Борец и клоуны. Борис Эрдман
Качаются грудей тяжелые лампады.
Их розовый фитиль
Прикосновеньем юноши оправлен.
Н. Эрдман.
На фотографии рисунок Бориса Эрдмана "Гимнастки" (1923).
Имажинистскую «Декларацию», опубликованную 30 января 1919 года в воронежском журнале «Сирена» (а 10 февраля также в газете «Советская страна», в редколлегию которой входил Есенин), подписали представители передовой линии имажинистов поэты Сергей Есенин, Рюрик Ивнев, Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич, а также художники Борис Эрдман. Георгий Якулов.
ИСКУССТВО — ДЕЛАНИЕ ДВИЖЕНИЯ СТАТИЧНЫМ
Борис Робертович Эрдман (1899 — 1960) — известный театральный художник, один из участников объединения имажинистов, брат драматурга Николая Эрдмана.
Родился в семье бухгалтера фабрики «Товарищество шёлковой мануфактуры», уроженца Митавы лютеранского вероисповедания Роберта Карловича Эрдмана (1860—1950) и Валентины Борисовны Эрдман (в девичестве Кормер, 1880—1964). Бабушка со стороны матери, Прасковья Абрамовна Гольдберг (1854—1938), была дочерью московского купца первой гильдии и мануфактурщика Абрама Симховича Гольдберга. Тётя, Мария Борисовна Кормер (1885—1963), была замужем за протоиереем С. И. Голощаповым.
ДВИЖЕНИЕ И СВЕТ УНИЧТОЖАЮТ МАТЕРИАЛЬНОСТЬ ТЕЛ
В 1917—1918 годах Борис Эрдман работал актёром московского Камерного театра.
В качестве театрального художника впервые выступил в 1918 году. После 1919 года активно работал в цирковой секции ТЕО Наркомпроса. Вместе с балетмейстером Голейзовским Эрдман служил в Экспериментальном театре, с режиссёром Мордвиновым — в Опытно-героическом театре. В двадцатых Борис Эрдман работает художником журнала «Зрелища», поражая читателей замечательными и точными рисунками актеров, гимнастов, спортсменов (Рины Зеленой, Миклошевской, велосипедистов братья Камборс, эквилибристы братья Бахман, танец В.Я. Парнаха, клоун Дмитрий Альперов и многие другие).
ХУДОЖНИК, СКОВЫВАЕТ КОПЫТА СКАЧУЩЕЙ ЛОШАДИ, ЛЕГКИМ ПРИКОСНОВЕНИЕМ КИСТИ, ОСТАНАВЛИВАЕТ БЕШЕНОЕ ВРАЩЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНОГО КОЛЕСА, МУЗЫКАНТ — ВОДОПАДНЫЙ РИТМ РАДОСТИ И МЕДЛЕННОЕ ТЕЧЕНИЕ ГРУСТИ. ТУТ ЖЕ ОБРЫВАЕТСЯ КАЧАНИЕ МАЯТНИКА ПУЛЬСА, КАК СМЕНЯЕТ ЦИФЕРБЛАТ СУЩЕСТВОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИЙ КРУГ ПРЕКРАСНОГО.
В 1925 году театральные работы Бориса Эрдмана были удостоены серебряной медали на Всемирной выставке в Париже.
Сохранилось письмо А.А. Бахрушина от 18 ноября 1926 года в Комитет Отдела С.С.С.Р. Международной выставки Декоративных искусств следующего содержания:
«На основании личных переговоров моих и данного на то согласия А.Я. Таирова, Б.Р. Эрдмана и И.М. Рабиновича, прошу все макеты и рисунки их работ, бывшие на выставке в Америке, передать в Государственный Театральный Музей моего имени».
В годы Великой отечественной войны Эрдман работал главным художником государственных цирков, а с 1950 года до конца жизни — художником Московского драматического театра им. Станиславского. В 1957 году Эрдман удостоился звания Заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Борисом Эрдманом иллюстрировано большинство книг имажинистов А. Кусикова «Коевангелиеран», «Сумерки», «В никуда», «Поэма поэм», «Жемчужный коврик», В. Шершеневича «Лошадь как лошадь», «Кооперативы веселья», «Вечный жид», «Красный алкоголь» и другие.
Под влиянием Бориса его брат Николай, имя которого на многие годы было вычеркнуто из русской литературы сталинской цензурой, в свое время также примкнул к имажинистам:
В качестве художника-постановщика Эрдман участвовал в создании фильмов «Цемент» (1927, не сохранился), «Проданный аппетит» (1928) и «Борец и клоун» (1957).
ВСЯКАЯ НАКЛЕЙКА ПОСТОРОННИХ ПРЕДМЕТОВ ПРЕВРАЩАЕТ КАРТИНУ В ОКРОШКУ.
Свидетельство о публикации №124052904422