Екклесиаст поневоле. Эссе
Приходит возраст, когда эту нерукописную книгу начинаешь носить в душе, как нечто неизбежное, как свой итог жизни. И от человека зависит будет ли это спокойное созерцание сущего и едва заметная добрая улыбка или сожаление о том, что чем жил - это прах и каждый следующий день не приносящий ничего нового, вызывает раздражение. Можно назвать её Екклесиастом поневоле, и эта личная книга, наверно, есть или будет у каждого. Но что же в самом первоисточнике, опубликованном в Ветхом Завете, вызывавшем разные толки. Разве в этой книге пессимизм и гнетущие эмоции? Может быть. Но это только при первом прочтении, но парадоксально то, что при этих первичных ощущениях она заставляет не раз перечитать её, понять какая мысль в ней заключена и в чём её поучительная значимость, коль скоро она включена в мировую книгу. Напрашивается наиболее общий ответ: констатация суетности мира, бесконечности повторов действий, явлений в человеческой истории и во многом одинаковости судеб людей, казалось бы, бессмысленность бытия должна однозначно привести к Богу вечно сияющему, неповторимому и, главное, утешающему. Но здесь нет даже намёков на сакральность сказанных слов в этом своде мудрости. Книга избавлена от экзальтированных вздохов по поводу чудес и напрямую не ведёт к вере. Напротив, во всех изречениях чувствуется человеческая усталость и бессилие перед бесконечным круговоротом истории, колесо которой неизбежно задавит все помыслы и надежды человека. Это вполне гражданский текст, автор которого умудрён жизненным опытом и снисходительно с высоты положения владетельной особы, смотрит на этот суетной мир. Но неожиданно понимаешь, что он открывает человеку то, что он и сам должен видеть и понимать, не взирая на советы мудрейших, но по каким-то причинам не может открыть в своей душе состояние творчества в обыденной жизни и бесконечного познания самого себя, именно то положение, которое приближает к Творцу и им поощряется.
2023
Свидетельство о публикации №124052301296