Прах её был развеян над Трафальгарской площадью. С
Посещала вечера кабаре «Бродячая собака», представления в театре «Кривое зеркало». Вскоре Саломея создала свой собств. лит. салон и вышла замуж за человека далеко не ее круга, крупного российского чаевладельца Павла Андреева. От него имела дочь Ирину,
Общалась и дружила с поэтами и художниками — А. Ахматовой, О. Мандельштамом, Артуром Лурье, Радловым. Вместе с поэтами С. Городецким и С. Рафаловичем издавала лит.-поэтич. ежемесячник «Орион». Тэффи писала о ней: «Украшением… вечеров как всегда была Саломея Андреева (Андронникова) — не писательница, не поэтесса, не актриса, не балерина и не певица — сплошное „ не “. Но она была признана самой интересной женщиной нашего круга…»
Была адресатом стихов, музой мн. художников. «Петербургская красавица». Портреты Саломеи в разное вр. писали А. Яковлев, К. Петров-Водкин, З. Серебрякова, С. Чехонин, К. Сомов, Б. Григорьев, С. Сорин, В. Шухаев. Сама А.-Г., не терпевшая в жизни фальши, не считала себя красавицей, хотя, по ее же словам, «ничего была, успех имела».
Была дружна с О. Мандельштамом, А. Ахматовой. Ей посвящ. стих. А. Ахматовой 1940-го «Тень» (об их отношениях см.: Огонек. 1988. № 3). Ахматова подарила ей сборник «Четки» с надписью «В надежде на дружбу», а также сборник «Белая стая» со словами любви и дружбы. Серьезный проницательный взгляд миндалевидных глаз воспет Ахматовой: «Дарьяльских глаз струился нежный свет...»
О. Мандельштам обессмертил Саломею в стих. «Соломинка» (сб. «Tristia»). Она не «узнавала» себя и в поэтических посвящениях ей, в которых, как она полагала, все вокруг да около ощущений поэтов. Стих. Мандельштама «Соломинка» для нее оставалось «божественной музыкой», а разговоры о любви поэта к ней называла сильно преувеличенными. Ей же посвящ. «Мадригал» Мандельштама.
Парижская жизнь А.-Г. была освящена дружбой с Мариной Цветаевой. В 1933–34 входила в Комитет помощи Цветаевой. Сохранилась обширная переписка 1930-х Г.-А. с Цветаевой. Саломея морально и материально поддерживала Цветаеву, ссужая ее деньгами и распространяя билеты на ее поэтич. вечера. А.-Г.: «Никогда я не видела такой бедности, в какую попала Цветаева. Я же поступила работать к Вожелю в модный журнал, получала тысячу франков в месяц и могла давать Марине двести франков». Почти в каждом из 125 сохранившихся писем Цветаевой к Саломее звучит благодарность за помощь, а также просьба о высылке очередного «иждивения», о присылке старой одежды и обуви для самой Марины и её дочери Али. Для Цветаевой Саломея стала музой, будившей ее воображение: «Очень Вас люблю... Вы мне бесконечно нравитесь» (из письма от 22 марта 1931). Четырьмя годами раньше Цветаева пророчила Саломее: «Вас всегда будут любить слабые, по естественному закону тяготения сильных к слабым и слабых — к сильным».
В 1940-х написала кулинарную книгу (опубл. в 1953). Утонченная аристократка шутила: «Всю жизнь думала, что я муза, а оказалось — кухарка».
Уже в преклонном возрасте, но все такая же бодрая, обаятельная, не утратившая удивительной жизнерадостности, с тонким чувством юмора, несмотря на череду утрат и «вульгарное время», Саломея оставалась легендой. В 1978 к своему 90-летию она получила поздравления из России, Грузии, Америки, Аргентины, Австралии, Франции.
Умерла в доме, купленном для неё сэром Исайей Берлиным. Прах был развеян над Трафальгарской площадью. Наследство и архив она завещала дочери.Из газ. «Таймс» (1982): «…последняя из самых блистательных женщин, которым довелось быть современницами расцвета Серебряного века русской поэзии... Саломея Андроникова была одной из самых известных красавиц той эпохи. Она славилась умом, обаянием и остроумием».
Из переписки Андроникашвили и Цветаевой вообще может получиться отдельная книга. Саломея сохранила более трех десятков писем Марины Цветаевой, которые, когда стало возможно, вернула дочери поэтессы Ариадне Эфрон. Та, по согласованию с Саломеей, сдала их в Центральный архив литературы и искусства в Москве.
За несколько дней до начала Второй мировой войны проницательный Гальперн предложил Саломее и ее дочери Ирине перебраться подальше от охваченной войной Европы. Однако в Америку с ним согласилась поехать только Андроникашвили. Ирина, состоявшая в рядах коммунистической партии Франции, осталась в Париже. Где была арестована фашистами и чудом уцелела в концлагере.
В 1945-м году Гальперн получил назначение в Лондон, и семья переехала в Англию. Когда в конце жизни Александр признает себя банкротом и будет вынужден продать дом, он выставит условие: его жена сможет жить там до своей смерти. Новый владелец особняка, знаменитый писатель и философ Исайя Берлин, согласится на это.
Андроникашвили категорически отказывалась писать книгу воспоминаний. О своей жизни Саломея немного рассказала лишь в письмах Папуне Церетели, который стал инициатором их переписки.
Я прожила почти 90 лет и следовательно надо готовиться к смерти. Завещание мое очень простое – ВСЕ, что у меня есть, что мне принадлежит, оставляю моей дочери. Упоминаю в завещании, что мой портрет Серебряковой завещаю Грузии (условие: музей должен сам озаботиться получением портрета, оплатить надлежащие налоги (если таковые требуются) и переслать в Тбилиси. Срок – 3 месяца. О моей смерти моя дочь сообщит министру культуры Грузии.
Слепок моей руки, сделанный стариком Гинсбургом, постарайтесь получить от моих родственников тоже для музея… Тот, что принадлежал мне, остался в Петербурге, в моей квартире, как и все мне принадлежащее. Все это было растаскано, распродано моими друзьями, а то и уничтожено в тяжелые годы Петербурга. Ни оплакивать, ни вспоминать не стоит. Прожили бурную и неповторимую (не так ли?) эпоху…
…Я не хочу со всеми моими картинами и книгами расстаться ДО моей смерти. Смерть не далека, ибо мне 90 лет! Хотела бы жить вечно, но это заказано натурой…
Никто не верит в мои возраст, который я не скрываю. Отличная фигура и говорят, что я красива!! Подумайте!! Какие чудеса. Выгляжу лет на 70, все могу, все ем, все пью и собираюсь жить лет до ста…
Все, все умерли, а я вот все жива. И не хочу умирать…"
Она уехала за границу из Тифлиса и никогда не бывала в Тбилиси. Но в свой родной город Саломея все же вернулась. Благодаря той самой работе Зинаиды Серебряковой, которую она завещала Грузии. Кстати, в свое время именно Андроникашвили помогла художнице в 1926 году выехать из Совесткой России в Париж и спасла ее от голодной смерти.
Другой портрет Саломе, работы Александра Яковлева, был выставлен на аукцион Сотбис в Лондоне, приобретен графом Лобановым-Ростовским и передан в музей Марины Цветаевой в Москве.
Свой портрет кисти Петрова-Водкина Андроникова еще в 1970 году подарила Третьяковской галерее в Москве. Сегодня он выставлен в постоянной экспозиции наравне с портретом Андрониковой работы Василия Шухаева.
Последний раз она устроила большой прием в честь своего 90-летия. "Трагедия моей старости в несоответствии желаний и возможностей", — произнесла она в ответ на тост одного из друзей.
8 мая 1982 года лондонская "Таймс" сообщила о смерти Саломеи Андроникашвили, "последней из самых блистательных женщин" и "одной из самых известных красавиц эпохи Серебряного века".Она прожила 93 года
Стихи, посвящённые Саломее
На улице парижской
Колизея
Жила годов пятнадцать
Саломея,
Порядок домовой 4 дважды,
Прохожий, снимите шляпу
Каждый
И. Зданевич
Осип Мандельштам, «Дочь Андроника Комнена», «Когда Cоломинка, не спишь в огромной спальне», декабрь 1916. Искусствовед И. Дзуцева отметила, что «Грузия предстала в поэзии Мандельштама в облике петербургской красавицы Саломеи Андрониковой». Ей же посвящены «Мадригал»[28]; к дню её рождения Саломеи Николаевны в Алуште, где она одновременно с поэтом гостила на даче жены А. А. Смирнова Е. П. Магденко. Там же была написана шуточная коллективная трагикомедия «Кофейня разбитых сердец».
Григол Рабакидзе, «Офорт»[29] («Дремотный сон в золе томлений…») 1920
Стихотворения Сергея Рафаловича, 1915—1920.
Г. Иванов «Январский день. На берегах Невы несётся ветер…» 1931
Анна Ахматова, «Тень» («Всегда нарядней всех, всех розовей и выше…») 1940
Илья Зданевич, «На улице парижской Колизея». 1940
проза:
Эдуард Лимонов, рассказ «Красавица, вдохновлявшая поэта». 1990. Выведена под именем «Саломея Ираклиевна».
Площадь также считается географическим центром Лондона, иначе ее называют «нулевым километром» — здесь начинается отсчет километража главных дорог столицы.
Длина площади — примерно 166 метров, а ширина — 116 метров.
Кому посвящена Трафальгарская площадь?
Колонна Нельсона — Википедия
Возведение и дизайн Колонна была построена в период с 1840 по 1843 год в память об адмирале Горацио Нельсоне, погибшем в Трафальгарском сражении в 1805 году.
Свидетельство о публикации №124052905709