Анджело - Пушкин
Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание: ибо без закона грех мертв. Я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь, то грех ожил, а я умер; и таким образом заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти, потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею. (Рим. 7)
Стеснив себя сурово,
Аскезой овладев Законом,
Стал Анджело всесильным Богом,*
Однако и в последней святости
Нет в нашем мире постоянства:
Его влечет неотвратимо
Соблазном женская стихия –
Хоть в одеянии монашки,
Разжечь Она любви умеет пламя.**
Грех на весах уравнен с благодатью,***
Теперь Он волю дал стремленью страсти,****
И так сокровища свои теряет –
Они должны по праву Ей достаться.*****
*Как Бог он все дает, чего ни пожелает.
**Но дева скромная и жарче и смелей была час от часу, Песн. Песн. 8:6
***Спасешь ли ты его, коль милость на весах равно с грехом потянет?
****Часть 2.III, Ис. 42:14
*****Останутся Тебе Его сокровища. (Финал)
Свидетельство о публикации №124053101619
С большим интересом прочёл, сбегал по ссылкам и призадумался.
1) По-моему, тема грехопадения, как утраты благодати небесной ли, душевной/телесной или иной (по-моему, неважно какой из), упирается в толкование ... прежде писанной традиции - уголовного или иного закона (от законодателя), этических ценностей одной из моралей (христианской, мусульманской, мейнстрима морали общества потребления, воровской и пр.)))), правил ТБ или ПДД...
Но жизнь идёт вперёд, обгоняя традицию, оставляя в прошлом, не берёт в будущее одну за другой прежние редакции ее интерпретаций.
И любая буква, записанная в прошлом, когда-то в будущем не успеет за изменяющимися реалиями. Так я трактую примеры своего реала. Что скажете?
2) У Пушкина Дук несколько неожиданным образом разрулил коллизию, пригласив в сюжет Марьяну, которую Анджело ночью принял за Изабеллу. Потом я-читатель узнаю, что барышни знакомы. И мне очень интересны Ваши мнения по поводу: если бы Изабелла действовала бы также, но по своей инициативе, без опоры на авторитет Дука, финал был бы трагический ?
Спрошу иначе - как экипировать силы добра, чтобы они были успешны (варианты):
1) этическими ценностями?,
2) мат благами?,
3) кулаками (большими батальонами, атомной дубинкой)?,
4) кругозором и интеллектом?,
5) агрессивной волей + конструктивной направленностью интеллекта?
6) какими-то сочетаниями прежде названных, какими?
7) чем-то мною неупомянутым, чем?
Уже благодарный и еще заранее признательный,
Ваш читатель,
Алхимик Пятьдесятседьмой 31.05.2024 15:34 Заявить о нарушении
По человеческому закону наверное так, но тему можно углубить, перейдя на следующий уровень. Грехопадение как раз связано с появлением двойственности через возникновением Закона - на дереве познания добра и зла. С этим же связано и появление времени, а также смерти, о чем и пишет ап. Павел. Другой аспект Закона - это карма, которая рано или поздно настигает, хотя возможно в других формах. Спасения через Закон нет, только через веру, благодать и дух, обретение истинного недвойственного знания. В нем и есть истинное благо, лежащее за пределами добра и зла.
С этим же связан и второй вопрос - о природе благодати. Во многом она является женской, хотя женский аспект есть и у Закона. Изабелла должна справиться, выйдя за пределы нравственности Закона, разрушив смертоносную диалектику Анджело. В этом ей помогает и Дук, выходя за пределы формального закона.
Валентин Ирхин 31.05.2024 15:49 Заявить о нарушении
http://stihi.ru/2024/03/09/249
я пришел к такому дерзкому предположению - и увы - оказался не оригинален - такая версия нашлась в весьма развёрнутом виде в трудах пушкиноведов
Михаил Просперо 01.06.2024 08:17 Заявить о нарушении
И непонятная история о возможной связи с Натальей Николаевной Гончаровой...
Валентин Ирхин 01.06.2024 08:26 Заявить о нарушении
но настолько скрытно
и свадьба с генералом Ланским (почти Ленским) тоже в духе некоторых созвучий неслучайных
Михаил Просперо 01.06.2024 08:39 Заявить о нарушении