Скульптор-монументалист Вера Игнатьевна Мухина

Вера Мухина родилась 19 июня (1 июля) 1889 года в Риге (ныне Латвия), в семье коммерсанта и мецената Игнатия Кузьмича Мухина.
 Семья была состоятельная: в 1937 году у Веры открылось наследство от деда в 4 миллиона латов.
(я не знаю  , правильния ли , данная информация по факту, но в тот период за 5 лат можно было купить корову )
Детские и девические годы (1892—1904) провела в Феодосии, куда увёз её отец, опасавшийся за здоровье дочери. Ее мать, Надежда Вильгельмовна Мюде, дочь помощника аптекаря из Рославля,(когда девочке было два года она умерла  от туберкулёза ).
 Отец - Игнатий Кузьмич был изобретателем, проводил технологические исследования по алюминию, итоги которых, между прочим, представил на Парижской промышленной выставке 1887 года.

 В Феодосии будущая художница получила первые уроки рисунка и живописи. Здесь она жила до 1904 года, когда умер её отец. Веру и её старшую сестру Марию приютили дяди и тёти, жившие в Курске, где она с отличием окончила гимназию. Затем обе девушки переехали в Москву и поселились на Пречистенском бульваре.

В Москве училась живописи в студиях К. Ф. Юона, И. О. Дудина и И. И. Машкова.

На Рождество 1912 года, когда она находилась в дядином имении в Смоленской губернии, с ней произошёл несчастный случай: во время катания с горы на санках она врезалась в дерево, сучок которого отрезал ей нос. Нос пришили в смоленской больнице, но шрамы (несмотря на восемь последующих пластических операций) остались на лице на всю жизнь. К тому же лицо девушки, восстановленное французскими хирургами, стало другим: по-мужски большим, грубоватым и очень волевым. После этого о балах, которые так любила Вера, пришлось забыть.
Желая хоть чем-то порадовать племянницу, опекун дает согласие на поездку Мухиной в Париж, где та учится в академии Антуана Бурделя и формируется как скульптор. Жизнь в Париже была насыщенной.

В 1912—1914 годах жила в Париже, где училась в частной студии Коларосси и при этом посещала Академию Гранд Шомьер, в которой училась у французского скульптора-монументалиста Э. А. Бурделя. Позже путешествовала по Италии, изучая скульптуры и живопись периода Ренессанса.

В Москву вернулась летом 1914 года, а через две недели началась Первая мировая война. Окончив курсы медсестёр, стала работать в военном госпитале. Здесь она в том же 1914 году познакомилась с молодым военным врачом Алексеем Замковым. В 1918 году вышла за него замуж.

Так или иначе, 11 августа 1918 года они обвенчались. Да, и еще, по домашней легенде, в 1918-м Замков участвовал в юнкерском мятеже в Петрограде. Освободиться из тюрьмы ему помог старый, еще с 1905 года, знакомый, комиссар Вячеслав Менжинский. Якобы Менжинский его предупредил: «Алеша, с такой биографией тебе не выжить».

Еще Мухину увлекала мода. Во время НЭПа они с Александрой Экстер и скульптором Верой Поповой, сестрой Любови Поповой, основали артель МЭП. Стремясь заработать, придумали делать пояса и шляпы из рогожи, которую с Волги присылал двоюродный брат Поповой, инженер. Пояса красили, получались удивительные вещи. Их стала заказывать Надежда Ламанова, знаменитый художник-модельер, до революции одевавшая императрицу, а после руководившая «Мастерскими современного костюма». С ней Мухина потом близко дружила долгие годы.


В 1925 году совместно с модельером Н. П. Ламановой получила на выставке в Париже гран-при за коллекцию элегантной женской одежды, изготовленной из дешёвых грубых материалов — ткацкого сукна, бязи, холста и бумазеи, шляпы — из рогожи, пояса были оформлены крашеным горохом, а пуговицы - выточены из дерева. Платья украшал оригинальный орнамент, включая придуманный ею «петушиный узор»

Среди конструктивистских костюмов марсиан в фильме Якова Протазанова «Аэлита» 1924 года есть один костюм Гора для Юрия Завадского, созданный Верой Мухиной. К этой работе ее привлекла Александра Экстер.

В 1926—1927 годах преподавала в классе лепки Художественно-промышленного техникума при музее игрушки, в 1927—1930 — в Высшем художественно-техническом институте (ВХУТЕИН).

В 1927 году созданная ею скульптура «Крестьянка» была удостоена 1-й премии на выставке, посвящённой 10-летию Октября; позднее скульптура была куплена музеем Триеста, а после второй мировой войны перешла в собственность музея Ватикана в Риме.

Самой знаменитой композицией скульптора стал 24-метровый монумент «Рабочий и колхозница», который был установлен в Париже на Всемирной выставке 1937 года. Композиция венчала советский павильон, спроектированный архитектором Б. М. Иофаном. По замыслу, солнце фронтально освещало монумент, создавая эффект сияния; обе фигуры при всей массивности казались летящими. Ощущение полёта усиливал введённый в композицию длинный развевающийся шарф; в результате скульптурная группа отличалась необыкновенной экспрессией и энергетикой, символизируя устремлённый к новым победам Советский Союз. Монумент оценивался французской прессой как «величайшее произведение скульптуры XX века», а Пабло Пикассо писал: «Как прекрасны советские гиганты на фоне сиреневого парижского неба»


После закрытия выставки монумент в разобранном виде перевезли в Москву и в 1939 году установили недалеко от северного входа на Выставку достижений народного хозяйства (ВДНХ), однако дизайнерское решение было разрушено: скульптуру разместили на низком постаменте и спиной к солнцу, так что ощущение полёта исчезло (скульптор откомментировала произошедшую с монументом метаморфозу так: «Статуя ползает по земле»). Тем не менее монумент стал одним из символов новой Москвы, а с 1947 года эта скульптура является эмблемой киностудии «Мосфильм». В 2003—2009 годах монумент реставрировали; теперь он был установлен на сооружении-пьедестале, по внешнему виду и высоте приближенном к Парижскому павильону 1937 года


В 1945 году её пригласили в Ригу — в качестве эксперта для художественной оценки Памятника Свободы, над которым нависла угроза сноса. Но она — вопреки мнению партийных функционеров — решительно выступила в защиту памятника, и он избежал сноса.

Вера Игнатьевна Мухина скончалась 6 октября 1953 года в Москве. Причиной смерти стала стенокардия. Похоронена на Новодевичьем кладбище

Некоторые приписывают В. И. Мухиной авторство дизайна знаменитого гранёного стакана советского образца. Никаких документальных свидетельств этому нет. Творчество скульптора связано с Ленинградским заводом художественного стекла, где она была художественным руководителем.

Граненый стакан был придуман задолго до Мухиной. Посмотрите на натюрморт Кузьмы Петрова-Водкина! То, что Вера Игнатьевна создала форму советской пивной кружки, это точно.


Существует версия, что прообразом монумента «Рабочий и колхозница» является не античная статуя «Тираноборцы», а это своего рода автопортрет В. И. Мухиной с её мужем А. А. Замковым. Изначально обе фигуры были обнажены, стояли вполоборота лицом друг к другу и рабочий держал молот в правой руке. Однако, позже скульптор развернула фигуры лицом в одну сторону, и, по требованиям конкурсной комиссии, «одела» фигуры, добавив, по собственной инициативе, драпировку декоративным шарфом.
    Замков, Алексей Андреевич — муж (профессор медицины, один из прототипов профессора Преображенского из повести Михаила Булгакова «Собачье сердце»)

Вера Игнатьевна поставила удивительный памятник своему мужу на Новодевичьем кладбище. А все бумаги мой дед отнес в архив и засекретил, кажется, на сто лет.

        Замков Всеволод Алексеевич  — сын (физик)


Всеволод появился на свет в московской квартире Мухиной и Замкова 9 мая 1920 года. Дома его называли ласково – Волик.Четырехлетний Волик упал с железнодорожной насыпи и повредил ногу. От обычной, казалось бы, детской травмы развился костный туберкулез.После операции, которую сделал е му отец угроза жизни миновала и начался долгий путь к выздоровлению. В лучшие мальчишеские годы Всеволод оказался прикованным к постели, а передвигаться приходилось на костылях. У Замковых иногда бывал журналист Лазарь Гинзбург,который рассказывал мальчику сказки. волик , стал героем   произведения «Старик Хоттабыч», написанной в 1938 году.

Он нашел свой путь, и в 1938 году поступил на физический факультет Московского университета.

Учебу прервала война.
12 ноября Всеволод Замков поступает на работу в особую строительно-монтажную часть «Уралалюминстрой», которая строит новые цеха Уральского алюминиевого завода, оставшегося единственным в СССР производителем «крылатого металла».

Документы Каменск-Уральского городского архива хранят финансовые тайны семьи Замковых. Оклад сына, 700 рублей, почти в два раза больше, чем у отца, работавшего врачом-хирургом в амбулатории УАЗа за 400 рублей в месяц.

Вера Игнатьевна еще успела понянчиться с внучкой – родившейся в 1949 году Марфой.

В 1947-м Всеволод заканчивает Московский университет и остается работать на кафедре молекулярной физики. Защищает кандидатскую диссертацию, получает звание доцента, публикует более 80 научных работ. С 1972 года Замков живет в Ленинграде, где заведует кафедрой физики Первого медицинского института.


Он ушел из жизни в 2003 году и похоронен на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга. Память о его знаменитых родителях продолжают хранить его дочь, художник и искусствовед Марфа Всеволодовна Замкова, и внук, художник Алексей Игоревич Веселовский.

Марфа Замкова Замкова Марфа Всеволодовна Художник. Искусствовед. Член Союза художников. Внучка скульптора В.И. Мухиной. Автор монографий и статей о западноевропейских художниках XVI-XIX вв. Живет и работает в Москве.

Веселовский Алексей Игоревич
Преподаватель дисциплин «Концептуальное проектирование», «Ручная печать и практическая типографика».

Память о В. И. Мухиной
Мастерская В. И. Мухиной в Москве, Пречистенский переулок, 5а

Дом Веры Мухиной и Алексея Замкова в Подмосковье Клинском райне в деревне Борисово
    В Риге на улице Вилхелмса Пурвитиса, д. 23/25, в доме, где родилась В. Мухина, открыт музей.
    Народный «Музей Веры Игнатьевны Мухиной» работает в Феодосии.
    В Москве, в районе Ново-Переделкино, в честь скульптора названа улица.
    «Вера Мухина» — так называется теплоход ОАО «Северного морского пароходства».
    В 1953 году имя скульптора было присвоено Ленинградскому высшему художественно-промышленному училищу.
    В Москве в Пречистенском переулке установлен памятник В. И. Мухиной; авторы памятника — Народный художник СССР М. К. Аникушин и Заслуженный архитектор РСФСР С. П. Хаджибаронов
    В Москве на доме 5А в Пречистенском переулке (где с 1947 по 1953 год жила и работала скульптор) в ноябре 1956 года была установлена мемориальная доска скульпторов З. Г. Иванова и Н. Г. Зеленской.
    Монумент «Рабочий и колхозница» изображён на значках и советских юбилейных монетах 1967 года и стал эмблемой киностудии «Мосфильм».
    Портрет скульптора помещён на советской почтовой марке 1989 года.
    В Свердловском округе Иркутска в честь скульптора названа улица.
    В Кривом Роге (Днепропетровская область, Украина) в честь скульптора названа улица в Долгинцевском районе города.
    В её честь назван кратер Мухина на Венере.


Рецензии