От Гесиода и Овидия, часть 17

Уильям Тёрнер, солнца брат,
его стремительного бега
свидетель, был явиться рад
из восемнадцатого века,

в котором четверть века жил,
росли талант его и сила,
и он в грядущее вложил
всё то, что живопись просила...

Как будто образы принёс
из будущего славный мастер -
на фоне солнечном пророс
продукт необычайной масти...

Художник, в новый век войдя,
творил уже неповторимо,
ещё полвека проведя
в своей мечте необозримой,

на фоне света он продлил
оттенки новой атмосферы,
и контражурам мощь дарил
с надеждой яростной и с верой

в предназначение искусств
как продолжение натуры...
Мир окружающий - союз
природы и архитектуры,

машинерии и людей,
импрессии и светотени...
Век девятнадцатый - затей
немыслимых собранье в теме...

Вокруг него академизм
и классицизм - как ширь морская,
а он как остров, свет и мысль,
как излучение меж скал он...

И он ведь мог сменить удел,
раздвинуть рамки той элиты,
но не успел, хоть вдаль глядел...
Явились прерафаэлиты.

Так в середине века вдруг
художникам мечта приснилась:
не в будущее, не вокруг
смотреть, - а вглубь времён, как милость.

Та мысль возникла как борьба
с былой рутиной классицизма.
Искусства Англии судьба
восточным светом вдруг пронизана...

Так прерафаэлитов стиль,
так их содружество и братство
пленили класс, что полон сил
и в чьих руках растёт богатство;

художников лихая стать,
могущественная когда-то,
не уставала восхищать
аббатов и аристократов...

Как Ренессанса мастера
в античность давнюю глядели,
так слуги братства, как вчера -
средневековьем овладели

как инструментом, полотном,
давно забытым и зарытым
в веках, - но вспыхнув как вино,
искусство прерафаэлитов

соединило в новый сплав
Италию, Восток и Север,
все краски яркие собрав,
лучи светящие рассеяв...


Рецензии