Басни о птицах. Стихи поэтов Приднестровья

БАСНИ О ПТИЦАХ
(тематическая подборка)

1. МЕДВЕДЬ И СКОПА (басня)

Рыбки Мишенька хотел.
Но ловить то ль не умел,
То ли он воды страшился.
А всего верней – ленился.

Потому и не ловил.
Лишь по берегу ходил.
Всё ж надеялся на что-то?
Или, может, ждал кого-то?

Вдруг откуда-то… Опа! –
Появляется Скопа.
Над волною покружилась.
Видит цель. Приноровилась.

Тут скажу без лишних слов:
Птица это – рыболов.
Ну, понятно! Ей, похоже,
Захотелось рыбки тоже.

И охота удалась.
Вот с добычей понеслась
Птица к дереву. Уселась
Поудобней. Огляделась…

А Медведь хитрющим был.
За Скопою проследил,
Вслед за нею припустился…
В этом хоть не поленился!

Вот под деревом он ждёт:
Что от пира упадёт?
Чешуи хотя б щепотка,
Кости… Голод ведь не тётка!…

Здесь намек со смыслом есть:
Нужен труд, чтоб рыбку съесть!
И ленивым – что не редко –
Достаются лишь объедки.

Анна ШТРО, 2023 г.
http://stihi.ru/2024/02/11/240


2. ПУХ И ПЕРЬЯ (басня)

В Союзе композиторов двора
Индюк главой был избран. Временным, И.О.
И, хоть он в музыке не смыслил ничего,
Но, вспомнив молодость, подумал, что пора
Принять в Союз соседку Утку,
Что заявленье принесла вчера,
Где утверждала, что способна не на шутку
Весь птичий двор ошеломить сонатой,
Той, что в сенях подслушал он когда-то…
Когда она, ещё утёнком хилым,
Стучала клювиком по блюдечку – так мило! –
Ласкали звуки индюшачий слух,
Хотелось гладить пёрышки и пух…

«Помилуйте!» – вдруг возразил Гусак, –
«А нынче дама пишет? Или… как?»
И, выступая как надёжный друг,
Пустился в объяснения Индюк:
«С тех пор мелодии не пишет: музу ждёт!
А муза где-то задержалась, не идёт.
Так это – знаю по себе! – лишь творческий простой,
У каждого период может быть такой.
Он бесконечно долго может длиться,
Но нам в Союзе Утя очень пригодится:
Она умеет быть активной и полезной…»

Тут Утка крякнула: «Послушай, друг любезный!
Писать симфонии мне просто недосуг,
Всё расширяется моих талантов круг!   
Вчера в песочнице я что-то рисовала,         
Чем восхитила воробьёв немало.               
Всё! Музыку я больше не люблю.
Пойду в Союз художников вступлю!»
_________________

Чтоб вывести мораль, хотя бы криво-косо,
Попробуем ответить на вопросы:

– Зачем стремится Утка непременно
   Ну, хоть каким-нибудь назваться ЧЛЕНОМ?
– Кто превращает творческий союз
   В зал ожиданья муз?

Лариса ЛАДЫКА, 2019 г.,
http://stihi.ru/2019/03/29/5889


3. ЛИТПРОЦЕС (басня)

Кулик Болотный сочинил стихи,
В которых восхвалял своё болото.
И так случилось, что жена Енота,
Услышав две (а может, три) строки,
Решила поддержать поэта-патриота.
А у Енотихи – ну, чтоб вы знали –
Кума работала в лесном журнале
И в Министерстве Почвы были связи…
Ну, словом, наш Кулик попал «из грязи в князи».
Хотя словарь его был невелик,
В живые классики зачислен был Кулик,
И понесла его известности волна!
День ото дня росла бездарности цена:
Стихи Болотного в учебники включили,
Чтоб их пичужки наизусть учили…

Напрасно возмущался Соловей: «А что за братия
Для деток составляет хрестоматии?!
Стишки такие, утверждать берусь я,
Воспитывают только дурновкусие!
Уже другое оперилось поколение,
Не понимающее даже смысла пения!
Где мастерство, талант и сила чувства?
Пришло в упадок чистое искусство!
Для всей лесной культуры – страшная потеря!»

Но Соловья не слушали ни птицы и ни звери,
Поскольку критики-вороны повторяли,
Что литпроцесс идёт
И рраспррекррасно всё в лесном журнале,
Где был редактором ослепший Крот,
А секретаршей у него – Тетеря.
_________________

В моей побасенке не всё враньё:
Среди «пернатых» есть и вороньё,
И учат птиц порой, как правильно брать ноты,
Медведи, Крокодилы и Еноты,
И лапой твёрдою – всегда вперёд! –
Весь «липроцесс» ведёт
Начальствующий Крот.

Лариса ЛАДЫКА, 2016 г.,
http://stihi.ru/2016/07/02/8822


4. ОРЁЛ И КУРИЦА (басня)

Кричала курица парящему орлу:
- Поверьте, дорогой, я тоже птица!
И я могу полетом насладиться,
Но предпочту поближе быть к столу.
А вот орел на вертел не годится!
Что позволяет мне собой гордиться,
Прижавшись к жаропрочному стеклу.

Кому – в духовку, а кому-то – к небесам…
Свою судьбу всяк выбирает сам.

Татьяна ЗУБКОВА (Акулина Тамм), 2010 г.,
http://stihi.ru/2010/09/04/2531


5. ВОРОНА И СОРОКА
(басня)

У Вороны подруга Сорока,
Эта дружба для серой – морока;
Трудно выдержать дружбу такую –
Всё, что видит, Сорока ворует.
Что ни день – опять преступление:
Украшенья крадёт без зазрения.
У сестры крадёт и у брата,
От рожденья она воровата,
Воровские проказы привычны.
Дружбы правила ей безразличны!

Разъяснять, знать, потребно Воронам,
Обучать их житейским законам:
Коль правдивость друзьям вашим чужда –
Грош цена им. И вряд ли то –  дружба.

Натали САМОНИЙ,
http://stihi.ru/2011/01/14/6671


6. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУК (басня)

Ходил на ЛитО Жук: мол, жажду учёбы,
На деле – бахвалиться вечно ходил,
Раздать по совету всем олухам чтобы...
Быть критиком главным – ну, очень любил!

Свои же творенья – считал божьим словом,
Читая, впадал в запредельный астрал...
От критики он их держал под засовом:
Ведь это – шедевры, почти идеал!

Но вдруг на ЛитО Воробей объявился,
Полдня хохотал он над метром-Жуком...
Пародией как-то «в любви» объяснился...
Пиит жесткокрылый упал в грязь ничком.

Ну, что тут напишешь?
То жизни "жучёба"...
Жужжи – не жужжи,
Но учись,  ей-же-ей!
Путь к звёздам нелёгок – из терний чащоба...
На каждую мошку есть свой воробей!

Натали САМОНИЙ,
http://stihi.ru/2021/09/20/8392


7. РОЗА И ВОРОБЕЙ (басня)

Воробей на розу сел,
И признанья ей запел:
– Чик-чирик да  чив-чив-чив –
 Как бутончик ваш красив!
Роза веткою качнула
И шипом в ответ кольнула,
Мол, не царских вы кровей…
Прочь летите, воробей!
Воробьишка прослезился
И бесследно удалился;
Роза, гордая собой,
Лишь встряхнула головой.

Через день жених иной
Разместился под листвой.
Не представился никак
Невоспитанный Червяк.
Песен Розе он не пел,
Только листья жадно ел.
Роза в крик: «Подите вон!
Это что за моветон?
Вы касаетесь листвы
Ко-ро-ле-вской красоты!»
А Червяк в ответ: «Пардон!
Может, я в тебя влюблён.
Проглотить тебя готов,
Ты вкуснее всех цветов.
Так люблю тебя, угу –
Оторваться не могу!»

Роза жалобно рыдала,
Воробья звала-искала.
А прожорливый Червяк –
Лишь «ням-ням» да чав-чав-чмяк.
До шипов он обглодал
Горделивый идеал.

Вот история какая…
Роза вся теперь нагая –
Без единого листочка –
Нынче нищенка на кочке.
Гордость всё кляня свою,
Слёзы льёт по Воробью.
-----
Если душу гордость гложет,
Сердце жаждет похвалы –
Распознать любви не сможет
Ни-ко-гда оно... Увы.

Натали САМОНИЙ,
http://stihi.ru/2013/05/24/5450


Рецензии
Сегодня обнаружила интересную информацию:

У Крылова над диваном, где он обыкновенно сиживал, висела большая картина в тяжелой раме. Кто-то ему дал заметить, что гвоздь, на который она была повешена, непрочен и что картина когда-нибудь может сорваться и убить его. «Нет, — отвечал Крылов, — угол рамы должен будет в таком случае непременно описать косвенную линию и миновать мою голову».

Правдива ли эта история? Думаю, да, ведь Пушкин, передающий эту историю в «Table-talk» — друг и частый гость баснописца. Впрочем, посетить Крылова было не сложно. Поэт жил на Садовой улице, совсем рядом с Невским, имел обыкновение, высунувшись из окна, кормить голубей хлебными крошками, раскланиваться с прохожими и зазывать знакомых в гости.

За квартиру на Садовой Крылов не платил, потому что она принадлежала Публичной библиотеке, а Крылов десятилетиями состоял библиотекарем и даже составил правила пользования читальным залом, некоторые из которых действуют до сих пор.

Прохожие Крылова с удовольствием приветствовали и хорошо знали.

Во первых, как величайшего писателя России. Когда в 1832 году на богемном банкете у издателя Смирдина поднимались тосты, первый был, конечно, за государя, второй — за хозяина, ну а потом — по старшинству в русской литературе: за Крылова, за Жуковского и только после них — за Пушкина.

Во-вторых — как известного сибарита, героя многочисленных анекдотов и сплетен.

Вроде бы однажды, почти съев блюдо пирожков, Крылов заметил, что два последних — с плесенью. «Не всё ли равно, отравиться ли теми, что уже съел или теми, что съем теперь» — руководствуясь этими мыслями, баснописец прикончил и оставшиеся.

В другой раз на званом обеде в Зимнем дворце Жуковский, отлично разбиравшийся в нравах двора — ведь состоял воспитателем наследника престола — заметил Ивану Андреевичу, дескать, пропусти хотя бы одно блюдо — дай государыне императрице тебя попотчевать. «А ну как не попотчует?» — заметил переводчику «Одиссеи» Крылов — и указал проходящему официанту положить себе на сей раз двойную порцию.

Баснословное обжорство баснописца, вероятнее всего, происходит из детства, которое пришлось ровнёхонько на пугачёвское восстание. Напомню, бунт начался с осады Оренбурга и казачьей столицы — Яицкого городка. Крепость Яицкого городка Пугачёву взять так и не удалось — неудивительно, что атаман поклялся перебить всю семью непокорного офицера, возглавившего оборону. Непокорным офицером был Андрей Крылов, отец будущего литератора. Семья Крылова находилась в Оренбурге, который, к счастью для девятилетнего тогда Ивана, также выстоял против восставших, но полугодовая голодная осада, очевидно, и привела к тому, что ныне принято называть «блокадным синдромом».

Детские воспоминания Крылова о Пугачёвщине легли в основу «Капитанской дочки» Пушкина. Ну а война с Наполеоном, свидетелем которой также суждено было оказаться Крылову, непосредственно отразилась в его баснях.

Собрался волк полакомиться овечками, только вот перепутал овчарню с псарней. Застигнутый врасплох, хищник попытался вступить в переговоры с псарями — но старый ловчий, знавший, как волк умеет заговаривать зубы, не стал слушать зверя и выпустил на него стаю гончих. Серый волк — это, конечно, Наполеон в его хрестоматийном сером сюртуке, ожидавший, что Россия — лёгкая добыча, но просчитавшийся и попытавшийся вступить в переговоры — впрочем, безуспешно. Рукопись басни «Волк на псарне» Крылов передал супруге Кутузова, а та — самому полководцу. Кутузов не замедлил прочитать её публично перед офицерами. При словах старого ловчего «ты сер, а я, приятель, сед» полководец снял фуражку и потряс седой головой.

Обратилась щука к коту с просьбой научить её ловить мышей. Кот научил, сел в засаду, мышей наловил — и к щуке, проведать её. А щука, хоть и сидела в засаде по совету кота, никого не поймала, а мыши ей самой хвост отгрызли. Басня «Щука и Кот» — это у переправе через Березину, где, по замыслу Кутузова (кота), армия Наполеона должна была окончательно погибнуть, вот только адмирал Чичагов (щука) оплошал и, по общему мнению современников, позволил французскому императору с остатками войск ускользнуть.

В итоге для разгрома Наполеона понадобилось ещё несколько лет войны Шестой коалиции, по завершении которой союзники переругались. Можно ли сегодня догадаться, что именно об этом — хрестоматийная басня «Лебедь, щука и рак»?

Автор 236 басен, величайший, по единодушному мнению современников, литератор Золотого века, скончался в возрасте 75 лет (в 2 раза пережил Пушкина и почти в три раза — Лермонтова!), и вовсе не от заворота кишок, как гласит легенда, а от воспаления лёгких.

На средства, собранные по подписке среди благодарных читателей, в последний год правления выросшего на баснях Крылова Николая I и первый год правления выросшего на баснях Крылова Александра II, посреди Летнего сада был поставлен памятник почившему литератору.

Автор памятника — известный «Укротителями коней» анималист Пётр Клодт — неудивительно, что на постаменте появился целый сонм мастерски выполненных зверей — героев крыловских басен. Что, в свою очередь, немедленно породило весьма едкую эпиграмму:

Лукавый дедушка с гранитной высоты
Глядит, как ре́звятся вокруг него ребята,
И думает себе: "О милые зверята,
Какие ж, выросши, вы будете скоты!..

Источник: Записки петербургского историка

С уважением,

Натали Самоний   22.11.2024 22:20     Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.