркнущий огонь своей цивилизации.
Им надо расчленить Россию, чтобы провести ее
Через западное уравнение и развязание и тем погубить ее:
Это план ненависти и властолюбия.
Напрасно они ссылаются при этом на великий принцип «Свободы»;
Национальная свобода»
Требует-де
«Политической самостоятельности»…
Племенное деление народов  никогда и нигде не совпадало
С государственным.
Вся история дает тому живые и убедительные доказательства.
Всегда были малые народы и племена, не способные к государственному
Самостоянию:
Проследите тысячелетнюю историю армян, народа
Темпераментного и культурно-самобытного,
Или передать их новым завоевателям и тем окончательно повредить их,
Но не государственного;
И, далее,
Спросите — где самостоятельные государства фламандцев (4,2 милл. — в Бельгии, 1 милл. — в Голландии) или валлонов (4 милл.)? Почему не суверенны уэльские кимры и шотландские гэлы (0,6 милл.)? где государства кроатов (3.000.000), словенцев (1.260.000), словаков (2,4 милл), вендов (65.000)? французских басков (170.000), испанских басков (450.000), цыган (до 5 милл.), швейцарских лодинов (45.000), испанских каталонцев (6 милл.), испанских галлегосов (2,2 милл.), курдов (свыше 2 милл.) и многого множества других азиатских, африканских, австралийских и американских племен?
Так, племенные «швы» Европы и других материков совершенно
Не совпадают с государственными границами. Многие малые племена
Только тем и спаслись в истории, что примыкали
К более крупносильным народам, государственным
И толерантным:
Отделить эти малые племена значило бы —
Самобытную культурную жизнь, или погубить их
Совсем , что было бы духовно разрушительно,
Хозяйственно разорительно
И государственно нелепо. Вспомним историю
Древней Римской империи — это множество народов,
«Включенных», получивших права римского гражданства,
Самобытных и огражденных от варваров.
А современная Великобританская Империя?
И вот именно таково же культуртрегерское задание единой России.
Ни история, ни современное правосознание не знает такого правила:
«Сколько племен, столько государств».
Это есть новоизобретенная, нелепая и гибельная доктрина;
И ныне она выдвигается именно для того, чтобы расчленить единую Россию
И погубить ее самобытную духовную культуру.
***********************************************************
Далее, пусть не говорят нам о том,
Что «национальные меньшинства» России стояли под гнетом
Русского большинства и его Государей Это вздорная
И ложная фантазия. Императорская Россия никогда
Не денационализировала свои малые народы,
В отличие хотя бы от германцев в Западной Европе.
Дайте себе труд заглянуть в историческую карту Европы
Эпохи Карла Великого и первых Каролингов (768—843 по Р.Х.). Вы увидите,
Что почти от самой Дании, по Эльбе
И за Эльбой
Сидели славянские племена: Абодриты,
Лютичи, линоны, гевелы, редарии, укры, поморяне, сорбы и много других.
Где они все? Что от них осталось?
Они подверглись завоеванию,
Искоренению или полной денационализации со стороны германцев.
Тактика завоевателя была такова: после военной победы в стан германцев
Вызывался
Ведущий слой побежденного народа; эта аристократия вырезывалась на месте;
Затем обезглавленный народ подвергался принудительному крещению
В католицизм, несогласные убивались тысячами;
Оставшиеся принудительно и бесповоротно германизировались.
«Обезглавление» побежденного народа есть старый
Общегерманский прием, который был позднее применен и к чехам,
А в наши дни — опять к чехам,
Полякам и русским .
Видано ли, слыхано ли что-нибудь подобное в истории России?
Никогда и нигде! Сколько малых племен Россия
Получила в истории, столько она и соблюла.
Она выделяла,
Правда, верхние слои присоединенных племен,
Но лишь для того, чтобы включить их в свой имперский верхний слой.
Ни принудительным крещением,
Ни искоренением, ни всеуравнивающим обрусением
Она никогда не занималась.
И вот доказательство:
Население Германии, поглотившей столько племен,
Доведено посредством беспощадной денационализации
До всегерманской однородности, а в России общие переписи
Установили сначала свыше ста,
А потом до ста шестидесяти различных языковых племен
И до тридцати различных исповеданий.
И господа расчленители забывают,
Что племенной состав для затеваемого ими политического
Расчленения соблюла именно императорская Россия.
Вспомним хотя бы историю немецких колонистов в России.
Подверглись ли они за 150 лет — денационализации? Они
Переселились на Волгу и в южную Россию
Во второй половине XVIII века и позже (1765—1809) в числе 40-50 тысяч.
К началу XX века это был богатейший слой
Российского крестьянства, числом
Около 1.200.000 человек. Все соблюли свой язык, свои
Исповедания, обычаи. свои .
И когда доведенные экспроприацией большевиков до отчаяния, Они
Хлынули назад в Германию, то немцы с изумлением услышали
В их устах исконные — голштинские, вюртембергские и иные
Диалекты. Все сообщения о принудительной русификации были
Этим опровергнуты и посрамлены.
Но политическая пропаганда не останавливается и перед явной ложью.
Далее, надо установить, что самое расчленение России
Представляет задачу территориально неразрешимую . Императорская Россия
Не смотрела на свои племена,
Как на дрова,
Подлежащие перебросу с места на место; она никогда
Не гоняла их по стране произвольно. Расселение их в России было
Делом истории и свободного оседания: это был
Процесс иррациональный ,
Не сводимый ни на какие географические размежевания;
Это был процесс колонизации,
Ухода, переселения, рассеяния, смешения, уподобления,
Размножения и вымирания.
Откройте дореволюционную этнографическую карту России (1900—1910) — и вы увидите  тогда Необычайную пестроту: вся территория наша была испещрена
Маленькими национальными «островками», «ответвлениями»,
«Окружениями»,
Племенными «заливами», «проливами», «каналами» и «озерами».
Всмотритесь в это племенное смешение и учтите следующие
Оговорки:
1) все эти цветовые обозначения условны,
Ибо никто не мешал
Грузинам жить в Киеве или Петербурге, армянам —
В Бессарабии или Владивостоке, латышам —
В Архангельске или же на Кавказе,
Черкесам — в Эстонии, великороссам — повсюду и так далее;
2) Поэтому все эти краски
На карте обозначают
Не «исключительную»,
А только «преимущественную» племенную заселенность;
3) Все эти племена за последние сто — двести
Лет вступали друг с другом в кровное смешение , причем дети
От смешанных
Браков вступали в новые и новые племенные смешения;
 4) Учтите еще дар
Русского духа и русской природы
Непринудительно обрусевать людей иной крови, что и передается
В южнорусской поговорке :
«Папа — турок, мама — грек,
А я - русский человек»;

Подсобн. лит-ра И. Ильин " О России"

Эти очерки написаны И.А.Ильиным с 1948 г. по 1954 г


Рецензии