Конкурс-Волшебная роспись

Тм Гуси-Лебеди

Здравствуйте, дорогие члены Клуба Крылатых и уважаемые гости ТМ "Гуси-Лебеди"

Дорогие друзья!

Продолжаются конкурсы по проекту « РОССИИ МИЛЫЙ УГОЛОК».

Многим кажется, что русские народные промыслы остались в далеком прошлом вместе с лаптями, коромыслами и балалайкой.
На самом деле многие промыслы процветают и сегодня, а некоторые из них - вовсе не такие древние, какими казались на первый взгляд.

     ГЖЕЛЬ - голубая роспись по белому фарфору, которую выполняют в одноименном селе и близлежащих деревнях: всю эту местность называют гжельским кустом.
Хотя добывать глину и заниматься гончарным делом в Гжели начали много веков назад, фарфоровые заводы появились здесь только в 19 веке. Единого стиля росписи в то время не было: каждая фабрика использовала свои краски, рецепты которых хранили в тайне от конкурентов, и узнаваемые рисунки.
Знаменитая одноцветная роспись появилась только к концу Великой Отечественной войны: основы стиля и цветовое решение разработала команда советских художников и искусствоведов, которым нужно было восстановить в регионе производство, но сделать его недорогим и доступным для покупателей.
Сейчас на территории гжельского куста работают как крупные заводы, так и частные мастерские. Все они придерживаются единых правил: расписывают изделия только вручную, пользуются готовой палитрой мазков и придают цвет посуде с помощью оксида кобальта - именно он при обжиге дает характерный сине-голубой оттенок гжели. А вот рисунки могут быть самыми разными: кроме классических цветов и птиц мастера выполняют сюжетную роспись в народной тематике - например, изображают сцены из сказок или крестьянской жизни.
Но жители Гжели поэтично говорят, что во всем виновато небо – оно здесь настолько синее и яркое, что так и хочется перенести эту красоту на хрупкий фарфор. Примечательно, что самый популярный гжельский узор – розу, здесь ласково называют Агашкой. В период расцвета промысла среди мастериц было много крестьянок по имени Агафья.

      ХОХЛОМА - хохломская роспись – это второй по известности русский бренд. Традиция расписывать деревянную утварь в красно-черно-золотые цвета появилась на севере Нижегородской губернии в XVIII веке. Говорят, она пошла от староверов, которые привнесли в нее иконописные традиции. Таланты художников вкупе с умениями нижегородских мастеров по дереву обусловили зарождение этого узнаваемого народного промысла.
Роспись по дереву, известна своими золотыми элементами. Чтобы получить такой эффект без использования драгоценных металлов, мастера натирают заготовки оловянным или алюминиевым порошком. Другие характерные цвета хохломы - красный и черный, хотя встречаются и дополнительные: например, зеленый или голубой.
Традиция так расписывать деревянную утварь появилась на севере нижегородских земель, где было много леса и мало плодородных земель: товары со всей округи продавали в селе Хохлома. Теперь центр производства хохломы располагается в городе Семенов, где работает крупнейшая хохломская фабрика. Мастера там работают по старинным технологиям, вручную контролируя каждый этап - от изготовления основы до финального покрытия лаком.

«Хохлома – это лето и осень,
Россыпь ягод и лист золотой.
Гжель – январская дивная просинь
Над снегами морозной зимой.

Завиток к завитку – ярко-красным,
Чтобы стало душе веселей,
Хохлома – это радость и праздник,
Это щедрость России моей!

Чистота да изысканность линий –
Холодна бледноликая гжель –
Это синий безудержный ливень,
Голубая шальная метель.

Красота и тиха, и печальна,
Недоступна, как дамский каприз.
Вот она – нераскрытая тайна –
Для Снегурочки чайный сервиз.

У природы заимствуя краски,
Бесконечно талантлив народ,
И поскольку Россия контрастна,
Хохлома рядом с гжелью живет».
                Ната Ростова

     ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ - еще один вид украшения деревянной утвари родом из нижегородских земель. Главные отличительные черты этого промысла- яркие, разнообразные цвета и сюжетные сценки. В отличие от растительных узоров хохломы, городецкая роспись изображает людей, животных и знакомые элементы деревенской жизни: избы, колодцы и увитые цветами заборы.
Этот стиль росписи заменил традиционную резьбу по дереву, которой украшали донца прялок: когда инструмент не использовали, донца снимали и вешали на стену в качестве декора. А потом стали расписывать и другие бытовые предметы из дерева: например, сундуки, разделочные доски и шкатулки.
Сейчас такие изделия производит фабрика «Городецкая роспись»: в ее стенах мастера вручную украшают каждый предмет. На экскурсии туристам покажут рабочие места художников и проведут по музею: в экспозиции собраны разные изделия с городецкой росписью - от подсвечников и ложек до столов, ваз и картин.

«Городецкая роспись - как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Желтый вечер, черный конь,
И купавки, как огонь,
Птицы смотрят из ларца –
Чудо-роспись Городца!»
                Л. Куликова.

    ЖОСТОВСКИЕ ПОДНОСЫ
Роспись красками на кованых предметах появилась в начале XIX века в подмосковной деревне Жостово. Мастера применяли особую технологию, которая выражалась в нанесении на предметы нескольких слоев масляной краски, чтобы рисунок в конце выглядел объемнее и сочнее. Все это в конце покрывалось лаком.
Наносили роспись в Жостово всегда на металлические предметы, в первую очередь на жестяные подносы. Характерной и узнаваемой чертой этого промысла является то, что в качестве рисунков в основном преобладают реалистичные цветочные композиции.

«На подносе вовсе не раскраска –
Словно поэтический рассказ
О цветах как будто бы из сказки,
Чистом воздухе и птичьих голосах.

Маленькое чудо на подносе,
Из цветов невиданный пожар.
И ушли заботы и вопросы...
Пусть пыхтит пузатый самовар!

И от скуки, от зимы метельной
Жостовский поднос, как будто щит,
Прелестью веселой, доброй, летней –
Кажется, нас с вами защитит!»
                С. Жигалин
 

Объявляется конкурс « ВОЛШЕБНАЯ РОСПИСЬ»

На конкурс принимаются стихи, содержащие любое упоминание именно  о предложенных росписях ( Гжель, Хохлома, Жостовские подносы, Городецкая роспись).
 
Приветствуются стихи, написанные специально для конкурса.
Авторы получают дополнительный балл и награду.

От автора принимается ОДНО новое или опубликованное ранее стихотворение в любом жанре, которое сам автор считает его лучшим, объёмом до 40 строк в авторской разбивке, написанное на русском языке, НЕ содержащее нецензурную лексику, пропаганду насилия, пьянства и наркомании, расовую, межнациональную или религиозную неприязнь.

ЗАЯВКА оформляется отдельной рецензией в этом посте и должна включать в себя:
- ИМЯ автора;
- НАЗВАНИЕ стихотворения, в кавычках, с большой буквы;
- ССЫЛКА на публикацию на авторской странице;
- АДРЕС электронной почты.


ПОДАВ ЗАЯВКУ НА КОНКУРС, ВЫ ПОДТВЕРЖДАЕТЕ, что ознакомились с "Правилами
проведения и участия в конкурсах площадки" - http://stihi.ru/2012/02/12/12233

 ЗАЯВКИ принимаются  с 26.05.2024 года до набора 25-30 стихотворений,
 не позднее 10 июня.

 ГОЛОСОВАНИЕ "народное", БЕЗ ОЦЕНОК, для участников конкурса - ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ.

Победителей ждут призы:

за 1 место – 1200 с\б
за 2 место – 1000 с\б
за 3 место – 500 с\б
за 4 место – 300 с\б

 Участие в конкурсе бесплатное, однако мы с благодарностью примем любую спонсорскую помощь на развитие площадки "Гуси-Лебеди"
 (на логин - gusilebedi1).

*******************************
Ведущая конкурса – НАДЕЖДА ТУМАНОВА.
Всем  - творческих удач и вдохновения!


Рецензии
Добрый вечер, уважаемые Авторы!
Приём произведений на конкурс завершается завтра,
15 июня, в 20-00 мск.
Ведущая конкурса - НАДЕЖДА ТУМАНОВА.

Надежда Туманова   14.06.2024 22:32     Заявить о нарушении
Уважаемые Авторы!
Приём произведений на конкурс завершён.
Всем спасибо!
Ведущая конкурса - НАДЕЖДА ТУМАНОВА.

Надежда Туманова   15.06.2024 21:13   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.