Опусу 31

По сонате Бетховена №16

Вселенная!
Ты слышишь ли
Как одинок пророк?
Как одинок!…
Хотя пока что весел.
Он радость мечет
И у горных ног
Аккорды горстью девушке отвесил.

Она и рада –
Эхом отвечать.
Так проклята –
Как ты, пророк бесценный.
Мизантропична
Гения печать.
А как умрёт – полюбят непременно.

25.05.2024

Я думаю, нужно слушать три сонаты подряд: 16, 17, 18 – из фортепианных сонат Бетховена. Они как раз никому не посвящены, не написаны на заказ, они о главном, о душевном. Все три он объединил в опус 31. Семнадцатая из них самая ценная, на мой взгляд, о её финале я написала стих «Бетховен. Соната 17», но первая часть там важнее. И, как всегда я люблю, подбираться постепенно, то есть, начиная с Шестнадцатой, и потом ещё Восемнадцатую. Тогда вполне сложится впечатление, и, может быть, найдётся выход. Когда нравится произведение, всегда мне интересно – что композитор написал до этого и что после.
Во второй строфе я упоминаю, конечно, нимфу Эхо. В Шестнадцатой сонате мне всегда нравились первые же аккорды после пассажа – как бы с эффектом эхо.

Вот мне не спалось ночью, я и послушала три сонаты подряд. Семнадцатая - совершенство потому, что там замечательно придуманный сонатный конфликт главной и побочной партии ( а потом их приключения и примирение) уже выведен Бетховеном просто в конфликт состояний: Речитатив-размышление и активность-действие. Созерцание против Деяния. Сомнение против напора уверенности. И всё же речитатив победил - потрясающий его монолог в пустоте бездны и невесомости, абсолютно одинокий. Потом из этого замечательного речитатива родится благородство 2 части сонаты, и расцветёт чудесным цветком третья. Для Бетховена такой "милый" мотив - редкость. И часто любят эту третью часть за её мелодию саму по себе. Но ведь она такая выросла откуда-то. Вот почему важно слушать всю сонату.
А когда вы вслед послушаете Восемнадцатую, то поразитесь игре энергии -  всё это последствие гениальности и совершенства Семнадцатой, я считаю. Тут Бетховен разражается прямо таки четырьмя частями ( вторая не медленная, а бодренькая такая, игривое успокоение третьей и престо с огнём в четвёртой). Как замечательно понимать, что всё удачное, прекрасно проведённое ( гений же всегда проводник духовных смыслов)рождает силы и в самом гении. Как будто бы говорит: ты хорошо послужил -  на вот тебе жизни! А то, что выстрадал ты в абсолютном одиночестве твоих речитативов в той пустоте, где никто тебя не слышит ( ты вопрошаешь, а мир бежит и действует, или воюет, или борется -  и нет ему до тебя никакого дела) - это для людей, ведь каждый, бывает, чувствует такое же. Всё это - общечеловеческое. Если только человек не замкнулся на себе, не крутит себя, как заезженную пластинку, а сохранил способность вопрошать - он ещё может быть проводником божественных смыслов, и жизни ему ещё добавится.

03.06.2024


Рецензии