Неологизмы и окказион. Вячеслава Иванова. Гл. I
НЕОЛОГИЗМЫ И ОККАЗИОНАЛИЗМЫ ВЯЧЕСЛАВА ИВАНОВА
ГЛАВА ПЕРВАЯ
1. Втупление
Поэтическое творчество поэта-младосимволиста Вячеслава Ивановича Иванова (фамилия произносится с ударением на второй слог) (1866-1949) (537), получило широкую известность как философа, переводчика, драматурга и литературного критика, основателя «Общества ревнителей художественного слова (ОРХС), известного также как Поэтическая академия, Академия стиха и Проакадемия» (1909-1916) (538).
Статью о нём под названием «Иванов» в Энциклопедии Брокгауза и Эфрона (159) написал известный литературный критик Семён Венгеров (1855-1920) (539):
«Иванов… усвоил себе крайне неуклюжий, архаически-"русский" слог и целыми десятками создает неологизмы в славяно-росском стиле, вроде: "среброзарность", "снеговерхий", "светорунный", "светозрачный", и т. д.» (159). Надо сказать, что прилагательное светозраячный Венгеров ошибочно посчитал неологизмом Вячеслава Иванова, так как оно было известно в словаре Даля, указанное в статье к слову свет в выражении «светозрачный лик» (93), и ещё в Кратком церковнославянском словаре Олейникова (36) .
Тем не менее, к другим указанным Венгеровым словам его замечание, относящееся к словотворчеству Вячеслава Иванова, было справедливым.
Андрей Белый такое словотворчество Вячеслава Иванова (42) также отметил в своей литературоведческой работе, посвящённой этому поэту, ярко выразив следующую мысль:
«в «метафоре», соединяющей образы ветхого мира, восходит грядущее слово: неологической порослью» (540).
2. Сложносоставные неологизмы
[978]
Многие сложно-составные прилагательные Вячеслава Иванова с интерфиксом «-о-», а также с дефисом-формантом как билексемы перечислены в статье филолога Виктории Никульцевой (541) как образованные сложением двух прилагательных. Некоторые новообразованияс скорее следует отнести к сложениям наречий и прилагательных.
2.1. Сложносоставные неологизмы, образованные из двух прилагательных, соединённых интерфиксом «-о-» и дефисом-формантом
АЛМАЗИСТО-СИНЯЯ гладь
Лишь кипарисы все тот же обряд,
Смуглые, мерно склоняясь, творят.
Что там, в оправе лиловых гликиний,
Гладью сверкает АЛМАЗИСТО-СИНЕЙ?
«Евксин». (Из сборника «Свет вечерний») (1917)
БОЖЕСТВЕННО-ПУСТЫЕ очи
И взор бесцветный обезумел
Очей БОЖЕСТВЕННО-ПУСТЫХ;
И бога демон надоумил
Сойти на стогна с плит святых …
«Бог в Лупанарии». Александру Блоку. (1909)
ВОЛШЕБНО-СЛАДКИЙ зов
И, как стон, протяжен,
И томит загадкой
[979]
Зов, ВОЛШЕБНО-СЛАДКИЙ,
Многоустых скважин.
«Ночные голоса» (1912)
ГОЛУБО-ЯСНЫЙ кругозор
Бор над оползнями красный:
За излучиной реки,
Отлагающей пески,
Кругозор голубо-ясный,
Перелески да лески.
«Серебряный бор. Н.И. Шатерникову» (1919). Часть 1 (Из сборника «Свет вечерний»).
ДЫМНО-РДЯНЫЙ заимф
Но таит заимфом ДЫМНО-РДЯНЫМ
Царские в Эдем ворота Роза,
«Роза трёх волхвов» Из серии «Газэлы о розе». Стихотворение 5. Из Из сборника «Cor Ardens» (1911—1912)
Заимф – «священное покрывало, «упавшее с неба» на изваяние (богини Таниты; заимф — магический оплот карфагенской силы: «Карфаген могуществен только потому, что владеет этим покрывалом». Хранится оно в храме Таниты главной жрицей ее Саламбо» (Из либрето Мусоргского к незавершённой опере «Саламбо», музыка которой была использована композитором в опере «Борис Годунов». (542). «САЛАМБО (фр. Salammbo) - героиня романа французского писателя Г.Флобера «Салам-бо» (1850-1862). Источником для романа послужил рассказ Полибия, античного историка II века до н.э.» (543) .
[980]
ЖЕМЧУЖНО-БЛЕДНЫЙ знак
Ловлю в реке тускнеющей
ЖЕМЧУЖНО-БЛЕДНЫЙ знак,
Лишь в небе пламенеющий
Затеплится маяк.
«Серебряный бор. Н.И. Шатерникову» (1919). Часть 3 (Из сборника «Свет вечерний»).
ЗЕЛЁНО-ЗЫБКИЙ зсмех
Лоснится дня ЗЕЛЁНО-ЗЫБКИЙ смех.
И в этой неге лени и приволий
Твоих ловлю я праздничных утех,
Твоих, Лоренцо, эхо меланхолий.
«Римские сонеты». Сонет 6: «Через плечо слагая черепах…» (1924)
ЗЕЛЁНО-ИСКРИСТЫЙ изумруд
Твоих лучей живые силы
В прозрачных светах не замрут,
Пока луга весны нам милы,
О ненаглядный изумруд!
Зелено-искристый и нежный,
Змий - царь зачатий Красоты…
Из сцикла «Царство прозрачности» во второй книги лирики «Прозрачность» (1904). «Изумруд». Стихотворение 3
ЗМЕИСТО-ЗЫБКИЕ звенья
[981]
Меж мгновеньем и мгновеньем
Бездна темная зияет.
По ЗМЕИСТО-ЗЫБКИМ звеньям
Тухнет свет, и свет сияет
Над струистою могилой.
«SEMPER MORIOR, SEMPER RESURGO» Посвящено Н.М. Минскому (1905)
ЗОЛОТО-КАРИЙ взор
И силой девственных и тихих чар
Мне весть поет твой взор ЗОЛОТО-КАРИЙ
О тронах ангельских и новой твари.
«Золотые завесы». (1906). Часть 7
КРИСТАЛЬНО-ЯРКИЙ свод
И зиждет радуга кристально-яркий свод…
«На миг» (1899)
ЛИЛОВО-СЕРЫЙ кряж
Ткань Ореад — лазурный дым
Окутал кряж ЛИЛОВО-СЕРЫЙ;
Она ж играет перед ним
С пенорожденною Киферой.
«Богини»
ПРОЗРАЧНО-ОГНЕННЫЕ сферы
[982]
Тебя Франциск узнал и Дант-орел унес
В прозрачно-огненные сферы:
Ревнуют к ангелам обитель нег — Пафос -
И рощи сладостной Киферы.
«Стихи о розе» ROSARIUM. Пролог АD RОSАМ. Из книги пятой «Cor Ardens» (1911–1912)
РАССВЕТНО-РАННЯЯ память
Моей старушка стала няней;
И в памяти РАССВЕТНО-РАННЕЙ
Мерцает облик восковой…
Кивает няня головой…
«Младенчество». Поэма (1918). Часть XIII
СВЯЩЕНСТВЕННО-ВЕЛИК
Псалмодий стон,- когда твой юный лик,
Двоясь волшебным отсветом эонов,
Мерцает так СВЯЩЕНСТВЕННО-ВЕЛИК…
«Золотые завесы» (1906). Часть 11
2.2. Сложносоставные неологизмы, образованные из двух прилагательных, соединённых интерфиксом «-о-» слитно, без дефиса
БЕЛОВЕЙНАЯ волшба
Как будто волшбой БЕЛОВЕЙНОЙ
Свидетеля тайны слепит,
А долу котел чародейный
В парах густоструйных кипит.
[983]
«Горная весна» . Часть V. (1904)
ВЛАЖНОКУДРЫЙ день
День ВЛАЖНОКУДРЫЙ досиял,
Меж туч огонь вечерний сея.
«В колизее» (Между 1893 и 1902)
ГОЛУБОТУСКЛАЯ печаль
Так в золотой пыли заката
Отрадно изнывает даль;
И гор согласных так крылата
ГОЛУБОТУСКЛАЯ печаль.
«Осень» (1905)
ЗЕЛЕНОХВОЙНЫЕ чащи
Покорный день сходил из облаков усталых;
И, как сомкнутые покорные уста,
Была беззвучна даль, и никла немота
ЗЕЛЕНОХВОЙНЫХ чащ и немощь листв увялых.
И кроткою лилась истомой теплота
«LA PINETA» (Между 1892 и 1902)
La pineta по итальянски - сосновый лес.
ЗЛАТОРЖАВЫЙ Парфенон, СИНЕКРЫЛЫЙ Пентеликона
Я видел храм Девы нерукотнорный,
Где долинам Эдема светит ангел Гермона,—
[984]
Парфенон ЗЛАТОРЖРВЫЙ в кремле Необорной
Пред орлом СИНЕКРЫЛЫМ Пентеликона.
«Аттика и Галилея». Из сборника «Cor Ardens» (1907)
Парфенон (с др.-греч. буквально «девичьи покои») — памятник античной архитектуры, древнегреческий храм, расположенный на афинском Акрополе. Главный храм в древних Афинах (544).
Пантеликон – гора в Греции (545).
МЕДНОСТРОПИЛЬНЫЙ храм
МЕДНОСТРОПИЛЬНЫЙ твой мне снился храм. Виясь
По млечным мраморам, сплела живая вязь…
«ERITIS SICUT DEI»
ПРОЗРАЧНОЗВОННАЯ теорба
Волшебник бледный Urbi пел et Orbi.
То — лев крылатый, ангел венетийский
Пел медный гимн. А ныне флорентийской
ПРОЗРАЧНОЗВОННОЙ внемлю я теорбе.
«Bенок». Валерию Брюсову (1906)
«ТеОрба (нем. Theorbe, итал. tiorba, фр. th;orbe, англ. theorbo) — струнный щипковый инструмент, басовая разновидность лютни. В Италии схожий инструмент» (546).
РОЗОПЁРСТАЯ царица
[985]
Ныне тамъ ,
В нежномъ сонме лидийских жен,
Как Селена, она взошла —
Звезд вечерних царицей РОЗОПЁРСТОЙ.
«Аттиде» (Из сборника «Алкей и Сафо»)
То — Индия души, таинственно разверстой
Наитиям Души Одной,
Что с нею шепчется — зарей ли РОЗОПЁРСТОЙ
Иль двухнедельною луной
На пепле розовом, когда ее величье
Ревнует к полной славе дня,
Нагой ли бездною, разоблачась в обличье
Отвсюду зрящего огня.
«EDEN». Эпилог. Часть 5. Из книги пятой «Rosarium», в сборнике «Cor Ardens» (опублик. 1911-1912)
Слово «розопёрстый Никульцева относит к искусственным новообразованием (541), т.е. к окказионализмам.
ТЁМНОЛИСТНАЯ мгла
Погост вечереет;
Тяжеле и ржавей
Убор кипарисный;
Победней кресты.
Во мгле ТЁМНОЛИСТНОЙ
От холмных возглавий
Прозрачное реет,
И дышут цветы.
«У порога» (Дата неизвестна, возможно, 1913 г.) (Из посмертного сборника «Свет вечерний», «Её дочери»)
[986]
Жанна Тимашова (547), цитируя замечание филологов Нины Болотновой (548) и Розы Намитоковой (549) указала что в этом прилагательном поэтом выражены «тончайшие оттенки цвета» (548) и стимулирует в сознании читателя ассоциации, что делает текст «неповторимо художественным отражения действительности» (549).
ТЁМНОЛОННЫЙ
Это прилагательное Андрей белый также указал как авторский эпитет Вячеслава Иванова в статье о его поэзии (540).
ТЁМНООГНЕННЫЙ кратер
И в ТЁМНООГНЕННОМ кратере,
Где жизни две - одна давно,
Бог - Растворитель в новой мере
Мешает цельное вино.
«Кратер» (Из сборника «Эрос») (1906)
ШИРОКОШУМНЫЙ
Андрей Белый в своей статье о поэзии Вячеслава Иванова (540) перечислил это прилагательное среди оригинальных эпитетов Вячеслава Иванова, но здесь у него получилась неточность, так как это прилагательное использовал ещё Пушкин и на негоправильно за авторством Пушкина указал затем и Сергей Толстой, включив это прилагательное в Словарь неологизмов (267):
Бежит он дикий и суровый,
И звуков и смятенья полн,
На берега пустынных волн…
[987]
В ШИРОКОШУМНЫЕ дубровы.
2.3. Сложносоставные неологизмы, образованные из прилагательного и причастия, соединённых интерфиксом «-о-» с дефисом
БЕЛО-МРЕЮЩИЙ день
Друг на друга смотрим оба...
Ты ль, пришлец, восстал из гроба?
Иль уводишь в гроб меня, —
В платах склепных,
Благолепных
БЕЛО-МРЕЮЩЕГО дня?
«Бессоницы» . Часть 3. (1905)
БЕЛО-РАСПЛАВЛЕННЫЙ ИСКРОТЕЧНЫЙ ручей
Вдали ж не сякнет ИСКРОТЕЧНЫЙ,
БЕЛО-РАСПЛАВЛЕННЫЙ ручей…
«Полнолуние». В сборнике «Кормчие звезды» (1903)
Прилагательное «течный» имеет синоним «проточный» (124).
2.4. Сложносоставные неологизмы, образованные соединением наречия с причастием или прилагательным
БЕЗБРЕЖНО-ГОЛУБОЙ эфир
Эфир БЕЗБРЕЖНО-ГОЛУБОЙ пролит
Пред сонными очами.
«Феофил и Мария». Повесть в терцинах.
[988]
БЕСПЕЧНО-ГОРЯЧИ лучи
Но клики первых птиц не раньше прозвучали,
Чем, брызнув золотом сквозь облако печали,
Укравшее зарю,— БЕСПЕЧНО-ГОРЯЧИ,
В развороженный лес ударили лучи,
«Серебряный бор. Н.И. Шатерникову» (1919). Часть 5 (Из сборника «Свет вечерний»).
БЛАГОСКЛОННО-ТРАУРНАЯ супруга
То девою покрытой и немой,
То БЛАГОСКЛОННО-ТРАУРНОЙ супругой
Тебя встречает страстный вызов мой.
«С порога на порог преодолений…» Из цикла «Триптихи. Розы». Стихотворение 3.
БУЙНО-ЗАУНЫВНАЯ флейта
Мне являвшаяся дивной
Ариадной, с кубком рьяным,
С флейтой буйно-заунывной
Иль с узывчивым тимпаном…
«Медный всадник» (Между 1905 и 1907)
ВЛАСТИТЕЛЬНО-НАПЕВНА
В алмазно-блещущем и голубом снегу
Она ВЛАСТИТЕЛЬНО-НАПЕВНА;
И снится рыцарю: в дубраве на лугу
Сном непробудным спит Царевна…
[989]
«Стихи о розе. Из Книги пятой ROSARIUM. Пролог АD RОSАМ»/ «Стихи о розе» ROSARIUM. Пролог АD RОSАМ. Из книги пятой «Cor Ardens» (1911–1912)
ВОЛЬНО-ПОДНЕВОЛЬНОЕ
Всё чем жадно жило ты,
ВОЛЬНО-ПОДНЕВОЛЬНОЕ,
Всё, чем дорожило ты,
Сердце богомольное,
«ASSAI РАLРITSTI Довольно ты билось!
Леопарди)
ГНЕВНО-ЯРКИ
Долу мрак; а звезды ГНЕВНО-ЯРКИ.
«Ленивый дождь»
ГОРЕСТНО-ПОБЕДНОЕ, РАДОСТНО-РАСПЯТОЕ сердце
Солнце ль ты богатое,
Сердце ль, сердце бедное,
РАДОСТНО-РАСПЯТОЕ
ГОРЕСТНО-ПОБЕДНОЕ!
«ASSAI РАLРITSTI»
ГРУСТНО-БЛАЖЕН художник-поэт
ГРУСТНО-БЛАЖЕН художник-поэт! Он - небо и воды:
Ловит, влюбленный, свой лик, видит
прозрачность и - мир.
«Художник и поэт»
[990]
ДЕТСКИ-ПРИСТАЛЬНО
Как ДЕТСКИ-ПРИСТАЛЬНО и гордо
Глядит насупленный глазок,
«Асе» А.А.Тургеневой (1912)
«Анна Алексеевна Бугаева, жена Андрея Белого, урожденная Тургенева (1891—1966), была художницей» (Примечание к стихотворению). (550)
ЗВОНКО-ГРЕМУЧИЕ ковачи
Цикады, цикады!
Луга палящего,
Кузницы жаркой
Вы ковачи!
Молотобойные,
Скрежетопильные,
ЗВОНКО-ГРЕМУЧИЕ
Вы ковачи!
«Песни Дафниса. Цикады». Часть 1 (1895)
Ковач слово «славянского происхождения со значением «кузнец» (551).
ЗЛОРАДНО-ПОХОТЛИВЫЙ бес
С дрожащею и цепкою рукой
И с бровию грозящей и пугливой,
Нас водит бес ЗЛОРАДНО-ПОХОТЛИВЫЙ,
Но слаще нам поджога хмель тупой.
«Стяжательность — не в хищности слепой…». Стихиотворение 4-е из цикла «Песни смутного вермени» (1917-1918)
[991]
КРОТКО-МОЛЧАЛИВЫ
Любо жатвы злакам тучным,
И цветам, и древесам —
Быть с тобою неразлучным,
Воздыхая к небесам.
Полусонны, полуживы,
Мать-Земля, они, как ты,
Так же КРОТКО-МОЛЧАЛИВЫ,
И бесстрастны, и святы!
«Песнь потомков Каиновых»
КРУТОЛУКИЙ
В глубь, где ночь пустила
Синею излукой
Парус КРУТОЛУКИЙ
Бледного светила.
«Небо живёт» (1904).
Архаизм излука, то же, что «излучина, крутой поворот или изгиб реки, дороги, полосы и пр.» (93).
НЕЖНО-СУМЕРЕЧНЫЙ круг
К лиловатому эфиру,
Рассылая вдоль по миру
Чаровательни-подруг
НЕЖНО-СУМЕРЕЧНЫЙ круг.
«Лога жнивья» Посвящение М. А. Бородаевской. Часть 2 (опубл.1914)
[992]
НЕИЗРЕЧЁННО-СЛАДОСТНОЕ созвучье
Средь гор глухих я встретил пастуха,
Трубившего в альпийский длинный рог.
Приятно песнь его лилась; но, зычный,
Был лишь орудьем рог, дабы в горах
Пленительное эхо пробуждать.
И всякий раз, когда пережидал
Его пастух, извлекши мало звуков,
Оно носилось меж теснин таким
НЕИЗРЕЧЁННО-СЛАДОСТНЫМ созвучьем,
Что мнилося: незримый духов хор,
На неземных орудьях, переводит
Наречием небес язык земли.
«Альпийский рог» (1902)
НЕОПАЛЬНО-ПЫЛКИЙ
Тот не любит Человека,
Сердце-город, кто тебя
Озирает, не любя,—
О, горящее от века!
НЕОПАЛЬНО-ПЫЛКИЙ тёрн!
Страстных руд плавильный горн!
«Париж с высоты». Из цикла «Парижские эпиграммы» (1891)
НЕСМЕННО-БЛИЗКИЙ брег
Зачем же ныне, цели достигая,
НЕСМЕННО-БЛИЗКИМ видя брег,-
Я должен плыть, все плыть, изнемогая,
«Снега»
[993]
ПЛЕНИТЕЛЬНО-МЯТЕЖНАЯ песня
Тогда ПЛЕНИТЕЛЬНО-МЯТЕЖНОЙ
Ты песнью огласила вдруг
Покрытый пеленою снежной
Священный Вакхов полукруг.
«Тризна Диониса» (1898)
ПРИВЕТНО-ВЕЛИЧАВЫ
Из влажных недр Земля нас родила.
Зеленые подъемля к Солнцу главы,
Шумели мы, ПРИВЕТНО-ВЕЛИЧАВЫ;
Текла с ветвей смарагдовая мгла.
«Мы — два грозой зажженные ствола…» изкниги лирики «Кормчие Звезды» («Любовь»). Стихотворение 1 (1902)
ПРИТВОРНО-ВЕСЕЛА
Проходит мать чрез все мытарства,
Всегда ПРИТВОРНО-ВЕСЕЛА,
Из комнаты — достать лекарства —
Метнулась раз… и обмерла.
«Младенчество». Поэма (1918). Часть X
ПУГЛИВО-НЕВЕРНЫЕ мысли
Мысли ПУГЛИВО-НЕВЕРНЫЕ,
Как длинные, зыбкие тени,
Неимоверные,
[994]
Несоразмерные,-
Крадутся, тянутся в пьяном от ночи мозгу,
Упившемся маками лени.
«Бессоницы» (1905). Часть 2.
РАДОСТНО-РАСПЯТОЕ, ГОРЕСНО-ПОБЕДНОЕ сердце
Солнце ль ты богатое,
Сердце ль, сердце бедное,
РАДОСТНО-РАСПЯТОЕ
ГОРЕСНО-ПОБЕДНОЕ!
«ASSAI РАLРITSTI Довольно ты билось!
БЕЗЗВУЧНО-ПЛЕЩУЩИЕ Лета
БЕЗЗВУЧНО-ПЛЕЩУЩИМИ Летами
Бог разградил свои миры;
Но сердца вещими приметами
Хранимы вечные дары.
«Весные дары» . Из сборника «Кормчие звезды» (1903)
МЕРТВЕННО-ВАКХАЛЬЕАЯ тризна
И с тризны мертвенно-вакхальной
Мы шли, туманны и грустны;
И был далек земле печальной
Возврат языческой весны.
«Тризна Диониса» (1898)
МИМОЛЁТНО-ОТСВЕТНЫЕ блики, ПРОНЗЁННО-УНЫЛАЯ жалоба
[995]
За МИМОЛЁТНО-ОТСВЕТНЫМИ бликами
С жалобой рея ПРОНЗЁННО-УНЫЛОЮ,
В лад я пою с их вечерними кликами -
Лебедь седой над осенней могилою…
«Лебеди» (1906)
2.5. Сложносоставные неологизмы, образованные из двух прилагательных, соединённых интерфиксом «-е-» слитно, без дефиса
ДРЕВНЕСТРАДАЛЬНЫЙ
Андрей Белый указал также и на это прилагательное среди авторских неологизмов в поэзии Вячеслава Иванова (544).
ДНЕСВЕТЛЫЙ
Андрей Белый указал на это прилагательное среди авторских неологизмов в поэзии Вячеслава Иванова (540).
Филолог и литературовед Сергей Аверинцев (1937-2004) (552) писал в работе «Поэзия Вячеслава Иванова. Часть 2»):
«Сознаемся, что обыденность и будничность слов «двухметроворостый» и «молоткастый» нисколько не превышает обыденность и будничность слов «круговратный» и «днесветлый»; вероятность, что мы услышим одно из этих слов во внецитатном употреблении, за чаем или на улице, примерно одинакова. Как первая, так и вторая пара хитроумных эпитетов отмечена одним общим свойством: редкое слово насильственно вырывает читателя из инерции скольжения по словесной поверхности и принуждает его на секунду задуматься над смыслом словообразующих корней» (553).
РЫЖЕКОННАЯ колесница
[996]
Наш отец, на колеснице
РЫЖЕКОННОЙ, скрылся, злобен,
Там, где океан подобен
Тяжкой крови черных ран.
Вечер, в дымной багрянице
Край закатный застилает;
Мрачным заревом пылает
Светлоструйный Эридан.
«Три гелиалы»
РЫЖЕКОСМЫЙ хоровод
Голубеют заливы пред очами Паллады
За снегами мраморов и маргариток;
В хоровод РЫЖЕКОСМЫЙ соплелись ореады;
Древний мир — священный пожелтелый свиток.
«Аттика и Галилея». Из сборника «Cor Ardens» (1907)
2.6. Сложносоставные неологизмы, образованные из прилагательного и существительного или существительного и прилагательного
АЛОЦВЕТ
Разлукой рок дохнул. Мой алоцвет
В твоих перстах осыпал, умирая,
Свой рдяный венчик. Но иного рая
В горящем сердце солнечный обет
«Золотые завесы» (1906).. Часть 14
ГУСТОСМОЛЬЕ и ПУСТОДОЛЬЕ
[997]
Чаровал я, волхвовал я,
Бога-Вакха зазывал я
На речные быстрины,
В чернолесье, в ГУСТОСМОЛЬЕ,
В изобилье, в ПУСТОДОЛЬЕ,
На морские валуны.
«Вызывание Вакха» Из сборника «Эрос». (1906)
ЛЕГКОКРЫЛОСТЬ
Твой лик — с устами сжатыми вдовство.
Там, в вышних ночи, славы торжество,
Превыспренних бесплотных ЛЕГКОКРЫЛОСТЬ.
Безвестье тут, беспамятство, застылость,
А в недрах — Солнца, Солнца рождество!
«Твое именованье — Сиротство…». Из цикла«Зимние сонеты» (1919-20 гг.). Стихотворение 9.
ЛЮТОВЗОР
Христофор — Богоносец
И отверженец Каин,—
Как срослись эти двое
В обличье родное,
Лютовзор — Богоносец,
Рая беженец — Каин?
«Со свечкой в подвале…» из цикла «Песни смутного времени» (1917-1918). Стихотворение 1.
ОГНЕЗРАЧНОСТЬ и СВЕТОЗРАЧНОСТЬ
[998]
Шлемом солнечным Взбранная Воевода
Наводит отсветную ОГНЕЗРАЧНОСТЬ,
Блеща юностью ярою с небосвода:
И пред взорами Чистой — золотая прозрачность.
«Аттика и Галилея» Из сборника «Cor Ardens» (1907)
Существительное огнезрачность образовано от прилагательного огнезрачный, известного по словарям Даля (93) и церковнославянскому (36) как «подобный огню» (36).
Обет чудес в дали безбрежной,
Зов верный творческой мечты!
Земли божественная злачность,
Ее рождающее Да,
О просветленной СВЕТОЗРАЧНОСТЬ,
Ты будешь наш всегда, всегда!
Из сцикла «Царство прозрачности» во второй книги лирики «Прозрачность» (1904). «Изумруд». Стихотворение 3.
Существительное светозрачность образовано от прилагательного светозрачный, указанного в словаре Даля в выражении «светозрачный лик» (93).
СРЕБРООБРАЗНОСТЬ
Прозрачность! Купелью кристальной
Ты твердь улегчила - и тонет
Луна в СРЕБРООБРАЗНОСТИ сизой.
В сборнике «Прозрачность»: Вторая книга лирики. (1904)
Здесь устаревшее слово улегчила от глагола улегчить (то же, что улегчать), согласно Словарю Даля, то же, что «облегчить, уменьшать тяжесть, вес, или тягость, тяготу житейскую, труд» (93).
[999]
СВЕТОРУННЫЙ
Крепнут силой лунной
Неба паутины,
И затоны - тины
Полны СВЕТОРУННОЙ.
«Небо живёт» (1904).
СНЕГОВЕРХИЙ
Колыша под влагой зыбучей,
Во мгле голубых отдалений,
По мхам малахитным узоры;
Граня СНЕГОВЕРХИЕ горы
Над смутностью дольних селений.
Из сборника «Прозрачность»: Вторая книга лирики (1904).
СОЛНЦЕДРОБЯЩАЯ звезда
Всепроницаемой святыней
Луча божественное Да,
Стань в сердце жертвенном твердыней,
СОЛНЦЕДРОБЯЩАЯ звезда!
«Алмаз». Из цикла «Царство прозрачности» во второй книги лирики «Прозрачность» (1904). Стихотворение 1
СОЛНЦЕДОСПЕШНАЯ Зарница
Как огневая колесница,
Сквозя чрез облачную стень,
Мчит над морями беглый день
СОЛНЦЕДОСПЕШНАЯ Зарница.
[1000]
«Вечерние дали». Из сборника «Кормчие звезды» (1903)
Здесь архаичное прлагательное «доспешная» от существительного доспехи означает «в доспехах» (554).
Итальянский филолог-русист Стефано Гардзонио (итал. Stefano Garzonio (р. 1952) (555) в статье «Вячеслав Иванов и поэзия Г.Р.Державина»: некоторые замечания» (556), привёл пример прилагательного «солнцедоспешная» в выражении «солнцедоспешная Зарница», заметив, что оно, как и другие сложные прилагательные Вячеслава Иванова, являются ‘народным’ оборотом и славянизмом, приближающим его язык к допетровской письменности и к “высокому стилю” Державина и Сумарокова…»(556).
«По части сложных прилагательных он один, кажется, последовал за Гнедичем, переводчиком Гомера, и превзошел его» (556).
2.7. Сложносоставные неологизмы-существительные, образованные «на основе подчинительных отношений глагола и существительного» (541)
КУМИРОТВОРЕЦ-ГЕНИЙ
Взгрустит КУМИРОТВОРЕЦ- ГЕНИЙ
Все глину мять да мрамор сечь -
И в облик лучших воплощений
Возмнит свой замысел облечь.
«Художник» (Из книги третьей «Эрос») (1906)
МИРОВЕРЖЕЦ
В какую окрайную мету
Метнул МИРОВЕРЖЕЦ комету…
«Суд»
[1001]
МИРОДЕРЖЕЦ
Здесь колесница МИРОДЕРЖЦА
На холм влеклася Громовержца.
«И вдруг умолкли… Рушит лом…». VIA SACRA. Стихотворение 2 (1944)
2.8. Сложносоставные неологизмы образованные с количественными числительными
ДВУСТВОРКА
ДВУСТВОРКУ на хвостах клубок дельфиний
Разверстой вынес; в ней растет Тритон,
Трубит в улиту; но не в зычный тон —
Струя лучом пронзает воздух синий.
«Двустворку на хвостах клубок дельфиний…». Из сборника «Римские сонеты». Сонет 5 (1924)
СТОЖАЛЫЙ ореол
Моя Печаль молчит, бледна от негь и пляски;
Ей плещет буйный хор с ликующих гондол;
Жестокость в кудри ей, с извивом жадной ласки,
Вплетает алых роз СТОЖАЛЫЙ ореол.
«Баркарола»
СТОЗВУЧЬЕ
[1002]
СТОЗВУЧЬЕ браней - созвучье граней,
Один Вселикий во всем велик!
Молчите, клики! Луч блещет ранний!
Лучите лики! Где луч, там лик!
«Орфей». Из сборника «Прозрачность» (1904)
Напомним, как мы указывали в разделе о неологизмах Лермонтова, что прилагательное стозвучный было известно ещё Лермонтову, которого мы указали как автора этого неологизма, использованного в поэме «Демон» (1839):
И блеск, и жизнь, и шум листов,
СТОЗВУЧНЫЙ говор голосов,
Дыханье тысячи растений!
2.9. Составные неологизмы, образованные из двух существительных
ВОДОСКЛОН
Я не знаю, что сулит мне, но припомнилась родной
Сень столетняя каштанов над кремнистой крутизной;
И с высот знакомых вижу вновь раздельным ВОДОСКЛОН
Рек души, текущих в вечность — и в земной, старинный сон.
«Предгорье» (1912)
ОГНЕСКЛОН
И, рея ОГНЕСКЛОНАМИ
Мерцающих быстрин,
Я - звездный сев над лонами
Желающих низин!
«Истома» (1906)
[1003]
ОГНЕНОСЕЦ
Существительное огненосцы было дано Вячеславом Ивановым и использовано им в стихотворении с таким названием из книги первой «Cor Ardens» (1907) и ещё в стихотворении «Канцона I», опубликованном в книге четвёртой «Любовь и смерть» (1907):
Мы юную лозу от вертограда,
Где ты была менада,
Обвив, надели новые венцы,
Как ОГНЕНОСЦЫ Духа и жрецы.
Никульцева указала, что слово огненосец является «зафиксированным в современных словарях, но воспринимаемым как неупотребимые в силу устарелости, либо как искусственное», т.е. иными словами его нужно рассматривать или как архаизм или как окказионализм (541), но определённости в этом отношении нет.
Определённо было известно прилагательное огненосный, указанное в словаре Даля (93) с примером в выражении «огненосные тучи», а также в Словаре архаизмов русского языка в значении «носимый в вихрях огня» (554). Тем не менее Андрей Белый ошибочно считал автором этого прилагательного Вячеслава Иванова (540).
ОГНЕТЕНЬ
И г лавы змей моих не ужалят
Твоей ноги, огнезвучный День!
Мириады уст тебя восхвалят,
Впивая следов твоих ОГНЕТЕНЬ!
«Океаниды»
СОЛНЦЕБОГ
[1004]
Беги, сокройся у порога,
Где тает благовест зари,
Доколе жертву Солнцебога
Вопьют земные алтари!
«Апотропей» Федору Сологубу (1906)
ТИТАНОУБИЙЦЫ
«Над темным лоном судеб,
Обагренным жатвой падучей
Мгновенной жизни,
Как царственный лебедь,
Скользит ваш смертный соперник,
ТИТАНОУБИЙЦЫ,—
Среди поколений летучих …»
«Листопад» Из сборника «Кормчие звезды» (1903)
ХОРЕВОЖАТЫЙ
Этот неологизм Вячеслав Иванов привёл в религиозно-философской поэме «Человек» (1915-1919), которую назвал мелопеей (от греческого melopoiia, что буквально означает песнетворчество) и которая представляла собой лирический стиль, «архитектонически построенный наподобие больших музыкальных произведений»» (557).
Отсюда и возник неологизм хоревожатый, первой частью которого является существительное хор, по типу хореограф, а вторая часть – существительное (или, возможно, прилагательное) вожатый.
2.10. Сложносоставные существительные, образованное с местоимениям
ВСЕЧЕЛОВЕК
[1005]
Старина, еще мы дюжи мыкать
По свету скитальцев русских долю,
В рубище ВСЕЧЕЛОВЕКОВ кликать
Духов День, Финиста-птицу, Волю.
«Сверстнику». Евгению Аничкову (1928)
САМОСТОЯНЬЕ
«Отважен будь! Отринь двуличье!
САМОСТОЯНЬЮ научись!
В Христово ль облекись обличье —
Или со Зверем ополчись».
«Став пред врагом, лицом к лицу…». Из цикла «Сентябрь» в сборнике «Римский дневник 1944 года». Стихотворение 6
2.11. Сложносоставное существительное, образованное в первой части из порядковых числительных
ПЕРВОУЗНАННАЯ дочь
И в свете звездного венца
Вы приближаетесь, как Ночь,
Невеста вечная Отца,
Им ПЕРВОУЗНАННАЯ дочь.
«Ночь» (1912)
СЕДМИЗРАЧНОСТЬ
[1006]
Когда нас окрылит Прозрачность,
Всех бездн сияющая мрачность
Обнимет радужную кручь –
И, к ним склоняясь, СЕДМИЗРАЧНОСТЬ
Возжаждет слиться в белый луч.
«Искушение прозрачности». Из цикла «Царство прозрачности». Часть I. (1904). Стихотворение 6.
Примечание
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ В ДАННОМ РАЗДЕЛЕ ИСТОЧНИКОВ-СНОСОК
537. См. статью «Иванов, Вячеслав Иванович» в Википедии.
538. См. статью «Общество ревнителей художественного слова» в Википедии.
539. См. статью «Венгеров, Семён Афанасьевич» в Википедии.
540. См. Андрей Белый. «Вячеслав Иванов»(1918). См. Викитека: Вячеслав Иванов (Белый). И также: http://az.lib.ru/b/belyj_a/text_1918_v_ivanov.shtml
541. См. Никульцева В.В. Словотворчество Вячеслава Иванова в диахронии и синхронии: 542. См. Мусоргский. Жизнь и творчество русского композитора. Глава IV. «Саламбо - Мусоргский
543. См. Саламбо. На сайте Литературные герои. — Академик. -2009 : https://dic.academic.ru/dic.nsf/litheroes/
544. См. статью «Парфенон» в Википедии.
545. См. Викисловарь: Пантеликон.
546. См. стать. «Теорба» в Википедии.
547. См. Тимашова Ж.Е. Индивидуально-авторские новообразования-прилагательные в поэтических текстах Андрея Белого и Вячеслава Иванова. – Ярославский педагогический вестник.-2011-№ 3- Том 1 (Гуманитарные науки).
548. См. Болотнова, Н. С. Филологический анализ текста: учебное пособие / Н. С. Болотнова. – 3-е издание, исправленное и дополненное. – М. : Флинта ; Наука , 2007. – 520 с.
549. См. Намитокова Р. Ю. Авторские неологизмы: словообразовательный аспект [Текст] / Р. Ю. Намитокова. – Ростов н/Д : Изд-во Ростовского университета , 1986. – 156 с.
550. См. Примечание к стихотворению Вячеслава Иванова «Асе»: 551. См. Статью «Ковач» в Википедии.
552. См. статью «Аверинцев, Сергей Сергеевич» в Википедии.
553. См. Сергей Аверинцев. Поэзия Вячеслава Иванова. Часть 2
http://yasko.livejournal.com/743632.html
554. Cловарь архаизмов русского языка. - 2013.
555. См. статью «Гардзонио, Стефано» в Википедии.
556. См. статью Стефано Гардзони «Вячеслав Иванов и поэзия Г.Р. Державина»: некоторые замечания» / Журнал «EUROPA ORIENTALIS» (2016).
557. Цит. по: С.Д.Титаренко «Мистериально-мифологическая природа жанра мелопеи «Человек» в творчестве Вячеслава Иванова. – Вестник Санкт-Петербургского университета,- Сер. 9, - 2009. Вып. 2. Ч. 2.
Данный раздел, публикуемый в новой, переработанной и дополненной редакции, является частью эссе "О литературных нормах в русской поэзии" с продолжением нумерации сносок и страниц.
Рецензия к предыдущей редакции соответствующей публикации:
Вот читаю и удивляюсь, сколько же надо перелопатить, чтобы получилась изюминка литературоведическая!!!
Сергей Сорокас 14.11.2019 12:46
Свидетельство о публикации №124052204624