Миф третий. Это мой магазин!

Во многих источниках утверждается, что творческая деятельность имажинистов, в отличие от большинства других литературных групп, основывалась на солидном материальном фундаменте, однако таинственная завеса над источниками этого кажущегося благополучия не приподнимается.
На самом деле его и не было.
Имажинисты, несмотря на безусловные поэтические таланты, не были олитературенными простачками, а все вместе и каждый в отдельности обладали недюжинной деловой хваткой и интуицией.            
Устав официально зарегистрированной «Ассоциации Литераторов» открывал группе широкое поле коммерческой деятельности и предоставлял имажинистам определенные возможности, которыми они не замедлили воспользоваться в полной мере.   
Статья 11. Устава Ассоциации Литераторов гласила.
Средства Ассоциации составляются из:
а/ субсидий правительственных и общественных учреждений;
б/ членских взносов и пожертвований;
в/ доходов от продажи изданий, сбора за вход на лекции, выставки, собрания, поступлений от учреждений Ассоциации и пр.
Это позволило открыть под флагом Ассоциации несколько коммерческих предприятий. К концу 1919 года начали работать литературное кафе «Стойло Пегаса», декорированное художником-имажинистом Георгием Якуловым, и два книжных магазина, в которых снабженцами и одновременно продавцами работали сами поэты, — «Артель Художников Слова» и «Лавка поэтов» с «Бюро газетных вырезок» при ней.
По воспоминаниям Рюрика Ивнева:
«Комната Мариенгофа и Есенина была завалена книгами, которые они всюду скупали, собираясь открывать свой книжный магазин. На столе лежали счеты, и Есенин своей торопливой заботливостью о пополнении ассортимента книг для будущего своего магазина производил впечатление делового коммерсанта, нервно ходил по комнате, садился к столу, что-то высчитывал и тонул в адресах, по которым можно было дешево скупать книги. Много времени спустя, когда магазин уже был открыт на Никитской под фирмой «Артели Художников Слова» и бойко торговал, Есенин с гордостью всегда говорил:
— Это мой магазин. Я его открыл, понимаешь?
Скульптором Коненковым была выстругана из дерева голова Есенина с поднятой правой рукой, взъерошивающий непослушные волосы, с полуоткрытым ртом. Бюст Есенина был похож на оригинал, особенно в те моменты, когда поэт упоенно читал свои стихи. Эта работа была выставлена в витрине книжного магазина «Артели Художников Слова» на Никитской, а Есенин не раз специально выходил на улицу — проверять впечатление на покупателей — при этом умилительно и загадочно улыбался.
Сильные позиции были у имажинистов во Всероссийском союзе поэтов (ВСП), в создании которого значительную роль сыграли Рюрик Ивнев и Шершеневич: они принимали активное участие в разработке Устава Всероссийского профессионального Союза поэтов в Москве и его работе начиная с первых заседаний в ноябре 1918 года. Воспользовавшись влиянием на органы управления, предприимчивые имажинисты организовали одноименное издательство «Имажинисты» при Всероссийском союзе поэтов в 1919 году, которое за четыре года своего существования выпустило более 40 монографий и сборников авторов группы.
Рюрик Ивнев, как личный секретарь Наркома Просвещения Луначарского в 1919 году включил имажинистов в литературную секцию Литературного поезда им. А. Луначарского, что дало им возможность исколесить всю страну с выступлениями, что во многом способствовало росту их популярности. Сохранилась машинописная копия статьи из газеты «Советская страна» № 4 за 1919 год «Москва. Литературный поезд им. А.В. Луначарского», с перечислением поэтов, участвующих в работе литературной секции: Рюрик Ивнев, Сергей Есенин, Анатолий Мариенгоф, Петр Орешин, Вадим Шершеневич.   
Свои стихи и идеи имажинисты, начиная с 1919 года, пропагандировали также на многочисленных платных выступлениях, проходивших в Москве в кафе Всероссийского союза поэтов Эстрада –Столовая (бывшего «Домино»), Политехническом музее и других залах, позднее в «Стойле Пегаса».
Когда осенью 1921 года в Москву переселился Иван Старцев, Мариенгофа пришла мысль пригласить его заведующим «Стойлом Пегаса». Есенин эту мысль всячески поддерживал и однажды определенно высказался за то, чтобы Старцев взялся за это дело: самим поэтам трудно было каждый вечер присутствовать в «Стойле» на контроле и продаже входных билетов.
«Стойло Пегаса» — до наступления НЭПа — одно из немногих в Москве мест для сборищ богемы, вольной кафейной публики и проституток (с нашествием которых велась безрезультатная борьба) до двух-трех часов ночи: отражающийся в многочисленных зеркалах свет, нагроможденные из-за тесноты помещения чуть ли не друг на друга столики, румынский оркестр, крохотная эстрада, а по стенам росписи художника Якулова и стихотворные лозунги имажинистов. С одной из стен на посетителей укоризненно смотрели неестественно искаженные левыми уклонами живописца глаза с портрета Есенина в надписях: «Плюйся, ветер, охапками листьев».
В 1922 г. имажинисты основали собственный журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном», просуществовавший три года (вышло всего четыре номера).
Спустя десяток лет после распада группы имажинистов советский критик Селивановский в «Очерках по истории русской советской поэзии» даст (в духе времени) такую однобокую оценку течению: «Говорить всерьез об имажинизме, как о принципиально интересном поэтическом течении, и о творчестве Ивнева, Мариенгофа, Шершеневича и Кусикова, как о заслуживающем внимания в наши дни, — не приходится. В своей социально-художественной сути имажинизм был попыткой буржуазной богемы обосноваться как организованное течение.  Поэтическое творчество имажинистов представляет собой — в своем большинстве — антикультурное явление в поэзии, помесь претенциозной безвкусицы с хулиганством и порнографией. Есенин был для имажинистов ширмой. Приход его к имажинизму совпадает по времени и смыслу с его отходом от революции».


Рецензии