Перед лицЕм Истории

Так и не дочитал «Человека перед лицом истории» (Табачкова и как-то Ростовской). Оставив сей опус где-то на средине – после трёх глав.
Надо бы вернуться и, мабыть, что-то сказать. Ибо оставил не потому, что стало неинтересно, а просто чем-то перебило. У меня так случается.
По прочитанному особых откровений (по сравнению с предыдущими текстами Саши (с учётом двух поднятых статей)) не обнаружил. Разве, стиль существенно поменялся. Последнее можно объяснить и несколько неожиданным соавторством.
Когда вернусь (если-таки сподобит)?! – А как случится...
Для себя я эту монографию обозначил и как «Человек исторический». В почти название одного из моих по циклу, посвящённому предшествующему объёмному (многоглавому – о двенадцати) труду АСТ.
Тогда, считай, ровно пять лет назад (в марте-апреле), под этот цикл я перекликался с Наташей П. и питерским тёзкой Гоголицыным. Перекликался с Оксаной и Владом (в «Тень Гогена»). Все были ещё живы...
Вот и сейчас, жду, когда что-то подтолкнёт в память Ксюши. Так уже и до годовщины меньше двух месяцев остаётся...
Если возьмусь дочитывать ЧПЛИ, а тем более – откликаться, обойти тот цикл мне всё одно не удастся. Потому (здесь) вспомню два завершительных (из, по меньшей мере, осьмнадцати).

«Ироническое. Что пнём об сову…»

Человечек – спичка в колесе.
Чирк – и нет. Будь трижды «историческим».
Ну, а нас, которые, «как все»,
на растопку –  в фантики-количества.
Акторы в событиях найдут
место, пусть не свято, но с лампасами.
Остальные – бросовый продукт.
Просто фон. Замыленный и массовый.
Жребий справа. Слева – самосуд.
И неважно, кто сегодня первыми.
Разукрашен смыслами абсурд,
словно пень, засиженный Минервою.
(8.04.2019)
PS:
«Философия новейшей истории в двенадцати опытах» А. С. Табачкова (Глава 12. Человек и история).

«Завершающее. Опять ироническое, но – с подоплёкою»

Трепетная душа, нежная странница
Гость и друг в человеческом теле,
Где ты сейчас скитаешься,
Ослабленная, продрогшая, беззащитная,
Неспособная играть, как прежде?
(Эпитафия императора Адриана –
себе перед смертью)

Вот идёт – не человек, а Событие.
В ряд с такими же слагает Историю.
Крыши нет и наобум перекрытие.
Потому нужда была в консисториях.
Адриану не спалось без Антония.
Богом сделал и пометил созвездие.
Невелик, но яко вклад в теогонию.
Чай не Коммод! Из хороших, не бестия.
Ну, подумаешь – не жаловал Вибию.
Иудеям навалял: не бунтарствуйте!
Метрополию спасая от гибели,
не привёл её, меж тем, к междуцарствию.
Сам не Август. И не круче Тиберия.
Но державность укрепил. Строил армию.
На событиях стояла Империя,
историческим мужам благодарная.

Рим зачах. Пошли века бестолковые.
Смысла нет. Зато взамен – «сохранение».
Договор очередной с Иеговою.
На проекты мир-сбываний гонение.
У религии – своё назначение.
В безвременьях поддержать человечное.
Не пресечь самой структуры сечение.
Не задуть сверхсущий Логос в подсвечниках.
(9.04.2019)
PS:
В последней главе АСТ постарался уточнить место человека в Истории:

«Кем является человек для истории? Не в смысле роли в её событиях, но для истории как таковой человек как смертный для неё как для типа общего бытия во времени? Специфичен ли смертный человек истории, будут ли, к примеру, сообщества логических машин, существуя уже сами по себе, историчными, смогут ли они быть историей? Как сама смертность человека и его представляющаяся очевидной связь с идеальными сущностями, идеальным вообще, соотносятся с историей? Важно ли это последней, зависит ли она не в происшествиях, но как бытие от этих свойств, способностей людей? И как примирить с понятийным размером научной онтологии две самых известных, важнейших особенности человека наличие у него души и судьбы?..
Возьмёмся сказать и, надеемся, сумеем показать это здесь в дальнейшем, что смертность человека и неповторимость его жизни это куда как более научная, в оценочном значении слова, основа объяснения особых свойств истории, чем любые разговоры о системах и бифуркациях» (с.111).

Всё, всё, что гибелью грозит,
Для сердца смертного таит
Неизъяснимы наслажденья –
Бессмертья, может быть, залог!
И счастлив тот, кто средь волненья
Их обретать и ведать мог.
(АСП)

Сие припоминание – не только к месту (к оскальзыванию к историко-философическим штудиям двукратного тёзки отмеченного выше Солнца Русской Поэзии), но и – в герменевтическую забаву – к моему последнему. «Время Тьмы. По следам остывших империй».
Тут (в Завершающем «с подоплекою») – и Август с Тиберием, и Коммод с «междуцарствием». Ну, а подоплёка... Ещё та (пятилетней давности). Да к сегодняшнему Расейскому Возбуханию. Ежели оттуда, то и в пророчество.

Ну, да. А ведь и «Подоплёка» (сама по себе) – заслуживает. Я уже – просто о слове. А и в эту картинку – ещё и с «Отголоском» (!) от незабвенного Михаила Евграфовича. В «душевную помощь угнетённым братьям».
Ой, как оно всё-многое в Переклик-переплёт!
Пока не взялся за дочит – пара слов о названии. Сашиного (ЧПЛИ).
Человек перед лицом истории.
Я и в вывеску этого – заточил. Но – с ЛицЕм. Как бы – в возвышенную иронию.
Лицо Истории. С очами, в нас вперяющимися, небось. А то – и Лик!
Мифологично! Весьма...
Нешто то «Лицо» чем-то от Кроноса отличается?!   
Ага! С серпом.
На картине Вазари и Христофано он (Кронос) им (токмо на палке) папу Урана (Небо) оскопляет. В своё верховенство. А орудие оскопления кинет в море. У мыса Дрепан (Серп).
Правда, серп тот достали и прячут где-то на Сицилии (в пещере Занкле).
С этим «серпом» мне набежал Владимир Семёнович (Короткевич). «Колосья под серпом твоим»... Мабыть, и у нашего классика, там – как-то о Суде Времени (да Истории), а не библейского Бога-Творца. И, если так – тоже с «лицом» («твоим»).
Хотя у греков была ещё и Клио. «Дарующая славу». Дочь Зевса и Мнемозины (Памяти).
Так что – выбор имеется. Личика. Перед коим...
---------------------------------
PS:
А История, конечно, совсем не то, что просто Время. Время, как и Бытие («чистое»), не есть (здравствуй, герр Мартин!). Собственно, есть – Сущность, Сущее...
Здравствуй, Алексей Фёдорович (Лосев)!
Есть – Личность. История – способ бытия Личности. Ну, и Социума, вестимо.
Сюда ещё и Бога не мешает подтянуть. И Вечность.
Мир... А к Личности: о Ней, как «модусе» Человека и Индивида (а и того же Социума).
К Личности – Слово, Имя, Миф...
История – Бытие личности во времени. Более или мене чудесная (чудная-чудовищная). Если – к Мифу.
Тогда...
Человек перед лицом истории...
Человек становится личностью лишь перед чьим-то ЛицЕм (Ликом?). Другого-Третьего. Возлюби ближнего, как самого себя. Ну, и «обёрнутая» в Эту – Первая (Заповедь).
Так и идёт... Даже если мы этого не замечаем (почти)...
Остальное – от Лукавого (как-то).
От Лукавого, часто – разные «патриотизмы». Многое в них... С монстрами-левиафанами. С мордами-масками.
Родина, народ, нация... Тем более – государство. Тем более – раздутое (без настоящих правовых институтов).
Везде нужна аккуратность. При всём (в рамках меры) уважении. Как и с Историей (кого-то–чего-то). В каких угодно лицах. Дабы не свихнуться (в избыточном стремлении опереться на нечто Великое).

23-24.04.2024


Рецензии