Фильм Гамлет
Гамлет Козинцева - это что-то сильное, мощное, бьющее под-дых...
Выскочила статья о фильме в Фейсбуке...
Чья - не успел заметить...
Но достойная, чтобы поделиться...
Итак:
60 лет назад Советский фильм "Гамлет" 1964 года "убил наповал" Голливуд и Британскую киноакадемию.
Потому что это грандиозная экранизация. Во всех смыслах. Специально выстроенные декорации в романском стиле (полгода возводили замок), лучшие советские актеры, музыка лучшего композитора современности - Дмитрия Шостаковича. Костюмы создавали самые талантливые художники, в том числе Вирсаладзе из Большого театра.
Вся эта команда великих полностью потом перешла в следующую экранизацию Шекспира Козинцева - "Король Лир". Но о нем как-нибудь потом. Сейчас поговорим о "Гамлете".
"Гамлет"
Год – 1964.
Страна – «ЛЕНФИЛЬМ», СССР.
Режиссер, сценарист - Григорий Козинцев.
Оператор - Йонас Грицюс.
Композитор - Дмитрий Шостакович.
Художники - Евгений Еней, Георгий Кропачёв, Симон Вирсаладзе.
В ролях: Иннокентий Смоктуновский (Гамлет), Михаил Названов (Клавдий), Эльза Радзиня (Гертруда), Юрий Толубеев (Полоний), Анастасия Вертинская (Офелия), Владимир Эренберг (Горацио), Степан Олексенко (Лаэрт), Виктор Колпаков (могильщик).
С одной стороны, принято считать фильм Козинцева каноническим. Мол, вот он Шекспир, как он есть. Действительно, зритель будто на машине времени переносится в средневековье и погружается в интриги и быт королевского двора. И черно-белая картинка (а не цветная, как того требовала министр культуры СССР Фурцева) сыграла в этом не последнюю роль.
Фильм можно назвать апофеозом и живой иллюстрацией системы Станиславского, где каждый эпизод наполнен жизнью и правдой. Толпы простолюдинов, солдат, стражников, вельмож. Огромный замок, массивная дубовая мебель, уходящие вверх своды, мрачные пустынные просторы королевства, бушующее море, затянутое облаками небо.
Но при этом режиссер все же сократил текст и некоторые действия трагедии. Например, изменены начало и финал. Нам не показано явление тени отца Гамлета перед стражниками, вместо этого Горацио рассказывает о необычных ночных событиях прибывшему Гамлету. Сама тень отца представлена в виде великана в рыцарских доспехах с развевающимся плащом. Мы ни разу не видим его лица, лишь однажды чуть покажут глаза убитого. Он говорит глухим голосом, почти шепотом.
Тень не является в сцене Гамлета с матерью, мы лишь по взгляду принца и усиливающейся тревожной музыкальной теме понимаем, что Гамлет видит отца. Соответственно, он не вопрошает мать о том, видит ли она призрак. Гертруда не обвиняет сына в том, что он помутился рассудком, разговаривая с пустотой. Это убрано.
В финале нет длинного рассказа Горацио Фортинбрасу, и весь предсмертный монолог Гамлета сведен к фразе "Дальше - тишина".
Рискованным ходом режиссера было представить длинные и значимые тексты Гамлета как его мысли. Лицо неподвижно, мы смотрим в глаза артисту, используется долгий крупный план, а зритель слышит текст. В том числе в знаменитом монологе "Быть или не быть" . Более того, в какой-то момент монолога мы вообще видим спину героя!
Но при этом действительно в этой экранизации великого Шекспира ну не к чему придраться! Фильм совершенен!
А как хороша сцена с могильщиком! В современных экранизациях Голливуда (2000 г.) и России (2010 г.) этот эпизод проходит будто скороговоркой. А ведь он очень важен!
В фильме Козинцева мы видим циничного и веселого могильщика (бесподобное исполнение актером Колпаковым), и слышим философские рассуждения принца над черепом шута. Кстати, именно тут мы понимаем, что Гамлету около 30-ти лет. Могильщик утверждает, что Йорик предан земле 23 года назад, а Гамлет вспоминает, что ребенком знал его.
Теперь обратимся к актерам.
Гамлет - Иннокентий Смоктуновский.
Его Гамлет - это умный, образованный молодой человек, знающий себе цену . Он должен был стать королем после смерти отца, если бы Клавдий не узурпировал трон. Ни разу актер не пережимает эмоции, при этом его глаза и сдержанная мимика отражают всю глубину переживаемых им чувств. Благородство в каждом жесте.
Вот тебе и крестьянский сын - я про актера.
Михаил Названов играет Клавдия. Нам этот актер уже неизвестен, но в то время это был один из самых уважаемых и именитых мастеров кино, насколько помню, у него было три Сталинские премии, звания и высокий статус. Часто играл царей, князей, что неудивительно - Названов "благородного" происхождения.
Клавдий вместе с Полонием - главные интриганы. Это понятно - новоиспеченный король выворачивается аж наизнанку, чтоб удержать захваченную власть. Он действует хладнокровно и безжалостно, полностью осознавая творимое зло.
Латышская актриса Эльза Радзиня сыграла Гертруду как любящую мать, безусловно обожающую своего сына. Она слабая женщина, поэтому не смогла, видимо, избежать ловких сетей Клавдия. Тут нет похоти (как в современных трактовках), а лишь слабость. Осознание, что ее новый муж - убийца, страшит ее. Она действительно разрывается, потому что не понимает, как жить дальше. Закрывает глаза и плывет по течению. Нечаянная смерть от выпитого вина, предназначенного Гамлету - почти спасение для этой несчастной женщины. Полония исполнил Юрий Толубеев, еще один Мастер сцены и кино с большой буквы. Может быть, вы видели его в "Ревизоре" 1952 г., где он блестяще сыграл Городничего.
В этом фильме его Полоний, действительно "болтливый хлопотун", он не особенно занимается детьми, как, например, в трактовке Майкла Алмерейды, а больше вьется вокруг нового короля, стремясь угодить и закрепиться. И потому его не жаль, как героя Билла Мюррея.
Офелию сыграла юная Анастасия Вертинская. Вся прелесть актрисы - в особенном типаже, тонких чертах лица, свежести, невинности. Ее ранние роли (Ассоль, Гуттиэре) все такие, потому что нет ничего прекрасней юности, а уж лицо молоденькой Вертинской само по себе произведение искусства. Поэтому Козинцев терпеливо снимал новые и новые дубли сцены сумасшествия, терпеливо ожидая, когда неопытная актриса сделает то. что ему нужно. Советские строгие критики понимали, что актерской игры в роли Офелии немного, и даже поругивали Вертинскую. Но Британская киноакадемия все же признала ее лучшей Офелией (а Смоктуновского лучшим Гамлетом).
Юная, хрупкая Офелия, увлеченная Гамлетом, но не понимающая его, даже пугающаяся злого сарказма принца, послушная отцу - она пала жертвой своей наивности и чистоты.
Молодой выпускник Киевского театрального училища Степан Олексеенко исполнил роль Лаэрта. Честно говоря, ни разу более не видел этого актера. Но здесь он получился к месту, и сыграл достойно, не затерявшись на фоне более маститых артистов.
Из двух актеров, играющих друзей-предателей - Вадима Медведева и Игоря Дмитриева, второй более известен и довольно много в последующем снимался в советских картинах. Об их персонажах, в общем-то, нечего казать. Это вельможи того времени. Да, приятели Гамлета, но все же они служат королю, и потому легко идут на подчинение Клавдию, когда требуется проследить за принцем. Иногда кажется, что они лгут и сами себе верят.
Резюме.
Фильм Козинцева идеален. Это классика, по которой надо сверять остальные трактовки. Недаром фильм получил массу наград.
В 1964 году о опросу журнала «Советский экран» был признан лучшим отечественный фильм, а Смоктуновский - лучшим актёром года.
В том же 1964-м Григорий Козинцев получил специальный приз жюри Венецианского кинофестиваля, хотя номинировался на главный приз «Золотой Лев».
В 1965 году Козинцев и Смоктуновский были награждены Ленинской премией.
В 1966 году экранизация Козинцева получила россыпь наград и признаний за рубежом. Картину оценили в Южной Америке: "Гамлет" получил премию национального совета киноцензуры «Серебряная лама» на международном кинофестивале в Лиме . Фильм был премирован призом «Фемина» в Бельгии. Британская академия кино и телевизионных искусств номинировало "Гамлет" на премию в категориях "Лучший фильм" и "Лучший зарубежный актёр". Голливудская ассоциация иностранной прессы номинировала постановку на премию «Золотой глобус» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».
Свидетельство о публикации №124052502764
их Смоктуновский промчал
на одной Волге
Валера - спасибо!А
Александр Козолупенко 13.07.2024 13:09 Заявить о нарушении