Столица Петербург

ПЕТЕРБУРГ, ПЕТРОГРАД, ЛЕНИНГРАД
(Отрывок из поэмы)

1. СТОЛИЦА ПЕТЕРБУРГ

В честь заступника славного русской земли
Вскоре Лавру на бреге Невы возвели
И поток богомольцев потёк в славный град,
И Господь, несомненно, был этому рад.

Над собором, у крепости главной внутри,
Ангел был водружён - символ Божьей любви. 
Чтоб укрыть ими город от злобы и зла
Он над ним распростёр два огромных крыла.

Город ширился, рос, расцветал красотой:
Справа - Сад, слева купол блестит золотой,
Стали царский дворец возводить у Невы,
Чтоб столицу сюда перенесть из Москвы.

Царь приехал со всею своею семьёй
И отсюда стал править большою страной.
Он уверенно взял в руки нити Судьбы,
Словно всадник, поднявший коня на дыбы.

Много сделать царю тому было дано,
Прорубил, говорят, он в Европу окно,
И Россию избавил от множества бед,
Одержав над врагом столько славных побед.

В бронзе всадник, что топчет злодейку змею,
Так потомки, явив благодарность свою,
Самодержца решили запечатлеть,
Но в названии Всадника значится медь.

В чем ошибки секрет, возникает вопрос,
Но не сложен ответ, издевательски прост:
Закрепился за ним легкий пушкинский слог,
Что в поэме своей его Медным нарёк.

И названье прижилось и с ним сквозь года
Мчится Всадник теперь, неизвестно куда,
Мы ж со всадником вместе помчимся вперёд,
И мгновеньем одним двести лет промелькнёт.

Остановлены будем Войной Мировой,
Что зовём нынче Первой мы, после Второй,
В это время, когда шел в Европе разлад,
Город имя сменил. Город стал Петроград.

Город стал, город стал Петроград.
Город стал, город стал Петроград.

ДГ 04.04.2024

***

Петербург-Петроград-Ленинград-
ПЕ-ТРО-ГРАД! …

Петербург…

Ленинград…

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

ПРИМЕЧАНИЯ

«Ме;дный вса;дник» — монументальный конный памятник первому российскому императору Петру Великому, созданный в 1768–1778 годах под руководством французского скульптора Этьена Мориса Фальконе, открытый на Сенатской площади в Санкт-Петербурге 7 (18) августа 1782 года. Один из символов Санкт-Петербурга и одно из самых известных произведений скульптурного классицизма.

Памятник изготовлен из бронзы; название «медный» закрепилось за ним благодаря одноимённой поэме А. С. Пушкина.

Скульптор изобразил Петра в подчёркнуто динамическом состоянии, одел его в простую и лёгкую одежду, которая, по словам скульптора, принадлежит «всем нациям, всем мужам и всем векам; одним словом, это героическое одеяние». Богатое седло он заменил медвежьей шкурой, которая символизирует нацию, цивилизованную государем. Постамент в виде громадной скалы — символ преодолённых Петром I трудностей, а введённая в композицию змея представляет собой остроумную находку в решении задачи по обеспечению статической устойчивости монумента. Её появление под ногами вздыбленного коня достаточно убедительно объясняется тем, что она изображает «враждебные силы». И только венок из лавра, венчающий голову, да меч, висящий у пояса, указывают на роль Петра как полководца-победителя.

В обсуждении концепции памятника принимали участие Екатерина II, Дидро и Вольтер. Памятник должен был изображать победу цивилизации, разума, человеческой воли над дикой природой. Постамент памятника призван был символизировать природу, варварство, и тот факт, что Фальконе обтесал грандиозный «Гром-камень», отполировал его, вызвал возмущение и критику современников.

«Гром-камень» был найден в окрестностях Конной Лахты. Это валун биотит-мусковитового калиево-полевошпатового гранита, в котором горные породы гранит и пегматит имеют возраст 1,5—1,6 миллиарда лет. После того как камень извлекли из земли, котлован заполнила вода и образовался водоём, сохранившийся до настоящего времени, — Петровский пруд (с 2011 года — ООПТ). Путь камня до места погрузки был равен 7855 метрам.

Транспортировка «Гром-камня»
Для перевозки камня были выбраны зимние месяцы, когда почва подмёрзла и смогла выдерживать тяжесть. Эта уникальная операция продолжалась с 15 (26) ноября 1769 года по 27 марта (7 апреля) 1770 года. Камень был доставлен на берег Финского залива, где для его погрузки была сооружена специальная пристань.
Транспортировка камня по воде осуществлялась на судне, специально построенном по чертежу известного корабельного мастера Григория Корчебникова, и началась только осенью. Гигантский «Гром-камень» при огромном стечении народа прибыл в Петербург на Сенатскую площадь 26 сентября (7 октября) 1770 года. Для выгрузки камня у берега Невы был использован приём, уже применённый при погрузке: судно было притоплено и село на предварительно вбитые в дно реки сваи, что дало возможность сдвинуть камень на берег.
Работы по обтёске пьедестала проводились во время движения камня, до тех пор, пока посетившая Лахту Екатерина, желавшая посмотреть на перемещение камня, не запретила его дальнейшую обработку, желая, чтобы камень прибыл в Петербург в своём «диком» виде без утраты объёма. Окончательный вид камень приобрёл уже на Сенатской площади, значительно утратив после обработки свои первоначальные размеры. Многие думают, что камень представляет собой единую глыбу, но, на самом деле, он состоит из нескольких тесно пригнанных друг к другу блоков.

Легенды, связанные с памятником

Легенда о майоре Батурине

Во время Отечественной войны 1812 года в результате отступления русских войск возникла угроза захвата Санкт-Петербурга французскими войсками. Обеспокоенный такой перспективой, Александр I приказал вывезти из города особо ценные произведения искусства. В частности, статс-секретарю Молчанову было поручено вывезти в Вологодскую губернию памятник Петру I, и на это было отпущено несколько тысяч рублей. В это время майор Батурин добился свидания с личным другом царя князем Голицыным и передал ему, что его, Батурина, преследует один и тот же сон. Он видит себя на Сенатской площади. Лик Петра поворачивается. Всадник съезжает со скалы своей и направляется по петербургским улицам к Каменному острову, где жил тогда Александр I. Всадник въезжает во двор Каменноостровского дворца, из которого выходит к нему навстречу государь. «Молодой человек, до чего ты довёл мою Россию, — говорит ему Пётр Великий, — но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться!» Затем всадник поворачивает назад. Поражённый рассказом Батурина, князь Голицын передал сновидение государю. В результате Александр I отменил своё решение об эвакуации памятника. Памятник остался на месте.
Есть предположение, что легенда о майоре Батурине легла в основу сюжета поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник».

«Бедный Павел!»

По легенде, однажды вечером Павел в сопровождении своего друга князя Куракина шёл по улицам Петербурга. Они встретили незнакомца. Павел обратился к Куракину: «С нами кто-то идёт рядом». Однако тот никого не видел и пытался убедить в этом великого князя. Вдруг призрак заговорил: «Павел! Бедный Павел! Я тот, кто принимает в тебе участие». Затем призрак пошёл впереди путников, как бы ведя их за собой. Подойдя к середине площади, он указал место будущему памятнику. «Прощай, Павел, — проговорил призрак, — ты снова увидишь меня здесь». И когда, уходя, он приподнял шляпу, Павел якобы разглядел лицо Петра I.
Текстологический анализ легенды установил, она восходит к мемуарам баронессы фон Оберкирх. Баронесса подробно описывала обстоятельства, при которых сам Павел публично, хотя и против своей воли, рассказал эту историю. Фон Оберкирх сообщала, что через полтора месяца после памятного ужина Павел получил письмо из Петербурга. В письме сообщалось о торжественном открытии памятника Петру Великому, известного впоследствии как Медный всадник. По словам Г. фон Оберкирх, хотя при чтении письма государь пытался улыбаться, мертвенная бледность покрыла его лицо.

Художник Владимир Стожаров

НАЧАЛО ПОЭМЫ ИЩИТЕ ЗДЕСЬ

0. 1703 год
http://stihi.ru/2023/05/26/2144


Рецензии