Преодолевать свою гордость

ПРЕОДОЛЕВАТЬ СВОЮ ГОРДОСТЬ ИМЕЕТ СМЫСЛ.

ИМЕЕТСЯ по меньшей мере полдюжины оснований, почему стоит преодолевать свою гордость. Но это все же не означает, что для христианина гордость в любом случае неприемлема. Хотя причиной гордости часто является высокомерие и недостаток смирения, но иногда она находится в связи с самоуважением, с похвальными делами или с нашим отношением к Богу.

Например, апостол Павел писал собранию в Фессалониках, которое он мог основать, следующие слова: «Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братья, потому что возрастает вера ваша и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами. Так что мы сами хвалимся вами в церквах Божиих терпением вашим и верою во всех гонениях и скорбях, переносимых вами». Их вера и их любовь давали Павлу право гордиться (2 Фессалоникийцам 1:3, 4).

Павел упоминает также некоторых, которые гордились Богом (Римлянам 2:17). Кроме того, в Библии можно снова и снова читать о служителях Бога, которые прославляли Бога и Иисуса Христа или — другими словами — ими гордились (Псалом 33:2; 1 Коринфянам 1:31; Филиппийцам 3:3).

Можно сказать, без сомнения, что при известных обстоятельствах будет правильным гордиться качествами, успехами или достижениями своих близких. Например, муж может гордиться кулинарным искусством своей жены, или родители могут гордиться своими детьми, которых  они воспитали достойными людьми.

Но всё же поразительно узнать, что в Библии гордость упоминается в двадцать раз больше в осудительном смысле, чем в благосклонном. Почему так? Почему необходимо нас неоднократно предостерегать не быть гордыми? Потому что это врождённое чувство себялюбия очень легко может привести нас к трудностям, если мы не будем постоянно против этого бороться. Да, «помышление сердца человеческого — зло от юности его» (Бытие 8:21).

Итак, мы должны прилагать большие усилия во избежание всего, что может нас побудить к возвышению самих себя или к гордости. Многие выглядели смешными вследствие своей гордости! И, что ещё хуже, как много погибло вследствие их гордости! Однажды один английский писатель сделал следующее хорошее наблюдение: «Вообще гордость является причиной всех больших ошибок». Известным примером этого в наше время является Адольф Гитлер.

Самое худшее в гордости то, что из-за неё можно стать врагом Бога. Мы читаем относительно этого: «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать» (1 Петра 5:5). Следующие слова выражают сходные мысли: «Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем» (Притчи 16:5). Поэтому не удивительно, что мы также можем прочесть в Библии: «Погибели предшествует гордость и падению надменность» (Притчи 16:18).

В Библии приведено много примеров, показывающих, что мудро преодолевать свою гордость, когда тебе дают совет. Типичным случаем был сирийский военачальник Нееман, поражённый проказой. Уязвимым для его гордости было выслушать от слуг Елисея, что он должен семь раз окунуться в водах Иордана, чтобы вылечиться.

Нееман хвастался реками Дамаска и говорил, что они лучше Иордана. Но он преодолел свою гордость и дал своим слугам уговорить себя выслушать, что Елисей скажет ему. Благодаря этому он был излечен от проказы. Определённо, ему имело смысл преодолеть свою гордость (4 Царств 5:11—14). У нас дело обстоит точно так же. Если мы получим мудрый совет, который нам неприятен, то мы поступим хорошо, если преодолеем свою гордость.

В Библии говорится в связи с этим: «Обличай мудрого, и он возлюбит тебя.» «Ухо, внимательное к учению жизни, пребывает между мудрыми» (Притчи 9:8; 15:31). Каин, живший в начале истории человечества, отказывался, например, принять совет. Бог сказал ему предостерегающе: «... если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечёт тебя к себе, но ты господствуй над ним». Из гордости Каин не послушался этих слов. Поэтому он стал убийцей и был изгнан (Бытие 4:7). Следующим примером является царь Озия. Его военные успехи ударили ему в голову и он пытался взять на себя обязанности священника. Когда же он вследствие этого был уличён, он стал строптивым и не преодолел своей гордости. В результате этого он умер прокажённым (2 Паралипоменон 26:16—21).

Иногда может случиться, что нас тем или иным образом обижают. Как мы поступим в таком случае? Будем ли мы мстить и платить той же монетой? Нет, мы не должны за зло воздавать злом (Римлянам 12:17—21). Такому случаю подходят слова Иисуса: «Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Матфея 5:39).

Аман Вугеянин не преодолевал своей гордости и не сносил никакой обиды. Царь Артаксеркс издал указ, чтобы все преклонялись пред Аманом. Однако Мардохей, иудей, отказывался от этого по добрым причинам. Гордый и надменный Аман пришёл настолько в ярость, что решил истребить не только Мардохея, но и всех иудеев. Но в конце концов Аман был унижен и вскоре после этого был повешен на дереве, которое он приготовил для Мардохея. Если бы Аман преодолел свою гордость и не заметил бы обиды от Мардохея, то, наверно, его не постигли бы такое унижение и такой ранний конец (Есфирь, гл. 3 до 9). В Библии говорится в соответствии с этим: «У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление» (Притчи 12:16).

Также если мы вследствие наших слов или действий совершаем несправедливость по отношению к другим, то стоит преодолеть свою гордость и извиниться. Мы обязаны перед собой и перед другими искупить нашу вину. В нагорной проповеди Иисус дал следующий совет относительно этого: «Итак, если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда прийди, и принеси дар твой» (Матфея 5:23, 24).

Признаться в своей ошибке может также означать, что мы должны преодолеть свою гордость. Никто не знает всего. Никто не является совершенным. Итак, если мы установили, что сказали что-то неверное или что-либо неправильно осудили и поэтому поступили немудро, то будет мудрым признаться в этом по отношению к тем, которые вследствие этого, возможно, пострадали.

Стоит также всегда ожидать меньше, чем мы думаем, что можем на это претендовать. Это означает, разумеется, что мы должны преодолевать свою гордость. Иисус сказал поэтому, что мы должны были бы занимать самое низкое место, когда приглашаемся на званный пир, даже если мы, может быть, думаем, что могли бы претендовать на более почётное место. Лучше, если нам предлагают занять более почётное место, чем будут вынуждены назначить нам менее почётное (Луки 14:7—11).

Да, имеется много оснований преодолевать свою гордость. И это стоит делать.


Рецензии