Дезадаптированные дети

    Работая после окончания вуза в двух школах, мне пришлось столкнуться с хорошим и с плохим воспитанием родителями своих детей. Тогда на родительских собраниях я стала затрагивать  эту тему : "Дезадаптированные дети".
    Наверное, мы все в какой-то степени были дезадаптированными детьми Дезадаптация
- это неспособность или невозможность человека в любом возрасте приспосабливаться
 к условиям и требованиям социального окружения, результатом чего  нарушается равновесие данного человека с обществом, искажение содержания, целей, мотивов, ценностных ориентиров (вор, хулиган, бродяга  и прочее).
    Два обстоятельства становятся главными предпосылками дезадаптации:
в семье - пьянство родителей, безнадзорность детей, попустительство, безразличие взрослых, жестокость, холодность к детям. Всё это способствует на самых ранних стадиях их роста... патологическому, неправильному развитию, а в более позднем возрасте семейная неблагоприятная обстановка станет ещё большей отягощающей составляющей. СЕМЬЯ - первый фактор.
    Второй фактор - выраженные в довольно стёртом виде ЦЕРЕБРАЛЬНАЯ  НЕДОСТАТОЧНОСТЬ, ЛЁГКИЕ ДИСФУНКЦИИ МОЗГА, обусловленные  РОДОВЫМИ, ПОСЛЕРОДОВЫМИ ТРАВМАМИ МОЗГА И ГОЛОВЫ, ТЯЖЁЛОЙ БЕРЕМЕННОСТЬЮ МАТЕРИ, НЕРВОЗНОСТЬЮ САМИХ РОДИТЕЛЕЙ. Вместе с первым фактором они создают  те особые, отягощающие условия, в которых изначально разворачиваются и формируются психические процессы, влияющие на дезадаптацию.
    Дети уже в раннем детстве быстро утомляются, трудно общаются с другими детьми в дошкольных учреждениях, трудно включаются в игры своего возраста.
В ШКОЛЕ - это трудный контингент, который способен усвоить  упущенное ТОЛЬКО  в особых благоприятных условиях. Они более раздражительны, быстрее других устают, не способны к длительным и систематическим нагрузкам. В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
они становятся возмутителями спокойствия. Начиная с пятого класса таким детям становится всё труднее достигать УСПЕХА. Их возрастной предел внимательности ограничен пятнадцатью - двадцатью минутами. Они не в состоянии освоить объём информации, рассчитанный на целый урок.
   Эти дети отвлекаются, раздражают учителя, становятся объектом насмешек сверстников. Родители неблагополучных детей не в состоянии им помочь. Такие
дети и подростки  становятся жертвами жестокости и разочарования взрослых,
терпят обвинения в неполноценности, наказания, лишения. Им требуется одобрение, уважение, но они их не получают. Следствие такого дискомфорта личности - роль "козлов отпущения", "тихого омута", "тайного мстителя" или драчуна, скандалиста, грубияна.
    В ИТОГЕ легкая или  стёртая наследственная недостаточность наслаивается на запущенность  - педагогическую и психологическую. Взрослея, подросток отчуждается от общества. Не следует забывать, что к этому добавились из семейной жизни многие пороки, примит
ивный быт, пьяные речи и лица родителей. Дети с младенческих лет на бытовом уровне воспринимают и усваивают разнообразные формы отклоняющегося поведения близких, "способы" выяснения отношений, решения спорных вопросов. Такими они вступают в тот возраст, в котором появляется потребность в общении с большим  числом людей, желание познать себя, самоутвердиться.
    На пути подростков нередко попадаются такие компании, где подростки находят себе новые интересы, могут быть в центре внимания, "героями", а дома получают  подзатыльники, скандалы. Так прямо и быстро  формируется  отклонившееся, девиантное поведение. В компаниях  подростки заражаются групповым поведением, формируется стремление жить беспечно, весело, легко. Отсюда и лёгкость в принятии алкогольных, наркотических доз, бездумное участие в уличных драках.
    Количество "подвигов" сомнительного характера на определённом этапе приводит к качественным изменениям личности. Её уровень снижается  до самого примитивного, глубоко деформируясь.
    Таким образом, все лица преступного общества не сваливаются к нам с неба, не рождаются, не возникают вдруг. Счастье таких людей не в колониях и тюрьмах, а в любви и добре родителей и других взрослых людей.

   28 мая 2024 года, город Спасск-Рязанский.










 


























    


Рецензии
Спасибо за лекцию, сегодня в школах обучение проводится по американском принципу - ЕГЭ.

Натали 72   02.06.2024 16:00     Заявить о нарушении
Вот для таких детей следует использовать ЕГЭ.

Лидия Логинова   21.06.2024 16:12   Заявить о нарушении