Настоящий свет внутри нас

    Завершена установка архитектурного освещения на фасадах главных достопримечательностей Комсомольской площади города Москвы – Ленинградского,
Ярославского и Казанского вокзалов. Данная работа проводилась в рамках реконструкции вокзальных комплексов и имела своей целью подчеркнуть существующую архитектуру зданий в отсутствии естественного света – в вечернее и ночное время суток.
    Реализовывала данный проект компания «Ультиматум-групп», более 12 лет занимающаяся строительной и архитектурной деятельностью, специализирующаяся на создании архитектурного освещения зданий. Объекты, которые можно назвать визитной карточкой компании: гостиница Москва, Военторг, Белорусский вокзал. В настоящий момент компания участвует в реализации комплексной программы подсветки фасадов домов на Пятницкой улице, Варшавском и
Каширском шоссе. Работает с известными российскими архитекторами - Сергеем Скуратовым, Юрием Григоряном, Владимиром Плоткиным, а также с иностранными - Массимилиано Фуксасом, Дэвидом Чеперфильдом.
    «Ультиматум» - в переводе с латинского – последнее предложение, от которого нельзя отказаться. Свое сотрудничество с ОАО «РЖД» она начала в 2011 году. Предложения по
архитектурной подсветке московских вокзалов оказались интересными, непохожими на другие, как в плане творческого подхода, так и в рамках бюджета. Сегодня они воплощены в жизнь.
     Мы беседуем с генеральным директором компании Павлом Павлюком.
    "Сегодня у вокзалов начинается новая жизнь, вернее, возвращается хорошо забытая старая. В советские времена вокзалы являлись определенным культурным элементом,
даже центром городской жизни. Здесь были расположены гостиницы, рестораны, куда не стыдно было прийти отметить праздник. В последние годы многое было утрачено. Очень хорошо, что нашлись люди, решившие не только отвоевать прежний статус вокзалов, но и привнести в их жизнь новизну. Наша составляющая в этой работе - создание вечернего образа вокзала при помощи света. Она призвана дарить пассажирам ощущение тепла и
домашнего уюта, сглаживая грустные моменты, связанные с расставанием.
 В отличие от декоративного освещения, где чаще применяются яркие световые динамичные пятна, архитектурное освещение ставит перед собой задачу создать художественный образ здания, подчеркнуть красоту как всего фасада, так и отдельных его элементов. Создавая единый ансамбль «Площадь трех вокзалов», мы должны были решить сложнейшую задачу - не лишить их узнаваемости и архитектурной уникальности. Каждый вокзал индивидуален, со своим неповторимым стилем, созданным в разное время разными архитекторами. Если представить Комсомольскую площадь, как корону, то три этих объекта должны блистать в ней крупными драгоценными камнями. И в качестве
объединяющего их элемента мы придумали очень простой, на наш взгляд, прием – сочетание теплого и холодного света. Ленинградский вокзал выкрашен в теплый,
охристый цвет, окна там – еще более теплые, создающие ощущение уюта, а контур плоскости фасадов снаружи - холодный. Архитектура Ярославского вокзала – холоднее -
зеленая крыша, темная мозаика, барельеф. Казанский вокзал богат цветными элементам терракотовые стены, яркая, контрастная крыша, белый фон, богатая пластика фасада,
орнаменты.
     Первым объектом по реализации этой задачи стал Ленинградский вокзал. В колоннах фасада здания используется белый камень, служивший для строительства многих дворцов и храмов и наградивший Москву эпитетом «белокаменная». Эти колонны необходимо
было подсвечивать, но без согласования с реставраторами в них нельзя сделать ни одного
штриха или отверстия. Когда мы предлагали места установки светильников и проведения
кабеля, первое, что слышали в ответ: «Нет, так нельзя». Вместе пытались найти решение,
согласовывали каждый элемент. Только на проектирование было отдано 2 года. Затем –
монтаж, авторский надзор, в процессе реконструкции также менялись какие-то решения.
Очень важный аспект – не бросить проект на половине, не сказать, что это - не наше дело, а довести его до конца, когда все довольны результатами. Мы участвовали в работе по архитектурному освещению как исторических фасадов, так и современных фасадов и интерьеров. В новой части вокзала - это светящиеся разноцветные полосы-линейки, которые включаются разноцветными медиа-сегментами, создавая различные геометрические фигуры, переливы света и т.д.
В исторической части - более классическое освещение. Здесь выделяются отдельные
элементы: пилястры, пилоны, карнизы, окна. Мы используем не только светильники прожекторного типа, с четким контуром, яркими лучами, но и мягкую деликатную
подсветку. Сочетание холодного и теплого – холодные стены, но теплые окна и крыша – дает ощущение волшебного хрустального дворца, очень нарядного, величественного,
торжественного. Здание как бы светится изнутри. Современное, компактное оборудование основано на светодиодных технологиях, потребляет гораздо меньше электроэнергии, давая больший экономический эффект.Светильниками можно управлять, менять яркость, включать группы ламп. Предусмотрены три режима работы: будничный, дежурный и праздничный. Будничный
режим включается с сумерек до полуночи. Освещаются главные декоративные элементы здания, входные группы, воссоздается силуэт. После полуночи загорается дежурный
режим, при котором освещена только входная группа и незначительные элементы здания, дающие нам узнаваемость образа. В дни государственных праздников и в выходные работает праздничный режим, включается цвет и светодинамика. Светодиодные
технологии обладают удивительным свойством некоего «одушевления» здания, живущего вместе с нами.
Отличие нашей компании от других, занимающихся светом, в том, что мы - прежде всего, архитекторы. Главное для нас - дополнить вечерний образ вокзала, сделать его более эмоциональным, но ни в коем случае не изменить фасад, не разукрасить его. В своей работе мы руководствуемся девизом: НАСТОЯЩИЙ СВЕТ ВСЕГДА ВНУТРИ
НАС. Выше творческой составляющей в человеке нет ничего. И наша задача – показать, открыть творческие возможности всех участников проекта. Мы в последнюю очередь задумываемся над тем, сколько нам нужно светильников и куда их надо поставить. Главное - какая идея закладывается в основу. Делая проект освещения вокзала, мы хотим рассказать историю о нем, создать сюжет. Открыть в объекте все самые лучшие его свойства, качества, как в человеке. Обнаружить все, что раньше было скрыто. Проявить внутренний свет, который невидим, как душа. Как режиссер выявляет в актере весь его
потенциал. Это относится и к объектам, и, в большей мере, к людям, выполняющим эту работу. Мы стараемся обнаружить свет в наших отношениях, быть честными в договорённостях, взятых на себя обязательствах и возникающих из всего этого доверительных, дружественных связях. Они также отражаются на результате. Восхищенные отзывы в интернете, похвала близких, друзей доставляет гораздо большее удовольствие, чем продажа лишней пары десятков ламп. У нас в штате есть и светотехники, и инженеры, и электрики, но все эти люди помогают нам воплотить в жизнь нашу архитектурную задумку. Никак не наоборот..."

Август 2014.


Рецензии