Шест Царя обезьян

 Ни одна сказка не обходится без волшебной палочки или другого волшебного предмета. Именно с помощью волшебных предметов герои в сказках осуществляют свои желания, что делает эти предметы столь привлекательными для человека.

 Желания  чаще всего вызывают возбуждение и метание ума в поисках решения.
В сказках же, всё просто, взмах волшебной палочки и проблема решена.

 Так – ли всё просто с волшебной палочкой? Сама идея для человеческого сознания является иррациональной, потому что с виду неодушевлённый предмет превращается в силу, превосходящую человеческую.
                ***
 В природе существуют пять сил – стихий, способных влиять на среду обитания человека и животных. Это: ветер,  вода, огонь, земля и пространство.

 Управление этими силами давняя мечта людей. Но, лишь полубоги – Асуры способны владеть стихиями.  Так, как человеческий ум и со своими внутренними стихиями редко справляется, то справится с внешними для него оказывается  невозможным.

                … или возможным?

 К внутренним стихиям человека  можно соответственно отнести: гневливость, косность, беспокойность, алчность, и сомнения в ценности добродетели.

 В древнеиндийском эпосе «Рамаяна» есть герой по имени Хануман, ставший царём обезьян.
                из материалов википедии:

 О его рождении написано следующее:
«Мать Ханумана находилась в то время под действием проклятия, обратившего её в ванару( раса разумных обезьян), носила имя Анджана (отсюда одно из имен Ханумана — Анджанея) и была женой Кешари, могущественного воина из расы ванаров.
В шиваизме Хануман считается воплощением Господа Шивы.
Анджана много лет совершала аскезу, почитая Шиву. Господь Шива был впечатлен ее самоотверженностью и решил исполнить любое ее желание. Анджана пожелала, чтобы он воплотился на Земле как ее сын, чтобы она смогла освободится от проклятия.
Однажды, когда она гуляла в горах, её увидел пролетавший мимо бог ветра Ваю и был сражён её красотой. Ваю овладел Анджаной. Так на свет появился Хануман и отсюда его первое имя — Марути (сын ветра). Так  Господь Шива исполнил ее желание и родился у нее в теле сына Ханумана.
  Хануман унаследовал от своего отца божественные способности к полёту, быстрому перемещению, а также невероятную силу Шивы.»
В Рамаяне обезьяны описываются подобными нашему представлению о первобытных людях, разум которых способен обеспечить только удовлетворение телесных потребностей. Хануман –же только наполовину обезьяна, так как получил голову от обезьяны, статное тело от Шивы, а ум он унаследовал от бога ветра – Ваю.

Таким образом, Ханумана можно назвать – полубогом асуром.

Легенда гласит, что как-то раз, Хануман проголодался и хотел что-нибудь съесть. По ошибке он приблизился к солнцу и, подумав, что это плод, проглотил его. Царь богов Индра был очень возмущен этим и метнул свою Ваджру (оружие) в Ханумана. Сила его оружия бросила Ханумана на Землю, повредив его челюсть и выпустив солнце на волю.
 Хануман без сознания упал на землю. Расстроенный Ваю взял сына и за такую несправедливость начал выкачивать весь воздух с планеты. Вскоре всё живое в мире стало задыхаться и Индра вместе с могущественными богами решили умиротворить Ваю, и Брахма исцелил Ханумана, дав защиту от любого вида оружия. После этого случая Хануман и обрёл своё имя.
 Узнав, что бог солнца Сурья — известный учитель, Хануман увеличился в размерах, чтобы достичь небесного пути Сурьи, и попросил того взять его в ученики. Сурья отказал, сказав, что должен освещать мир и не может покидать свою колесницу. Тогда Хануман ещё увеличился в размерах, поставил одну ногу на западную границу мира, а другую на восточную, что позволило ему все время быть рядом с колесницей, и ещё раз обратился к Сурье с просьбой об ученичестве. Удивлённый бог солнца согласился и передал Хануману свои знания.

 Хануман  получил восемь сверхъестественных сил( сиддх) от бога Солнца — Сурьи. Благодаря этому, он может принимать форму любого человека, а также уменьшаться или увеличиваться до гигантских размеров. Куда бы он ни захотел, силой мысли он может добраться за мгновение.

             Часто Ханумана изображают пятиголовым:
Пять голов побеждают пять помрачений ума и вмещают в себя восемь сидх,
 
 Голова Нарасимха (львиный лик) – победительница  гнева и вмещала сидхи: ишатва — сила обладания полным господством над чем-либо  и вишатва — сила побеждать или подчинять кого-либо.

 Голова  Гаруды( лик орла) – победительница беспокойства и вмещала сиддхи: лагхима — способность превращать вес в ничтожный или почти невесомый  и анима — способность уменьшать тело до размера атома.

  Голова  Варахи(кабана, вепря) – победительница алчности и вмещает сидхи: махима — сила расширения тела до невероятно больших размеров и гарима -- способность становиться бесконечно тяжелым.

 Голова  Хаягривы(лошади) – победительница косности и вмещает сиддхи: прапти --  сила доступа в любое место и пракамья -- способность познавать все, что угодно.

 Голова самого Ханумана победительница сомнения в ценности добродетели и вмещает силу непоколебимости, которая управляет всеми остальными силами.
 
 В китайском романе  «Путешествие на запад» царь обезьян обладает магическим шестом, который он отнял у драконов, управляющими сторонами пространства.

 Все асуры мечтают обладать магическим шестом Вай Авья бога ветра(в индийском варианте -- палица), но смог обладать им только царь обезьян, достигший окончательного состояния сознания.

 Шест является квинтэссенцией силы, являясь парящей ваджрой. Этот магический шест – это сила непоколебимости ума в  позвоночнике, которая управляет всеми остальными силами.

 Разгадка оказывается, на столько проста, на сколько является исполнимой победа над пятью пороками ума.

 Каждый, усмиривший в своём уме  пять пороков  и утвердившийся в непоколебимости ума, является обладателем магического шеста или волшебной палочки.

                Пусть будет Благо.


Рецензии