Не только факты 33
СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННЫЕ БОЖЕСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ
Когда духовный уровень человека приближается к божественному, появляются сиддхи — сверхъестественные божественные способности. Обретение сиддх очень важно на буддийском пути, поскольку они являются знаками собственного продвижения. Однако, если захватываться этими способностями, использовать их для удовлетворения тщеславия, гордости, это становится большим препятствием на пути к Освобождению. Поэтому прежде всего практикующему необходима внутренняя свобода от Восьми Мирских Дхарм (которые есть привязанность к выгоде, удовольствию, похвале, славе и неприятие потерь, боли, порицания, плохой репутации), а истинная свобода от них есть Просветление.
Сами по себе божественные способности — это не то, что принадлежит человеку, а то, что обретается в том мире, куда он способен войти. Для божественных способностей Мира Страстей существует предел. Захватываться такими способностя¬ми — это все равно, что захватываться Сансарой.
У Будды Шакьямуни было много учеников, владевших божественными способностями, но это было естественно для монахов, никто не кичился этим, поскольку это не одобрялось в Общине, устремленной к Просветлению и Освобождению.
Однако, не являясь целью, сиддхи приходят, и это показатель продвижения на духовном пути. Ведь, если нам требуется попасть на верхний этаж здания, нам необходимо пройти или проехать через все его этажи. Исследуя буддийский Канон, мы во многих сутрах найдем описание этих способностей, обретаемых на пути («Брахмаджала сутта», «Саманнапхала сутта», «Амбаттха сутта» и др.). Рассмотрим их на примере «Саманнап-хала сутты». Вот что говорил Будда Шакьямуни в «Саманнап-хала сутта» («Сутра о плодах монашеской жизни»).
«С сосредоточенным умом, чистым и ясным, безупречным, свободным от недостатков, гибким, податливым, устойчивым, достигшим спокойствия, он (монах) направляет и обращает его к разным видам сверхъестественных сил. Он владеет различными видами сверхъестественных способностей:
• будучи одним, он становится многочисленным, будучи многочисленным, становится одним;
• он становится видимым для глаз и невидимым;
• он беспрепятственно проходит сквозь стены, валы и горы, как если бы это был воздух;
• он погружается в землю и выходит из нее, как если бы это была вода;
• он гуляет по воде и не тонет, как если бы это была сухая земля;
• сидя с перекрещенными ногами, он летает по небу, словно крылатая птица;
• рукой он касается даже солнца и луны, трогает эти столь могущественные, мощные светила;
• он оказывает влияние в своем теле на расстояния, соизмеримые даже с расстояниями до миров Брахмы».
Помимо таких сверхфизических способностей Будда выделял следующие божественные силы:
«С сосредоточенным умом, чистым и ясным, безупречным, свободным от недостатков, гибким, податливым, устойчивым, достигшим спокойствия, он направляет и обращает его к божественному слуху (букв. ухо-элемент). Очищенным божественным слухом, превосходящим человеческий, он слышит оба вида звуков — божественные и человеческие, близко ли те или издалека».
«С сосредоточенным умом, чистым и ясным, безупречным, свободным от недостатков, гибким, податливым, устойчивым, достигшим спокойствия, он направляет и обращает его к созданию тела, состоящего из сознания. Из этого тела он творит другое тело, имеющее форму, состоящее из сознания, законченного во всех своих частях, не имеющего недостатков в своих возможностях».
«С сосредоточенным умом, чистым и ясным, безупречным, свободным от недостатков, гибким, податливым, устойчивым, достигшим спокойствия, он направляет и обращает его к знанию сознания других существ. Он знает сознание других существ, других личностей, охватывая их своим сознанием.
Он распознает ум, захваченный страстью, как ум, захваченный страстью.
Он распознает ум, свободный от страсти, как ум, свободный от страсти.
Он распознает ум, захваченный ненавистью, как ум, захваченный ненавистью.
Он распознает ум, свободный от ненависти, как ум, свободный от ненависти.
Он распознает ум, захваченный заблуждениями, как ум, захваченный заблуждениями.
Он распознает ум, свободный от заблуждений, как ум, свободный от заблуждений.
Он распознает ограниченный ум как ограниченный ум.
Он распознает рассеянный ум как рассеянный ум.
Он распознает широкий ум как широкий ум.
Он распознает неширокий ум как неширокий ум.
Он распознает блестящий ум (превосходный ум) как блестящий ум.
Он распознает неблестящий ум как неблестящий ум.
Он распознает сосредоточенный ум как сосредоточенный ум.
Он распознает несосредоточенный ум как несосредоточенный ум.
Он распознает ум реализованного как освобожденный ум.
Он распознает ум нереализованного как неосвобожденный ум».
«С сосредоточенным умом, чистым и ясным, безупречным, свободным от недостатков, гибким, податливым, устойчивым, достигшим спокойствия, он направляет и обращает его к воспоминанию прошлых жизней (букв. предыдущих домов). Он вспоминает разные прошлые жизни, а именно: одно рождение, два рождения, три рождения, четыре рождения, пять рождений, десять рождений, двадцать, тридцать, сорок, пятьдесят рождений, сто рождений, тысячу рождений, сотню тысяч рождений, много периодов (кальп) создания вселенной, много периодов (кальп) расширения вселенной, много кальп создания и расширения вселенной: (он вспоминает) «Там я имел такое-то имя, принадлежал такому-то роду, имел такую-то внешность, такой-то была моя еда, я испытывал такое-то удовольствие и такую-то боль, и я умер таким-то образом. И, уйдя из той жизни, я переродился там-то. А там я имел такое-то имя, принадлежал такому-то роду, имел такую-то внешность, такой-то была моя еда, я испытывал такое-то удовольствие и такую-то боль, и я умер таким-то образом. И, уйдя из той жизни, я переродился здесь». Так он вспоминает свои многочисленные прошлые жизни во всех обстоятельствах и подробностях».
«С сосредоточенным умом, чистым и ясным, безупречным, свободным от недостатков, гибким, податливым, устойчивым, достигшим спокойствия, он направляет и обращает его к знанию о смерти и перевоплощении существ. Божественным оком, очищенным и превосходящим человеческое зрение, он видит, как существа оставляют жизнь и вновь рождаются, он постигает, как существа, в соответствии со своей кармой, становятся низшими и высшими, красивыми и безобразными, счастливыми и несчастными: «Те существа, что наделены дурным поведением тела, речи и ума, которые оскорбляют праведных, придерживаются ложных воззрений и предпринимают действия под влиянием ложных воззрений, с распадом тела, после смерти, перерождаются в бедствии, несчастье, в низших мирах, в аду. Те же существа, что наделены добрым поведением тела, речи и ума, не оскорбляют праведных, придерживаются правильных воззрений и предпринимают действия, исходя из правильных воззрений, с распадом тела, после смерти, перерождаются в счастье, в небесном мире». — Так, божественным оком, очищенным и превосходящим человеческое зрение, он видит, как существа оставляют жизнь и вновь рождаются, он постигает, как существа, в соответствии со своей кармой, становятся низшими и высшими, красивыми и безобразными, счастливыми и несчастными».
«С сосредоточенным умом, чистым и ясным, безупречным, свободным от недостатков, гибким, податливым, устойчивым, достигшим спокойствия, он направляет и обращает его к знанию о прекращении волнений ума. Он постигает без искажений: «Это есть напряжение... Это есть происхождение напряжения... Это есть прекращение напряжения... Это есть путь, ведущий к прекращению напряжения». Он постигает без искажений: «Это есть волнения... Это есть происхождение волнений... Это есть прекращение волнений... Это есть путь, ведущий к прекращению волнений». Его душа, зная таким образом, видя таким образом, освобождается от волнений чувственности, от волнений становления, от волнений невежества. С освобождением возникает знание: «Я свободен». Он постигает: «Больше не будет рождений, святая жизнь принесла свой плод, цель достигнута. Нет больше причин, влекущих к перерождению в этом мире».
Свидетельство о публикации №124052804063