Душевная боль

О, Боже мой, а говорят, что нет души! А что у меня сейчас болит?
       -  М. Цветаева



Случалось каждому из нас
Терять друзей, и тех, кто близки.
Знать горечь, неудачи, страх.
Топить их в водке или в виски

Всё это оставляет след
В душе, которую не видим,
Сильнее этой боли нет, -
Когда мы любим, ненавидим.

Да, это есть болезнь души.
Её по разному трактуют
Культуры разные в тиши
Порой то славят, то бичуют.

Для египтян болезнь души -
Злых духов в мире проявление,
Лечили это там жрецы,
Молитвой, жертвоприношением.

Для древних греков эта боль
Есть результат интриги сверху -
Непонимание (это соль)
Богов желаний простым смертным.

В Китае это - дисбаланс,
Гармонии нет души и тела.
Там слушать тело войдя в транс
И разумом вершить всё дело.

В буддизме это есть наследие,
Желаний и эмоций наших.
Отказ от них - освобождение,
Опустошить  страданий чашу.

В России уважали блажь -
Они вещали божью волю.
В царей входили антураж,
Гордились там дневной болью.

Для христианства вообще
Болезнь душевная - греховна.
Быть сильным духом на кресте -
Всё потерять, но верить в Бога.

Возможно, что пророки все,
Оракулы и все святые
Немного не в своём уме,
Духовно стало быть больные.

Молитва, вера, разговор
С духовником, грехи снимая,
Душе помощники.  Упор -
Всё осознать, всё принимая.

Для психологии болезнь
Души есть сложное явление:
Истоки в прошлом, а не здесь,
Их осознать - науки мнение.

Жить гармонично, не искать
Чувств и эмоций на пределе.
Всё в меру - это надо знать
И быть другим пример не деле.

5-23-24



СИНДРОМЫ НОСЯТ ИМЕНА


Синдромы носят имена
Их открывателей. Печально.
Награда ль это для врача -
Клеймом их имя, не медалью.

Известны Паркинсон и Даун,
Как Альцгеймер, также Крон,
Туретта есть симптом престранный -
Произношение бранных слов.

Дальтон и Аспергер известны
Как видят цвет и аутизм.
«Ван Гогом» назван синдром местный,
Когда себе готов вредить.

Есть имена и пациентов
Реальных или даже мнимых,
Героев книг, всех тех «с приветом»
Знакомых и порой любимых.

Лу Гериг болен был склерозом   (1)
Психоз Стендаля нам знаком -
Галлюцинации, идеи -
В Милана женщин был влюблён.

Есть комплексы Наполеона,
Электры также как и Эдипа,
Мюнхгаузен известен многим
Враньём бесстыдным и открытым.

Знакомы мы и с нарцисизмом -
Самовлюблённостью павлинной.
И Достоевского князь Мышкин,
Как идиот душой ранимый.

Синдромы носят имена...
Нам лучше с ними не встречаться.
Печальна слава тем дана
Кто их открыл. Как их боятся.




СИНДРОМ ЗАПРЕТНОГО ПЛОДА

Запретный плод. Его синдром
С библейских пор тревожит души.
Вот важный в клинике симптом -
«Чего нельзя - вот то и лучше!»

Мне кажется психолог первый
Был тот, кто зная наперёд,
Сказал: «Не трогать плод запретный!»
И дал последствиям всем ход.

Он знал, как сладко, что запретно,
Что если плод не запретить
Не нужен был бы Еве вечно,
Зачем Адама ей просить?

Прожить достойно жизнь в раю
Нетрудно право, нет соблазнов,
То дерево, что на краю
Не в счёт, ведь этот плод заразный.

Так много есть плодов других
В тех благодатных райских пущах,
Но запрещенный плод манит
И пусть есть всё, а этот лучше!

Вот если б Бог тогда сказал:
"Бери подряд всё без разбору",
Уверен, тот бы плод лежал
И гнил забытый под забором.

Итак возможно соблазнить
В раю, в избытке и в довольстве -
Лишь надо только запретить,
И это то, что хочешь больше.

Запретный плод. Его синдром
С тех пор манит, тревожит души.
Вот первый в мире вам синдром -
«Чего нельзя - вот то и лучше!»



СИНДРОМ МЮНХГАУЗЕНА

Синдром известный в медицине
С названием довольно странным,      (1)
Горой барон там жив и ныне -
Мюнхгаузен - сам враль отважный.  (2)

Больной там просто - симулянт
Свои симптомы твёрдо знает
И свой использует талант,
Он убедить врачей желает.

Кому-то нравится лечиться,
Кому симпатия нужна,
Другим от службы отклониться,
А есть - причина не ясна.

Она с психозами граничит,
«Больной» уверен - он больной!
И убедить его не сможет критик,
Ни родственник, ни врач любой.

Одна из формы истерии -
“Больной” мечтает лечь под скальпель!
Самовнушения иные
Болезнь сложнее вызывают.

Барон наверно был бы счастлив
Коллег своих увидеть близко.
Со знанием дела тот рассказчик
Свою болезнь покроет смыслом.

Но ведь не только в медицине
Встречали мы таких “героев”,
Их видно на трибуне, в жизни...
Вам знать синдром пожалуй стоит.


(1) Синдром Мюнхгаузена — симулятивное расстройство, при котором человек симулирует, преувеличивает на глобальном уровне или искусственно вызывает у себя симптомы болезни, чтобы подвергнуться медицинскому обследованию, лечению, госпитализации, хирургическому вмешательству и т. п.

Общепринятое объяснение причин синдрома Мюнхгаузена гласит, что симуляция болезни позволяет людям с этим синдромом получить внимание, заботу, симпатию и психологическую поддержку, которых им не хватает.

(2) Карл Фридрих Иероним барон фон Мюнхгаузен  (1720 — 1797) — немецкий фрайхерр (барон), ротмистр русской службы и рассказчик, ставший литературным персонажем.  Имя Мюнхгаузена стало нарицательным как обозначение человека, рассказывающего невероятные истории.



ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ СИНДРОМА КСЕНОФОБИИ

“Все народы ненавидят друг друга,
и все вместе они ненавидят евреев.”
                - Марк Твен

Никто не спорит, что история,
Есть череда безумных войн.
Напомнить всё же многим стоит -
Сосед всегда стремился в бой.

Все пограничные народы
Всегда межу передвигали,
За выходы к реке и к морю,
Торговый путь и пастбищ дали.

Была троянская война
За путь торговый по Босфору,
Елена, пусть и хороша,
Лишь повод подала для спора.

Окно в Европу прорубил
Через соседей Пётр Великий.
Их много, кто "на Вы" ходил
Чтоб выход к морю был открытый.

Я думал что наживы жажда
К тому, что лучше “за бугром”,
Рабы, наложницы бесплатно…
Всегда получше, чем свой дом.

Научно это - “ксенофобия” -
Страх или ненависть к чужим.
Религии другой несдобие,
Их нос с знакомым не сравним.

Вот нос привёл к антисемитам,
Здесь выход к морю ни причём.
Характер нации здесь вскрытый -
Как в нации еврей живёт.

За всю историю былую
Не очень, чтобы хорошо!
За их религию живую
Так много жизней полегло.

Поскольку первых бьют соседей,
Еврей повсюду есть сосед.
Он под рукой и, без сомнений,
Удобней цели просто нет.

Они везде, куда не ткнёшься.
А посчитай, раз, два... и стих
Но так народам всём сдаётся -
Евреи окружают их!

А потому - самозащита!
Святой этический погром!
Они ж соседи всему миру,
Ну а соседей часто бьём.

Тот частный случай ксенофобии,
Антисемитам так знаком!
И если учит нас история
Идёт от сердца тот синдром.


Ксенофобия — страх или ненависть к кому-либо или чему-либо чужому; восприятие чужого, как опасного и враждебного. Возведённая в ранг мировоззрения, может стать причиной вражды по принципу национального, религиозного или социального деления людей



СИНДРОМ НЕПОЛНОЦЕННОСТИ

Быть человеком — значит обладать чувством неполноценности.
              - Альфред Адлер

“Неполноценность” - этот термин
И комплекс первым описав,
И обьяснил всем достоверно
Психолог Адлер. Он был прав. (1)

Он был небросок и не знатен,
Был не патриций, не как Фрейд
И в сексуальные догматы
Не верил. Путь его другой.

Характер всех куётся в детстве -
Системы ценностей и цель,
Чтоб “утвердить себя” все средства
Ребёнку пробовать не лень.

Кто хитростью, а кто интригой
Достичь, добиться, утвердить…
И недостатки, что всем видно
Их силой воли победить.

Он ввёл “Наполеонов комплекс”,
(К Суворову он применим)…
У большинства детей он тоже
Им лепит личность в борьбе с ним.

Обычно рост иль просто слабость,
Давление сильное семьёй
И чачсто их не понимание
К “неполноценности” ведёт  (2)

Бывает пере-компенсация
И появляется тиран!
В стремлении к власти видит счастье -
Так хочет выравнять баланс.

Неполноценность - компенсация;
Есть жажда всем руководить;
Среда - стиль жизни комбинация -
Лишь личность может утвердить.


Альфред Адлер (1870- 1937) — австрийский психолог, психиатр и мыслитель, создатель системы индивидуальной психологии. Его собственный жизненный путь, возможно, явился важным подспорьем в создании концепции индивидуальной теории личности

Комплекс неполноценности — совокупность психологических и эмоциональных ощущений человека, выражающихся в чувстве собственной ущербности и иррациональной вере в превосходство окружающих над собой. Комплекс неполноценности возникает вследствие разнообразных причин, таких, как: дискриминация, душевные травмы, свои собственные ошибки и неудачи и т. п. Комплекс неполноценности существенно влияет на самочувствие и поведение человека.Первым, кто исследовал и описал комплекс неполноценности, был венский психоаналитик Альфред Адлер.



МАНИЯ ВЕЛИЧИЯ - 1

Представьте жителя Пигмеи,
Гордящегося всей душой,
Что баобаб в его деревне
Намного больше, чем в другой.

Иль житель горных Гималаев,
Что их гора главней других,
А может кто-то на Гавайях
Тем, что знаком он с Рыбой-Кит.

Когда гордиться больше нечем
Гордишься, что не создавал,
Что для туриста интересно,
Но ты своей её назвал?

Так звал когда-то Карамзин
Тех куликов в своём болоте
Географически скупым
И точным словом - патриоты.

Среди великих тоже есть
Синдрому этому подвластны -
Прекрасный математик Нэш
Им болен был и был несчастным.    (1)

 
(1) Выдающийся математик Джон Нэш отклонил престижный академический пост на том основании, что он должен быть возведён на престол императора Антарктиды



МАНИЯ ВЕЛИЧИЯ - 2

Представьте, где-то гражданин
На площадь выйдет и заявит:
"Я лучше всех, я лишь один
Все знаю: жить как надо править".

И в том же духе, но без мата
Продолжит само-возвышение,
И предков вспомнит, что когда-то
Любовь снискали с уважением.

Он перечислит ордена,
Заслуженных когда-то, кем-то...
Картина в общем то ясна:
Название мании известна.

Теперь расширьте круг больных,
Вся площадь, или вся станица
Кричит "мы лучше всех других" -
Так эпидемия случится. 

Теперь представьте, вся страна
Кричит: "Мы лучше, мы достойны"..
В истории та болезнь подчас
Вела к тому, что были войны. 

Причём заметьте, интересно,
Величие совсем не важно,
Коль мания имеет место
Иди, кричи: "вот я" отважно.


Мания Величия — бредовый тип самосознания и поведения личности,
выражающийся в крайней степени переоценки своей важности, известности, популярности, вплоть до всемогущества.




СИНДРОМ ПРИВЫЧНОГО

Замечено давно, что разум
Не в состоянии оценить
То, что душе привычным стало
И в чувствах продолжает жить.

Наш ум фильтрует информацию
Лишь приходящую извне,
А что внутри - должно остаться;
Оно - "проверено уже."

Философы - ума палата,
Декарт и Лейбниц, и Ньютон
Религию, что с детства взята -
Для них была она закон.

То, что пустило корни в чувствах,
То рассуждением не взять;
Религию, как и искусство
Умом не пробуйте понять.

Любая вздорная религия
Несла надежду. Ей дано
Без логики, лишь веры линия,
Вести и вдохновлять народ.

Цивилизация без религии?
В истории такого нет.
Ведь без надежды жизнь не вынести!
В религии и был просвет.

Умом рождённая идея
И философии мудрый зов
Успехов в общем не имели
В истории прошлых всех веков.

Социализм не исключение
Идеей Маркса в жизнь войдя,
Религиозным стала мнением,
Своих служителей найдя.

Свои иконы, свои храмы,
Свои пророки, мавзолей...
А логика всегда хромала
Её пророков и вождей.

Надежду в светлое для внуков,
В господство рая на земле,
Пусть не везде, а только в лучшей
Отдельно избранной стране.

И класса избранного тоже -
Рабочих бедных и крестьян.
Пророком вождь быть очень может,
А библией был "Капитал".




СИНДРОМ ПОИСКА ВИНОВНОГО

Но, может быть, в беспамятстве, в раю,
тот плач звучит в честь выбора другого,
и хрупкость беззащитную свою
оплакивает маленькое горло
всем ужасом, чрезмерным для строки,
всей музыкой, не объясненной в нотах.
А в общем-то — какие пустяки!
Всего лишь — тридцать тысяч гугенотов.
                - Бэлла Ахмадулина

Во всех несчастьях есть виновный.
Не мы, конечно, а другой -
Тот, кто сожрал весь хлеб народный,
Не важно кто он - свой, чужой.

В нас жажда крови не утихла -
Найти виновных и избить,
Нам нужен вождь, кто первым крикнет:
"Они виновны! Их убить!"

К чему убили гугенотов?
Свои французы, почему?
А потому - хотелось крови.
Неважно чьей, вот потому.

Конечно было бы приятней
Бить чужака, чужих кровей -
Религия их непонятней,
Законы чуждые все в ней.

Не подвернулись им семиты,
А гугеноты тут как тут,
И с жаждой крови ненасытной
Французы гугенотов бьют.

При просвещенной королеве,
Среди изысканных манер,
Французы даже в этом деле
Дают значительный пример.

И в это самое же время
Был Грозный царь в другой стране,
Топил в крови другое племя -
Пусть новгородцы, но не те.

Да, жажды крови зов сильнее,
Чем голос крови говорит:
Шииты суни не жалеют,
Да и славяне бьют своих.

Вчера был брат, сегодня хуже
Любого кровного врага.
Конечно уничтожить нужно -
Ведь пропаганда врёт не зря.



СИНДРОМ СМЕЩЕНИЯ

Психологический приём,
Описанный когда-то Фрейдом -
И заключается он в том,
Свою вину излить на ком-то.

Сам никогда не виноват,
А тот кто ближе и слабее.
И с каждым разом во сто крат
То убеждение сильнее.

“Держи вора” - похож приём,
Но бессознательный по сути…
Мы никогда его не ждём
И удивляемся до жути.

“Смещение” - как приговор (1)
За совершённые ошибки...
А кто их сделал - прокурор!
Других винить его попытки!

Привычно “жертву наказать” -
“Она ж не шла своей дорогой?”
Должна же жертва понимать,
“Лишь притворялась недотрогой”

Конечно это форма лжи
Тех, кто умом немного сдвинут…
Но есть другие и грехи
Свои кому-то перекинут.

Они знакомы нам вполне
В политике и в личной жизни.
“Смещение” - и вам, и мне
Узнать о нём совсем не лишне.


(1) Смещение (Сдвиг) - Ранняя теория Смещения была предложена З. Фрейдом в его книге "По ту сторону принципа удовольствия"
Защитный механизм, выражающийся в том, что человек совершает замену первоначального объекта другим раздражения - другим, тем, кто слабее, доступнее.



СИНДРОМ АСПЕРГЕРА

Есть те, кто поцелован богом,
Кому открыт был тайный смысл,
Им в мире цифр ясна дорога,
За уравнением видят мысль.

Их не пугают полиномы
И “неизвестных” долгий ряд.
Им в математике, как дома,
И цифры с ними говорят.

Мы их считаем чудаками,
Они другие, не как мы.
То аутизм мы им вменяем
И сторонимся, как чумы.

Да, не такие.  Много выше.
И видят дальше с высоты.
Мы лилипуты - живём, дышим
И судим им.   Они - не мы.

Но венский врач, кто изучал
Нацистов юных поведение.
Тому синдрому имя дал -
Психоза видел в нём явление.

Решил - "страдания - ни грамм,
Чужая жизнь для них - игрушка. 
Что мир закрыт что там он сам,
И нет друзей, и нет в них чувства.".

Пусть есть талант, Зачем смотреть?
Их гены расу ухудшают!
И врач детей ссылал на смерть…
Как жаль, что имя его знают!


Синдром Аспергера — одно из пяти общих проявлений аутизма, характеризующееся серьёзными трудностями в социальном взаимодействии, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся репертуаром интересов и занятий.

Др. Ганс Аспергер, венский детский врач, открывший эту форму аутизма.не был членом нацисткой партии, но активноучаствовал в уничтожении больных аутимом детей, поддерживая чистоту арийской нации.К ответственности не был привлечён.  Умер в 1980 г.





СИНДРОМ "СТРАХА СВОБОДЫ"

Свобода — это роскошь, которую не каждый может себе позволить.
            —  Отто фон Бисмарк

Свобода - все ли её хотят?
А за неё ведь умирали.
Так почему же рабский взгляд
И много есть, кто не желают?

Сказал когда-то Зигмунд Фрейд -
"Свобода требует усилий,
Ответственность несёт с собой,
И нет гарантий изобилий".

Там, на свободе, ветер свеж.
Там не всегда найдётся крыша.
Сегодня сыт, а завтра нет
И всё лишь от тебя зависит.

Там все дороги - для тебя,
Но нет вождя, кто видит дальше.
Там каждый больше за себя
И там не ждёт никто подачки.

Не каждому оно дано,
А тем, кто рождены в неволе
Идти приятней за вождём
И крошки есть с его ладони.

Тепло, не каплет, пусть бурда,
Но есть гарантия обеда...
Пусть медный грош, но голова
Пуста - ответсвенности нету.

Свобода - тем она нужна,
Кто под ярмом ходить не будет,
Кому эфирная лапша
Не притупляет мысль, а будит





СИНДРОМ ОБОЖАНИЯ ТИРАНА

Где существует тиран, там не просто дурное государство,
там вообще не существует никакого государства.               
              -  Марк Туллий Цицерон

Какие признаки тирана?
Как власть к рукам сумел прибрать?
Путем наследства иль обмана
Или народ помог избрать?

Мне кажется, что главный признак
Есть обожание толпы:
Наполеон и Сталин, Гитлер...
Неужто так наивны мы?

Считается что демократия
Период между двух эпох
Свержением одного тирана,
Но и тираном завершён.

Примеры Греции и Рима,
Или французских революций,
В России же необьяснимо
Есть оттепель, застой дремучий.

Под гнётом злостой тирании
Стремятся к равенству и братству,
Что приведет к бюрократии -
Был вор один, а стала масса

Торгуют всем, бандиты, смута...
И этот строй стал ненавистен -
Забыв уроки, почему-то
Все руку посильнее ищут.

Тогда прийдет с рукой железной,
Моралью не обремененный,
Порядок наведет посредством
Убийств и тюрем и погромов.

Прижмет немного олигархов,
Тех, что делиться не желали,
Патриотизм введет он в норму
Чтоб указать "тех кто не с нами".

На молодых он больше ставит,
Без колебаний твердых, быстрых...
Опричнину он сам возглавит-
Штурмовиков кристально чистых.

Найдет врага, что поудобней
И рот закроет оппонентам,
В стране он станет вроде бога:
Умен, силен... Все комплиметы...

Следите за голосованием,
Процентом "за" и тех кто "против",
При демократии - в балансе,
При диктатуре - "нет" лишь в морге.

Единодушное согласие
Где оппозиция молчит -
Вот где тиран приходит к власти...
Что вам напомнил этот стих?



 
СИНДРОМ АТАВИЗМА

Опять мы делимся на группы,
На родовые племена.
К "своим" нас тянет почему-то
Тех, с кем и кровь у нас одна.

Как объяснить тот голос крови,
Где разум нем иль просто спит?
Где выбор сделан не с любовью,
Не нами, случаем одним.

Где родились, какие гены,
За что нас били во дворе,
Кто воспитал себе на смену...
А разум где в этом звене?

По разуму мы вроде братья,
Но атавизм его древнее
И мы в племён своих объятия,
Чуть гром, стремимся поскорее.

Прошли века, растут границы
И переносится межа...
Уже столицы, не станицы
И нации, не племена.

Патриотизма эйфория -
Всё о великих, всё о нас...
Причём здесь ум, когда стихия
Крови закончит наш рассказ. 

В бою, в толпе, в погроме, в драке,
Чтоб стаю повести на бой
Вожак необходимый для атаки
Должен явиться сам собой.

В нем есть отвага, есть и дерзость,
Уверенный и безрассуден,
Расчетливая безответность
За ваши судьбы, будь что будет.

Готов пролить он кровь как воду,
И жертвы не его проблема.
А цель его не для народа,
И лишь себе он знает цену.

"Вождь" происходит от "вожак",
А также "фюрер", да и "дуче",
Эй, вы в толпе, вам выбирать...
Так выбирайте же получше.

Как будем мерять гениальность
Политиков, кто - у руля?
Тех, повлиявших на реальность
Стянув эпоху на себя.

Возьмем критерии построже:
Нет, не любви народной глас,
А тех, кто видел вдаль - похоже;
Герой, злодей - суд будет ваш.

Но не мифических героев,
Религий всех святых, пророков,
А больше тех, кто был у власти,
Людей не чуждых от пороков.

Тот, кто лавируя интриги,
Кто в спину нож не получив,
Не уничтожил миллионы
О чести, совести забыв.

Кто крови не пролил ни капли,
Кто роскошью не окружал,
Кто медных труб и в грош не ставил,
Кто лесть и подлость не принял.

Как много их вы насчитали?
Хватило пальцев на руке?
Вот так и я, в истории дальней
И ближней их не вижу, нет.



СИНДРОМ РАБА

Кто свободен телом и несвободен душою, тот раб, и, в свою очередь, кто связан телесно, но свободен духовно — свободен.
                —  Эпиктет

Чем психология рабов
Так отличается от многих -
Всё начинается с основ
В душе заложенных - убогих.

Возможно быть рабом привычек,
Уютной тёплой сытой жизни,
Рабом вельможей или нищим
И от рождения до тризны.

Раб унизителен пред властью,
А тех, кто ниже - унижает.
Своим болотом горд со страстью,
А из другого - презирает.

Он верит новостям эфира,
И горячо их повторяет...
Всегда созвучна его лира
И с властью мнение меняет.

Не жаждет перемен он вовсе,
Ну разве лучшего царя...
И может водки много больше,
Все остальные споры зря.

Во всех невзгодах есть виновный!
Не он, конечно, а другой -
Желательно, чтоб инородный
И чтобы веры был иной.   

Он первым пнёт ногой и плюнет
В того, кого он обожал,
Лишь убедившись силе пули,
Ударившей под сердце льва. 





 СИНДРОМ  ДВЕРИ

Не всё мы помним. Наша память
Имеет свойство выбирать
Лишь то, что может помнить стоит -
Что пригодится нам опять.

Успехи помнит, неудачи,
Чтоб повторить и избежать.
Из тайников своих подачу
В момент нам нужный выдавать.

Чтобы мгновенное решение
Под нашей было бы рукой.
Зовётся это - "обучение"ем
Так память опыт множит свой.

У всех животных, нас включая,
Всё той же главной целью нить -
Лишь только то запоминаем,
Что в будущем поможет жить.

Известен вам "Дверной Эффект?"
Пришли вы в комнату другую,
Ну а зачем?   Найти ответ
Нельзя. Забыл напропалую.

Дверной проём, раздел пространства -
Наш мозг привык запоминать
Явлений всех "локально важных"
И там же их и вспоминать.

Мы изменили территорию
И мозг опять "локально чист".
Запоминать свою историю
Локально - в этом мозга смысл. 

"Эффект Двери" или "Порога"
Известен с очень давних лет.
Пусть не научно, но немного
Знаком с ним каждый. Не секрет.




СИНДРОМ ЗЕРКАЛА

Привыкшим к спорам и к дебатам
Известен принцип ключевой -
"Эффектом зеркала" был назван;
Его не помним мы порой.

Он объясним довольно просто
Для мудреца и для шута:
Противника ты видишь точно,
Как отражения себя.

Зовётся  "зеркала эффект" -
Когда ведёшь переговоры
Считаешь ты, что оппонент
Твоим всем аргументам вторит.

Что та же у него мораль,
Что те же выводы из фактов...
Ошибка. Нынче как и встарь
Твоя мораль - лишь недостатки.

Коварство - превосходства знак,
К кому врагом они считают,
А враг, кто думает не так,
А может вера не такая.

С чужим пожатие руки
Иль подпись ничего не значит.
В глазах их бога все они
Достойны лжи и не иначе.

Будь осторожен. Никогда
Не доверяй улыбке, жесту...
Словам, что сладки, как халва -
Значение лишь известно местным.
 


СИНДРОМ НАРЦИССИЗМА

    Влюблённый в себя соперников не имеет
           - Цицерон

Тому, кто любит сам себя,
Не страшны ревность и измены.
Пусть чувств своих сдержать нельзя,
Соперник не прийдёт на смену.   (1)

Был в Греции такой Нарцисс,
Себя любил он больше нимфы… (2))
По моему он просто - псих,
Но имя есть, остались мифы.
 
Есть в психологии синдром
Он тем же именем зовётся.
Его придумал Фрейд.  При том
Считал, что с детства нам даётся.

Даёт уверенность в себе -
Лишь слышит внутреннее ухо.
Он сам себе всегда в цене
И вверх идёт всегда по трупам.


Им на вершину пирамид,
Тот нарциссизм помог взобраться
С презрением смотрят на всех вниз -
Мы не ровня.  Зачем стараться.


(1)  Нарциссизм — свойство характера, заключённое в чрезмерной самовлюблённости и завышенной самооценке, в большинстве случаев не соответствующей действительности.

(2) Термин происходит из греческого мифа о Нарциссе, прекрасном молодом человеке, который предпочёл любоваться на своё отражение в водах ручья и отверг любовь нимфы Эхо. В наказание за это он был обречён влюбиться в собственное отражение и в итоге превратился в цветок, его именем и названный




СИНДРОМ ОТЕЛЛО

Ты перед сном молилась, Дездемона?
                - Шекспир, "Отелло"

Убийство уж не в моде:
Убийц на площадях казнят.
Так!.. в образованном я родился народе;
Язык и золото… вот наш кинжал и яд!
               - М. Ю. Лермонтов, "Маскарад"


Отелло, как же как и Арбенин
Был ужасающе ревнив.
Жену убить, как зовом чести,
Всё остальное заслонив.

Здесь ум не властен!  Чувство только.
Ему давай один ответ!
Потом пройдёт и станет больно...
Но поздно. Не исправить. Нет.

Здесь патология из жизни -
"Ревнует, значит любит он"
Не нужен повод, нужны мысли,
Нужен намёк иль страшный сон.

Здесь речь идёт - невинна жертва!
Синдром виновен - он есть мавр!
Как важно вам заметить перым,
А это очень редкий дар.

Со стороны всегда виднее -
Кричим из зала - "не она!"
Влияние автора - сильнее
И жертва есть и не одна.


Шекспировское имя описывает «опасную форму психоза, проявляющуюся в бредовой убеждённости в супружеской неверности»

Евгений Арбенин - герой драмы М. Ю. Лермонтова "Маскарад"



СИНДРОМ ТРИСКАИДЕКАФОБИИ

Средь чисел всех стоит одно,
Что незаслуженно и ныне
И с предрассудками оно
Обвинено и в чертовщине.

Число тринадцать - знаем мы
И в этот день все осторожны
А если в пятницу - черты
Нечистой силы видеть можем. 

А начиналось так светло -
Вот, например, у иудеев   
Считалось «Божее число»
И каббалистам нет милее.     (1)

В чести считалось и у греков -
Квадратов сумма чисел двух,   (2)
Число фигур всех Архимеда    (3)
В нём видели вселенский дух. 

Тринадцать было олимпийцев -
Богов, где правил первым Зевс.
Чертей не знали их провидцы,
И чертовщины для них нет.

Для христиан там, как ни странно,
Десятка с троицей слились -
В числе - Вселенная пространно
И тоже означает жизнь.    (4)

Так почему же число это
Как бы проклятием стало вдруг?
За что? Причина или метод
Оно оболгано вокруг?

Быть может Тайная Вечеря
На это даст простой ответ?
Тринадцать за столом сидели,
Похоже счастья в этом нет!  (5)

Оттуда чёрт, оттуда дьявол…
А неплохое ведь число -
В Китае, в Индии, арабам
Коль попадётся - повезло!

Болезнь известна в психологии,
Такой боязненный синдром -
Число тринадцать для них вроде,
Как направление в дурдом.  (6)

В нумерологии тринадцать -
Любовь и преданность, и дух!
И если эти числа снятся,
Они цыганкам лучший друг



(1) У евреев число тринадцать тоже имеет позитивное значение и является символом Бога.

(2) Сумма квадратов первых двух простых чисел:
13 = 2х2+3х3

(3) Существует ровно 13 архимедовых тел — выпуклых многогранников (полиэдров) — обычно замкнутая поверхность, составленная из многоугольников

(4)  В христианской традиции число 13 — это десятка и Троица, которые вместе символизируют Вселенную.

(5) По библейским преданиям Иуда Искариот во время Тайной вечери сидел за столом именно тринадцатым. В девятнадцатом столетии в Европе существовало поверье, что нельзя за одним столом собирать 13 человек, иначе один из гостей умрет в течение года. Также среди христиан было мнение, что тринадцатым «человеком» был сам Антихрист.

(6) Боязнь числа 13 называется трискаидекафобией.



СИНДРОМ ГЕКЛЬБЕРРИ ФИННА

Никогда не бывает слишком поздно, чтобы иметь счастливое детство.
              -Том Роббинс

Мне кажется, что им болеют
Все дети.  Дети - шалуны.
Играть им хочется, взрослея.
Такими были я и вы.

Когда-то их влекла рыбалка,
Сейчас компьютер - страшный враг!
Ни угол, ни ремень, ни палка
Не повлияют здесь никак.

Здесь главное - не затянуться
Болезни в средние года,
На службе вряд ли уживутся,
Коль тяга к играм велика.

Игрок в семье иль на работе
Их результат один - бедняк...
Всегда в долгах, о них в заботе.
Но не сорвёт свой куш никак.

Так задержался в своём детстве
Не повзрослеет никогда.
Синдром, уверен, вам известный.
Ведь говорят, что жизнь - игра!


Образ Гекльберри Финн относится к персонажу, созданному Марк Твеном.  Еам четко проявляются его характер и его проблемы.

Синдром Гекльберри Финна иногда используют для описания детских прогулов: скажем, непослушные дети, «отправившиеся на рыбалку», или, что более вероятно в наше время, дети, оставшиеся дома, чтобы поиграть в видеоигры.



СИНДРОМ ЗОЛУШКИ

«Мне бы на балу танцевать, а я тут с метлой…»
                - Золушка

Как много их, провинциалок,
В Москву кто рвётся, в Голивуд...
Их результат обычно жалок,
Неблагодарен часто труд.

Как много золушек мы знаем?
Намного больше, чем принцесс,
Те, кто принцессами не стали -
Убиты завистью надежд.

Случалось часто это в сказках -
На белой лошади был принц...
Но это Запада указка,
Иной расклад был на Руси:

Жила была красна девица
Та, что пером не описать.
Ей имя было Василиса,
Премудрой было величать.

Молва перевалила горы,
Покрыла тридевять земель,
К ней сватались купцы-поморы,
Да что купцы, был сам Кащей.

Девица носом воротила,
Ждала все принца на коне...
Он прискакал, так это было -
Он гарцевал на Горбунке.

И вышла замуж Василиса
Фамилию сменила, код
Теперь звучит иначе имя?
Вот - Василиса Дурачок.


«Синдром Золушки» описывают, обычно, как стремление все делать идеально, желание всем нравиться, покорность, безотказность, гиперответственность и чувство неоценённости и обиды.
Комплекс Золушки приводит к неуместному или неэффективному поведению на работе, боязни успеха, страха потери женственности».




СИНДРОМ КЛЕПТОМАНИИ

Всякий, кто украдёт из казны настолько, сколько стоит верёвка, на той же верёвке повешен будет.
                Петр I Великий

Если я усну и проснусь через сто лет и меня спросят, что сейчас происходит в России, я отвечу: пьют и воруют…
                Салтыков-Щедрин (1826-1889)


Психологи - народ учёный
И знают всё наперечёт -
Нам “воровство” - синдром знакомый
Он им по-гречески - “клекот”.   (1)

Зовут болезненным влечением,
Что без контроля над собой.
Мол, здесь желательно - лечение,
И не к чему нам кодекс твой.

Те, кто подвержены синдрому,
Крадут подряд, что под рукой.
По мелочам и по большому.
Понять нам надо, он - больной!

Воруют надо им, не надо;
Болезнь порою так сильна -
И так заразна тем, кто рядом,
Что ей больна одна страна.

Болезнь была во все столетия,
Но ей помог известный клич -
"Всё наше, общее (…междометия…)"
"Народа всё" - сказал Ильич.

Настолько это нам привычно,
Что мы иначе и не ждём.
Коль все больны, то неприлично
Болезнью звать то, как живём.


(1) Клептомания — болезненное влечение к совершению краж



СИНДРОМ КОЛОБКА

Я думала, что ты мой бог,
что мне с тобой страдать и мучиться,
а ты — всего лишь колобок
совсем ничем не выдающийся.
           - Белла Ахмадулина

Он был героем детской сказки -
От всех всегда он убегал
Там жизнь свою сберечь опаской ...
Но в жизни есть другой финал.

Больны синдромом таким люди -
Им всё всегда не по себе,
Их обижают, рано будят.
Всё недосолено в еде.

Им всё не так и не по нраву,
А способ их всегда простой -
У них готовы чемоданы
К уходу; жизнь начать с другой.

Нет выяснения отношений,
Бескомпромисны и горды.
Всегды в своём оставшись мнении -
Чуть что - ушёл!  Замёл следы.

Они ответственность не знают,
Ну что спросить у колобка?
Всю жизнь по жизни их катает...
Похоже, что лиса права!


Синдром колобка - синдром неуверенного в себе, но очень вспыльчивого и "лёгкого на ноги" человека. Такие люди боятся реакции собеседников, обычно они что-нибудь говорят и тут же уходят. Иногда "синдром колобка" может проявляться в частой смене партнёров: побыл с одной, надоела или разочаровался, побежал искать другую.



СИНДРОМ МАСОНСТВА

Масоны – не тайное общество, а общество с тайнами.
                - Дэн Браун

Синдром масонства - что за термин?
Хоть о масонах знал давно -
В нём есть  стремление к приобщению,
Быть в дружном братстве, как звено.

Одно из самых тайных обществ,
Существовавших на Земле,
Религии и профессий общих
Живучий симбиоз в себе.

Посколько тайны - есть легенды.
От Храма Первого молва -
От тех, кто строил его стены,
Идёт масонство - "из тогда".     (1)

По философии похожей
Религии древней, с её слов
У вольных каменщиков тоже
Есть конституция основ.

Моральный кодекс тайный многим,
Но для масонов он - закон!
И знать его нам лучше стоит,
Чем клевету, чем пустозвон:

1.Нужна всем вера в Высший Разум,
2.Признать бессмертие души,
3.Священной Книги место свято,   (2,3)
4.И членство в градусах прийми.    (4)

5.Признание символов и знаков
Для ложи каждой тайный смысл.   (5)
6.Мужчина лишь масон однако...
А женщинам туда - ни-ни.

7.Нет места в ложе обсуждениям
Политики, религий, сект,
8.Хранить всё в тайне неизменно,
Что в ложе сказано, что нет.

Система той морали древней
Поэтам может быть близка -
Там аллегориям много места,
Там есть метафоры сполна.

Иудаизм и христианство
Морали общей их исток.
Там ритуал, там знаний царство
И Бог для них всегда Масон.

Он Архитектор и Строитель,
Вселенной Зодчий! Им он - Брат.
И их задача - строить, строить...
Масон построить всегда рад.

Пусть все мистически идеи,
И пусть размытый идеал,
Но психология сумеет
Нам объяснить влечения дар.

Там цель которую не знает
Масонской ложи большинство.
Секреты здесь на всё влияют,
И привлекают. Вот и всё.

Все исполняют ритуалы
Значение их уходит в тьму.
Им выдаются указания
Без: "как, зачем и почему".

Вопросов там не задаётся,
Ответа там уже не ждут.
Масонским тот синдром зовётся,
Где все секретами живут.      (6)


1. Масонство (франкмасонство, англ. Freemasonry) — движение, появившееся в 1717 году в виде тайного общества
2. Книга Священного Закона (КСЗ) является частью масонских религиозных или философских текстов, используемых во время проведения собраний масонских лож.
3. В англоязычных странах наиболее часто используется Библия короля Якова или другой стандартный перевод Библии.
4. Степень (или градус) — уровень членства в масонстве. В символическом масонстве есть только три степени: ученик, подмастерье и мастер
5. Масонская ложа (от англ. lodge — домик; сторожка, приют, далее от названия англ. stonemasons' lodge — строительная мастерская) — место, помещение, где собираются масоны для проведения своих собраний, чаще называемых работами.
6. Масонство образуется не столько социально-политическими программами (которых может быть множество даже в рамках одной масонской организации, а может не быть и никакой программы), а некоей общей душевной потребностью. Поэтому это историческое явление можно назвать "синдромом масонства", который сочетает различные симптомы, имеющие общие механизмы возникновения, и который характеризует определенное болезненное состояние человеческого сознания.  (Виктор Аксючиц)



ФОБОФОБИЯ

...нет ничего страшного, кроме самого страха.
             Сенека, «Письма к Луцилию»

Сначала кажется - абсурд,
Бояться страха? Хуже смерти?
Что фобофобией зовут
Болезнь реальная, поверьте.  (1)

Проблемы всюду, где их нет?
Но, намекните лишь больному
И в панике, безумный бред -
Идёт вразнос он снова, снова.

От подозрения к беспокойству,
Затем к волнению всерьёз.
Такое психики расстройство
Чревато паникой от грёз.

Неважно - верно ль подозрение.
Неважно - правда или ложь.
Атака страха, без сомнения,
Уже вгоняет в ужас, в дрожь.

Здесь страх в квадрате. Страха страх.
Чего боишься, ненавидишь,
Под ураган на парусах
На водопад, его ты видишь!

Здесь все волнения в резонансе
И страх поддерживает страх.
Здесь успокоиться бы в трансе,
Но круг замкнулся. Всюду прах.

Страх перед тем, чего не будет!
Страх от возможности любой!
Страх рассказать всё это людям,
Ведь посмеются над тобой.

Забиться в щель. В укромный угол.
Задёрнуть шторы. Дверь закрыть.
Жить интернетом, только гугол
Тебя не выдаст. Так и жить?

Похоже клин не выбить клином,
Нужна здесь йога иль гипноз.
И нужно мнение едино,
“Меня ты страхом не возьмёшь!”

Понять его неправомерность,
Все чувства мыслью оценить.
Стать оптимистом. Карты верны.
Решить что быть! Чему не быть!

 

(1) Фобофобия — «страх страха», боязнь появления навязчивого страха, страх возникновения фобии.




ЭПИЛОГ

Как личность мы лишь существуем
По отношению к другим -
Как щедры мы и как мы судим
Других поступки и умы.

Быть благородным одиночкой
Нельзя, как и нельзя святым.
Лишь в отношениях всё точно
И видно - личность ты иль дым.

Среди друзей и среди близких,
В толпе сотрудников, чужих,
«Под солнцем место» ищешь в жизни
Толкаешь локтем ли других.

Как поведёшь средь негодяев,
И скажешь «За!», потупив взор.
Подашь ли в руку подаяние,
Чужой идее будешь вор.

Обида, ненависть, все страсти -
Направлены не на себя.
Принять ли сможешь ты участие
В тех, кто зависят от тебя.

Конвойный ты иль заключённый -
По обстоятельствам порой
Где может личности особой
Характер встретишь за собой.


Рецензии
Очень интересно все это читать! А можно ли жить вооще без всяких синдромов, просто быть собой?

Лариса Чех2   23.05.2024 21:01     Заявить о нарушении
Синдромы это для тех, кто отличается от «нормы».
Но кто решает, что есть «нормально»?
.
Кого считаем мы "нормальным"?
И кто считает? Почему?
Диагноз ставит кто финальный?
И где критерии тому?

Во-первых – это большинство,
По ним «нормальность» и выводят.
Один как все до одного,
Все как они. Понятно вроде.

Затем решают, кто у власти,
Кто «идеальный гражданин» –
Те, кто внимает им со страстью,
Все от пелёнок до седин.

Кто только в ногу, только с песней.
А в песне всё: «Как хорошо».
А тех, кому не интересно,
"Перетереть всех в порошок!"

Для них лекарства, спецбольницы
И Соловки, «глубины руд»…
Им предписание лечится,
Лечение лучшее есть – труд.

Они морально не готовы
И социально не равны.
И "ненормальны" – с этим словом
Знаком и я, и, может, вы.
.
С благодарностью,

Оскар Хуторянский   23.05.2024 21:24   Заявить о нарушении