Ошибка царя

                ОШИБКА ЦАРЯ


      Очень известная история времен правления Петра Первого в России о том, как  боярские дети учились в Европе. Почти триста лет прошло,  а как все похоже на сегодняшние дни. Сейчас выпускные экзамены в школах, за ними - приемные в вузах и колледжах, так что тема актуальная.
       Итак, что же там было, триста лет назад при Петре? Преобразователь России решил  ее любыми способами образовывать, что было весьма важно при поголовной безграмотности русского населения, причем всех его сословий. В первую волну попали бояре – именно их детей Петр за счет государственной казны отправил учиться в Европу. Стране были нужны разные специалисты. Из документов и художественных произведений мы помним об обучении боярских детей кораблестроительному делу и мореплаванию. Как выясняется, образование европейское  удалось не всем, некоторые научились лишь  носить европейскую одежду, снимать шляпу и приседать. Естественно, царь был в гневе.
         Однако, обратившись к нынешнему образованию, мы можем понять – а не виноваты были боярские дети в незнании «грубых» профессий. Как родители современных школьников видят их образование после окончания десяти классов? Обязательно в вузах. Многие папы и мамы вкладывают в подготовку детей  большие средства. В конце концов, имеющие деньги оплачивают обучение в университетах.
         А вот обучение в колледжах отодвигается родителями на второй план только при воспоминании обидного советского выражении «пэтэушник»!
          Триста лет назад в Европе было примерно такое образование, как сегодня: были учебные заведения, в которых могли учиться только дворяне. Там они проходили уроки политеса и мировой философии. Попасть туда простолюдину было невозможно, точно также,  как невозможно было  идти учиться дворянину в мастеровую школу («ПТУ»). И естественно,  боярских детей из России могли определить только в учебные заведения высшего уровня. Что, естественно, не соответствовало задачам Петра Первого. Однако было совершенно нормально по непререкаемым сословным правилам  боярским детям возвращаться со знаниями политеса и философии, но никак не  кораблестроителя, землемера, кузнеца. Гнев царя, возможно, был беспочвен, поскольку на учебу в Европу он должен был набрать молодежь из более низкого сословия – купцов, мещан, крестьян. Но в те недемократические времена о социальных лифтах государи ни в одной стране не думали и  образование в Европе было подарком только для «блатных» боярских детей, которые должны были после этих поездок служить при дворе и на высоких должностях.
       Понимание необходимости перестройки общества пришло лишь при Николае Первом после тридцатых годов девятнадцатого столетия, когда он задумал произвести в России техническую революцию. Для нее потребовались кадры, естественно, а где было их взять, не переходя  к социальной революции, переступив священные сословные запреты? Наш царь сумел решить эту проблему, точнее, он отдал ее решение немецкому специалисту Кнопу, прибывшему в 1839 году в страну из Англии со специальной миссией. Под присмотром английской королевы и русского царя  Кноп набирал на создаваемые им текстильные мануфактуры работников из крестьян и одним росчерком пера делал их предпринимателями, ставя на руководящие должности. Правда, всеми мануфактурами управлял он сам, но  именно с его помощью в России  в короткие сроки был сформирован новый слой предпринимателей из самой глубины народа.  И стали они Морозовыми, Мамонтовыми, Рябушинскими, Алексеевыми и многими-многими промышленными знаменитостями государства Российского, отодвинув в сторону высшую аристократию.
        Если же возвращаться к дню сегодняшнему, то в девяностые годы Россия столкнулась с острой необходимостью квалифицированных технических кадров нового уровня. Был сделан  эффективный ход – создание  на месте техникумов и ПТУ колледжей. И это было не простое переименование, а повышение статуса прежде всего профессионально-технических училищ. Их больше не стало, они были приравнены к техникумам и более того, частично даже к начальным курсам университетов. Теперь в них изучают философию, охрану труда, экологию и много чего такого, что раньше изучали только в вузах. Теперь и в бывших ПТУ, как и ранее в техникумах, готовят  специалистов  рабочих профессий и одновременно специалистов и руководителей среднего звена, которых в СССР  остро не хватало во всех отраслях и не хватает до сих пор. Вот это как раз то самое, о чем мечтал Петр Первый, посылая боярских детей за знаниями в Европу.
         Правда, есть у нас такие умники, которые, не разобравшись, что к чему, решили развенчивать европейское образование,  уверяя, что колледжи в Европе – это всего лишь «советские» ПТУ, там не престижно, а стыдно учиться тем, кто гонится за престижем. Подумать только – прошло триста лет, а мы все  на тех же граблях стоим, как при Петре. Хотя на самом деле все-таки сделали то, чего он так хотел. Да до такой степени ловко, что есть случаи, когда выпускники вузов, разобравшись что к чему  в нынешней экономике,  бегут поступать в колледжи, чтобы быть востребованными в современных высокооплачиваемых профессиях на крупных предприятиях. Таким, думаю, царь с присущей ему любовью к мастерам пожал бы руку.


Рецензии
Образовывать нужно самих образователей. А то уже до соколовых докатились...

Владимир Лагунов   14.06.2024 13:54     Заявить о нарушении