Не только факты 41

Не только факты №41

УЧЕНИЕ О ДУШЕ

Согласно традиции, берущей начало в литературе Абхидхаммы, то, что принято считать личностью, состоит из:

а)        «чистого сознания» (читта или виджняна);
б)        психических явлений в абстракции от сознания (чайтта);
в)        «чувственного» в абстракции от сознания (рупа);
г)        сил, сплетающих, формирующих предыдущие категории в конкретные сочетания, конфигурации (санскара, чэтана).

В буддийских текстах указывается на то, что Будда не раз говорил, будто души нет. Она не существует как некая самостоятельная духовная сущность, временно обитающая в материальном теле человека и покидающая его после смерти, с тем чтобы по закону переселения душ снова найти себе другую материальную темницу.

Однако буддизм не отрицал и не отрицает индивидуального «сознания», которое «несет в себе» весь духовный мир человека, трансформируется в процессе личных перерождений и должно стремиться к успокоению в нирване.

В соответствии с учением о дхармах «поток сознательной жизни» индивидуума в конечном счете является порождением «мировой души», непознаваемого сверхбытия.
По мере своего развития буддизм все дальше отходил от первоначальных взглядов на душу как на поток, как на непрерывность постоянно меняющихся индивидуальностей.


Рецензии