И Снова Театр

У главной героини Лизы
Было очень слабое зрение,
Что мешало ей двигаться в такт,
Но развило, тем не менее,
У нее другие способности:
Улучшило слух, интуицию,
Но оставим все эти подробности
И перекинем литературный мостик
К основному повествованию.

О режиссере, актерах, театре, гипнозе,
Не оставив при том без внимания,
Прагматичные игры ума
И души романтичной томления,
Вот, пожалуй, на этой фразе
Завершу я свое вступление.

Снова хочется танцевать,
Закружившись в гармонии звуков.
Пусть тебе уж не двадцать пять,
Но энергия брызжет опять.
С новой силою сердце стукнет.
Что ж случилось такое со мной?
Почему снова жизнь манит?
Вроде возраст немолодой,
Или возраста не бывает...

Всю жизнь любила Чайкина Елизавета
Движения под музыку и танцы до рассвета.
Все началось со школьной дискотеки,
Потом переместилось в дом и танцы под пластинки.
Спонтанные движения под джазово-сиреневые звуки
И развесело-разноцветные мелодии из кинофильмов.

То было в прошлом.
Стала взрослой Лиза
И как-то, сидя в парке на скамейке,
Вдыхая липовой аллеи ароматы,
Мороженое томно поглощая,
Ждала:
Когда стемнеет
И под покровом сумерек волшебно-нереальных
Вспорхнет она легко и радостно как птица,
И полетит чрез город весь и приземлится в клубе,
Чтоб танцевать весь вечер в клубе танцевальном.

Надо сказать, что работники клубов и завсегдатаи
Стали нашу Лизу в лицо узнавать.
Посмотреть на танец ее приходили всегда они.
А журналистка даже интервью хотела взять.
Лиза от интервью отказалась,
Она приходила в клуб одна.
Танцы, движения давали ей радость
И опьяняли без вина.

Прошло много лет, жизнь изменилась.
Лиза жила в другой стране.
И предоставилась ей возможность божьей милостью
Узреть себя саму со стороны.
Взрослая Лизина дочь
Записала на видео мамины танцы.
Лизе понравилось,
В театры послала она свои видео.
Вдруг получает ответ из городского театра.
Режиссер приглашает на встречу,
Хочет видеть ее.

И вот в конце февраля впервые
Лиза влилась в театральную труппу,
Чтоб с удивлением обнаружить в труппе
Немолодую несимпатичную группу.

«Так это и есть наша взрослая труппа,
- Разочарованно подумала Лиза,
- Хотя с британской inclusive политикой
Возможны любые сюрпризы».

Вошел режиссер, немолодой невысокий мужчина,
В поношенном костюме спортивном.
Резким движением придвинув стул Лизе,
Представил ее группе активно.

- А, где вы познакомились?
- Поинтересовалась вдруг одна любопытная дама.
- На сайте знакомств.
- Пошутила Лиза, глядя в глаза даме прямо.

Впоследствии не раз вспоминала Лиза
Ту свою неуместную шутку.
Уж очень дорого обошлась та шутка
Лизиному рассудку.
Нет, рассудок-то уцелел,
Но режиссер с этих пор
Только на Лизу одну и смотрел
У всех на виду и в упор.

В первый же вечер вся группа отправилась в просторный зал,
Чтобы делать упражнения физические и дыхательные.
Режиссер от группы не отставал,
Так как сам лично проводил занятия.
Участники группы образовали круг
И так, стоя по кругу,
Руками ловили энергию в воздухе
И кидали ее друг другу.

И, если, опоздав на занятия вдруг,
Лиза втискивалась в тот круг,
То, смыкая группы кольцо,
Видела режиссера лицо.
Он, репетируя с труппой,
Тоже ходил по кругу.
И каждый раз, как бы случайно,
Оказывался напротив... Лизы Чайкиной.

Итак раз в неделю актеры любители,
Cлушая музыку,
Бродили по залу бесцельно,
Пока режиссер не раздал всем
Листочки с текстом и сообщил,
Что выступать они будут на главной сцене.

Во время одной из таких репетиций
У Лизы не все получалось.
Режиссер рассердился, повысил голос.
Лиза расстроилась и почти отчаялась.
В груди болезненно защемило
И мокро резануло по глазам.
Настроение резко упало
И Лиза стремглав покинула зал.

Лиза

Ну вот опять не удержалась,
А я ведь так любила эти занятия.
А все моя глупая гордость.
Какая жалость,
Что делать теперь без понятия.

Какого же было Лизино удивление,
Когда за все ее страдания,
Она получила электронное уведомление
Следующего содержания:

Дорогая Элизабет,
Простите меня, если я вас чем-то обидел.
Вероятно, мои инструкции не были столь ясны
И не все наперед я предвидел.
Я очень ценю ваш личный вклад
В наш общий актерский процесс.
В театре вновь хочу видеть вас,
Надеюсь, все пройдет без эксцессов.

Лиза не знала почему,
Может из-за ее самолюбия уязвленного,
Но фраза «очень ценю ваш личный вклад»,
Прозвучала как признание влюбленного.

Душа откликнулась и сразу ожила,
Как оживает знойная природа под вечер,
После дня знойного и душного.
Странно, ведь к посланнику письма
Лиза была абсолютно равнодушна,
Но ей запомнился тот момент
И режиссера комплимент.

Лиза ответила не без лукавства,
Впав в сентиментальное настроение:
«Мне стало душно репетировать
И я покинула помещение.»

Режиссер

Да, так бывает. It's all right.

Лиза

Спасибо!
Прилагаю свой сайт.
Слились там воедино три искусства:
Изобразительное, танец и стихи.


Режиссер

Мне понравились ваши картины
И я начал читать ваш рассказ.
Тот рассказ на английском,
Там только начало.
Не могли бы вы выслать
Всю историю враз?

Душа Лизы расцвела и запела,
Но вмешался мозг
И наступил на песню ту ногою:
- Не доверяй ему,
Будь холодна и сдержанна.
Ведь он игрок!
Не позволяй ему играть с собою.

И Лиза замолчала,
И режиссер замолчал тоже,
А за тишиной подоспели
Каникулы Пасхальные,
И Лиза уехала загород с мужем,
В гости к свекру, в края дальние.


Белыми одуванчиками по зеленому полю
Рассыпались повсюду овечки.
Жуют себе травку,
Гуляют на воле,
Волков в лесу нету,
Бояться им нечего.

Приехали родственники в гости,
Расселись на террасе
И, оживленно беседуя,
Потягивали свой аперитив.
Делились новостями гости,
Но Лизе было не до них.

Лиза упивалась любовной эйфорией,
Все ее думы были только о нем.
Вот, что репетиции натворили,
Но мозг скомандовал:

- Давай подождем.
Давай отдохнем от эмоций и проанализируем,
А, что собственно произошло?
И, откуда взялся тот любовный эликсир?
И, как далеко ваш роман с режиссером зашел?
И, как опять восстановить душевный мир.

Ведь режиссер, как мужчина,
Был далеко не Лизин идеал.
Так с какого именно момента
Начался их театральный роман?

И Лиза вспомнила:
Режиссер, раздав всем листочки с текстом,
Просил выучить текст наизусть.
Лизе выпала роль женщины немки
Воспоминания о войне, о Гитлере,
Гордости, вере и детской грусти.

Когда-то давно, еще в школе
Лиза нервно читала стихи тихим голосом
И с дрожью в коленях.
А здесь поневоле еще хуже:
Надо читать наизусть, по-английски
От имени немки военного поколения.

Режиссеру, вероятно, понравился Лизин текст,
Лиза читала его с листа, потом наизусть и два раза.
И покамест группа усаживалась
В полутемной комнате на свои места,
Режиccер стремглав устремился к Лизе
И, впиваясь своими глазами в ее глаза,
Повторил с Лизиной интонацией ее же фразу. 

Время для Лизы остановилось.
Ей показалось,
Что режиссер смотрел на нее слишком долго,
Стоял, будто в землю врос.

Тут мозг проснулся:
- А, что случилось?
И, что это было?

А душа прошептала:
- Гипноз?

Мозг

Ах вот оно, что...
Да это и так понятно,
Что режиссер воздействует на людей.
Можешь ли ты объяснить мне внятно,
Зачем применяет гипноз злодей?

Душа

Ну не ко всем он гипноз применяет,
А только лишь к тем,
Кого он обожает.
Любовью к Лизе режиссер обезоружен.

Мозг

Ну, если так,
То его мозг
Ему больше не нужен.


Светящийся Силуэт

Режиссер усердно занимался с актерами
Театральной пластикой целый день.
Он шел впереди группы на расстоянии,
А группа копировала его состояние
И все его жесты и движения,
Как вдруг перед Лизой в голубом сиянии
Предстала режиссера...
Тень...
Тень шла позади режиссера,
В сорока сантиметрах от его тела
И голубым мерцающим пламенем
По краям блестела...

Лиза даже не удивилась,
Лишь в лица актеров заглянула,
Пытаясь угадать сполна,
А видели ль они то,
Что вдруг увидела она.
Ведь тень была так реальна.
А может режиссер
Подстроил все это специально?!

Хотя последняя казуистика граничила скорее с мистикой.
Возможно, что Куприн в своей «Олесе»
Описывал похожие явления.
То в книге,
Но в реальной жизни пугают нас такие вот видения.

Забавно только, что после репетиции той,
Режиссер не ходил больше
Впереди всей группы
И не поворачивался к Лизе спиной...

А, чтобы немного развеселиться,
Лиза смотрела любимые фильмы
И избегала с режиссером общения.
Может режиссер был никто иной
Как графа Калиостро,
Великого авантюриста XVIII века,
Само воплощение?!

Закончились каникулы пасхальные
И возобновились театральные сессии.
Режиссер, репетируя с труппой,
Продолжал уделять слишком много внимания
Лизе Чайкиной в театральном процессе.
Он называл Лизу актрисой
И повторял Лизины фразы,
Душевная эйфория все еще бушевала у Лизы,
Но уже не сама по себе,
А с вкраплением голоса разума.

Не было ни тени сомнения,
Что режиссер применяет гипноз.
И в фойе, после репетиции
Почти все актеры любители,
Полушутя и чуть ли не хором,
Величали режиссера
Господином гипнотизером.

Однажды труппа,
Рассеявшись по комнате,
Уселась на пол с книжками,
Тут свет слегка потух
И в полумраке режиссер,
Придвинув стул свой к Лизе,
Попросил почитать ее текст ему вслух.

Лиза читала в темноте,
Старательно напрягая зрение
И подняла глаза на режиссера,
Закончив свое чтение.
Но то, что она увидела
Повергло ее в изумление:

Лицо режиссера постепенно
Теряло свои очертания,
Оно расплывалось...
Cловно песок, омытый морской волной,
Лишь одна деталь на лице все еще красовалась
И быстро увеличивалась в размерах,
И вдруг превратилась в... Глаз,
Огромный глаз голубой.


Глаз секунду глядел не мигая,
Вздохнул ресницами и ...
В воздухе растворился.
И перед Лизой возник
Ее давний приятель... Друг детства...
Но он-то тут как очутился?!..

Лиза плыла как во сне
И, ясно понимая в тот момент,
Что подвергается какому-то воздействию...
Не стала прерывать эксперимент.

Впоследствии Лиза тщетно пыталась
Разгадать то загадочное действо,
Чтобы удостовериться, что то был не сон.
И после долгих поисков она обнаружила,
Что похожему гипнотическому воздействию
Подвергал своих студентов
Американский психотерапевт
Милтон Эриксон.

Режиссер продолжал говорить
О своей миссии особой,
Отзеркаливал Лизины позы
И даже двигался с ней почти в унисон.
Настало лето,
Закончились театральные сессии
И Лиза увидела странный сон.


Сон про пароход


Лиза заигралась с собачкой белой
И опоздала на свой пароход.
Лиза ждала на берегу,
Комкая в руках билет свой то и дело,
Но пароход ее покинул порт.

Лиза осталась на берегу печальная
И слегка озадаченная,
Но тут к берегу причалил другой пароход,
Вот так удача!
И Лиза ступила на палубу со своим билетом,
Но ее туда не пускали матросы.

И тут появился капитан парохода
Красивый брюнет высокого роста.
Капитан быстро пошел Лизе навстречу
И вдруг спросил: «Артистка?»

А ветер развевал Лизины волосы,
А она поправляла их,
Склонив голову низко.
Так, кто же был,
Тот капитан могучий?
Лиза пока не знала.
Но то, что пароход сулил счастливый случай,
Сомнений у нее не вызывало.

Наступило время выступления,
Труппа репетировала теперь каждый день.
Режиссер хвалил всех почти без исключения,
Учил как справиться с волнением
И как оставить за кулисами страхи, и лень.

Лиза готовилась для своей роли,
Мысленно уносясь в раннеe детство.
И видела маму на клубничном поле,
И себя, семилетнюю, у реки с полотенцем.
Вот она бежит по тропинке лесной,
Счастливая и без всякой заботы.
И сливается с небом ее бант голубой,
А душа с гармоничной природой.

Ведь для первой реплики
Ей нужна была тихая радость
И спокойствие, и упоение,
А это значит, что Лизе актрисе
Пришлось путешествовать во времени.

Вот с дачи в Ленинград она приезжает с мамой,
У мамы в руке торт, они подходят к дому.
Яркие красные ягоды перед домом на кустах.
Лиза срывает их и предвкушает,
Как будет играть с коробкой из-под торта,
Как вырежет окна в коробке
И выстроит ягодам домик.

Для другой реплики ей нужна была печаль.
И Лиза увидела все ту же дачу,
Рябинку, выросшую у колодца невзначай,
И дачников, что ставили тяжелы ведра прямо на рябинку,
Обламывая ветки и не давая ей расти...
И девочке рябинку было очень жаль.

Три дня подряд играли на сцене актеры любители.
Все шло хорошо и диалоги, и мизансцены,
Однако в последний день
Режиссер неожиданно просит Лизу
Встать на краю сцены,
Чтобы быть ближе к зрителям.
Лиза так и сделала,
Проговорила все свои реплики,
Стоя на краю сцены...

И тут вдруг ее стало трясти...
Нервозность овладела Лизиным телом
И даже Лизин мозг не смог ее спасти.
Тело разуму не подчинялось
И у публики на виду
Мелким бесом извивалось,
Хоть и длилось это минуту...

Хорошо, что случилось это в конце спектакля,
Лиза самую малость дрожала
И, не поклонившись толком зрителям,
Быстро за занавес убежала.

- Зачем наша хозяйка посмотрела в зал,
Да еще и встретилась глазами с каким-то брюнетом?!
Она же знала, так делать нельзя,
- Простонала душа, чуть не плача при этом.

- Ну так сам режиссер и попросил ее встать на краю сцены,
Чтобы быть поближе к зрителям,-
Отозвался прагматичный мозг язвительно.

Перед самой премьерой спектакля,
Разговаривая с режиссером,
Лиза сетовала на актеров:
- Сплошное с ними невезение,
У них, что плохое зрение?
Мне приходится под них все время подстраиваться.

Режиссер

Не волнуйтесь они справятся.
За их выходом смотрят работники сцены,
А вы выходите на авансцену,
Проговорите все свои реплики
И не забудьте поклониться.

Лиза промолчала,
Но в душе продолжала злиться.
Она сама себе не хотела признаться,
Что ее тогда раздражало.
Актеры любители? - Нет, не актеры.
Режиссер? - Не совсем.
Ее жалило... Собственной ревности жало.

В спектакле занята была актриса молодая
И Лиза ревновала режиссера к ней.
И, понимая всю нелепость ситуации,
Старалась чувства свои скрыть, страдая.

Та актриса играла главную роль.
Режиссер репетировал с ней
Часто и отдельно,
А в Лизиной душе меж тем
Тлел ревности огонь,
Застилая разум дымной тенью.

Душа

Про ту актрису говорили что режиссер привез ее из...
А, в прочем не важно откуда.
И, будто она в шоу каком-то играла.

Мозг

Да, забавно,
А пока наша хозяйка режиссера ревновала,
Глаз на нее положил брюнет, мужчина,
Тот, что смотрел весь вечер на нее из зала.

Душа

Да, когда Лиза только в театр пришла,
Она была здорова, молода и весела,
А через месяца четыре,
В пылу любовной эйфории,
Начались у нее душевные напасти.
А все из-зa нее!
Из-за любовной страсти.

Мозг

Даже платоническая страсть ударяет в голову,
Вот такую вот напасть разделять нам поровну.

Душа

Действительно наша хозяйка прошла
Через всю палитру ощущений:
От любовной эйфории
И ревности мучений
До полного разочарования.
А ты заметил, что почти все актеры,
А точнее актрисы труппы,
Тоже попали под чары режиссерского обаяния.

Мозг

Так он их, что загипнотизировал, что ли?

Душа

Они действительно всецело подчинялись его воле.
Особенно одна дaмoчка с кукольным личиком,
Обожая режиссера до неприличия,
Всюду ходила за ним по пятам.

Мозг

Это бывает у творческих дам,
Их порой настигает...
Любовный дурман.
Если бы я о нашей Лизе не позаботился
И не включил ее осознанно,
То пропала б и она рано или поздно.

В конце спектакля
Лиза все же с духом собралась
И поблагодарила режиссера.
Хоть нелегко ей было,
Она не сдалась
Пред его магнетическим взором.

Душа

А тот брюнет,
Что смотрел на Лизу из зала в упор,
Оказался никто иной
Как известный режиссер,
Режиссер кино!

Мозг

Вот то-то и оно,
Там был театр, а тут будет кино.

Душа

С одним лишь «но»,
Ее кино,
Oт автора оно.

Лиза иногда гадает
На листочках бумаги,
Так вот незадолго
До своего дебюта театрального,
Она вытянула листочек со словами:

«Случится нечто
Очень приятное,
Романтичное
И почти нереальное...»


Рецензии