Не только факты 25

Не только факты №25
СЛОВО ПРОРИЦАТЕЛЬНИЦЫ

Здесь приводятся отрывки из книг и писем Елены Петровны Блаватской. Возможно, эти крохи помогут читателю лучше понять эту великую и вместе с тем таинственную женщину, понять и принять, принять ее мировоззрение и понимание всего сущего на Земле.

Итак, предоставляем слово самой Елене Блаватской...

  «Когда многие годы назад мы в первый раз путешествовали по Востоку, исследуя его покинутые святилища, наши мысли занимали два скорбных и неизбежно возникавших вопроса: где, кто, что такое Бог? Кто когда-либо видел БЕССМЕРТНЫЙ ДУХ человека так, что смог убедиться в бессмертии человека? Именно в тот момент, когда мы более всего стремились к разрешению этих сложных проблем, мы вошли в контакт с определенными людьми, одаренными столь таинственными силами и таким глубоким знанием, что мы можем совершенно обоснованно назвать их истинными мудрецами Востока. И к их учениям мы потянулись всей душой...»

   «Я... знаю Адептов, Братьев, не только в Индии и за пределами Ладакха, но и в Египте, и в Сирии, — ибо там существуют эти Братья и по сей день... Как бы их ни называли — розенкрейцерами, каббалистами или йогами, Адепты везде являются Адептами. Спокойные, таинственные, отрешенные и никогда не раскрывающиеся полностью ни перед кем, разве что таким способом, как это сделала я, они проходили семь и десять лет испытаний и предоставляли доказательства абсолютной преданности и того, что он или она будет хранить молчание даже в том случае, если ему или ей станут угрожать смертью. Я выполнила эти требования, и теперь я являюсь тем, кто я есть... Все, что мне было позволено сказать, — истина: за Гималаями существует центр Адептов различных национальностей, и Таши-лама [Панчен-лама из Шигацзе, Тибет] знает их. Они действуют совместно, и некоторые из тех, кто работают с ним, остаются неизвестны в своей истинной ипостаси для обычного ламы... Мой Учитель Мориа, Учитель К. X. и еще несколько других, с которыми я знакома лично, находятся там, приходя и уходя, и все они поддерживают связь с Адептами в Египте, Сирии и даже в Европе...»

   «В течение тысяч лет один Посвященный за другим... снова и снова исследовал невидимую Вселенную, миры межпланетных областей на протяжении долгого времени, когда его сознательная душа, слившаяся воедино с духовной душой и ВСЕМ, свободная и почти всемогущая, покидала его тело. Эти учения даны нам не только теми Посвященными, которые принадлежат к Великому Гималайскому Братству... Мистерии жизни и смерти, видимых и невидимых миров исследовались и познавались посвященными Адептами всех времен и народов. Они изучали их в моменты торжественного единения их Божественной монады с универсальным Духом, и они оставили записи о своем опыте. Таким образом, сравнением и сверкой наблюдений одного с наблюдениями другого, при отсутствии тех противоречий, что так часто замечают в медиумических общениях, а наоборот, при возможности убедиться в том, что видения Адептов, которые жили 10 000 лет назад, неизменно совпадают с видениями современных Адептов, которым никогда, до самого последнего времени, не были известны писания вышеупомянутых, и подтверждаются ими, — обретается Истина. Таким образом, была создана точная наука, основанная на личных наблюдениях и опыте, подтверждаемая постоянными демонстрациями, содержащая неопровержимые доказательства для тех, кто изучает ее. Развитием тех способностей, которыми обладаем все мы, но которые только они одни развили до совершенства... Адепты духовно вступили в эти разнообразные психодуховные планы и состояния. На протяжении долгих веков одно поколение Адептов за другим исследовало таинства Бытия, жизни, смерти и перерождения, и, в свою очередь, они обучали некоторым фактам из тех, что познали таким образом...»

   «...В 1851 году... я видела моего Учителя в теле, лично, впервые в своей жизни...

...Я видела Учителя в видениях с самого детства. В год визита первого посла Непала... я видела его в Лондоне и узнала его. Это произошло дважды. Один раз Он вышел из толпы, а потом Он приказал мне встретиться с ним в Гайд-парке...

...Я почитаю Учителей и поклоняюсь моему УЧИТЕЛЮ — единственному создателю моего внутреннего «Я», которое только благодаря его зову пробудилось ото сна и без него никогда не стало бы сознательным существом — в этой жизни во всяком случае...

...Я являюсь в достаточной степени оккультистом, чтобы понимать, что, прежде чем мы найдем Учителя и седьмой принцип в своих собственных сердцах, — нам нужен внешний Учитель... Он — Спаситель, который ведет вас к вашему внутреннему Учителю. Вот уже десять лет, как я молюсь этому внутреннему Учителю и Богу, и я никогда не представляла наших Учителей как Спасителей в христианском смысле...»

   «...В разное время я жила в Малом Тибете и в Великом Тибете, и... в сумме это время составляет более семи лет... Я бывала на ламаистских служениях... посетила Ци-Гадзе [Шигадзе], территорию Таши-Лунпо и ее окрестности, и... даже побывала далее, в таких местах Тибета, где никогда не бывал ни один европеец...»

   «...В 1870-м году я находилась... в доме Махатмы К. X. Я сидела в углу на коврике, а он расхаживал по комнате в своем костюме для верховой езды... В ответ на его вопрос о моей умершей тетушке я ответила: «I remind can't» [Неправильный  английский, что-то вроде «Я не вспомнить могу»]. Он улыбнулся и сказал: «Ты говоришь на очень смешном английском». Тогда я почувствовала себя пристыженной, свое тщеславие — уязвленным и начала думать о том, что... теперь я нахожусь здесь и не говорю ни на каком языке, кроме английского. Может быть, я научусь с Ним разговаривать более хорошо. Потом... через три месяца после этого... я стояла перед Махатмой К. X. ...Поскольку дома находился Махатма Мориа, я взяла несколько предложений, которые я изучала на сензаре, в комнате его сестры и попросила его сказать мне, правильно ли я их перевела, и подала ему листок бумаги, на котором эти предложения были написаны по-английски. Ой, прочитал их, кое-что исправил и, прочитав их еще раз, сказал: «Теперь твой английский становится лучше — попытайся извлечь из моей головы все до последней крупицы моего знания языка». И он положил свою руку мне на лоб в области памяти и сжал пальцы... и с тех пор он проделывал это с моей головой ежедневно в течение примерно двух месяцев...

  ...Потом я ухожу от Учителя, который посылает меня назад в Европу. Я прощаюсь с его сестрой, ее ребенком и со всеми челами. Я слушаю то, что говорит мне Учитель. Потом приходит момент расставания, и Махатма К. X., как всегда, смеясь, говорит мне: «Ну, если даже ты и не выучила многого в плане священной науки и практического оккультизма... то уж во всяком случае ты немного подучила английский. Теперь ты говоришь на нем почти так же хорошо, как я!» И он засмеялся».

«Я нахожусь здесь, в этой стране [Америке], посланная моей Ложей от имени Истины к современным спиритуалистам. Моей святой обязанностью является разоблачение того, что есть, и выявление того, чего нет. Возможно, я приехала сюда поторопившись на сотню лет...

Я вас умоляю, не принимайте меня за «слепого фанатика», ибо если последним я и являюсь, то только не первым. Когда я стала спиритуалистом, то это произошло не благодаря неизменно лживым, обманывающим медиумам, жалким игрушкам в руках недоразвитых духов низшей сферы, древнего царства теней. Моя вера основывается на кое-чем более древнем, чем рочестерские стуки, и проистекает из того же самого источника, который использовался Раймундом Лул-лием, Пико делла Мирандолой, Корнелием Агриппой, Робертом Фладдом, Генри Мором... и т. д., и все они искали систему, которая откроет для них «глубочайшие глубины» божественной природы и покажет им действительные связи, что скрыты за всеми вещами. И в конце концов я обнаружила много лет назад, что устремления моего ума реализовали себя в той теософии, которой учат Адепты...»

   «Я специально поехала в Америку и была послана к Эдди. Там я нашла Олкотта... Мне было приказано довести до его сведения то, что эти психические феномены без философии оккультизма были вещами опасными и сбивающими с пути. Я доказала ему, что то, что медиум может делать с помощью духов, другие способны делать по своей воле без каких-либо духов; что звонов и чтения мыслей-, стуков и психических феноменов может добиться всякий, кто обладает способностью действовать в своем физическом теле посредством органов своего астрального тела; я обладала этой способностью с четырехлетнего возраста, о чем знает вся моя семья. Я могу заставить мебель передвигаться, предметы летать по воздуху, а мои астральные руки, которые их поддерживали, при этом оставались невидимыми; все это я делала задолго до того, как узнала о каких-либо Учителях...»

   «Вы не можете себе вообразить, в каком чудесном мире картин и видений я живу. Я пишу «Исиду»... Я сижу с открытыми глазами и внешне вижу и слышу все то, что реально и действительно происходит со мной, и при этом все же одновременно я вижу и слышу то, что я описываю. Я затаиваю дыхание, я опасаюсь сделать малейшее движение из страха, что эти чары могут быть разрушены. Медленно, век за веком, образ за образом, откуда-то издалека выплывает и проходит передо мной что-то типа магической панорамы, а я тем временем совмещаю все это воедино у себя в уме... Расы и нации, страны и города, которые уже давным-давно пропали во тьме доисторического прошлого, появляются и исчезают снова... Седая древность уступает место историческим событиям, мне открывается значение мифов... Каждое более-менее заметное событие, каждая новая открытая страница этой многоцветной книги жизни запечатлевается в моем мозгу с фотографической точностью. Мои собственные расчеты и вычисления позже представляются мне отдельными раскрашенными кусочками мозаики, которую я собираю, пытаясь подогнать эти кусочки один к другому, и в конце концов они всегда собираются в некое геометрическое целое... Вероятнее всего, делаю это вовсе не я, а мое Эго, высший принцип, который обитает во мне. И даже он делает это при помощи моего Гуру и Учителя, который помогает ему во всем. Если случается так, что я забываю что-то, то я просто обращаюсь к нему или к другому, ему подобному, мысленно, и то, что я забыла, немедленно предстает перед моими глазами — иногда передо мной проходят целые таблицы чисел, огромная лента с записью событий. Они помнят все. Они знают все. Без них — откуда бы я еще смогла добыть свое знание...»

   «Не опасайтесь, я не сошла с ума. Все, что я могу сказать, — это то, что кто-то, несомненно, вдохновляет меня... Более того: кто-то входит в меня. Говорю и пишу не я: это кто-то внутри меня, мое высшее, светоносное «Я», которое думает и пишет за меня. Не спрашивайте меня, мой друг, о том, что я переживаю, я не смогу вам ясно объяснить это. Я сама не знаю! Единственное, что я знаю, — это то, что я превратилась во что-то вроде хранилища для чьего-то знания. КТО-ТО приходит и окутывает меня, как смутное облако, и сразу же выталкивает меня из себя, и тогда я уже больше не «я» - не Елена Петровна Блаватская, а кто-то другой, кто-то сильный и мощный, рожденный в совершенно другом месте мира. А что касается меня самой, то я как бы почти сплю или лежу, находясь в полусознании, — не внутри моего собственного тела, но близко к нему, и только тонкая нить связывает меня с ним. Однако иногда я достаточно ясно все слышу и вижу: я целиком осознаю, что говорит и делает мое тело — или, по крайней мере, его новый обладатель. Я даже понимаю это и помню это настолько хорошо, что впоследствии я могу повторить и даже записать его слова... В таких случаях я наблюдаю страх и благоговение на лицах Олкотта и других и с интересом слежу за тем, как Он полусострадательно смотрит на них из моих глаз и учит их посредством моей физической речи. Но пользуется при этом он не моим умом, а своим, который облекает мой мозг подобно облаку...»

   «Вам кажется странным, что индийский Саиб так легко и просто общается со мной. Я вполне могу понять вас: люди, не привыкшие к подобным явлениям, — которые, хотя и происходили ранее, но их притом полностью игнорировали, — определенно, должны быть столь недоверчивыми... Вы спросите меня: есть ли вероятность того, что Он подобным же образом использует и других людей, как меня? Я ничего совершенно не знаю об этом. Допустите возможность того, что человеческая душа — его действительная живая душа — это вещь, совершенно отдельная от всего остального организма, что его волшебный дух вовсе не прибит гвоздями к этим физическим «потрохам» и что эта душа... способна действовать свободно и независимо. Если это делает непосвященный профан, то это происходит в его сне: посвященный Адепт способен делать это в любой момент по своему собственному выбору... То, что медиумы делают бессознательно, под влиянием внешних сил, овладевающих ими, Адепты способны делать сознательно, по своему волеизъявлению... Что касается Саиба, то я знаю его уже долгое время. Двадцать пять лет назад он приезжал в Лондон вместе с принцем Непала... Он являлся здесь, в Нью-Йорке, несколько раз не только мне, но и другим людям... Я всегда знаю и могу узнать Учителя и часто беседую с ним, не видя его. Как получается так, что он слышит меня отовсюду и что я тоже слышу его голос через моря и океаны два десятка раз в день? Я не знаю как, но это происходит. Я действительно не могу уверенно сказать, лично ли он при этом входит в меня; если это не Он, то это его сила, его влияние...

...Учитель... вполне обычно видим для совершенно посторонних людей. Иногда Он выглядит так, как живой человек, во всех отношениях... Он вскоре возьмет всех нас в Индию, и там мы увидим Его в теле, просто как обыкновенного человека...»

   «Я сейчас очень плотно работаю над «Тайной доктриной]». То, что было в Нью-Йорке, повторяется снова, только лучше и яснее. Я начинаю думать, что это сможет возместить нанесенный нам ущерб. О, какие картины, панорамы, сцены, доисторические драмы и все такое! Никогда не видела и не слышала лучше...

Каждое утро появляется новое место и новое событие. Я снова веду двойную жизнь. Учитель находит, что мне слишком трудно смотреть на астральный свет в работе над моей «Т.д.», находясь в сознании, и поэтому уже примерно две недели я наблюдаю все, что мне нужно, как бы во сне. Я вижу огромные, длинные рулоны бумаги, на которых все написано, и потом восстанавливаю их по памяти...»

   «Я уверена, что мы можем познать истину человека — схему, по сравнению с которой в точном соответствии с истиной блекнут все другие. И что мы способны расширить критерий нашей истины, распространив наши исследования на природу менее известных сил — космических и психических.

Другими словами, единственной нашей целью и желанием является стремление способствовать, хоть в какой-то степени, установлению точных научных воззрений на природу человека, которые принесут нынешнему поколению средства восстановления дедуктивной метафизической, или трансцендентной, философии, ибо только она может стать твердым и непоколебимым основанием любой религиозной философии. Теософия, универсальный растворитель, выполняет эту миссию; блеклые искорки восхода современной психологии смешиваются воедино и все исчезают на фоне яркого дневного света истины, когда орбита солнца восточного эзотеризма достигает зенита. В течение многих лет «великий сирота», человечество, рыдало в темноте, ища поддержки и света. Среди многочисленных чудес чисто материального прогресса, науки, что питала интеллект, но оставляла дух втуне, человечество, смутно ощущая свое происхождение и мудро предвидя свою судьбу, протягивало к Востоку пустые руки, которые может наполнить только духовная философия. Страдая от разделенности, ревности, ненависти, разрывавших в куски саму его жизнь, оно требовало какого-то твердого основания, на котором можно было бы построить то единство, что оно предчувствовало, какой-то метафизический базис, который мог бы обеспечить развитие самых возвышенных социальных идей. Лишь Учителя восточной мудрости могут заложить такую основу, удовлетворить одновременно и разум, и дух, безопасно провести человечество сквозь ночь «к рассвету долгого дня». Такова цель, которую поставила перед собой теософия...»

   «Раз теософия... затрагивает глубоко скрытые струны в умах и сердцах людей, если ее учения о реинкарнации и Карме, или, другими словами, о надежде и ответственности, занимают подобающее им место в жизни новых поколений, то тогда, конечно, наступит день радости и удовольствия для тех, кто сейчас страдает и отвержен всеми. Ибо настоящая теософия — это АЛЬТРУИЗМ, и это невозможно повторять слишком часто. Это братская любовь, взаимная помощь, непреклонное служение Истине. Если бы люди хотя бы раз осознали то, что только в этих вещах можно найти истинное счастье, а вовсе не в богатстве, владениях или эгоистическом удовольствии, тогда разошлись бы черные тучи и на Земле зародилось бы новое человечество. И тогда, несомненно, наступил бы ЗОЛОТОЙ ВЕК.

Но если этого не произойдет, то разразится гроза, и наша хваленая западная цивилизация и просвещение потонут в таком страшном водовороте ужаса, описание которого не найдешь в анналах истории».

   «Мир еще не готов воспринять философию оккультных наук — пусть он сначала убедится в том, что в невидимом мире есть существа — духи ли это умерших или элементалы, и что в человеке сокрыты способности, которые могут сделать его Богом здесь, на Земле. Есть путь, нелегкий и тернистый, изобилующий всевозможными опасностями, но все же существующий, и ведущий к самому сердцу Вселенной. Я могу рассказать, как найти тех, кто укажет вам тайные врата, открывающиеся только внутрь, но тут же и навсегда захлопывающиеся за неофитом, ступившим за них. Нет опасности, не преодолимой бесстрашной отвагой; нет испытания, которое не могла бы пройти безупречная чистота; нет трудности, с коей не справился бы сильный разум. Тех, кто побеждает, ждет впереди награда, которую не описать никакими словами, — власть благословить и спасти человечество; для тех, кто проиграл, впереди — множество жизней, в которых еще может прийти успех».

   «Когда я умру и меня уже не будет, люди, возможно, воздадут должное моим бескорыстным стремлениям. Я дала клятву помогать людям на пути к Истине, пока я живу, — и я сдержу свою клятву. Пусть они поносят меня и оскорбляют меня. Пусть кто-то назовет меня МЕДИУМОМ и спиритуалистом, а кто-то — мошенником. Придет тот день, когда будущие поколения научатся лучше понимать меня».
«Феномены, будь их реальность доказана, как 2X2=4, будь они очевидны, как солнце на небе, не более как детская забава, ничтожная иллюзия или уменье повелевать вещественными атомами, сосредоточивать их воедино; во всяком случае феномены эти ни в проблеме жизни, ни в вечной загадке смерти... сами по себе ничего не доказывают».

Как вы думаете, кому принадлежит высказывание? Убежденному материалисту? Непримиримому критику мистики и оккультизма?

Ничего подобного. Оно принадлежит Елене Петровне Блаватской. Да, да, той самой основательнице теософского общества, с именем которой, казалось бы, неразъединимы мистика и феномены.

Судьба Блаватской (в особенности посмертная) уникальна. Трудно найти фигуру, на которую бы столь яростно обрушивались как слева, так и справа.

С одной стороны против нее выступали дружным хором ревнители ортодоксальных религий. Фанатик церковного православия Нилус объявлял ее исчадием ада. Пламенный философ христианства Владимир Соловьев обвинял Блаватскую в том, что она приспосабливала буддизм к потребностям европейской атеистической мысли.

С другой — таким же согласным хором против нее выступали атеисты, поскольку не могли простить ей той волны интереса, которую пробудила она в людях своими трудами и своей личностью к загадочным, фантастическим явлениям духовной жизни Индии и вообще Востока.

Критика Блаватской нарастала как снежный ком. Со временем она приобрела столь глобальный характер, что стало признаком «хорошего» тона мимоходом, не утруждая себя доказательствами, обозвать ее авантюристкой — это в лучшем случае, а в худшем — шарлатанкой и мистификатором.

Но были и другие голоса — в защиту Блаватской. Причем весьма авторитетные.

Махатма Ганди с той предельной искренностью, которая отличала все его слова и поступки, заявлял: «Я был бы более чем удовлетворен, если бы смог коснуться края одежды мадам Блаватской...»

А Елена Ивановна Рерих писала:

«Б. П. Блаватская была великой мученицей в полном значении этого слова. Зависть, клевета и преследования невежества убили ее...

...Я преклоняюсь перед великим духом и огненным сердцем нашей соотечественницы и знаю, что в будущей России имя ее будет поставлено на должную высоту почитания. Е. П. Блаватская истинно наша национальная гордость... Вечная слава ей».

Казалось бы, такое столкновение диаметрально противоположных мнений об одном и том же человеке (я уж не говорю о ее биографии, насыщенной путешествиями, приключениями, фантастическими событиями) должно было пробудить в нас хотя бы элементарное любопытство к непростой судьбе нашей соотечественницы. Ведь как бы ни относились мы к ее деятельности, неоспорим и безусловен сам факт ее исключительного влияния на духовное бытие западного мира и Индии. Теософия превратилась у нас лишь в ругательный термин. Если по отношению к религии мы еще проявляем (в последнее время) сдержанность и корректность, то здесь мы в выражениях не стесняемся. Но спрашивается: если мы изучаем — и довольно основательно — историю религий, почему же должна выпадать из орбиты научного исследования теософия? Тем более что — как сказано в нашем же справочнике — теософия «свидетельствует о кризисе традиционных религий, которые она пытается заместить собой». Куда там! Ярлыки, особенно те, что штампуют средства тотальной массовой информации, оказывают столь гипнотическое воздействие на людей, что они или безоговорочно верят им, или, если имеют собственное мнение, не решаются высказать его вслух. Себе дороже. Того и гляди, что на тебя же самого нацепят соответствующий ярлык или еще хуже — «перекроют кислород», то есть попытаются лишить средств существования.

Но так можно было рассуждать вчера. Сегодня, когда мы идем на сознательное разрушение стереотипов, когда вырабатывается принципиально новый взгляд на вещи, мы не просто должны, но обязаны сделать все, чтобы разобраться в феномене, именуемом Еленой Петровной Блаватской. Не только ради Блаватской, но ради самих же себя, если мы действительно жаждем восстановления справедливости и истины в полном объеме, если мы хотим возвыситься над крайностями, заводящими нас в тупик.

Первая трудность, с которой сталкивается человек, задумавший познакомиться с биографией Блаватской более или менее обстоятельно: проблема материалов. Во-первых, достать их трудно, порою просто невозможно. Во-вторых, если и достанешь, то, как отделить злаки от плевел, правду от вымысла.

Книги о Блаватской (равно как и самой Блаватской) выходили в основном в дореволюционное время. Эту литературу можно разделить на две категории: апологетическую и разоблачительную. Ни той, ни другой, естественно, доверять нельзя.

Признаться, я тоже ломал голову над этой задачей. В конечном итоге я остановился на двух источниках, на мой взгляд, наиболее надежных.

Первый — воспоминания сестры Блаватской (по мужу Желиховской). Не без умысла я выбрал в качестве опорной точки именно ее биографический очерк. Дело в том, что Вера Петровна Желиховская, принимая родственное участие в судьбе своей знаменитой сестры, не разделяла ее взглядов. До конца жизни так и остались для нее тайной мотивы ее поведения. Веру Петровну не только удивляла, но прямо-таки пугала неожиданная перемена, происшедшая с ее сестрой.

«Она, никому, никогда не покорявшаяся, во всем от раннего детства поблажавшая одной своей воле, чуть ли не в старости, по пятому десятку, нашла человека, господина и повелителя, пред волей которого безмолвно склонялась?.. Да еще, какого человека! Какого-то колдуна, полумифического индуса с берегов Ганга!.. Я ничего не понимала!»

Будучи глубоко православным человеком, Желиховская осуждала культ своей сестры среди теософов, которые после ее смерти учредили в ее честь специальный праздник: День белого лотоса. «Дорого бы я дала,— признается она,— чтобы вместо всех этих прославлений ее «посланницей Махатм и Диян-Чоханов — святых буддизма» православные люди здесь, на месте смерти ее, пожелали бы ей вечную память и «со святыми» мирного упокоения».

Все это, думается, дает гарантию, что в воспоминаниях нет преувеличений, а присутствует сдержанный и несколько отстраненный взгляд на веши.

Второй — статья из «Нового энциклопедического словаря» Брокгауза и Ефрона. Издание респектабельное, заботившееся о своем престиже и авторитете. Здесь старались быть объективными и сдержанными в оценках. Поэтому характеристика Блаватской лишена предвзятости. «Странности ее жизненного пути,— говорилось в статье,— находят объяснение в художественной страстности ее натуры, и неправильно было бы видеть в ней только авантюристку. Она сама, по-видимому, плохо отдавая себе, отчет в своем значении, по-своему служила добру».

Что касается материалов нашего советского времени, то лучше считать, что их не существует. Какие-то публикации о Блаватской, разумеется, были, но строились они по принципу знаменитых писем о Пастернаке в период его травли: «Я, конечно, не читал Пастернака, но...» Дальше следовал набор выразительных ругательств, перемежаемых угрозами. Воистину, как говорил Гёте, «ничто не вызывает большего ужаса, чем невежество в действии».


Рецензии